Научная статья на тему 'Апробация и внедрение примерной программы воспитания'

Апробация и внедрение примерной программы воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3484
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АПРОБАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ЭКСПЕРТ / ALGORITHM / APPROBATION / INTRODUCTION / UPBRINGING / UPBRINGING PROGRAM / EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Н. Л.

В статье изложен алгоритм внедрения примерной программы воспитания в регионах РФ на базе городских и сельских образовательных организаций, показаны роль и функции в этом процессе федеральных и региональных координаторов, экспертов, самих образовательных организаций.The article describes the algorithm of introduction of approximate upbringing program in the regions of the Russian Federation on the basis of urban and rural educational organizations, the role and functions in this process of federal and regional coordinators, experts, educational organizations themselves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация и внедрение примерной программы воспитания»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 37

Н. Л. Селиванова

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

E-mail: nselivanova2000@ mail.ru

Natalia L. Selivanova

Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Leading researcher of the Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

В статье изложен алгоритм внедрения примерной программы воспитания в регионах РФ на базе городских и сельских образовательных организаций, показаны роль и функции в этом процессе федеральных и региональных координаторов, экспертов, самих образовательных организаций.

Ключевые слова: алгоритм, апробация, внедрение, воспитание, программа воспитания, эксперт.

Примерная программа воспитания была разработана по инициативе Министерства просвещения РФ в 2019 году лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО.

Кроме разработки текста программы было необходимо провести и ее апробацию, то есть предоставить возможность образовательным организациям разработать свою программу воспитания — это и стало основной целью апробации.

Мы считаем необходимым представить данный процесс, так как разработка его алгоритма, анализ результатов впоследствии определяет и успех внедрения. Невнимание к процессам апробации тех или иных документов, материалов приводит в дальнейшем к их невостребованности или непонимания идей, заложенных в них.

Для организации данного процесса было необ-

Как цитировать статью: Селиванова Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, №1 (67). С. 106-114.

ходимо создать процедуру апробации [2], ее алгоритм, тем более что она должна была стать важным этапом внедрения программы воспитания во всех школах РФ.

Перед апробацией программы ставился и ряд задач. Среди них — необходимость выяснить, какие затруднения возникнут у педагогов при написании программы, какие еще педагогические идеи могут быть заложены в нее, какие модули программы наиболее или наименее популярны при организации воспитательного процесса в школе.

Готовые программы, прежде всего, рассматривались экспертами — ведущими специалистами в сфере воспитания. Их роль была сложной [3]. Они не только рассматривали соответствие программ образовательной организации примерной программе воспитания, но и сопровождали подготовку программ, консультировали педагогов. Для этого им понадобилось ознакомиться с самой образовательной организацией, с особенностями построения воспитательного процесса в ней. Эксперты беседовали с педагогами, знакомились с документами, изучали сайты организаций. Сроки подготовки программы были сжатыми — две недели.

Апробация в 668 (городских школ — 333, сельских школ — 335) образовательных организациях, выделенных 82 регионами для этой работы, прошла с сентября по декабрь 2019 года. В ней участвовали 58 экспертов.

Каков же был алгоритм апробации? Прежде всего, как было уже сказано, региональные министерства выделили школы и координаторов, которые будут участвовать в данном процессе.

Естественно, что и для тех, и для других, а также для представителей региональных министерств было проведено установочное совещание, на котором была представлена примерная программа воспитания и алгоритм ее апробации. Это совещание запустило процесс апробации. Также состоялся специальный семинар для экспертов, его программа была посвящена разъяснениям, касающимся их деятельности.

Следующим этапом апробации стало проведение обучающих семинаров в каждом округе РФ. На этих семинарах педагогам, региональным координаторам рассказывалось об особенностях программы, о том, как максимально использовать текст примерной программы воспитания для написания собственной. Состоялось и знакомство с экспертами в каждом округе.

Затем начался самый трудный этап апробации — подготовка программ выбранными образовательными организациями.

У каждого эксперта была разработанная памятка и экспертный лист, который он заполнял в режиме онлайн. Приведем эти документы.

ПАМЯТКА ЭКСПЕРТУ

Уважаемый эксперт! Благодарим Вас за согласие принять участие в апробации примерной программы воспитания. Основной задачей работы эксперта является помощь образовательным организациям в создании и реализации собственных рабочих программ воспитания, способных решать проблемы гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Эксперт, таким образом, не просто анализирует работу школы, но и помогает ей увидеть, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

Примерный план осуществления работ по экспертизе

1. Изучить примерную программу воспитания.

2. Изучить ФГОС ОО в контексте вопросов воспитания.

3. Изучить критерии, по которым проводится экспертиза.

4. Ознакомиться с рабочей программой, созданной образовательной организацией на основе примерной программы.

5. Ознакомиться с иными документами образовательной организации, связанными с процессом воспитания (при их наличии).

6. Познакомиться с организацией воспитательной работы образовательной организации (при наличии возможности) на месте, провести необходимые очные или онлайн-консультации.

7. По результатам знакомства с образовательной организацией и с разработанной в ней рабочей программой воспитания заполнить экспертный лист в электронной форме на сайте апробации программы: www.form.instrao.ru.

8. Подготовить и передать федеральным координаторам экспертное заключение по установленной форме.

Форма экспертного листа по результатам анализа рабочей программы воспитания образовательной организации (заполнялся в электронном виде)

ФИО эксперта_(поле для ввода)

Федеральный округ (из списка) Регион (из списка)

Тип школы (городское поселение, сельская местность)

Образовательная организация_

_(поле для ввода)

1. Численность учащихся образовательной организации_

_(поле для ввода)

2. Численность педагогического коллектива_

_(поле для ввода)

3. С какого класса начинается обучение в ОО? Обучение ведется с 1 класса

Обучение ведется с 5 класса Обучение ведется с 7 класса Обучение ведется с 9 класса Обучение ведется с 10 класса

4. До какого класса ведется обучение в ОО? Обучение ведется до 4 класса Обучение ведется до 9 класса Обучение ведется до 11 класса

5. Количество классов_(поле для ввода)

6. Какие вариативные модули образовательная организация включила в рабочую программу воспитания?

□ Ключевые общешкольные дела

□ Школьные и социальные медиа

□ Детские общественные объединения

□ Волонтерство

□ Экскурсии, экспедиции, походы

□ Организация предметно-эстетической среды

□ Свои модули_(поле для ввода)

7. Соответствует ли содержание и выбор модулей задачам, сформулированным в рабочей программе?

□ Полностью соответствует

□ В основном соответствует

□ Частично соответствует

8. Соответствует ли структура представленной рабочей программы воспитания структуре примерной программы воспитания, имеются ли в наличии следующие разделы программы:

□ Особенности организуемого в образовательной организации процесса воспитания

□ Цели и задачи воспитания

□ Виды, формы и содержание деятельности (раздел представлен в виде модулей)

□ Анализ воспитательного процесса

9. Оцените воспитывающее содержание деятельности, описанной в модулях программы воспитания и прилагаемых к ней планах-сетках воспитательной работы

□ Воспитывающее содержание очевидно и ярко выражено

□ Воспитывающее содержание присутствует частично

□ Воспитывающее содержание неочевидно или полностью отсутствует

10. Соответствует ли содержание деятельности педагогов, представленной в планах-сетках воспитательной работы, возрастным особенностям школьников

Начальное образование

□ Да

□ Нет

□ Частично

Основное образование

□ Да

□ Нет

□ Частично

Среднее образование

□ Да

□ Нет

□ Частично

Форма экспертного заключения по итогам работы с образовательными организациями региона

1. ФИО эксперта

2. Регион, в котором работал эксперт

3. Количество школ, с которыми работал эксперт, в т.ч. с указанием принадлежности к типу поселения (городская, сельская)

4. Типичные затруднения, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в процессе разработки рабочих программ воспитания и на начальном этапе их реализации — при наличии (объем — до 0,5 страницы)

5. Конструктивные педагогические идеи и воспитательные практики, описываемые общеобразовательными организациями в собственных рабочих программах воспитания — при наличии (объем — до 0,5 страницы)

6. Что изменилось в осмыслении воспитательного процесса администрацией и педагогами образовательной организации во время подготовки рабочей программы воспитания — если такие изменения зафиксированы экспертом (объем — до 0,5 страницы)

7. Рекомендации региональным органам управления образования по организации процесса воспитания в школах региона (объем — до 0,5 страницы)

8. Рекомендации образовательным организациям по организации процесса воспитания (объем — 0,5 до 1 страницы)

9. Рекомендации разработчикам примерной программы воспитания по ее совершенствованию (объем — до 0,5 страницы)

В ходе написания рабочих программ эксперты встречались при необходимости (а такая необходимость была практически у всех школ) с представителями образовательных организаций, изучали документацию.

После истечения срока подготовки программ эксперты в течение трех недель проводили экспертизы, обращаясь в случае каких-либо вопросов непосредственно в школу и к федеральным, региональным

координаторам.

Региональные координаторы оказывали экспертам содействие в работе, решая организационные вопросы, возникающие в ходе экспертизы.

По окончании экспертизы эксперты готовили рекомендации для образовательных организаций по доработке программы воспитания. Образовательные организации вносили изменения в разработанные ими программы по замечаниям экспертов при консультативной помощи региональных координаторов и методических служб регионов.

Следующим ключевым моментом в процессе апробации была подготовка экспертами аналитических материалов для федеральных координаторов — разработчиков примерной программы воспитания для ее доработки.

Сами образовательные организации тоже имели возможность сделать предложения для доработки программы, выслав федеральным координаторам свои предложения.

Проанализировав поступившие аналитические материалы, разработчики программы внесли определенные изменения в примерную программу воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершение этапа апробации состоялась конференция по ее итогам.

Апробация примерной программы воспитания потребовала четкого распределения функций между всеми участниками этого процесса.

Так, федеральные координаторы (разработчики программы) должны были организовать и провести установочный федеральный семинар [4]; содержательно обеспечить деятельность экспертов; обучить их; организовать и провести окружные обучающие семинары; постоянно координировать деятельность экспертов; обобщить аналитику по апробации программы в регионах; подвести ее итоги.

Основными функциями региональных координаторов были: обеспечение взаимодействия школ и экспертов; создание условий для проведения обучающих семинаров, оказание помощи в работе школ, работающим над своими программами.

В состав функций субъекта РФ по апробации примерной программы воспитания входило: определение школ для проведения апробации; определение региональных координаторов; участие в федеральном совещании (заместитель министра, региональный координатор, несколько школ субъекта); участие в окружных семинарах; обеспечение присутствия на семинаре всех школ-участниц; координация школ; организация

взаимодействия экспертов со школами; сбор аналитики, консультации.

Функции образовательной организации по апробации примерной программы воспитания: участие в окружном обучающем семинаре; составление рабочих программ; начало реализации рабочих программ; консультации с экспертами; подведение итогов разработки программ; обратная связь с экспертами; участие в семинаре; реализация программы; корректировка программы; подведение итогов апробации.

Проведенная апробация примерной программы воспитания показала работоспособность и эффективность предложенного алгоритма. В результате апробации была получена важная аналитическая информация, которая позволила, прежде всего, внести определенные изменения в содержание программы, уточнив в ее тексте те вопросы, которые вызывали затруднения у педагогов при написании программы. Кроме этого, части педагогов-практиков она позволила с новых позиций посмотреть на воспитание в школе, на его потенциал в плане развития личности школьника [1]. Также многие практикующие педагоги получили возможность общения с высокими профессионалами в сфере воспитания, эксперты расширили круг школ с разными уровнями организации воспитательного процесса, в которых они могли наблюдать этот процесс. Результатом апробации фактически стало неформальное повышение квалификации по вопросам воспитания для педагогов, участвовавших в данной апробации.

Неожиданным результатом апробации стало образование неформального сообщества экспертов — активных поборников воспитания.

Следующим шагом должен стать процесс внедрения примерной программы воспитания в школах РФ. Очевидно, что это будет сложный процесс, число его участников возрастет в разы, изменится и содержание работы экспертов, она в большой степени станет консультативной, обучающей. В процессе внедрения предстоит обновить его научно-методическое обеспечение, провести ряд обучающих семинаров, разработать программу повышения квалификации педагогов.

Так же, как для апробации примерной программы воспитания, разработан и алгоритм действий для внедрения. Надеемся, что он будет реализован.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «<Апробация и внедрение при-

мерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 100-108.

2. Писарева С. А. Апробация модулей инновационной образовательной программы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 11. [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/aprobatsiya-moduley-innvatsionnoy-obrazovatelnoy programmy (дата обращения: 15.04.2020).

3. Селиванова Н. Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания школы // Вопросы воспитания. 2012. № 3. С. 87-92.

4. Шакурова М. В., Степанов П. В., Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1 (16). С. 37-45.

APPROBATION AND INTRODUCTION OF APPROXIMATE UPBRINGING PROGRAM

The article describes the algorithm of introduction of approximate upbringing program in the regions of the Russian Federation on the basis of urban and rural educational organizations, the role and functions in this process of federal and regional coordinators, experts, educational organizations themselves.

Keywords: algorithm, approbation, introduction, upbringing, upbringing program, expert.

References

• Demakova I. D., Shustova I. Yu. Pedagog kak vospitatel': znachimye harakteristiki vospitatel'noj deyatel'nosti, princip so-bytijnosti v vospitanii // Pedagogicheskoe iskusstvo. 2017. № 2. S. 100-108. [In Rus].

• Pisareva S. A. Aprobaciya modulej innovacionnoj obrazovatel'noj programmy // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2008. № 11.[Elektronnyj resurs].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aprobatsiya-moduley-innvatsionnoy-obrazovatelnoy programmy (data obrashcheniya: 15.04.2020). [In Rus].

• Selivanova N. L. Deyatel'nost' eksperta v ocenke kachestva vospitaniya shkoly // Voprosy vospitaniya. 2012. № 3. S. 87-92. [In Rus].

• Shakurova M. V., StepanovP. V., Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: osnovnye idei i per-spektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1 (16). S. 37-45. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.