Изменяющееся соотношение затрат на материалы, энергию и заработную плату и появление новых технических решений требует периодического пересмотра результатов оптимизации.
Список литературы
1. Кравченко, И.Н. К вопросу выбора оптимального способа восстановления изношенных деталей машин / И.Н. Кравченко, В.Ю. Гладков, А.М. Третьяков // Научно-технич. сб. — Балашиха: ВТУ при Спецстрое России, 2002. — С. 8-16.
2. Кравченко, И.Н. Основы системного подхода к оптимизации способов восстановления деталей машин / И.Н. Кравченко, Р.М. Гатауллин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2005. — № 4. — С. 34-37.
3. Шадричев, В.А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями / В.А. Шадричев.- М.; Л.: Машиздат, 1962. — 296 с.
4. Фролов, В.И. Методика выбора рационального способа восстановления деталей / В.И. Фролов, Д.В. Скичко //
Строительные и дорожные машины. — 2000. — № 3. — С. 36-39.
5. Кравченко, И.Н. Методика обоснования оптимального способа восстановления деталей строительных и дорожных машин / И.Н. Кравченко // Строительные и дорожные машины. — 2003. — № 1. — С. 39-41.
6. Гологорский, Е.Г. Выбор способа восстановления деталей / Е.Г. Гологорский, Д.А. Максимов // Механизация строительства. — 2008. — № 7. — С. 12-15.
7. Батищев, А.Н. Методика оптимизации способов восстановления деталей / А.Н. Батищев // Организация и технология ремонта машин. — М.: РГАЗУ, 2000. — С. 174-178.
8. Кравченко, И.Н. Комплексный анализ методик выбора рациональных способов восстановления деталей машин / И.Н. Кравченко // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2007. — № 3. — С. 40-44.
9. Кравченко, И.Н. Оценка результатов исследований значимых факторов при оптимизации способов восстановления деталей машин / И.Н. Кравченко, И.В. Соколов // Международный технико-экономический журнал. — 2007. — № 2. — С. 58-65.
УДК 631.173.004.12
В.В. Карпузов, канд. техн. наук, профессор
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
Современный механизм управления качеством продукции базируется на системном и процессном подходах к менеджменту качества. Системный подход — важнейший элемент философии управления качеством. Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, — залог устойчивого положения предприятий на рынке.
Системы менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000 стали одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения качества продукции и услуг. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества началась с 1987 г. и в настоящее время их применяют в 170 странах; свыше 1 млн предприятий и организаций сертифицировали свои системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ИСО 9001 [1].
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и положенная в основу стандартов ИСО серии 9000, является концентрированным обобщением накопленного мирового опыта в области управления качеством продукции и охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001 [2], не детализируя их (рис. 1). Требования стандарта ИСО 9001 предназначены для всех
124
организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Создание и сертификация СМК на основе МС ИСО серии 9000 постепенно становится общепризнанной нормой и в Российской Федерации. В настоящее время более 6,5 тыс. предприятий получили сертификат соответствия СМК. Наиболее быстрыми темпами работа по созданию СМК проводится в машиностроительных отраслях, строительстве, в сфере услуг и образования, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Создание и сертификация на предприятии СМК на основе МС ИСО серии 9000 приносит организации значительные преимущества и существенно улучшает показатели финансово-хозяйственной деятельности [3] (см. таблицу).
Сравнение экономических показателей деятельности предприятий, достигнутых при внедрении СМК, со средними значениями по отрасли показывает, что рентабельность возрастает в 2,3.. .3,6 раза, рост объема продаж на одного работающего — в 3,2...4,7 раза, рост объема инвестиций на одного работающего — в 1,7.2,2 раза.
К сожалению, работа по созданию систем менеджмента качества на предприятиях инженернотехнической системы (ИТС) АПК практически отсутствует. Причиной сложившейся ситуации яв-
Потребители (и другие заинтересованные стороны)
Постоянное улучшение системы менеджмента качества
Рис. 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе:
- деятельность, добавляющая ценность;-----► — поток информации
ляется как кризисное состояние отрасли, так и сложность и масштабность задач по разработке и внедрению эффективной и результативной СМК.
Реализация национального проекта в области сельского хозяйства и продолжающееся реформирование АПК формируют новую структуру товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства невозможно обеспечить без эффективной ИТС.
ИТС включает отрасли, обеспечивающие АПК техникой и энергетическими ресурсами, сервисную инфраструктуру, а также машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время выделяют три уровня в сервисной структуре современной ИТС (рис. 2).
В формирующейся на новых подходах ИТС АПК значительную роль будут играть дилерские центры и специализированные предприятия технического сервиса. Обеспечение качества услуг и эффективного функционирования указанных предприятий становится необходимым условием решения многочисленных проблем АПК, накопившихся в последние годы.
Мониторинг общего состояния инженернотехнической инфраструктуры АПК [4], а также опыт зарубежных стран с развитой экономикой показывают, что в сельском хозяйстве одной из наиболее рациональных является дилерская форма организации технического обслуживания и ремонта машин. Перед основными системообразующими машиностроительными заводами встает необходимость создавать свои фирменные системы технического сервиса как непременное условие конкурентоспособности выпускаемой продукции. В АПК такие организационные структуры технического сервиса основаны на объединении товаропроводящей и сервисной сети при участии заводов-изготовителей.
Дилерская форма организации технического сервиса становится все более распространенной и позволяет существенно повысить качество услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники.
К главным факторам указанного повышения можно отнести уже-
сточающиеся требования, устанавливаемые техническими регламентами для заводов-изготовителей техники, которые накладывают серьезные обязательства к качеству послепродажного, сервисного обслуживания продукции а также возможность использования богатой нормативно-технической базы и опыта системного управления качеством на заводах-изготовителях.
Национальная программа развития АПК, наряду с мерами обновления парка техники, призвана в первую очередь поддержать и модернизировать сервисную систему. Планируется увеличение количества дилерских и специализированных сервисных предприятий, способных выполнять качественный и быстрый ремонт усложняющихся конструктивно и технически сельскохозяйственной техники и оборудования. Предприятиям технического сервиса необходимо выработать новые подходы к управлению организацией сервисных и ремонтно-технических работ. Решение данной задачи невозможно без использования современных методов управления (ме-
Преимущества от внедрения и сертификации СМК
Преимущество Доля предприятий и организаций, отметивших приобретение данного преимущества, %
Улучшение управляемости 78
Улучшение знаний по процедурным вопросам 77
Возможность применения сертификата в целях
рекламы 73
Улучшение обслуживания потребителей 70
Упрощение решения производственных проблем 70
Повышение эффективности производства 69
Удержание уже имеющихся потребителей 67
Повышение удовлетворенности потребителей 67
Эффективный отбор персонала 54
Расширение доли рынка 47
Современная сервисная структура инженерно-технической системы АПК
^Ремонтно-обслужи- 4 вающие производства сельхозпроизводите-лей:машинные дворы, мастерские, стационарные и передвижные диагностические центры
С Мастерские общего ^ назначения и станции ТО и Р, универсальные дилерские центры, сервисные предприятия изготовителей техники, кооперативы
Специализированные предприятия по ремонту двигателей, гидротрансмиссий, турбокомпрессоров и других наиболее сложных узлов
Рис. 2. Сервисная структура инженерно-технической системы АПК
неджмента), в том числе менеджмента качества. Менеджмент качества является, по существу, важнейшим элементом системы управления предприятием, аналогичным таким, как управление финансами, ресурсами, персоналом.
По мере формирования ИТС АПК, развития рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин, повышения конкуренции между производителями сельскохозяйственной техники на постпроизводственных стадиях жизненного цикла продукции неизбежно все более широкое внедрение на предприятиях ИТС АПК систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
При управлении качеством в СМК объектами управления являются процессы организации, образующие систему. Элементы системы необязательно должны быть четко определены и описаны. В то же время управление системой требует знаний о внут-
ренних взаимосвязях между всеми ее элементами и людьми, которые в ней работают. В соответствии с принципами системного подхода производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей». Схема взаимодействия процессов СМК предприятия технического сервиса представлена на рис. 3.
Практика создания СМК на российских предприятиях показала, что создание СМК «под ключ» силами консалтинговой организации не позволяет получить эффективно и результативно действующую систему. Специфика и многочисленные особенности деятельности конкретного предприятия могут быть учтены только при создании СМК силами собственных работников и подразделений с привлечением в необходимых ситуациях высококвалифицированных консультантов.
В рамках формирования новой инженернотехнической системы АПК необходимо уже сейчас прорабатывать вопросы внедрения на предприятиях технического сервиса АПК систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
Актуальность отмеченной задачи подчеркнута рекомендациями «круглого стола» по качеству в аг-
Связь с по- Управление 4 Внутренние
требителями СМК ► аудиты
а §
Я
й О «
М 33 8
Управление документацией
с:
Определение и анализ требований, относящихся к продукции
Менеджмент
ресурсов
А
Проектирование и разработка услуг
Планирование и подготовка производства
3^
Обслужива-
ние
Управление устройствами для мониторинга и измерений
і
Прием, хранение и отгрузка отремонтированной продукции
Оказание услуг по ремонту
Закупки
Поставщики
&
о
С
Мониторинг и измерение продукции и услуг
Управление
несоответствиями
Рис. 3. Схема последовательности и взаимодействия процессов СМК ремонтного предприятия
126--------------------------------------- ВестникФГ0УВП0МГАУ№2'20'10 ----------------------------------
ропромышленном комплексе, проведенного в рамках Всемирного дня качества 9 ноября 2006 г.:
• руководителям предприятий и организаций, входящих в систему АПК, органам надзора и управления АПК рекомендовано рассмотреть вопросы внедрения систем менеджмента качества на базе МС ИСО серии 9000;
• просить Российскую академию сельскохозяйственных наук совместно с другими научными организациями отрасли и ВНИИС разработать методические рекомендации по СМК на малых предприятиях АПК.
В формирующейся инженерно-технической системе АПК в условиях рыночной конкуренции наличие сертифицированной СМК на основе МС ИСО серии 9000 становится решающим фактором выживания и эффективной деятельности предприятия технического сервиса.
Внедрение СМК, использование рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 10014-2008 при создании СМК на предприятиях инженерно-технической системы АПК позволит увеличить объем реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка и сельскохозяйственной техники, сократить затраты на проведение ремонта и технического обслуживания, повысить доход от инвестированного капитала, повысить конкурентоспособность услуг, оптимизировать использование ресурсов, оптимизировать процессы и повысить их результативность и эффективность, улучшить работу в цепи поставок, сократить сроки освоения новых видов услуг и таким образом обеспечить существенный финансовый и экономический эффект от применения принципов менеджмента качества.
Работа по созданию СМК на предприятиях технического сервиса АПК, оценка качества услуг как со стороны предприятий-изготовителей, так и со стороны органов по сертификации позволит создать действенный механизм по совершенствованию качества услуг в системе технического сервиса в АПК Российской Федерации.
Эффективное и массовое внедрение СМК на предприятиях ИТС АПК возможно лишь при условии создания определенных предпосылок и координации этой работы со стороны Минсельхоза РФ. Основные направления деятельности по разработке и внедрению СМК на предприятиях ТС АПК, по мнению автора, необходимо проводить по следующим направлениям.
1. Обеспечение тесного взаимодействия Министерства сельского хозяйства с Ростехрегулиро-ванием и ВНИИС.
2. Проведение с привлечением ГОСНИТИ анализа тенденций развития ИТС АПК с целью выявления состава и структуры предприятий технического сервиса, формирующихся в рыночных условиях.
3. Координация деятельности по созданию СМК на предприятиях ИТС АПК со стороны Департамента научно-технологической политики и образования.
4. Разработка типовой модели СМК, адаптированной для предприятий ТС АПК, и рекомендаций по внедрению СМК.
5. Формирование отраслевой системы консалтинга для реализации проекта внедрения СМК на предприятиях ИТС АПК.
6. Создание системы повышения квалификации и обучения персонала в области управления качеством.
8. Утверждение создания СМК на предприятиях ИТС АПК в качестве приоритетного направления деятельности секции «Технический сервис в агрокомплексе» отделения «Проблемы качества в агрокомплексе» Академии проблем качества.
9. Обеспечение под руководством ФГУ «Рос-агропромстандарт» формирования отраслевых систем входного контроля, метрологического обеспечения и мониторинга и измерений на предприятиях технического сервиса АПК.
10. Обеспечение включения вопросов разработки СМК на предприятиях ИТС АПК в образовательные программы высших и средних специальных учебных заведений отрасли.
11. Обеспечение научного сопровождения проекта по внедрению СМК на предприятиях ИТС АПК со стороны РАСХН.
12. Обеспечение информационного сопровождения проекта со стороны ФГНУ «Росинформ-агротех».
Наличие у предприятия системы качества, соответствующей признанным международным требованиям, является гарантом стабильности качества и имиджа в глазах потребителей и предприятий-изготовителей, лизинговых организаций и банков, заинтересованных в продвижении сельскохозяйственной техники на рынок. Внедрение и сертификация системы менеджмента качества станет мощным рычагом совершенствования производства, повышения качества ремонта и обслуживания, организации учета временных, затратных, технологических и качественных параметров, организации эффективной цепи поставок и обратной связи с потребителями.
Список литературы
1. Карпузов, В.В. Системы качества / В.В. Карпузов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2009. — 340 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». — М.: Стандартинформ, 2009. — 26 с.
3. Белобрагин, В.Я. Вектор движения / В.Я. Белобра-гин // Стандарты и качество. — 2009. — № 2. — С. 76-82.
4. Современный технический сервис в АПК: состояние, инновации, диверсификация: научный доклад. — М.: Рос-информагротех, 2008. — 100 с.
127