Л.А. Медведева
РОЛЬ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье дается анализ ранней профилактики преступности несовершеннолетних, рассмотрены направления и эффективность ранней профилактики, причины роста подростковой преступности.
Ключевые слова: ранняя профилактика преступности несовершеннолетних, социальный контроль, предупреждение правонарушений.
Первостепенным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних является ее предупреждение1.
Вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних посвящены минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые на 96-м пленарном заседании ООН 29 ноября 1985 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.; правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г. и др. В российском законодательстве необходимо выделить федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Целью предупреждения данного вида преступности, как отмечает А.И. Долгова, «является не только и не столько достижение и сохранение снижения количества преступлений, сколько социальное и нравственное оздоровление подрастающего поколения, которому предстоит определять будущее страны»2.
© Медведева Л.А., 2011
В криминологической литературе работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по моменту ее начала подразделяют на следующие формы:
раннее предупреждение (ранняя профилактика).
устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений.
предупреждение рецидива3.
Термин «ранняя профилактика преступности несовершеннолетних» впервые ввел в середине 60-х гг. XX в. Г.М. Миньковский4. В современной профилактической теории под ней принято понимать совокупность мер, осуществляемых местными органами власти, учебными заведениями, предприятиями, правоохранительными органами совместно с общественностью и имеющих целью:
а) оздоровление условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
б) пресечение и устранение действия субъектов антиобщественного поведения на несовершеннолетних;
в) воздействие на несовершеннолетних, допускающих отклонение в поведении, с тем, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам5.
Ранняя профилактика представляет собой подсистему в системе специальной криминологической профилактики преступлений, объектом воздействия которой выступают допреступные формы де-виантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.
Приоритетное значение связано с необходимостью скорейшего вмешательства в процесс асоциализации несовершеннолетних, поскольку, по меткому высказыванию А.П. Тузова, «это та стадия предупредительной работы, которая максимально удалена от совершения преступления и минимально - от источников, порождающих данную форму противоправного поведения». Результативность ранней профилактики напрямую связана с ее своевременностью. В этой связи ученый высказывает мнение о том, что объектом ранней профилактики должно быть не только отклоняющееся до-преступное поведение, но и дезадаптивное поведение несовершен-нолетних6.
«В современном научном и обыденном обороте встречаются различные определения, связанные с дезадаптивным состоянием подростков. Это такие как: "трудновоспитуемые", "безнадзорные", "беспризорные", "не работающие и не учащиеся", "не имеющие постоянного источника дохода", "ведущие паразитический образ жизни", "маргиналы" и др. Все эти понятия объединяет объект, который ими определяется, а именно личность несовершеннолетнего,
"выпадающего» из общественной социальной среды по различным основаниям, связанным с его поведением и образом жизни»7. Ю.М. Антонян в связи с этим различает социальное, психологическое и социально-психологическое отчуждение личности. Психологическое отчуждение представляет собой субъективное неприятие индивидом социального окружения, некоторых его важных объектов; социальное - неприятие человека, во многих случаях отверга-ние его средой; социально-психологическое - сочетание одного и другого, т. е. когда личность не приемлет социальное окружение, и оно, в свою очередь, отторгает эту личность8.
Специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой дезадаптации и отчужденности с тем, чтобы избежать их перехода в наиболее острые формы девиаций - преступления несовершеннолетних. Анализу подвергаются отдельно взятые влияния экономических, политических, социальных условий и причин. В качестве основных причин роста подростковой преступности определены следующие: а) ухудшение экономической ситуации в стране; б) неблагополучие семьи и, как следствие, рост детской безнадзорности и беспризорности; в) культ насилия, пропагандируемый СМИ; г) недостатки действующего законодательства; д) недостатки в деятельности органов, на которые возложена обязанность по борьбе с преступностью несовершеннолетних; е) нестабильность общественного устройства и др. Безусловно, данные причины отрицательно влияют на правосознание и криминальную активность несовершеннолетних.
В первую очередь возрастание девиаций среди несовершеннолетних является следствием «социального аутсайдерства», когда молодежь и дети оказываются вне существующего общества и выталкиваются из него. Это является результатом дефективности социализации, которая стала носить стихийный характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а некоторые и вовсе исчезают. На смену им не пришло ничего, кроме «института улицы и подворотни».
А.И. Долгова пишет, что «в 90-х гг. XX в. была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних. Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Соответствующие негативные условия порождают
преступное поведение во взаимодействии с характеристиками несовершеннолетних, совершивших преступление»9.
Подрастающее поколение испытывает тяжелый духовный прессинг криминального мира и его ценностей в большей степени, чем институтов гражданского общества. В обществах, где происходит рост преступности среди несовершеннолетних, неизменным, постоянным фактором является разрушение традиционных институтов социализации детей и молодежи.
Эффективность ранней профилактики во многом определяется своевременным выявлением несовершеннолетних с антиобщественным поведением. Так, по мнению Н.Ф. Кузнецовой, семь из десяти преступлений могли быть успешно предупреждены при условии осуществления ранней профилактики и достаточной ее эффективности на стадии правонарушений10.
Однако ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних как важнейшая стадия профилактики не получила должного законодательного регламентирования, что наряду с негативной динамикой содержания факторов, детерминирующих антиобщественное поведение несовершеннолетних в современной России, обусловило падение ее эффективности.
Прежде всего это находит свое подтверждение в проявлении тенденции криминализации несовершеннолетних. Ряд авторов (И.П. Башкатов, И.А. Бурмистров, Ю.Н. Гричишкин, Н.А. Денисов, В.Ф. Пирожков, О.В. Старков) в качестве основного механизма криминализации подростковой среды, а следовательно, и «связующего звена» между девиантным и преступным поведением рассматривает криминальную субкультуру. Ее социальная вредность заключается в том, что она служит механизмом сплочения преступных групп, затрудняет, искажает или блокирует процесс социализации личности, а также стимулирует криминальное поведение подростков и юношей11.
Индивид, чье определение реальности отличается от общепризнанного, испытывает ощутимые трудности, он стремится войти в подобщество себе подобных, которое служит ему эмоциональным прибежищем и базисом его девиантных определений реальности. Субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает «социальную компетентность в группе равных»12. Затем он «разрабатывает различные процедуры защиты этой хрупкой реальности подобщества от угроз ее уничтожения извне»13.
Широкому распространению ценностей криминальной субкультуры способствуют многие факторы, прежде всего - постоянно возрастающая криминальная зараженность ряда социальных групп.
Немаловажную роль здесь играет организация преступления, одной из основных функций которой являются пропаганда и распространение преступной идеологии.
Известно, что «система предупреждения преступлений должна строиться применительно к характеру и иерархии причин и условий, способствующих совершению преступлений»14. «Сложность и разнохарактерность этих причин и условий обуславливает в свою очередь многоступенчатость системы предупреждения преступлений, основной задачей которой является противодействие криминогенным факторам»15, к каковым относится и воздействие криминальной субкультуры.
Одной из основных черт системы мер по нейтрализации влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних является отчетливая тенденция к специализации, учитывающей особенности психологии, правового и фактического положения несовершеннолетних.
Наряду с криминальной субкультурой в механизме криминализации несовершеннолетних задействована безнадзорность, которая, по мнению Г.М. Миньковского, «запускает» его почти в 80% случаев совершения общественно опасных деяний.
В криминологической литературе под безнадзорностью несовершеннолетних принято понимать «негативное социально-правовое явление, связанное с существованием в обществе серьезных недостатков, способствующих формированию слоя несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в социально опасном положении, и характеризующееся отсутствием или эффективностью осуществления профилактического надзора за ними со стороны уполномоченных федеральным законодательством государственных органов»16.
В этой связи крайней и необходимой мерой следует признать повышение роли социального контроля в профилактике правонарушений, совершаемых безнадзорными правонарушителями, что одновременно является и одной из предпосылок успешной борьбы с ними.
В криминологическом значении «социальный контроль» представляет собой механизм, посредством которого общество и отдельные его элементы (социальные группы, органы) обеспечивают следование принятым в них стандартам поведения и соблюдения системы ограничений, нарушение которых оказывает отрицательное влияние на функционирование социальной системы. Социальный контроль в сфере предупреждения преступлений и правонарушений, совершаемых безнадзорными несовершеннолетними, представляет собой систему воздействия общества и социальных групп
на личность безнадзорного и окружающую его социальную группу (семью, администрацию учреждений, на воспитании которых он находится, друзей и др.) в целях регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами17.
В зависимости от целей криминологического исследования понятие «профилактика» преступлений может конкретизироваться. Но в каком бы значении ни употреблялось это понятие, оно неразрывно связано с понятием социального контроля. Более того, как правильно заметил К.Е. Игошев, «содержательный анализ профилактики преступлений не может быть признан достаточно полным без учета взаимосвязей указанных научных категорий, что в первую очередь определяется существующей взаимосвязью контрольной и профилактической деятельности общества»18. Иными словами, профилактическая деятельность в отношении безнадзорных несовершеннолетних, совершивших правонарушения, - неотъемлемая часть общей системы социального контроля.
При этом система предупреждения ранней криминализации несовершеннолетних как элемент социального контроля эффективна, если в ней: 1) точно определены содержание и границы предупредительной работы с учетом функциональных возможностей каждого субъекта; 2) охвачены все объекты предупредительного воздействия и учтены их особенности; 3) разработан механизм управления, контроля и координации предупредительной деятельности.
Однако важнейшими субъектами противодействия ранней криминализации несовершеннолетних являются не только институты формального контроля (социозащитные учреждения, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), прокуратура, суд и т. д.), но и родители, друзья, соседи, одноклассники, добровольные объединения родителей, подростков и другие неформальные институты. Роль их особенно велика в переходный период развития общества. Одно из наиболее опасных проявлений этого периода - дисфункция формальных институтов контроля над преступностью несовершеннолетних и системы ее предупреждения, которая приводит, в свою очередь, к безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Дефектность социального контроля ведет к распространению в обществе безнормативного пространства, которое охватило основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Сущность подобного пространства состоит в том, что в нем оценки, благоприятствующие нарушению социальных норм, преобладают над оценками, не благоприятствующими этому. В таком жизненном круге меняется структура отношений к социальным институтам и социальным нормам.
Очевидно, что неэффективность социального контроля в современных условиях еще в большей мере актуализирует проблему раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Примечания
1 Предупредить - опередить кого-нибудь, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло; заранее известить, уведомить; заранее принятыми мерами отвратить (см.: Толковый словарь Ожегова. URL: http://www.ozhegov. ru/mbukva/38513/3.html (дата обращения: 24.10.2010).
2 Долгова А.И. Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 797.
3 Устинова В.В. Понятие, задачи, основные звенья ранней профилактики преступлений несовершеннолетних // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Сб. науч. тр. М., 1977. С. 77.
4 Миньковский Г.М. Понятие и система мер предупреждения преступлений в среде молодежи. М., 1971; Он же. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности // Вопросы борьбы с преступностью. 1972. Вып. 17.
5 Устинова В.В. Указ. соч. С. 7.
6 Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. Киев, 1982. С. 139, 162.
7 Плешаков В.А., Лаушкин А.Ф. Отчужденность несовершеннолетних: понятие и характеристика // Преступность и общество. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 85.
8 Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван: Айастан, 1987. С. 25.
9 Долгова А.И. Указ. соч. С. 795.
10 Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 145.
11 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. С. 12.
12 Harre R. Social being. 2 ed. Oxford, 1993.
13 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 206.
14 Сахаров А.Б. Теоретические основы предупреждения преступлений // Советская юстиция. 1972. № 3. С. 5.
15 Устинова В.В. Указ. соч. С. 76.
16 Плешаков В.А., Лаушкин А.Ф. Указ. соч. С. 90.
17 Об этом подробнее см.: Орлова Ю.П. Роль социального контроля в предупреждении преступлений, совершаемых безнадзорными несовершеннолетними // Криминология. М.: МосУ МВД России, 2003. № 2. С. 29-32.
18 Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальный аспект предупреждения преступления (Проблемы социального контроля). М., 1980. С. 22.