Научная статья на тему 'Роль регионального координатора в апробации примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Владимирской области'

Роль регионального координатора в апробации примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROGRAM / REGIONAL COORDINATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилина Т. О.

В статье рассматриваются вопросы апробации примерной программы воспитания в образовательных организациях Владимирской области и роль регионального координатора в этом процессе.The article deals with the issues of approbation of an Exemplary educational program in educational organizations of the Vladimir region and the role of the regional coordinator in this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль регионального координатора в апробации примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Владимирской области»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 371

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАТОРА В АПРОБАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Т. О. Шумилина

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогического менеджмента ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой», г. Владимир E-mail: t.schumilina@ yandex.ru

Tatiana O. Shumilina

PhD (Education), Associate professor, Head of the Chair of educational management, Institute of education development named after L. I. Novi-kova, Vladimir, Russia

В статье рассматриваются вопросы апробации примерной программы воспитания в образовательных организациях Владимирской области и роль регионального координатора в этом процессе.

Ключевые слова: образовательная организация, программа воспитания, региональный координатор.

Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить: «Им решается участь человека» (В. Г. Белинский) [1].

Изменение экономического и социокультурного ландшафта в нашей стране в последние десятилетия в значительной мере ослабило внимание к воспитательной деятельности, к формированию духовно-нравственных ценностей и мировоззрения личности. Негативные тенденции, проявляющиеся в детской, подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия всех образовательных организаций, всех общественных институтов и заинтересованных

Как цитировать статью: Шумилина Т. О. Роль регионального координатора в апробации примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Владимирской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 142-146.

структур в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для образовательной системы Владимирской области.

При этом следует отметить, что в последнее время государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Под воспитанием в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3]. Законодательные документы, формулирующие государственную политику в области воспитания, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность в федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как обязательная компонента педагогического процесса; она является частью основной образовательной программы, охватывает все составляющие образовательной системы и направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на гармонизацию интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышение осознания ответственности личности за принимаемые решения и осуществляемые действия.

Сформулированные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» национальные ценности и нравственный воспитательный идеал должны стать целевыми ориентирами и быть положены в основу разработки воспитательных систем, формирования воспитывающей среды, реализации воспитывающего потенциала современного образовательного процесса, создания программ воспитательной деятельности [2].

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию

и защите Родины [4].

Как реализовать все идеи государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения в условиях конкретного региона и образовательной организации?

Во Владимирской области накоплен богатый опыт по созданию воспитательных систем образовательных организаций. А участие в апробации примерной программы воспитания вооружило реальным инструментом реализации системного подхода к организации воспитательного пространства в школах региона.

Курирование работы осуществлялось региональным координатором.

На первом этапе апробации примерной программы воспитания были определены школы — лидеры в организации воспитательного процесса. Разработка программ воспитания и их экспертиза были важным этапом для школ. Региональный координатор всегда был на связи с администрацией и оказывал всестороннюю поддержку «пионерам» проекта.

Для координации усилий всех заинтересованных сторон региональной системы образования координатором и экспертом была разработан проект «Развитие воспитания во Владимирской области» на 2019-2022 гг. Целью проекта является укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций Владимирской области с учетом особенностей социокультурного пространства региона. Важным событием проекта является апробация примерной программы воспитания в образовательных организациях Владимирской области.

Для информирования о ходе реализации проекта на сайте института ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой» http://viro33.ru сделана тематическая закладка «Развитие воспитания во Владимирской области». Размещены примерная программа воспитания (проект) и структура программы воспитания.

На втором этапе, когда структура и содержание примерной программы воспитания были определены, встала задача распространения опыта ее разработки.

В регионе выстроена система диссеминации опыта по разработке программы воспитания с участием общеобразовательных организаций (ОО) — участниц апробации примерной программы.

Региональным координатором контролируется подготовка и проведение областного семинара — совещания для специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб, курирующих

вопросы воспитания в общеобразовательных организациях по теме «Управление процессом разработки программы воспитания в ОО с учетом региональной политики».

Планируется проведение регионального семинара-практикума для руководителей, заместителей руководителей по воспитательной работе ОО по теме «Технология разработки программы воспитания в ОО с учетом региональной политики».

Разработан план-график проведения муниципальных методических семинаров по структуре и содержанию примерной программы воспитания для заместителей руководителей по воспитательной работе, методических объединений классных руководителей.

После проведения серии обучающих семинаров, мастер-классов работа не может быть остановлена, так как участниками этих встреч не могут стать абсолютно все специалисты, занимающиеся вопросами воспитания в системе общего образования.

Под руководством регионального координатора и с участием специалистов ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой» в программу курсов повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей по УВР, ВР включен практикум по разработке программы воспитания в общеобразовательной организации. Руководители школ осваивают содержание лекции «Образовательная организация как воспитательная система» и выполняют практикум на основе конструктора из примерной программы воспитания.

Таким образом, под руководством регионального координатора во Владимирской области происходит совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательного пространства региона, муниципальных образований и образовательных организаций; обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации примерной программы воспитания в рамках федерального проекта; оказывается содействие формированию воспитательных систем образовательных организаций Владимирской области.

Литература

1. Белинский В. Г. О воспитании детей и о детской книге // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. СПб., 1840 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogic.ru/ books/item/f00/s00/z0000027/st092.shtml (дата обращения: 15.02.2020).

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря

2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 15.02.2020).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // RG.ru [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.02.2020).

ROLE OF THE REGIONAL COORDINATOR IN APPROBATION OF AN EXEMPLARY EDUCATIONAL PROGRAM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS VLADIMIR REGION

The article deals with the issues of approbation of an Exemplary educational program in educational organizations of the Vladimir region and the role of the regional coordinator in this process.

Keywords: educational organization, educational program, regional coordinator.

References

• Belinskij V. G. O vospitanii detej i o detskoj knige // Antologiya pedagogicheskoj mysli Rossii pervoj poloviny XIX veka. SPb., 1840 [Elektronnyj resurs]. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/ z0000027/st092.shtml (data obrashcheniya: 15.02.2020). [In Rus].

• Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospi-taniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2014. 24 s. [In Rus].

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izm-eneniyami 2020 goda [Elektronnyj resurs]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (data obrashcheniya: 15.02.2020). [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva // RG.ru [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 15.02.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.