Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России'

Проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3526
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хныкин С. А., Юрковская Г. И.

Рассматриваются функции оптовой торговли, характерные для экономически развитых стран и современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития оптовой торговли в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление - это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.

Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышлен-

ным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.

Библиографические ссылки

1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством : учебник. М. : Инфра-М, 2006.

2. Лапидус В. А., Рекшинский А. Н. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия «Диалоги консультанта»). Нижний Новгород : ООО СМЦ «Приоритет», 2005.

© Ревин А. Ю., Веревкина Е. В., Зеленский П. С., 2011

УДК 336.14

С. А. Хныкин Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Рассматриваются функции оптовой торговли, характерные для экономически развитых стран и современной России.

Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети [1].

Важным аспектом этого процесса является тенденция развития самих оптовых предприятий. В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг. В связи с этим серьезно развивается автоматизация предприятий оптовой торговли, позволяющая снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине. Развивается также и механизация складов, при этом предприятия, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях, прибегают к помощи средств малой механизации, собственники ус-

танавливают целый комплекс машин, обеспечивающих погрузку или разгрузку продукции.

Однако не все авторы, придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г. И. Ханин в статье, опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в экономике страны преувеличена, и объективная информация об оптовой торговле отсутствует [1].

Автор выделяет ряд основных функций оптовой торговли в экономически развитых странах и рассматривает, какие из них характерны для современной России.

По мнению Г. И. Ханина российские оптовые компании не выполняют:

- оценку потребностей и спроса - отсутствуют аналитические и маркетинговые службы;

- функцию перегруппировки и сортировки товаров - не развиты логистические центры;

- функцию предоставления информации и консультационных услуг, которая предполагает наличие высококвалифицированных технических специалистов;

- функцию облегчения покупки, которая предполагает биржевую торговлю, что отсутствует в России;

- функцию облегчения продаж, которая выполняется за счет сокращения дилерской сети;

- функцию предоставления рыночной информации, которая не характерна для России из-за отсутствия специализированных аналитических центров, стабильности на рынке, знания кредитных историй, престижной репутации [2].

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

Автор считает, что в достаточной мере в нашей стране развиты такие функции, как: хранение запасов, доставка товаров, предоставление кредитов.

По мнению Г. И. Ханина, финансовые успехи и высокая рентабельность отрасли оптовой торговли связана с тем, что она выполняет иные, не вытекающие из традиционных функции. И современная оптовая торговля - это в немалой степени организации по выкачиванию финансовых средств из отраслей экономики, главным образом, добывающих отраслей промышленности и металлургии. Помимо этого, оптовая торговля - это инструмент ухода от налога, схема сокрытия прибыли и поглощения эффективности результатов производственной деятельности [1].

На наш взгляд, такие пессимистические выводы были более актуальны на ранних этапах развития оптовой торговли в нашей стране. В настоящее время проблемам и тенденциям развития современной оптовой торговли уделяется более пристальное внимание и предприятия стремятся усовершенствовать свою инфраструктуру и повышать качество предоставляе-

мых услуг. Это стало необходимым особенно в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции.

В целом, в условиях формирующейся экономики преобладают положительные тенденции развития оптовой торговли, предприятия этой отрасли усовершенствуют внутреннюю и внешнюю инфраструктуру; расширяют ассортимент и предоставляемые услуги; появляются крупные распределительные центры; исчезают «лишние» посредники, на рынке остаются предприятия с хорошей репутацией и квалифицированным персоналом.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: www.midural.ru.

2. Ханин Г. И., Фомин Д. А. Оптовая торговля в современной России // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5. С. 42-61.

© Хныкин С. А., Юрковская Г. И., 2011

УДК 336.14

С. А. Хныкин, С. Л. Тимосюк Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются значение оптовой торговли для экономики современной России, задачи, причины и тенденции развития.

Качественное развитие оптовой торговли в современной России играет существенную роль, ведь торговля в целом обеспечивает высокую занятость населения. Помимо этого она оказывает существенное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля, с одной стороны, регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции, а с другой -позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения.

Оптовая торговля является важной сферой торговой деятельности. Субъекты оптовой торговли, являясь коммерческими посредниками, способствуют установлению хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями. У большинства производителей отсутствуют возможности прямого сбыта продукции, поскольку задача ее распределения невероятно сложна, как непомерно велики и связанные со сбытом расходы. Эту функцию должна выполнять отрасль оптовой торговли, являющаяся средним звеном между производителем и потребителем и осуществляющая их обязательно одновременное обслуживание.

Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии

со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров.

В условиях формирующейся экономики первостепенное значение приобретают вопросы создания отлаженной системы товароснабжения розницы, эффективного функционирования цепочки поставок товаров от производителя до магазина, а также обеспечения стабильного товарообмена между регионами [1].

Для решения этих задач необходимо развитие оптовой торговли, чтобы из простого посредника купли-продажи, данная сфера деятельности способствовала созданию развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков и обеспечивала экономию издержек обращения и высокую эффективность всей системы обращения товаров в стране.

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.