Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление - это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.
Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышлен-
ным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.
Библиографические ссылки
1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством : учебник. М. : Инфра-М, 2006.
2. Лапидус В. А., Рекшинский А. Н. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия «Диалоги консультанта»). Нижний Новгород : ООО СМЦ «Приоритет», 2005.
© Ревин А. Ю., Веревкина Е. В., Зеленский П. С., 2011
УДК 336.14
С. А. Хныкин Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Рассматриваются функции оптовой торговли, характерные для экономически развитых стран и современной России.
Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети [1].
Важным аспектом этого процесса является тенденция развития самих оптовых предприятий. В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг. В связи с этим серьезно развивается автоматизация предприятий оптовой торговли, позволяющая снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине. Развивается также и механизация складов, при этом предприятия, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях, прибегают к помощи средств малой механизации, собственники ус-
танавливают целый комплекс машин, обеспечивающих погрузку или разгрузку продукции.
Однако не все авторы, придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г. И. Ханин в статье, опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в экономике страны преувеличена, и объективная информация об оптовой торговле отсутствует [1].
Автор выделяет ряд основных функций оптовой торговли в экономически развитых странах и рассматривает, какие из них характерны для современной России.
По мнению Г. И. Ханина российские оптовые компании не выполняют:
- оценку потребностей и спроса - отсутствуют аналитические и маркетинговые службы;
- функцию перегруппировки и сортировки товаров - не развиты логистические центры;
- функцию предоставления информации и консультационных услуг, которая предполагает наличие высококвалифицированных технических специалистов;
- функцию облегчения покупки, которая предполагает биржевую торговлю, что отсутствует в России;
- функцию облегчения продаж, которая выполняется за счет сокращения дилерской сети;
- функцию предоставления рыночной информации, которая не характерна для России из-за отсутствия специализированных аналитических центров, стабильности на рынке, знания кредитных историй, престижной репутации [2].
Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»
Автор считает, что в достаточной мере в нашей стране развиты такие функции, как: хранение запасов, доставка товаров, предоставление кредитов.
По мнению Г. И. Ханина, финансовые успехи и высокая рентабельность отрасли оптовой торговли связана с тем, что она выполняет иные, не вытекающие из традиционных функции. И современная оптовая торговля - это в немалой степени организации по выкачиванию финансовых средств из отраслей экономики, главным образом, добывающих отраслей промышленности и металлургии. Помимо этого, оптовая торговля - это инструмент ухода от налога, схема сокрытия прибыли и поглощения эффективности результатов производственной деятельности [1].
На наш взгляд, такие пессимистические выводы были более актуальны на ранних этапах развития оптовой торговли в нашей стране. В настоящее время проблемам и тенденциям развития современной оптовой торговли уделяется более пристальное внимание и предприятия стремятся усовершенствовать свою инфраструктуру и повышать качество предоставляе-
мых услуг. Это стало необходимым особенно в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции.
В целом, в условиях формирующейся экономики преобладают положительные тенденции развития оптовой торговли, предприятия этой отрасли усовершенствуют внутреннюю и внешнюю инфраструктуру; расширяют ассортимент и предоставляемые услуги; появляются крупные распределительные центры; исчезают «лишние» посредники, на рынке остаются предприятия с хорошей репутацией и квалифицированным персоналом.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: www.midural.ru.
2. Ханин Г. И., Фомин Д. А. Оптовая торговля в современной России // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5. С. 42-61.
© Хныкин С. А., Юрковская Г. И., 2011
УДК 336.14
С. А. Хныкин, С. Л. Тимосюк Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗВИТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Рассматриваются значение оптовой торговли для экономики современной России, задачи, причины и тенденции развития.
Качественное развитие оптовой торговли в современной России играет существенную роль, ведь торговля в целом обеспечивает высокую занятость населения. Помимо этого она оказывает существенное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля, с одной стороны, регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции, а с другой -позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения.
Оптовая торговля является важной сферой торговой деятельности. Субъекты оптовой торговли, являясь коммерческими посредниками, способствуют установлению хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями. У большинства производителей отсутствуют возможности прямого сбыта продукции, поскольку задача ее распределения невероятно сложна, как непомерно велики и связанные со сбытом расходы. Эту функцию должна выполнять отрасль оптовой торговли, являющаяся средним звеном между производителем и потребителем и осуществляющая их обязательно одновременное обслуживание.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии
со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров.
В условиях формирующейся экономики первостепенное значение приобретают вопросы создания отлаженной системы товароснабжения розницы, эффективного функционирования цепочки поставок товаров от производителя до магазина, а также обеспечения стабильного товарообмена между регионами [1].
Для решения этих задач необходимо развитие оптовой торговли, чтобы из простого посредника купли-продажи, данная сфера деятельности способствовала созданию развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков и обеспечивала экономию издержек обращения и высокую эффективность всей системы обращения товаров в стране.
Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости