Юсова Ю.С. Роль производственной практики бакалавров в подготовке к профессиональной деятельности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/272-00099. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Юсова Юлия Станиславовна
Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Роль производственной практики бакалавров в подготовке к профессиональной
деятельности
Аннотация: В статье рассмотрена необходимость прохождения производственной практики в современных условиях хозяйствования. Выделяются возможности студентов, получаемые при прохождении производственной практики.
Ключевые слова: Производственная практика, предприятия, компетенции, квалифицированные кадры, финансы и кредит.
Современный наукоемкий высокотехнологичный рынок и производство предъявляют высокие требования к качеству необходимой для дальнейшего функционирования и развития рабочей силы.
Постоянно возрастающие темпы изменения информации, модернизация техники и технологий, изменение форм организации труда, определяют круг новых и наиболее приоритетных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями.
В результате глобального экономического развития, повышения конкуренции на внутреннем и международном рынке труда, ростом безработицы и снижения потребности в определенных профессиях и специалистах, работодатели совместно с государственными органами начинают предъявлять высокие требования к выпускникам высших учебных заведений как к потенциальным работникам.
Наиболее остро, на сегодняшний момент, стоит вопрос качества практической профессиональной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности и развития необходимых для нее профессиональных компетенций.
Работодатели требуют компетентных специалистов, которые умеют решать поставленные задачи, достигать определенных целей и определись в своих профессиональных предпочтениях, «то есть должны быть профессионально компетентными» [1].
Несмотря на возрастающую потребность в высококвалифицированных кадрах, многие предприятия и организации не хотят предоставлять места для прохождения производственных практик студентам или затягивают подписание договоров на практику, ссылаясь на имеющиеся внутренние нормативные документы.
Зачастую это связано с тем, что введение новых стандартов привело к созданию объективных трудностей как для студентов практикантов, так и для руководителей предприятий связанных с тем, что словосочетание «бакалавр по направлению Экономика» не дает определения где и на какой должности должен работать данный практикант. В результате формируется мнение об - «оторванности высшего образования от жизни» [2, с. 463].
Таким образом, в условиях экономических реалий, изменения происходящие в современном образовании поставили производственную практику в ранг важнейшей составляющей профессиональной подготовки бакалавров.
Поэтому в высших учебных заведениях и в Омском ГАУ в том числе, приоритетное внимание уделяется организации практики студентов и качеству производственной практической подготовки бакалавров, которое наиболее приоритетно.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 38.03.01- Экономика, определены продолжительность и структура производственной практики. Согласно стандарту, студенты в течение срока обучения проходят две производственные практики: после 3 курса «Производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» сроком 4 недели и 6 зачетных единиц, и «Технологическую» на 4 курсе, продолжительностью так же 4 недели и 6 зачетных единиц.. Все виды производственной практики организуются кафедрой Финансов и кредита.
В ходе производственной практики, студент знакомится с объектом исследования, выявляет реально существующие проблемы предприятия (банка), муниципального образования, изучает практический опыт преодоления проблем, с которыми сталкивается объект, в процессе функционирования, изучает последствия принимаемых в компании финансовых решений.
Это дает возможность соотнести теоретические знания и практический опыт, выявить новые способы решения проблем, разработать детальные мероприятия и оценить их эффективность, а так же дает возможность сформировать обобщенный подход к решению схожих проблем, предложив свою методику.
Основными местами прохождения практики бакалаврами по направлению подготовки 38.03.01 - Экономика профиль «Финансы и кредит» являются:
- кредитные организации - ПАО «Сбербанк России» Омское отделение 8634, АО «Рос-сельхозбанк» Омский региональный филиал , Филиал ПАО «Газпромбанк» в г.Омске, АО «ОТП БАНК» филиал Омский, г.Омск;
- администрации города Омска и районов Омской области, комитет финансов и контроля;
- сельхоз производители и сельскохозяйственные переработчики, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства;
- предприятия и организации различных форм собственности не перечисленные выше.
Долгосрочные договора заключены с ПАО «Сбербанк России» Омское отделение 8634
со сроком действия до 01.06.2017г. и АО «Россельхозбанк» Омский региональный филиал сроком действия до 14.07.2017 года. Данные кредитные организации являются базовыми предприятиями для прохождения практики студентами профиля «Финансы и кредит».
Наибольшее число студентов принимается на практику в качестве практикантов. Так по итогам 2015 года в качестве практикантов прошли практическую подготовку 60 человек, на должностях специалистов - 17
Таблица 1. - Должности студентов при прохождении практики в 2015 году по на-
правлению подготовки Экономика - профиль «Финансы и кредит»
Наименование практики Курс Количество студентов, прошедших практику
На должностях специалистов В качестве практикантов В качестве стажеров
Технологическая практика 4 6 49
5 (заочная форма) 11 10 1
Овладение профессиональными компетенциями по практической работе, позволяет в начале практической подготовки сформировать навыки и умения, необходимые для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.
Проведение производственной практики на предприятиях и организациях Омска и регионов, позволяет не только сформировать практические навыки и получить представление о возможной будущей работе, но и пройти определенную профессиональную адаптацию, определить цель и выстроить собственную траекторию своего дальнейшего профессионального развития и образования.
Таким образом, роль производственной практики заключается в возможности развития у будущих финансистов осознания значимости профессии, получения и закрепления производственных и технологических знаний в области финансов и кредита.
В процессе прохождения практики на предприятиях студенты изучают профессиональную культуру, развивают и закрепляют интерес к своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Так же прохождение производственной практики позволяет получить информацию о рынке труда и востребованности компетенций, о возможностях работы в организациях различных типов, коммерческих предприятиях, государственных предприятиях и организациях, кредитных организациях и т.д.
Опыт навыки и умения полученные на практике позволяют студенту: определиться с необходимостью углубления знаний получаемых в процессе обучения в ВУЗе; а так же получить направление на работу и трудоустроиться.
Для ВУЗа это возможность развивать связи с предприятиями и не отрываться от реальной жизни и работодателей, а совместно решать поставленные современной экономикой задачи.
Ссылки на источники:
1.Козлова Е. Б., Буслаева М. Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - Опыт разработки и апробации новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата в условиях сетевого взаимодействия. - ART 95712. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95712.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Дженусов А.И. Особенности организации производственной практики в современных условиях // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. Сборник научных статей, Вып.7 / Под общей редакцией проф. В.В.Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009.- 537 с. - URL: www.ibl.ru/konf/031209/106.html
Yulia Yusova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Role Of Practical Training Of Bachelor Program Students In Preparation For Professional Activities.
Abstract: The article discusses the need for practical training in modern economic conditions. The opportunities for students are highlighted, resulting from the practical training.
Keywords: practical training, enterprise, competence, skills, finance and credit.