ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ РОССИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗРЕШЕНИЮ
КОНФЛИКТА В СИРИИ Абрамова Е.В.
Абрамова Екатерина Владиславовна — студент магистратуры, Институт международных отношений, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация: в статье анализируются последние встречи на международном уровне, направленные на разрешение сирийского конфликта, участие России в качестве основного актора, содействующего урегулированию конфликта в САР, проанализирована роль России в переговорном процессе в 2017 и 2018 гг.
Ключевые слова: сирийский переговорный процесс, астанинский процесс, конгресс сирийского национального диалога.
Астанинский процесс представляет собой своего рода дополнительный механизм, который сопутствует переговорам в Женеве относительно будущего политического устройства в Сирии. Но если в Швейцарии идет разговор о вещах несколько отдаленной перспективы, то в столице Казахстана обсуждаются вопросы "здесь и сейчас", как наладить мирную жизнь на территориях, уже освобожденных от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». [1]
Начиная с января 2017 года, в Астане прошло уже восемь раундов переговоров. Главным достижением предыдущих раундов стало создание в разных частях Сирии так называемых "зон деэскалации", в которых воюющие стороны договорились о прекращении огня, что позволило в первую очередь начать оказывать всестороннюю гуманитарную поддержку местным жителям.
Восьмой раунд состоялся 21-22 декабря 2017 г. В нем страны-гаранты приняли положение о рабочей группе по освобождению задержанных, похищенных и обмену телами, а также нахождению без вести пропавших лиц, а также совместное заявление по гуманитарному процессу разминирования Сирии, включая на культурных объектах наследия. Девятый раунд переговоров в Астане назначен на 20-е числа февраля, однако никакой точной информации о дате проведения участники переговоров не установили.
Таким образом, переговоры в Астане в сравнении с женевскими привели к реальным решениям о создании зон деэскалации на территории Сирии, где устанавливается перемирие между местными боевиками и сирийскими правительственными войсками. Соглашения о деэскалации позволили сирийской армии высвободить войска с ряда фронтов и успешно освободить от ИГ большую часть восточной Сирии. Затем перебросить основные силы для освобождения Идлиба. Кроме того, с точки зрения потенциала, астанинский формат в разы эффективнее женевского. Переговоры в Швейцарии проходили без участия представителей и командиров реальных отрядов боевиков, воюющих в Сирии и ежеминутно рискующих оказаться под ударом российских ВКС и сирийской армии и в большей степени заинтересованы в скором разрешении сирийского конфликта.
29-30 января 2018 г. в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, в котором приняли участие около 1,4 тыс. представителей различных политических сил Сирии, проживающих как в Сирии, так и за рубежом, члены профсоюзов, старейшины племен, религиозные деятели, активисты и правозащитники и представители студенческих союзов, как оппозиционных, так и лояльных нынешнему сирийскому режиму и президенту страны Б. Асаду, международные наблюдатели и представители России, Турции и Ирана. Организаторы конгресса — Россия, Турция и Иран — придавали этому форуму ключевое значение в процессе мирного урегулирования в Сирии. Главным итогом стало формирование основ конституционной комиссии по созданию новой конституции страны. [2] Для выработки проекта этого документа сформирована специальная комиссия из 150 человек (100 делегатов от сирийского правительства и «внутренней конструктивной оппозиции» и еще 50 от внешней оппозиции).[3] Причем перечень товарищей из последней полусотни составляли турки, которые, по сути, и отвечали за конструктивность приглашенных лиц. Просаудовская же оппозиция, бойкотировавшая мероприятие, не упустила возможности еще раз проявить свою
неадекватность: представители ВКП заявили о том, что не признают конституционную комиссию и требуют сначала создать «переходное правительство» в Сирии. [4]
Таким образом, за один раунд переговорного процесса в Сочи сторонам удалось достичь больше, чем за почти десяток встреч в Женеве. Относительно успешное проведение конгресса было обусловлено, в частности, многочисленным и выверенным составом участников, а главным итогом - формирование условий работы по созданию новой конституции САР.
Таким образом, позиция России по разрешению сирийского вопроса осталась неизменной. Основное требование Москвы - соблюдение норм международного права. [5, 14] Еще одним важным аспектом позиции России является необходимость разрешения кризиса внутрисирийскими переговорами, без влияния извне. Усилия Москвы, направленные на контакты со всеми сторонами, во многом сделали возможным диалог правительства и оппозиции. При этом, Россия смогла преодолеть недоверие со стороны сирийской оппозиции и достичь ряда принципиальных договоренностей с ними, которые дали возможность процессу дальнейшего урегулирования. С позицией Москвы вынуждено было согласиться и мировое сообщество, что значительно облегчило путь к началу переговорного процесса. Во многом здесь была важна гуманитарная ситуация в стране, которая требовала срочного перемирия. Ситуацию ухудшала и деятельность террористических группировок. Вклад России в содействие установившемуся перемирию достаточно велик. Организация конференций в Женеве, проведение встреч с оппозицией в Москве, создание Контактной группы и МГПС, переговорного процесса в Астане и конгресса сирийского национального диалога в Сочи -везде Россия принимала самую активную роль.
Список литературы
1. Информационное агентство Вести.га [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2949652/ (дата обращения: 01.06.2018).
2. Информационное агентство РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/analytics/20180131/1513662964.html/ (дата обращения: 01.06.2018).
3. Совместная пресс-конференция с Президентом Сирии Башаром Асадом по итогам российско-сирийских переговоров // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL:http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/transcripts/7710/ (дата обращения: 01.06.2018).
4. Russia rejects latest UN Syria draft // Khaleej Times. [Электронный ресурс]. URL: http://www.khaleejtimes.com/DisplayArticle09.asp?xfile=data/middleeast/2012/February/middlee ast_February92.xml§ion=middleeast/ (дата обращения: 01.06.2018).
5. Арбатов А.Г. Сотрудничество России с Западом и антитерроризм // Современная Европа. 2002. № 2 (10). 141 с.