ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В СИРИЙСКОМ УЗЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ Найденов И.С.
Найденов Илья Сергеевич - студент, специальность: международные отношения, Институт международных отношений и социально-политических наук Московский государственный лингвистический университет, г. Москва
Сирийский конфликт сейчас наиболее обсуждаемая тема во всех источниках информации. Многие страны положили свой взгляд на САР. Что следует заметить, у всех разные интересы и цели по поводу сирийского государства. Что же стало причиной такого пристального внимания? В чем же суть сирийского кризиса? Почему Россия помогает Сирии в деэскалации конфликта? Как Российская Федерация посредством дипломатии развязывает сирийский узел противоречий? И наконец, сможет ли Россия потушить разгоревшийся затяжной сирийский кризис? На эти и другие вопросы мы дадим развернутый ответ.
Сирийский кризис имеет внутренние и внешние причины. Сирия пронизана внутренними противоречиями, урегулирование которых не может быть осуществлено без прекращения вмешательства глобальных и международных акторов. Каждая страна пытается достигнуть своей цели, которая, так или иначе, влияет на ситуацию в сирийской республике. В большинстве случаев, государства заинтересованы дестабилизировать обстановку в Сирии по экономическим и политическим причинам. Некоторые страны имеют и политические, и экономические причины для свержения Башара Асада и ликвидации его режима [2, с. 26]. Например, США, которые, с одной стороны, хотят получить контроль над сирийскими нефтяными месторождениями. С другой стороны, США снабжают оппозиционные группы Сирии оружием и различными способами помогают курдам укрепить свои позиции в регионе. Сугубо экономические аспекты свержения сирийского президента присущи Катару и Саудовской Аравии. Сирия, как и Ливан, препятствовала Саудовской Аравии при реализации транзита нефти через Трансаравийский нефтепровод, который был финансовый жилой для Саудовской Аравии.
Также Сирия препятствует постройке газопровода для экспорта из Катара через территории Саудовской Аравии, Иордании, Сирии. Что касается причины вражды Катара против Сирии, тут тоже все достаточно просто - Иран, Ирак и Сирия в 2011 году подписали договор о постройке газопровода в районе месторождения «Южный Парс». «Южный Парс» - это только одна часть нефтегазовой жилы, расположенной в Персидском заливе в Иране. Другой частью месторождения под названием «Северный купол» владеет Катар [1, с. 32]. Доходы от месторождения являются основными для ВВП Катар. Постройка Сирией, Ираном и Ираком «Южного Парса» наносит сильный экономический удар по Катару, который не намерен разделять доходы, получаемые от данного месторождения.
Чтобы понять одну из причин, почему Россия помогает САР разрешить сирийский конфликт в регионе, нужно заглянуть за занавес истории отношений САР и РФ. Этот аспект необходимо прочитать внимательно для понимания всей ситуации. Отношения между Россией и Сирией имеют весьма долгую историю. Можно сказать, что с начала существования независимой Сирийской Арабской Республики Россия оказывает ей поддержку. Первая российская военная помощь Сирии была осуществлена при конфронтации с Израилем. В 1956 году министр иностранных дел нанес визит сирийскому правительству в Дамаске, где предложил экономическую и военную поддержку. Тем самым, сирийская регулярная армия до сих пор имеет советское
вооружение. В 1971 году в сирийском порту Тартус была расположена материально-техническая база ВМФ СССР. Все было бы неплохо, но Израиль и США часто высказывали свой протест, в частности Израиль был против поставок оружия и против расширения базы в Тартусе до полноценного масштаба. Осенью 2015 в качестве поддержки проправительственные отряды были снабжены российским вооружением. Экономические взаимоотношения тоже имели успех - в 1994 году был подписан договор о развитии технического и экономического сотрудничества. В 2004 году был создан российско-сирийский деловой Совет. Впрочем, можно долго вести перечень различных договоров и соглашений между САР и РФ, но одно ясно точно, что отношения между этими двумя государствами сложились исторически и складываются в весьма плодотворном и дружелюбном ключе.
Поговорим об интересах РФ в сирийском кризисе. Российская Федерация участвует в сирийской гражданской войне отнюдь не случайно. Страна имеет свои интересы на Ближнем востоке. Как мы знаем, САР мешает Катару и Саудовской Аравии построить нефтепровод и обогатить себя за счет поставок нефти в Европу. Поддержка Россией Сирии имеет, как это ни странно, экономическую подоплеку. В случае того, если Россия допускает свержение Башара Асада и дестабилизацию в САР, то странам Персидского залива открывается путь для продажи нефти европейским странам, что снизит цену российской нефти в Европе. Следовательно, по российской экономике будет нанесен сильный удар. Поэтому, учитывая данную экономическую причину, Россия будет упорно стараться добиться деэскалации конфликта в Сирии.
Российские ВКС были весьма успешны при выполнении своих целей, а именно -уничтожении террористов. Целью операции не ставилась полная ликвидация оппозиционных сил. Следовало создать такое положение в стране, при котором антиправительственные группировки не смогли бы превалировать в ситуации противоборства сирийского правительства и оппозиции. Правительство должно иметь определенное превосходство над оппозиционными силами, но не подавляющее, так как это могло бы спровоцировать враждебный настрой и продолжение военных действий со стороны оппозиции.
22 февраля 2016 года с американской и российской сторон совместно было объявлено о перемирии в Сирии. Была создана договоренность, которая заключалась в том, что все антиправительственные группы Сирии могут присоединиться к режиму прекращения огня до 26 февраля 2016 года. Таким образом, оппозиционные силы должны поставить в известность США и Россию о присоединении, затем Соединенные Штаты и РФ, соответственно, отметят расположение данных группировок на карте. Договоренность США и России о режиме тишины не увенчалась успехом, так как позже международная коалиция открыла огонь по регулярной армии Сирии и по гуманитарному конвою, который следовал в Алеппо.
Выступая в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия уже восемь раз накладывала вето на проекты резолюций, которые касаются санкций в отношении Сирии и свержения президента Башара Асада. Первое вето применено Россией и Китаем 4 октября 2011 года против резолюции, которая предполагала введение санкций против САР из-за подавления Асадом оппозиционных сил. Второе вето было наложено Россией и Китаем 4 февраля 2012 года на проект резолюции, которая была направлена на свержение сирийского президента. 19 июля 2012 года вновь Пекин и Москва заблокировали резолюцию ООН в отношении введения санкций против Сирии. 22 мая 2014 года особое право снова было использовано для отмены резолюции по поводу передачи досье в Международный суд, предполагающее участие Сирии в военных преступлениях. Также были заблокированы проект резолюции в декабре 2016, который предполагал создание беспилотной зоны над Алеппо, в то время как проводились военных операций против террористов. Россия заблокировала резолюцию в феврале 2017 года, которая
57
предполагала запретить поставку вертолетов законному правительству Сирии и регулярной армии в ответ на якобы применение сирийской столицей химических веществ. В восьмой раз Россия воспользовалась правом вето, которое предусматривало отмену резолюции ООН относительно обвинения Сирии в химической атаке. Последний проект резолюции по химической атаке в случае его принятия давал бы право США де-юре осуществлять авиаудары по САР, но это нарушало бы международное право.
Включались все силы российской дипломатии, чтобы обеспечить деэскалацию конфликта в САР. США и Саудовская Аравия хотели осуществить военную интервенцию из-за применения Сирией химического оружия. Однако, Китай и Россия не позволили сделать это, применяя дипломатические шаги. Осенью 2013 года по итогам переговоров в Женеве было принято решение ликвидировать химическое оружие. Зимой 2014 года и в начале лета РФ поставляла в Сирию специальную технику для транспортировки сирийского химоружия.
Еще одним значительным успехом российской дипломатии стал отзыв турецкой стороной оппозиционных движений из Алеппо. Этот шаг был предпринят Турцией благодаря договоренностям между Турцией и Россией о разделении сфер влияния.
Российская дипломатия показала свой уровень в переговорном процессе. Речь идет о переговорах с правительством Сирии, с внутренней и внешней оппозицией. Первые контакты с внутренней оппозицией были осенью 2011 года в Москве и с представителями Национального координационного комитета, который представляет собой организацию сирийской оппозиции. Данный комитет был образован тринадцатью левыми партиями, тремя курдскими. Также в Москве имели место переговоры с представителями внутренней оппозиции в Сирии, которые за 2013 и 2014 годы посетили российскую столицу больше 10 раз. Более того, осуществлялись в Москве и переговоры с внешней оппозицией. В феврале в столице России впервые прошли переговоры с представителями Национальной коалиции революционных оппозиционных сил. Делегация курдских объединений тоже участвовала в переговорах в Москве, с целью урегулирования ситуации в стране с политической точки зрения.
В январе и апреле 2015 года были проведены два раунда межсирийских консультаций. Для переговоров собралось около тридцати участников, которые представляют разные формирования оппозиционных сил Сирии. Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил отказалась принимать участие в переговорах. По итогам переговоров в январе был сформулирован принцип суверенитета и единства Сирии. Результатом межсирийских консультаций в апреле является «Московская платформа». Этот документ предусматривает урегулирование сирийского кризиса и противоречий на основе положений Женевского коммюнике.
Наиболее эффективным продвижением российской дипломатии по поводу сирийского урегулирования является создание коалиции «Турция-Россия-Иран». Другие форматы и переговоры, в которых участвовали США и их союзники, провалились, так как никто из них не мог реально повлиять на положение в стране. Уже говорилось, что страны коалиции имеют ряд противоречий, однако, следует отметить, что такой способ урегулирования сирийского кризиса является самым результативным, сравнивая данный формат с предыдущими, где, по сути, существенного развития по деэскалации конфликта не было. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что Турция, Иран и Россия не видят разрешения конфликта военным путем и что данные страны-гаранты имеют общее понимание сложившийся ситуации. Важно заметить, что доверие между Россией и Ираном выше, чем с Турцией. Но Эрдоган стремился исправиться, например, операция «Щит Евфрата», которая в реальности была направлена помешать курдам объединиться и создать свое государство, трактовалась Эрдоганом как военная антитеррористическая операция.
Что касается гуманитарной помощи, оказанной Россией САР, необходимо подчеркнуть, что с самых первых дней перемирия Россия начала поставлять продукты питания и вещи первой необходимости в провинции Дамаск, Хама, Хомс, Латакия, Идлиб [1, с. 150]. Еще во время боевых действий военно-транспортные самолеты доставляли самые необходимые гуманитарные средства (медикаменты и продукты питания). Со временем масштаб предоставления Россией гуманитарной поддержки набирал обороты. Однако, без потерь обойтись было нельзя. Летом 2016 года был сбит вертолет Ми-8 организацией «Джебхат ан-Нусра», который выполнил свою задачу по доставке гуманитарного груза в Алеппо. Отряд противоминного центра был послан для разминирования освобожденной Пальмиры, в том числе исторической части города. Операция по разминированию продолжалась 1,5 месяца. В апреле в Пальмире был сооружен российский госпиталь, в состав которого входило около 50 военных врачей. Было проведено 10 хирургических операций. Также Россия осуществляет гуманитарную помощь через Международный Комитет Красного Креста и Всемирную продовольственную программу.
В итоге, проанализировав интересы и цели участников сирийского кризиса и роль России в деэскалации конфликта в САР, мы можем сделать вывод, что каждый участник конфликта, как внутренний, так и внешний, стремится повлиять на государство определенным способом. Однако, у большинства акторов цели сопряжены с дестабилизацией страны и свержением сирийского президента Башара Асада, так как это выгодно либо по политическим причинам, либо по экономическим.
Были достигнуты определенные успехи в виде положений о прекращении огня в ходе различных форматов переговоров (Женева, Астана, Москва и т.д.), но из-за постоянных атак по Сирии и нарушения международного права переговоры не могут иметь устойчивой почвы. Однако, самым результативным считается формат «Турция -Россия-Иран» [6], который предполагает формирование стран-гарантов. Они будут обеспечивать режим прекращения огня в зонах деэскалации. Коалиция призвана урегулировать сирийский кризис без прямого военного вмешательства и распутать сирийский узел противоречий, который США очень активно пытается завязать еще сильней посредством финансирования террористических организаций и нанесения авиаударов по правительственным войскам Сирии для дестабилизации обстановки.
Российская дипломатия сыграла большую роль в урегулировании сирийского кризиса. Было проведено ряд переговоров с оппозиционными силами Сирии в Москве для разрешения конфликта. Более того, успешность российской дипломатии в ходе урегулирования кризиса в Сирии трактуется наложением восьми вето на проекты резолюции ООН, которые, по сути, предусматривали эскалацию конфликта путем санкций и свержения президента Сирии. Российская дипломатия сыграла неоценимо существенную роль при урегулировании сирийского кризиса, безусловно, не без военной операции РФ в Сирии. Отношения между Россией и Сирией исторически складывались и, как показывает время, складываются в дружелюбном ключе и на основе партнерства. Хотелось бы отметить, что Сирия для России является стратегически важным партнером и союзником на Ближнем Востоке. Но даже Россия не способна свести сирийский конфликт к нулю, так как факторов, которые мешают полной деэскалации, слишком много и они тесно переплетены между собой.
Список литературы
1. Барабанов М.С., Васильев А.Д., Денисенцев С.А., Кипшидзе В. В. , Лавров А.В.,
Легойда В. Р., Ломов Н.А., Лямин Ю.Ю., Пухов Р.Н., Шеповаленко М.Ю.
«Сирийский рубеж». Москва, 2016. 170 с.
2. Lüders Michael. Die den Sturm ernten wie der Westen Syrien ins Chaos stürzte.
Мюнхен, 2017. 176 с.
3. Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/themes//asset_publisher/p12AYJypFaxg/content/ id/649001/ (дата обращения: 23.08.2017).
4. Spiegel online. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/ausland/krieg-in-syrien-alle-wichtigen-fakten-erklaert-endlich-verstaendlich-a-1057039.html#sponfakt=1/ (дата обращения: 24.08.2017).
5. Frankfurter Allgemeine Zeitung. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/politik/thema/syrien/ (дата обращения: 22.08.2017).
6. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/20/12/2016/58593e4d9a79475cfef35d68/ (дата обращения: 22.08.2017).