Научная статья на тему 'Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"'

Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2713
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СИСТЕМУ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Анастасия Сергеевна

Данное исследование раскрывает понятие раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и анализирует нормы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на предмет закрепления в них мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"»

МЕРЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Казакова А.С.

Казакова Анастасия Сергеевна - студент, кафедра уголовного права, юридический факультет, Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар

Аннотация: данное исследование раскрывает понятие раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и анализирует нормы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на предмет закрепления в них мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних. Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних, систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предупреждение преступности представляет собой совокупность осуществляемых государственными и муниципальными органами, учреждениями, организациями, общественными организациями и гражданами мер, направленных на недопущение совершения преступлений. Следует сразу оговориться, что на наш взгляд, необходимо говорить о недопущении совершения не только преступлений, но и противоправных действий вообще.

Общая теория криминологии в зависимости от момента начала осуществления мер профилактического воздействия рассматривает следующие виды предупреждения преступности: раннее предупреждение, непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива.1

Каждому из указанных видов предупреждения принадлежит важная роль в достижении указанной цели, но эффективность их различна. Это связано, прежде всего, с тем, что непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива представляют собой деятельность, в ходе которой соответствующими субъектами предупреждения преступности проводится работа с лицами, уже нарушившими предписания закона. В этой связи, в интересах общества, государства, отдельных граждан, желательно использовать такие формы борьбы с правонарушениями (в том числе и преступлениями), которые бы исключали сам факт их совершения. По этой причине возрастает роль раннего предупреждения, особенно применительно к преступности несовершеннолетних.

В понятийный аппарат криминологической науки термин «ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних» впервые был введен Г.М. Миньковским в середине 60-х гг. и с тех пор получил весьма широко распространение в юридической литературе. Однако названное понятие четко не определялось и не подвергалось специальному теоретическому анализу, хотя этим и иными авторами подчеркивалась главная идея - необходимость смещения акцента в профилактической деятельностина более ранний этап.1

Рассматривая значение раннего предупреждения преступности в предупреждении преступности в целом, следует согласиться с мнением авторов, которые полагают, что оно состоит в создании надежного социально -психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в

1Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985. С. 124.

поведении лица, позволяя тем самым оперативно предупредить, пресечь возможность совершения им преступлений и правонарушений

Полагаем, что набольшей эффективности мер раннего предупреждения преступности и раскрытия всего их потенциала можно достичь, применяя данные меры к несовершеннолетним, поскольку создание указанного социально -психологического заслона наиболее вероятно в период, когда происходит развитие и становление личности человека, когда формируются его взгляды и убеждения.2

В этой связи, рассматривая психологический аспект такой деятельности, можно говорить о немаловажной роли воспитания в работе с несовершеннолетними.3

Необходимо отметить, что взгляды ученых на содержание понятия «раннее предупреждение преступности несовершеннолетних» неоднозначны.

Так, распространена точка зрения, согласно которой одним из главных направлений раннего предупреждения преступности несовершеннолетних является социальная защита (помощь), заключающаяся в выявлении и устранении криминогенных ситуаций, неблагоприятных жизненных условий, контингентов повышенного риска, групп, конкретных лиц, до того, как эти ситуации и условия сформировали существенные искажения ценностных ориентаций и мотиваций.4

На наш взгляд, этот подход верен, поскольку сам термин «раннее» указывает на заблаговременность принятия мер по недопущению нарушения лицом правовых норм. Так, еще в конце XIX - начале XX вв., подчеркивая важность устранения указанных факторов в процессе предупреждения преступности, учеными отмечалось, что условия повседневной, будничной семейной и общественной жизни образуют собой ту воспитательную среду, под влиянием которой вырабатываются здоровые или болезненные типы людей, которые, в свою очередь, неизбежно определяют ход дальнейшего совершенствования или развращения общества.5

Наряду с отмеченной позицией, ряд авторов полагает, что меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних должны применяться

также и в тех случаях, когда поведение лица уже отклоняется от моральных и правовых норм, но еще не стало преступным.6

Полагаем, что раннее предупреждение преступности несовершеннолетних можно определить как комплекс социально-воспитательных, организационных мер, воздействующих на личность несовершеннолетнего и его ближайшее окружение с целью не допустить нарушения им норм права (прежде всего, уголовного права). Считаем важным при применении мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних акцентирование внимания на комплексе мер, воздействующих на личность несовершеннолетнего, поскольку именно личность человека является системой, определяющей его поведение. Зачастую равно негативная жизненная ситуация может по-разному восприниматься человеком, получать различную оценку. И именно особенности в восприятии внешних обстоятельств могут определять правонарушающее (преступное) поведение.7

'Мауленов Г.С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних: Учебное пособие. Караганда 1990. С. 57.

2Устинова В.В. Проблемы совершенствования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вопросы совершенствования борьбы с преступностью несовершеннолетних. Уфа, 1983. С. 16.

^Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 189.

4Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 43.

5Дриль Д.А. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. СПб., 1912. С. 249.

6Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя

профилактика. Киев, 1985. С. 126.

7Миньковский Г.М. Понятие и система мер предупреждения преступлений в среде молодежи. М., 1971. С. 15.

Говоря о субъектах, способных решать задачи раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, следует обратиться к Федеральному закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 (далее - Закон). Данный нормативно-правовой акт является в настоящее время основным документом, регулирующим деятельность различных государственных, муниципальных органов, учреждений, организаций, иных юридических и физических лиц в сфере предупреждения нарушения несовершеннолетними различных правовых норм (в том числе и уголовного права).

Согласно статье 4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) органы управления социальной защитой населения;

3) органы управления образованием;

4) органы опеки и попечительства;

5) органы по делам молодежи;

6) органыуправления здравоохранением;

7) органы службызанятости;

8) органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляетсяв пределах их компетенции в порядке, установленным законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ.

Полномочия каждого из указанных органов закреплены в статьях главы 2 Закона. Анализируя их с точки зрения содержания в них потенциала раннего предупреждения, можно отметить, что данный вид предупреждения представлен в Законе. Так, из закрепленных в статье 11 Закона полномочий комиссий по делам несовершеннолетних изащиты их прав (далее - комиссии), к числу мерраннего предупреждения можно отнести следующие:

- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий,способствующих безнадзорности, беспризорности,правонарушениям и антиобщественным действиямнесовершеннолетних;

- организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних,а также за обращением с несовершеннолетними вучреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Сложно, на наш взгляд, отнести к мерам нетолько ранней профилактики, но и профилактикивообще такое полномочие комиссий, как рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения. Нередко исключенный из образовательного учреждения подросток, не будучи зачисленным в другое образовательное учреждение и не находя работы, оказывается предоставленным самому себе и становится членом молодежных преступных группировок. Вот почему решения проблемы неуспеваемостинесовершеннолетнего с помощью исключения егоиз образовательного учреждения следует избегать.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ.

Более широкий набор мер раннего предупреждения содержится среди полномочий, закрепленных за органами управления социальной защитойнаселения (далее - органы соцзащиты) (статья 12Закона). В частности, указанные органы:

- организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своихобязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющихна их поведение, либо жестоко обращающихся сними;

- предоставляют бесплатно социальные услугинесовершеннолетним, находящимся в социальноопасном положении или иной трудной жизненной

ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, либо по инициативе должностных лиц органов иучреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- выявляют несовершеннолетних, находящихсяв социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в

социальных услугах, осуществляют социальнуюреабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальнымипрограммами социальной реабилитации;

- принимают участие, в пределах своей компетенции, в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, втом числе путем организации их досуга, развитиятворческих способностей несовершеннолетних вкружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

На наш взгляд, указанные и иные полномочия,закрепленные за данными органами, как нельзяполно соответствуют задачам ранней профилактики преступности.

То же можно сказать и о специализированныхучреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - учреждения реабилитации), которым посвящена статья13 Закона. В числе их полномочий -осуществлениепрофилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся втрудной жизненной ситуации; обеспечение временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, иоказание им содействия в дальнейшем устройстве; содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законныхпредставителей.

Подобный широкий набор полномочий, относящихся к мерам раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, и у органов соцзащиты, и у учреждений реабилитации, вполне обоснован, поскольку само назначение данных органовговорит именно о таких направлениях их деятельности.

Не менее широкий круг полномочий, которыеможно отнести к мерам ранней профилактики преступности несовершеннолетних, закреплен за органами управления образованием и образовательными учреждениями (статья 14 Закона). Среди них:

- осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающихпедагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

- участие в организации летнего отдыха, досугаи занятости несовершеннолетних;

- разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

- принятие для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительскихправ, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительнойболезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствияродительского попечения.

Такой широкий круг подобных полномочий органов и учреждений образования также вполне закономерен, поскольку данные органы и (главное) учреждения представляют собой второй по значимости (после семьи) субъект социализации личности. Кроме того, образовательный процесс, представляющий собой совокупность обучения и воспитания, оказывает определяющее воздействие наличность детей. Благодаря обязательности основного общего образования в нашей стране, закрепленной на конституционном уровне,подавляющее большинство несовершеннолетних проводит значительнуючасть своей жизни в стенах указанных учреждений.

Это, на наш взгляд, с необходимостью требует оторганов и учреждений образования использоватьданную возможностью в целях осуществления мерраннего предупреждения преступности несовершеннолетних.

К числу полномочий органов опеки и попечительства (статья 16 Закона), являющихся мерамиранней профилактики, относится только, на нашвзгляд, осуществление мер по защите личных иимущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Полномочия, относящиеся к мерам раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, закреплены и за органами по делам молодежи иучреждениями (статья 17 Закона). В их числе:

- оказание содействия детским и молодежнымобщественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям, и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участие в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

- предоставление бесплатно социальных, правовых и иных услуг несовершеннолетним;

- участие, в пределах своей компетенции, в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их

досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения (статья 18 Закона) такженаделены полномочиями, которые можно отнести кчислу мер раннего предупреждения:

- распространение санитарно-гигиеническихзнаний срединесовершеннолетних, их родителейили законных представителей, а также пропаганда здорового образа жизни;

- круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрастедо четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;

конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)Система ГАРАНТ: М1р://Ьа8е^агап1гц/часть 4 статьи 43.

81

- выхаживание и воспитание детей в возрасте дочетырех лет, оставшихся без попечения родителейили законных представителей, либо имеющих родителей, не оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

- выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Все полномочия, закрепленные за органамислужбы занятости (статья 19 Закона) можно такжеотнести, на наш взгляд, к мерам ранней профилактики преступности несовершеннолетних. Это иучастие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, и содействие трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Хотя, по нашему мнению, формулировкапоследнего полномочия является спорной, поскольку в настоящее время реальная ситуация в Россиисвидетельствуют о том, что содействие в трудоустройстве требуется не только несовершеннолетним, нуждающимся в помощи государства.

Меры, относящиеся к числу мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних, можно обнаружить и среди полномочий органов внутренних дел (статьи 20-23 Закона). Это:

- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправныедеяния, а также родителей несовершеннолетнихили их законных представителей и должностныхлиц, не исполняющих или ненадлежащим образомисполняющих свои обязанности по воспитанию,обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке внесение предложений о применении к ним мер, предусмотренныхзаконодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

- принятие участия в установленном порядке вуведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутреннихдел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью;

- осуществление мер, противодействующихучастию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществи их прекурсоров;

- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, иприменение к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством РФ.

Как было отмечено ранее, в систему органов,осуществляющих предупреждение безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних, могутвходить и иные органы, организации и учреждения. Статья 24 Закона относит к ним:

1) органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, которые призваны привлекать несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствовать их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры (по нашемумнению, данную деятельность можно отнести краннему предупреждению, хотя было бы более правильнее говорить не только о несовершеннолетних,находящихся в социально опасном положении, но онесовершеннолетних в целом);

2) уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции. Полагаем, их нельзя отнести к числуорганов, осуществляющих меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних. Деятельность данных органов является деятельностью по предупреждению рецидива, поскольку контингент, с которым они имеют дело, составляютлица, уже совершившие преступления;

3) федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотренавоенная служба. Они призваны, в пределах своейкомпетенции, принимать участие в профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всписки воинских частей в качестве воспитанниковс согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства. По нашему мнению, данная деятельность можетбыть отнесена к мерам ранней профилактики.

Однако хочется отметить, что удельный вес мерраннего предупреждения преступности несовершеннолетних среди всех мер, предусмотренных Законом, не так велик, как должен бы быть. Как мыотмечали выше, эффективность такого вида мерпредупреждения значительно выше остальных. Закон же, по сути, делает упор на меры непосредственного предупреждения и предупреждения рецидива преступности несовершеннолетних и иныхсовершаемых ими преступлений, сосредотачивая внимание субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на несовершеннолетних уже совершивших правонарушения.

При этом и меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних также ориентированы в основном на несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мы же утверждаем, что меры раннего предупреждения должны предусматривать работу не только с такими несовершеннолетними, но со всеми несовершеннолетнимив целом. Это возможно, прежде всего, путем использования потенциала образовательных учреждений, досуговых учреждений, семьи и т.д.

И все же, позитивным моментом является то, что на федеральном уровне представлены органы, учреждения и организации, занимающиеся ранней профилактикой преступности несовершеннолетних. Конечно, можно спорить о разнообразии их полномочий, относящихся к мерам ранней профилактики

преступности несовершеннолетних. Однако уже то, что подобные полномочия закреплены Законом и реализуются в деятельности указанных субъектов, говорит о том, что, пусть и в минимальном объеме, но ранняя профилактическая работа с несовершеннолетними в нашей стране все же регламентируется. Главной же задачей криминологов является оказание помощи законодателю по совершенствованию и повышению эффективности указанной деятельности.

При этом большие возможности по реформированию системы профилактики преступности, в томчисле и преступности несовершеннолетних, имеются на региональном уровне, поскольку административное законодательство (к которому относится указанный Закон и иные нормативно-правовыеакты, регулирующие вопросы предупреждения

преступности), согласно пункту «к» части 1 статьи72 Конституции РФ1 [там же], находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации. В этой связи, власти субъектов РФ также вправе устанавливать нормы, касающиеся вопросов раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, которые учитывали бы сферы, неохваченные действием Закона, атакже принимали во внимание региональные особенности.

Список литературы

1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998.

2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

'Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/

83

3. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985.

4. Мауленов Г.С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних: Учебное пособие. Караганда, 1990.

5. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.

6. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Устинова В.В. Проблемы совершенствования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вопросы совершенствования борьбы с преступностью несовершеннолетних. Уфа, 1983.

8. Дриль Д.А. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. СПб., 1912.

9. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985.

10.Миньковский Г.М. Понятие и система мер предупреждения преступлений в среде молодежи. М., 1971.

11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 23.11.2018).

12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 23.11.2018).

ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Казакова А.С.

Казакова Анастасия Сергеевна - студент, кафедра уголовного права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: данная статья посвящена изучению возрастной структуры несовершеннолетних, совершивших преступления. Автор отметил рост удельного веса преступности среди несовершеннолетних мужского и женского пола, привел статистические данные и указал несколько этапов социализации подростков в зависимости от возрастных критериев несовершеннолетнего.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, статистика, социализация подростков, возрастные характеристики.

Одним из необходимых условий, направленных для получения достоверной, реальной и научно обоснованной картины, иллюстрирующей состояние, динамику и структуру преступности несовершеннолетних, является проблема детального изучения половозрастной структуры несовершеннолетних лиц, совершивших преступления. Результаты научных исследований, нашедшие отражение в современной правовой литературе и касающиеся характеристик половозрастной структуры преступности несовершеннолетних, свидетельствуюто том, что они во многом обусловлены демографическими процессами, протекающими в стране, както: уровнем рождаемости, смертности и миграционными процессами.1

На процессы «омолаживания» или «старения» уровня преступности сказывается изменение контингентов лиц с разным уровнем преступных проявлений. При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.