ЕДАГОГИЧЕСКИЕ „
:_____________Исследования
А. В. Ионов
(Тюмень)
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Обосновано понятие допрофессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ. Автором проанализированы различные подходы к содержанию понятий допрофессионального и профессионального самоопределения. Подчеркивается, что именно категория допрофессионального самоопределения является адекватной процессу выбора профессионального пути учащимися школы
В условиях глобализации и жесточайшей конкуренции на рынке труда правильный, адекватный жизненным требованиям, социальным приоритетам и личностным ожиданиям выбор профессии является залогом успешной карьеры и профессиональной деятельности. В последние десятилетия феномен допрофессионального и профессионального самоопределения как успешного жизнетворчества стал предметом изучения психологов, педагогов, генетиков и т.д.
Профессиональное самоопределение - это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, выбор личностью своего жизненного пути. Длительный период жизни человека связан с самоопределением - овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. Б. Г. Ананьев обращал внимание на «интенсивное преображение» всей системы ценностных ориентаций личности и формирование ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности на этапе выбора будущей профессии [1].
Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по теории С. Л. Рубинштейна, преломляются внешние воздействия. В процессе допрофессионального самоопределения выделяется задача активиза-
ции стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание молодой человек начинает ориентироваться в ценностносмысловом содержании своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности - важное условие профессионального и личностного развития в период молодости.
Следует отметить, что в случае профориентации учащихся старших классов школы речь идет именно о допрофессиональном самоопределении при выборе профессии, так как непосредственно профессиональное самоопределение происходит в последующие годы и, порой на протяжении всей профессиональной деятельности.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия профессионального самоопределения личности, а для школьников старших классов - допрофессионального самоопределения. На сегодняшний день насчитывается более двадцати тысяч профессий. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии -так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые
будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется.
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Так, например, в классификации профессий Дж. Холланда объединены теория личности с теорией выбора профессии. Дж.Хол-ланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы [9].
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. Помощь в допрофессиональном самоопределении учащихся на основе подхода Е. А. Климова опирается на осознанные требования индивида к профессиональной деятельности. По Климову выделяется пять типов профессий: 1. Человек - живая природа. 2. Человек - техника (и неживая природа).
3. Человек - человек. 4. Человек - знаковая система. 5. Человек - художественный образ.
Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования [2, с. 164].
С точки зрения Е. А. Климова, профессия -определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.
Обобщая рассуждения Климова, можно констатировать, что допрофессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности. Этот процесс продолжается на протяжении всей профессиональной жизни и соотносится с «самоориентированием учащегося», выступающим в роли субъекта самоопределения. У личности в предшествующие годы развития сложилось определённое отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально - экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние готовности к очередному профессиональному самоопределе-
нию. Е. А. Климов обращает внимание на то, что широко распространенное выражение «выбор профессии» маскирует два важных обстоятельства. Первое: каждый отдельный выбор является обязательно процессом, то есть некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Другими словами, профессиональный выбор - это не единовременный акт, а процесс, состоящий из ряда актов и решений. Второе: на многолетнем трудовом жизненном пути неизбежны многие выборы, то есть выбор профессии не является однократным актом [4].
Д. А. Леонтьев предложил классификацию актов выбора на основании двух признаков: даны ли субъекту а) все возможные альтернативы и б) критерии для их сравнения. Выбор при наличии, как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается как простой; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, - как смысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, - как личностный, или экзистенциальный. Выбор, совершаемый в процесс допрофессионального самоопределения, относится данным автором к третьей разновидности, «поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе» [5].
В исследовании В. П. Ростовского выявлены особенности построения жизненной перспективы в юношеском возрасте. Установлено, что стремление повлиять на будущее, подчинить его себе на юношеском этапе социализации выходит на первый план. По мнению автора, это отражает такую особенность юношеского возраста, как мечтательность, идеалистичность при недостаточной реалистичности и практичности. Из этих исследований следует, что к моменту допрофессионального самоопределения далеко не все выпускники готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Таким образом, во взрослом периоде жизни профессиональное самоопределение должно продолжаться, особенно если человек сталкивается с длительными затруднениями в поиске работы [6].
Составляя свои жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на какие-то внешние силы, на других людей. По мнению исследовате-
лей социальной ответственности личности, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», одна личность принимает на себя ответственность, а другая уходит от нее. По нашему мнению, социальная ответственность в этом понимании связана с таким личностным качеством, как интер-нальность. Чтобы быть субъектом допрофес-сионального и профессионального самоопределения, необходимо принимать ответственность за свои решения и свою жизнь на себя, а не ссылаться на обстоятельства - то есть иметь внутренний локус контроля. Степень социальной адаптивности безработного зависит от восприятия ситуации: чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения. Те, кто исходит из последнего, склонны к профессиональной мобильности.
В настоящее время выбор профессии понимается как часть сложного процесса профессионального самоопределения, которое является существенной стороной общего процесса развития личности. Профессиональное самоопределение не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Н. С. Пряжников считает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [3, С. 16-20].
С точки зрения теории личностного развития на основе «Я-концепции» (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), интерес представляет теория профессионального развития Д. Сьюпера, который рассматривает выбор профессии как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - как постоянно чередующиеся выборы. Выбор профессии он понимает как процесс, представляющий собой одну фазу профессионального развития. В основе всего этого лежит «Я - концепция» личности как относительно целостное образование, постоянно изменяющееся по мере взросления человека. По мнению Д. Сьюпера, в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор. В 1957 г. Сьюпер дополняет свою теорию рядом положений, среди которых есть следующий тезис: важность факторов реальности как детерминант профессионального выбора возрастает по мере
того, как индивид становится старше. Д. Сьюпер считает, что на разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Например, человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие ее, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Особое внимание Д. Сьюпер уделяет понятию профессиональной зрелости, уровень которой, по его мнению, определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора. Сьюпер основывался на представлениях Ш. Бюлера о жизненном пути [10].
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [8, с.22].
В отечественной традиции этапы допрофес-сионального и профессионального самоопределения характеризуются следующим образом:
1. Первичный выбор профессии, он характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда ещё не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки.
2. Этап допрофессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.
3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования.
4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.
П. Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [8].
По мнению В. И. Тютюнник, самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. Самоопределение связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и
будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего [7].
В качестве рабочего определения допрофес-сионального самоопределения мы выбираем следующее: допрофессиональное самоопределение - процесс поиска и результат обретения личностного смысла в выбираемой и, возможно, осваиваемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Анализ опыта создания систем сопровождения допрофессионального и профессионального самоопределения в различных регионах страны (Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Курган и др.) позволил выявить основные подходы к их проектированию. Общим для этих подходов является:
а) смещение акцента в целях профориентационной работы с выбора профессии на формирование социальной мобильности;
б) использование технологий социального партнерства;
в) включение в образовательные программы регионального компонента с учетом потребностей рынка труда;
г) интеграция основного и дополнительного, формального, информального и неформального образования для продуктивного решения задач профориентационной и профконсульта-ционной работы.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва : Московский психо-лого-социальный институт ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 431 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т.35. - М., 1955.
3. Игровой метод в профориентации : метод. рекомендации / Перм. гос. пед. ин-т ; Центр проф. ориентации молодежи ; Перм. науч.-исслед., учеб.-произв., внедренч. об-ние профориентации «Структура» ; авт.-сост. Н. С. Пряжников. - Пермь : ПГПИ ; Перм. об-ние «Структура», 1989. - 69 с.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для студ. вузов. - М. : Культура и спорт ; изд. об-ние «ЮНИТИ», 1998. - 350 с.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. психологии. - 3-е изд., доп. -М.: Смысл, 2007. - 510 с.
6. Ростовский В. П. Личностная адаптация школьников. - Уфа : Изд-во Башк. ин-та развития образования, 2001. - 206 с.
7. Тютюнник В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности) : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». - М. : Рос. психол. общество, 2003. - 254 с.
8. Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щед-ровицкого. Т. 11. - М., 2007. - 400 с.
9. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice. // J. Appl. Psychol. 1968. V. 52. N 1.
10. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y., 1957.