Belova Irina Vladimirovna CONGRESS OF THE SYRIAN ..
political sciences
УДК 327.56
КОНГРЕСС СИРИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В СОЧИ: ШАГ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ВАЖНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2018
Белова Ирина Владимировна, аспирант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации,
филиал - Северо-Западный институт управления (199178, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, проспект Средний, 57/43 ,
e-mail: liniyachisni@yandex.ru)
Аннотация. Статья посвящена важному политическому событию в современной России по сирийскому урегулированию и рассмотрению попыток обнаружения траекторий политического урегулирования кризиса, сложившегося в Сирии в настоящее время. Автор отталкивается от целесообразности комплексного анализа российской политики в сирийском направлении и рассматривает наиболее важные шаги, предпринятые Москвой с момента наступления кризисных явлений в 2012 году. Наиболее серьезным вопросом выступает роль женевского процесса, также инициированного РФ для налаживания процесса мирного урегулирования между конфликтующими сторонами. В работе отмечается, что непоследовательная деятельность США и стран Запада, направленная на усиление информационного давления на официальный Дамаск в период обострений привело к ряду негативных последствий. Эти действия были связаны с попытками обвинить правящий режим в Сирии в применении химического оружия, что так и не было доказано в ходе расследования, проведенного независимой комиссией, в то время как Вашингтон, ЕС и ССАГПЗ не прекращали давление на Башара Асада с явной целью смены власти в стране. Все это привело к ослаблению центрального правительства и выходу на арену террористических групп, включая уникальное образование, претендовавшее на суверенитет «Исламское государство» (ИГ). В результате вынужденное вооруженное военное вмешательство Российской Федерации в 2015-2017 гг. позволило прекратить деятельность ИГ, ликвидировав основные силы этой группировки, что повлекло за собой следующий мирный этап урегулирования, выразившийся в созыве по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в январе 2017 г. Успех этого мероприятия был гарантирован формированием конституционной комиссии, вобравшей в свой состав ключевые политические силы Сирии включая внешнюю оппозицию, а также получением поддержки со стороны ООН и одобрения в качестве инструмента, продолжающего женевский процесс. По итогам Конгресса удалось достичь соглашения о создании конституционной комиссии, которая должна будет подготовить новый проект реформирования системы государственного управления в этой стране. Для международного сообщества этот результат означает снижение напряженности на Ближнем Востоке, а для России несет в себе возможности по выстраиванию на ее базе уникальной миссии мирового диалогового центра, способного преодолеть проблемные области, находящиеся на «линиях разломов» в зонах соприкосновения цивилизаций.
Ключевые слова: российская внешняя политика, сирийский кризис, женевский процесс, конгресс сирийского национального диалога.
CONGRESS OF THE SYRIAN NATIONAL DIALOGUE IN SOCHI: STEP TO THE SETTLEMENT OF THE POLITICAL PROCESS AS AN IMPORTANT POLITICAL EVENT IN MODERN RUSSIA
© 2018
Belova Irina Vladimirovna, post-graduate student
Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration North-West Institute of Management,
branch - North-West Institute of Management (199178, Russia, Saint-Petersburg, Middle Avenue of Vasilievsky Island, 57/43, e-mail: liniyachisni@yandex.ru)
Abstract. The article is devoted to an important political event in modern Russia on the Syrian settlement and consideration of attempts to find trajectories of a political settlement of the crisis that has developed in Syria at the present time. The author bases on the expediency of a comprehensive analysis of Russian policy in the Syrian direction and considers the most important steps taken by Moscow since the onset of the crisis in 2012. The most serious issue is the role of the Geneva process, also initiated by the Russian Federation to establish a process of peaceful settlement between the conflicting parties. The paper notes that the inconsistent activities of the US and Western countries aimed at increasing the information pressure on the official Damascus during the exacerbations led to a number of negative consequences. These actions were connected with attempts to blame the ruling regime in Syria for the use of chemical weapons, which was never proved in the course of an investigation conducted by an independent commission, while Washington, the EU and the GCC did not stop pressure on Bashar Assad with the clear purpose of changing power in the country. All this led to the weakening of the central government and the emergence of terrorist groups, including a unique entity that claimed the sovereignty of the Islamic State (IG). As a result, forced military intervention by the Russian Federation in 2015-2017. allowed to stop the activities of the iG, eliminating the main forces of this grouping, which entailed the next peace stage of the settlement, which was expressed in the convocation at the initiative of the President of the Russian Federation V.V. Putin of the Congress of the Syrian National Dialogue in Sochi in January 2017. The success of this event was guaranteed by the formation of a constitutional commission that included the key political forces of Syria including external opposition, as well as obtaining support from the UN and approval as an instrument continuing the Geneva process. Following the results of the Congress, it was possible to reach an agreement on the establishment of a constitutional commission, which will have to prepare a new project for reforming the system of public administration in that country. For the international community, this result means less tension in the Middle East, and for Russia it has the ability to build on its basis a unique mission of a global dialogue center that can overcome the problem areas located on the "fault lines" in the areas of contact of civilizations.
Keywords: Russian foreign policy, the Syrian crisis, the Geneva process, the congress of the Syrian national dialogue.
Трудно преувеличить значение сирийского фактора в современной системе международных отношений. Государства, находящееся на пересечении сразу множества маршрутов, является территорией, по которой проложен сухопутный маршрут между Европой и Израилем. Вместе с тем, Сирия имеет колоссальный потенциал для приложения теории «столкновения цивилизаций», разра-
ботанной американским социологом С. Хантингтоном, так как находится в области соприкосновения исламского и христианского мира, но уникальность этого государства состоит в том, что на бесконфликтной основе на протяжении почти столетия в ней уживались представители восточных католических церквей (мелькиты, сиро-католики, марониты, армяно-католики и халдо-
политические науки
Белова Ирина Владимировна КОНГРЕСС СИРИЙСКОГО ...
католики), православных (антиохийская православная церковь, Сирийская православная церковь,, Армянская апостольская церковь, Ассирийская церковь Востока) и протестанты наряду с представителями суннитской и шиитской ветвей Ислама, а также изидиты, друзы, ба-хаи, зороастрийцы и иудеи. Проявления политических и этно-конфессиональных противоречий в форме конфликтов в этой стране носят ярко выраженный характер событий, зависящих от внешних факторов. В первую очередь они основаны на деятельности Запада в направлении реализации отработанной в других странах, но безрезультатной стратегии по военной и политической поддержке антиправительственных сторон, причем в Сирии эта поддержка начала преимущественно оказываться исламистским формированиям. Россия пытается отстоять свои связи с традиционным союзником, представляющим собой ближневосточную страну высокого уровня толерантности, поэтому задача Москвы не допустить взрывоопасных явлений, включающих становление радикальных форм правления как в этом государстве в целом, так на отдельных его территориях.
Россия многократно предлагала созвать Международную конференцию по Сирии. Задача состояла в том, чтобы подтолкнуть стороны к перемирию и поискам политического решения. Успехи в этом направлении подвергаются критике со стороны Вашингтона, исследователи отмечают стремление США к односторонним действиям, направленным на смену режима, действующего в Сирии без какого-либо диалога с населением [1].
Такой сценарий представляет собой довольно опасную траекторию, способную привести к повторению ситуации, произошедшей в Ливии, поэтому международное сообщество восприняло позицию России, в результате чего в 2012 году Москва добилась выведения дискуссии по сирийскому вопросу на уровень «Группы восьми» и достижения консенсуса в этом объединении во время встречи в мексиканском Лос Кабосе. Этот шаг подтолкнул развитые страны к осмыслению необходимости формирования суверенитета на основе плюралистической политической основе с учетом мнений и деятельности самих сирийцев с учетом сохранения территориально целостности [2]. После чего в июне 2012 года была созвана Международная конференция по Сирии, в которой приняли участие наряду со сторонами, участвовавшими в конфликте Россия, США, ЕС, Великобритания и Франция, а также КНР, Турция, Кувейт, Ирак и Катар. Важным участником мог бы стать Иран, вовлечение в диалог которого активно продвигала Москва, но Вашингтон настоял на том, что страна, находящаяся под санкциями не может выступать в качестве посредника в ходе переговоров, ведущих к мирному урегулированию в соседнем государстве.
Результатом обсуждений на этой конференции стал итоговый документ, предлагавший международную поддержку в адрес сирийцев по направлению выхода из сложившегося кризиса. Были даны рекомендации по формированию ряда институтов, включая формирование нового правительства со статусом переходного и принятие мер гуманитарного характера. Стороны договорились о содействии в вопросе содействия мирному урегулированию и использования своего авторитета для привлечения сирийцев за стол переговоров. Было принято коммюнике, содержащее эти позиции, но в нем не была содержательно отмечена необходимость отставки Башара Асада, не говорилось о предварительных условиях для начала переговорного процесса, тем не менее, документ считается основой политического процесса, «позволившего определить ключевые аспекты международного взаимодействия в области сирийского урегулирования» [3, с. 259].
Указанный документ не привел к желаемому согласию, США и их европейские союзники немедленно пришли к выводу, что необходимо наращивать давление на сирийское правительство. Активно начали использо-
ваться отдельные фрагменты из документа в направлении подбора новых кандидатов на смену Башару Асаду, что влекло за собой негативные процессы в диалоге Москва - Вашингтон и постепенному расхождению позиций двух стран.
Постепенно менялись приоритеты США в вопросе поддержки определенных сил в оппозиционном лагере. Сначала американцы делали ставку на «Свободную сирийскую армию». Затем, когда в 2014 году было осознанно, что это объединение не обладает реальной политической силой, Вашингтон переориентировался на «Исламский фронт» - шла попытка увязать деятельность этой умеренной исламистской группировки с усилиями оппозиционных сил либерального характера [4].
Существенную роль в этот период также начинают играть европейские страны, так свою роль оказала Франция. По утверждению бывшего министра иностранных дел этой страны Лорана Фабиуса, его страна оказывала содействие боевикам в вопросе поставок вооружений «с ведома Европейского Союза и США» [5].
То есть поддержка ЕС и Соединенных Штатов гарантировала сирийской оппозиции серьезную поддержку, осуществлявшуюся как по линии поставок оружия, так и в политическом плане. В конце лета 2012 года, практически сразу вслед за принятием Женевского коммюнике США заявили о переходе «красной линии» сирийским руководством, что может повлечь за собой применение силы со стороны США [6]. Основное беспокойство Западных стран вызывало возможное применение химического оружия [7]. В этом плане американский президент Б. Обама заявил, что это мнение соответствует мнению международного сообщества [8]. Франция и Великобритания поддержали Соединенные Штаты в этом вопросе.
Применение отравляющих веществ впервые было зафиксировано в марте 2013 года в провинции Алеппо (населенный пункт Хан аль- Асаль) [9]. После чего Вадим Муаллем, министр иностранных дел Сирии, сразу отправил письмо Пану Ги Муну письмо с просьбой провести расследование этого случая на беспристрастной основе. Однако уже через несколько дней этот населенный пункт был захвачен оппозиционными силами, свидетели той химической атаки были убиты. Российскими экспертами после обследования места было установлено, что использовался самодельно произведенный газ зарин, а также кустарное устройство [1, с. 4].
В тот же день, когда в Сирию прибыли эксперты, направленные ООН, было произведено новое использование химического оружия, в этот раз уже в непосредственной близости от Дамаска, в пригороде Восточная Гута [10]. Без проведения расследования западные лидеры обвинили правящий режим в Сирии в этой атаке, несмотря на наличие множества свидетельств, демонстрирующих фальсификации, произведенные в видеоматериалах [11]. Госсекретарь США Джон Керри сделал официальное заявление с обвинением Башара Асада в том, что тот произвел «зверское убийство мирных жителей, женщин, детей и случайно оказавшихся на месте невинных граждан» [12]. Это обвинение обосновывалось четырехстраничным отчетом, в довольно неоднозначной форме (фразами: «в США оценивают с высокой долей уверенности», «мы предполагаем, что...») утверждалась причастность действующего режима к этим действиям [13]. Запрос сенаторов на предмет разъяснений остался без ответа, а в исследованиях американских ученых о Сирии отсутствуют категорические утверждения о применении химического оружия Башаром Асадом [14].
Однако это все не помешало активному ходу информационной войны, реализуемой при существенной роли средств массовой информации, в результате Барак Обама выдвинул требование о смене стратегии по Сирии [15], что повлекло за собой стягивание авианесущих сил США ближе к этому государству.
Тем не менее, ситуация с проблемой применения хи-
Belova Irina Vladimirovna political
CONGRESS OF THE SYRIAN ... sciences
мического оружия в Сирии закончилась мирно. Сначала общественности было продемонстрировано заявление эксперта независимой комиссии Карлы дель Понте о том, что отравляющие вещества первыми применили именно боевики [16]. Однако в итоговом докладе Комиссии по ситуации в Сирии эти данные отражения уже не нашли [17]. Вместе с тем, усугубляющаяся зыбкость обвинений сирийского режима, а также его готовность идти на сотрудничество сыграли свою положительную роль в тот момент.
В сентябре 2014 года Сирия передает в Секретариат ООН декрет о согласии присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия, а благодаря усилиям российской дипломатии через несколько дней достигнута рамочная договоренность между Москвой и Вашингтоном о ликвидации сирийских запасов химического оружия [18].
Следующим этапом многосторонних международных усилий стал процесс созыва новой международной конференции по Сирии, процесс, ставший известным под названием «Женева-2». Главную роль в вопросе организации этого мероприятия снова сыграли Россия и США [19]. Участие в этом раунде сирийской оппозиции обеспечивалось дипломатами Вашингтона, Москва же отвечала за привлечение представительной делегации от официального Дамаска.
В отношении оппозиционных сил возникли некоторые проблемы и они оказались расколоты на несколько лагерей «Сирийский национальный совет» под руководством Джорджа Сабра отказался от участия в «Женеве-2», а «прокатарская группа» вышла из состава коалиции [20]. Вновь не удалось обеспечить участие в конференции Ирана, для которого даже было направлено приглашение со стороны Генерального секретаря ООН, но позже было отозвано [21].
Конференция прошла в январе 2014 года в г. Монтрё (Швейцария), в ней приняло участие 39 государств [22]. Российская сторона настаивала на том, что только посредством участия в мероприятии внешних государств будет способствовать сохранению позиций сирийских переговорщиков в отношении достигаемых договорённостей [21].
Практически сразу по завершению конференции было проведено два этапа консультаций по сирийском вопросу в Женеве, в январе и феврале 2014 года. Хотя на тот момент не удалось достигнуть строгих договоренностей, после их завершения в Сирии были организованы и проведены президентские выборы, на которых были представлены кандидаты от большинства политических сил страны. Несмотря на высокую явку (73%) и поддержку большинством голосов Башара Асада [23]. Европейский Союз и США объявили выборы незаконными, с таким же утверждением выступил Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива [24]. Что послужило поводом для нового витка информационной войны и попытками стран Запада добиться решения Совета Безопасности ООН о вмешательстве.
В период с 2011 по 2015 год РФ и КНР четыре раза воспользовались правом вето при рассмотрении резолюций относительно Сирии в Совете Безопасности ООН. Основную проблему составляло использование в открытой или завуалированной форме положение статьи VII Устава ООН об «угрозе миру и международной безопасности». Было очевидно, что запад стремится вмешаться во внутренние дела Сирии, оказывая поддержку оппозиционным силам, как уже происходило благодаря поставкам оружия [25].
Как заявил британский постоянный представитель при ООН Л. Грант: «Россия и Китай не выполнили свою ответственность в качестве постоянных членов СБ ООН. Они вновь заблокировали попытки большинства членов Совета, которые пользуются поддержкой большей части международного сообщества, применить новые подходы. Целью их действий является защита жестокого ре-298
жима» [26].
Российские попытки добиться деполитизации вопроса влились в ряд резолюций Совета Безопасности ООН: от августа 2014 года № 2170, сентября 2014 года № 2178 и от февраля 2015 года № 2199. В этих документах отражалось стремление сторон найти компромиссные варианты коллективного противостояния террористической активности в стране.
Тем не менее угроза на территории Сирии разрасталась вместе с ростом активности радикальных исламистских групп. В итоге соседние государства и страны Европы столкнулись с колоссальным по масштабам потоком беженцев (Турция приняла почти 3 млн. граждан этой страны, Ливан и Иордания по 1,5 млн человек [27]). Сотни тысяч были убиты и ранены.
Верховный суд Российской Федерации в декабре 2014 года признал «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической международной организацией [28], в результате деятельность ИГИЛ на территории РФ была запрещена. Эти шаги предопределили дальнейшие действия нашей страны по преодолению кризиса, вылившиеся в успешную военную операцию на территории Сирии, которая продлилась с 30 сентября 2015 года по 11 декабря 2017 года. Вывод войск из Сирии был ознаменован предложением Москвы провести Конгресс сирийского национального диалога в Сочи.
Основные характеристики самого конгресса можно описать следующим образом. Было приглашено более 1600 представителей различных общественных слоев из Сирии и соседних стран. Наряду с арабами, эту страну представляли также курды, езиды и другие национальные меньшинства. Основные политические силы Сирии представляли как БААС, так и Прогрессивный фронт, и Коммунистическая партия. Важную роль сыграло широкое участие оппозиции в составе Народного совета Сирии, а также религиозные деятели различных объединений и конфессий. Кроме того, там также присутствовали наблюдатели из России, Турции, Ирана и других стран Ближнего Востока.
От ООН в Сочи присутствовал специальный посланник Генерального секретаря по Сирии Стаффан де Мистура. Однако один из важнейших участников диалога - Вашингтон в последний момент заявил о том, что не будет направлять своего представителя. Аналогичным образом поступила Франция.
В ответ на комментарии в западной прессе о том, что попытка собрать конгресс такого рода является отражением стремления России перехватить инициативу в женевском процессе и отказаться от его принципов постоянный представитель РФ при ООН В.А. Небензя заявил: «То, в чем нас пытаются обвинить, что мы пытаемся подмять под себя женевский процесс, абсолютно не соответствует действительности, мы хотим придать новый импульс женевскому процессу»[29].
Можно также привести слова министра иностранных дел России С.В. Лаврова: «В этих принципах нет ничего революционного. Это ключевые нормы международного права - уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии, обеспечение прав всех этнических и конфессиональных групп, обеспечение политического процесса, который не будет никого оставлять за бортом и который позволит сирийцам самим, без вмешательства извне определять свою судьбу» [30].
Одним из важнейших решений, формально принятых в результате обсуждений на конгрессе стало заявление участников форума, направленное на сохранение территориальной целостности Сирии, для России важным аспектом в этом вопросе стало использование аргументов в пользу соблюдения прав всех религиозных и этнических групп при сохранении суверенитета страны.
Успешно выполненной можно считать одну из ключевых задач Конгресса сирийского национального диалога в Сочи, направленную на создание конституцион-
политические науки
Белова Ирина Владимировна КОНГРЕСС СИРИЙСКОГО ...
ной комиссии. О создании такой структуры стороны договорились в ходе мероприятия, был обсужден ее состав и принципы работы (в состав должны войти 50 делегатов от внешней оппозиции и 100 представителей правительства и умеренной оппозиции) [31]. Работа комиссии будет реализовываться в тесной связи с ООН и в координации со посланником Генерального Секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой.
Безусловно, работа по подготовке и проведению конгресса потребовала больших ресурсов с российской стороны. Все участники враждующих групп были приглашены в качестве частных лиц, были сложности в их размещении, а также в организации переговорного процесса (важнейшие его части проходили за закрытыми дверями), но реализация именно переговорной стратегии как нельзя лучше отражает стремление России к мирному исходу кризиса в Сирии. Также это политическое событие несет в себе сигнал для различных этно-конфессиональных сообществ, в том числе и на территории самой РФ, демонстрирующий мирные намерения Москвы и стратегические ориентиры на разрешение конфликтов по возможности методом переговоров, прислушиваясь к мнению представителей всех групп населения. Бездумная поддержка находящихся в конфликтах групп США, странами ЕС и монархиями Персидского залива отражает понимание Ф. Фукуямой стремления современных представителей среднего класса в передовых странах мира оказывать политическое содействие авторитарным режимам [32]. Этот тезис также находит глубокое отражение в более ранней работе С. Хантингтона, заявлявшего о наступлении нового витка противостояния авторитарных и либеральных режимов в период распространения третьей волны демократии [33]. В результате, отсутствие возможностей по налаживанию диалога с Западом, наряду со снижением проблемного поля во внутрисирийском кризисе может повлечь за собой привлечение к вопросу ООН и других международных сил, а также будет способствовать России в плане разрешения кризиса в этой стране посредством политического диалога.
Таким образом, необходимо отметить последовательность и эффективность российской политики в отношении Сирии. Эта деятельность влечет за собой несколько уровней возникающих преимуществ Москвы как на региональном, так и на глобальном уровне. Так, на уровне региона России удалось добиться обеспечения военного присутствия в форме военных баз (военно-морская база Тартус, авиабаза в Хмеймим), а также контроль над воздушным пространством в Сирии. В региональном масштабе Москва также поддерживает своих давних сирийских и иранских союзников в политическом, дипломатическом и военном отношении. РФ даже получает новых союзников, таких как Иракское шиитское ополчение. Ближневосточная игра альянсов, благоприятствует стратегическим интересам России с прогрессивной идеей формирования Ливано-сирийско-иракско-иранской оси, которая будет пересекать регион.
В глобальном масштабе Россия успешно выступает против американских и европейских стремлений добиться смены режимов на Ближнем Востоке в полном противоречии с нормами международного права.
Вместе с тем, главное достижение, которое было реализовано в ходе Конгресса, наиболее полно отражено в утверждении президента РФ В.В. Путина: «Можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день созданы условия для того, чтобы перевернуть трагическую страницу в истории Сирии» [32].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев А. Сирийская трагедия. Рождение чудовищ. Попытки организовать процесс политического урегулирования // Азия и Африка сегодня. 2017. №7. с.2-14.
2. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы (Лос-Кабос). 18 июня 2012
года - http://news.kremlin.ru/ref_notes/1244
3. Ходынская-Голенищева М. «На правильной стороне истории». М., 2015, с. 259.
4. Hubbard B. US Faces Dilemma in Support for Syria Rebels // International Herald Tribune. 29 April, 2013.
5. Le «Syria Express», un renforcement militaire russe de moins en moins discret. - http://www.lemonde. fr/les-decodeurs/article/2015/09/24/le-syria-express-un-renforcement-militaire-russe-de-moins-en-moins-dis-cret_4770223_4355770.html
6. Remarks by the President to the White House Press Corps. The White House. Office of the Press Secretary. 20 August 2012 - www.whitehouse.gov
7. Finaud M. Syria's Chemical Weapons: Force of Law or Law of Force? // GSCP Police Paper 2012/10.
8. Kessler G. President Obama and the 'red line' on Syria's chemical weapon // Washington Post. 6 September 2013.
9. Хроника противостояния в Сирии. Досье. - http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066
10. Une attaque au gaz aurait Шй 1300 syriens // Tribune de Genève. 22 aout 2013.
11. Mother Agnes Mariam of the Cross. The Chemical Attack on East Ghouta to Justify Military Right to Protect Intervention in Syria // International Institute of Peace, Justice and Human Rights. 2013, p. 23, 30.
12. Remarks. John Kerry. Secretary of State Press Briefing Room. Washington DC. August 26 2013 - www. state.gov
13. Government Assessment of the Syrian Government's Use of Chemical Weapons on August 21, 2013. The White House Office of the Press Secretary. August 30, 2013 -http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/08/30/ governmentassessment-syrian-government-s-use-chemical-weapons-august-21
14. Phillips Christopher. The Battle for Syria. International Rivalry in the New Middle East. Yale University Press. 2016. P. 175-179.
15. McGregor R. Obama Signals shift in strategy // Financial Times. 27 August 2013.
16. Allemand A. Les rebels syriens ont utilize du gaz sarin // Tribune de Genève. 7 mai 2013.
17. Press Release from the Commission of Inquiry on Syria (chemical weapons). 6 May 2013 - http:// orchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews. aspx?NewsID=13298&LangID=E
18. Российско-американская рамочная договоренность по уничтожению сирийского химического оружия. Женева, 14 сентября 2013 г.
19. О договоренности Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри по преодо- лению кризиса в Сирии. 7 мая 2013 г.
20. Perrin J.-P. L'opposition syrienne se choisit un nouveau chef // Le Temps. 8 juillet 2013.
21. Женева-2. Досье. - tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/1721384
22. Вступительное слово министра иностранных дел России С.В.Лаврова на открытии международной кон-ферен- ции по Сирии, Монтрё (Швейцария), 22 января 2014 г.
23. Башар выигрывает президентские выборы в Сирии - www.rbc.ru/politics/04/06/2014/57041dea9a79476 1c0cea5f7 22. Президентские выборы в Сирии (2014). -https://ru.wikipedia.org/wiki/ Президентские_выборы_в_ Сирии_(2014)
24. Совет Безопасности. Шестьдесят седьмой год. 6711-е заседание. 4 февраля 2012 г. Нью-Йорк. Документ ООН S/PV.6711. Security Council. 67th year. 6711th meeting. 4 February 2012. New York. UN Document S/VP.6711
25. Совет Безопасности. Шестьдесят седьмой год. 6810-е заседание. 19 июля 2012 г. Нью-Йорк. Документ ООН S/PV.6810. Security Council. 67th year. 6711th meeting. 19 July 2012. New York. UN Document S/VP.6810
26. Совет Безопасности. Шестьдесят шестой год.
Belova Irina Vladimirovna CONGRESS OF THE SYRIAN ..
political sciences
6498-е заседание. 17 марта 2011 г. Нью-Йорк. Документ ООН S/PV.6498. Security Council. 67th year. 6711th meeting. 17 March 2012. New York. UN Document S/VP.6498
27. Проблема беженцев - вопрос геополитический, а не гуманитарный. - inosmi.ru/politic/20160328/235881120. html
28. Верховный суд признал ИГ и «Джабхат ан-Нусра» террористическими организациями // ТАСС. 29.12.2014. http://tass.ru/politika/1677833
29. Небензя считает, что конгресс по Сирии в Сочи придаст новый импульс женевскому процессу // ТАСС. 03.02.2017. - http://tass.ru/politika/4927640
30. Сочи признали подплощадкой Женевы Конгресс сирийского национального диалога выполнил свои задачи // Коммерсантъ. 01.02.2018. - https://www.kommersant. ru/doc/3535055
31. Сирийский конгресс в Сочи проголосовал за реформу конституции // ТАСС. 31.01.2017. - http://tass.ru/ politika/4916916
32. Путин: Сформированы условия, чтобы перевернуть трагическую страницу в истории Сирии // Федеральное агентство новостей. 30.01.2018. - https:// riafan.ru/1020720-putin-sformirovany-usloviya-chtoby-per-evernut-tragicheskuyu-stranicu-v-istorii-sirii.
33. Fukuyama F. The Future of History. Can Liberal Democracy Survive the Decline of the Middle Class? // Foreign Affairs. January/February 2012. URL: http://www. foreignaffairs.com/articles/136782/francis-fukuyama/the-future-of-history.
34. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 480 с.
Статья поступила в редакцию 19.01.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018