УДК 159.9 ББК 88.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Афонькина Ю. А.
Аннотация. В статье представлен научно-теоретический анализ отечественных теорий профессионального развития. Анализируются подходы к определению этапов, механизмов, условий профессионального развития на разных этапах онтогенеза.
In article presented the scientific-theoretical analysis of domestic theories of professional development. Approaches to definition of stages, mechanisms, conditions of professional development at different stages ontogeny are analyzed.
Ключевые слова: профессиональное развитие, личность, онтогенез, становление профессионала.
Professional development, directivity, personality, ontogeny, professional statement.
В современных теоретических и прикладных исследованиях все больший интерес вызывает феноменология профессионального развития, что обусловлено, на наш взгляд, двумя основаниями.
Во-первых, реализацией акмеологического подхода к проблеме становления и функционирования психики человека (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина) [2; 13].
Профессиональное развитие рассматривается в структуре личностного развития (М. Р. Гинзбург) [4].
Профессиональный труд является общепризнанным фактором становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности, формирования индивидуальности во всех ее проявлениях. В современном мире профессиональная деятельность стала не только средством удовлетворения материальных потребностей человека, но и способом его самовыражения, развития личностного потенциала, продуцирования способностей, сферой активизации творческой активности. Освоение и выполнение профессии является одним из средств целостного развития личности, а профессиональное
становление - частным случаем становления человека в процессе его жизненного пути.
Во-вторых, важность изучения профессионального пути личности, ресурсов в сфере ее способности к саморазвитию в профессии и возможностей профессионального роста определяется существенным изменением требова-ний к человеку как к профессионалу в современных социально-экономических и общественных условиях.
Проблема профессионального развития является междисциплинарной. Она традиционно рассматривалась среди задач психологии труда, возрастной и педагогической психологии.
Например, Н. Д. Левитов вводит проблему профессионального развития в контекст изучения профессиональной пригодности, профессионально-трудового обучения, профориентации, профессиональной консультации и тому подобное [14].
Он замечает, что психология труда имеет много материала, смежного с детской и педагогической психологией, поскольку производительным трудом занимаются не только взрослые, но и подростки и юноши. По его мнению, психология труда соприкасается с детской психологией в вопросах производственного обучения одному и тому же виду труда взрослых и подростков, в выявлении общих закономерностей формирования качеств личности. В целом, можно утверждать, что в процесс профессионального развития включались отдельные периоды онтогенеза. Они рассматривались не с точки зрения своей специфики, а с позиции требований профессиональной деятельности.
В современных исследованиях категория профессиональной направленности предстает в качестве системообразующей в понятийном аппарате психологии труда, а изучение ее генезиса рассматривается в качестве центральной задачи данной отрасли психологического знания (М. К. Тутушкина, Ю. А. Афонькина) [26].
Афонькцма Ю. А
Профессиональное развитие какпредмет психологического исследования...
А. А. Смирнов включает проблему профессионального развития в сферу задачи разработки психологических основ трудового и политехнического воспитания школьников [24].
В многочисленных фундаментальных и прикладных исследованиях как классических, так и современных, отдельные этапы и условия профессионального развития анализируются в контексте изучения профессионального самоопределения в связи с задачами профориентации, выбора профессии или профессионального обучения (Л. А, Головей, Л. А. Йовайша, Е. А. Климов, А. А. Кобцева, Л. Л. Кондратьева, Т. В. Кудрявцев и В. Ю. Шегурова, В. П. Парамзин, А. П. Сейтешев, С. Н. Чистякова) [5; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 18; 23; 28].
А. К. Осницкий, Н. В. Бякова, С. В. Истомина рассматривают способность к самостоятельной организации деятельности и управлению ею как необходимое условие успешного профессионального становления на этапе профессионального самоопределения и на этапе профессионального обучения [17]. Авторы вводят понятие «регуляторность опыта», понимая в качестве него подсистему целостного опыт человека, динамическую систему, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, которая получена непосредственно-чувственным путем, наполнена личностным смыслом и определяет направленность активности человека. Авторы экспериментально доказывают, что при переходе к профессиональному обучению отчетливее становятся профессиональные интересы и склонности, снижается количество ошибок рефлексии, увеличивается стабильность в работе и способность к переносу действий в новые условия, повышается адекватность самооценки себя как предпочитаемого участника сотрудничества. Уровень сформи-рованности компонентов регулярности опыта влияет на процесс профессионального становления. А именно, на успешность выбора профессии старшеклассниками влияют ценностный, операциональный компоненты и компонент первичной активации; на начальном этапе профессионального обучения - ценностный и рефлексивный компоненты; на старших курсах - ценностный, рефлексивный и компонент привычной активации. Постепенно устанавливается связь между компонентами опыта, он приоб-
ретает целостность, проявляется взаимозависимость его составляющих.
Достаточное разнообразие теорий профессионального развития отражено в их классификации. На наш взгляд, наиболее полная классификация теорий профессионального развития представлена в исследовании Ю. П. Поваренко-ва [19]. Автор выделяет аналитические и комплексные теории профессионального развития. К аналитическим он относит теории, изучающие проблемы трудового воспитания, проблемы профориентации, содержание профессионального воспитания и обучения, исследующие психологические основы профессиональной адаптации, механизмы стимулирования и обогащения профессиональной деятельности, предполагающие психологический анализ аспектов аккредитации и экспертизы, трудовой деятельности и профессиографии, изучение психологических условий, определяющих высшие профессиональные достижения. К комплексным теориям профессионального развития Ю. П. Поваренков относит изучение формирования профессиональной пригодности, готовности к труду как результата допрофес-сионального и профессионального развития, акмеологических проблем профессионального развития, построения карьеры, осуществление типологического и психодинамического подходов к профессиональному развитию, системо-генез профессиональной деятельности. Каждая теория представляет механизмы и содержание профессионального развития, позволяя решать определенный круг исследовательских и прикладных задач. В то же время заметим, что основания для классификации теорий профессионального развития выделяются, исходя из проблемы исследования, которую решает автор. Важно отметить, что названые группы теорий предполагают разный научно-теоретический подход. Если в аналитических теориях изучаются отдельные стороны или стадии профессионализации вне целостного контекста развития человека как личности и профессионала, то в комплексных теориях исследуется профессиональное развитие как особый феномен в контексте развития личности и ее жизненного пути.
Для современного понимания процессов профессионального развития научный интерес имеет анализ теорий, в которых рассмотрены
преемственные этапы профессионального развития в широком онтогенетическом контексте.
В теориях Л. А. Головей, Ю. П. Поваренко-ва, А. Т. Ростунова, А. Р. Фонарева представлены стадии профессионального развития, начиная с этапа профориентации, выбора профессии. Разрабатываются критерии личности специалиста-профессионала [5; 19; 22; 21]. Так, А. Р. Фонарев в качестве критериев выделяет профессиональную идентичность (соответствие между индивидуальными и социальными представлениями о профессии, о ее значимости для субъекта), профессиональную зрелость (сфор-мированность регулятивных механизмов профессиональной деятельности и механизмов профессионализации в целом), производительность и надежность.
Л. М. Митина трактует профессиональное развитие не только через профессионализацию [16]. Она вводит его в широкий контекст самоактуализации личности, выделяя следующие стадии: самоопределение, самовыражение, самореализация. То есть посредством профессионализации происходит оформление жизненной философии, осознание смысла жизни. Она противопоставляет модель профессионального развития модели адаптивного поведения.
Таким образом, авторы связывают профессиональное развитие с «вхождением» в профессию и приобретением профессионального мастерства.
В то же время проявляется и иной подход.
В теории Г. В. Суходольского профессиональное развитие предстает как процесс смены трех стадий: допрофессиональный, профессиональный и послепрофессиональный [25]. Причем первую из них, ограничивая возрастом 1517 лет, автор связывает с широким контекстом общего психического развития: формированием общесоциальных норм, общеобразовательных знаний, умений и навыков, склонностей, интересов, дающих возможность войти в мир профессии.
Т. В. Кудрявцев выделяет несколько стадий профессионального становления личности и психологические критерии их успешности [12]. Показателен тот факт, что Т. В. Кудрявцев связывает первую стадию профессионального становления личности с влиянием на данный процесс общего развития личности и первоначаль-
ной ориентировкой в различных сферах труда и профессии. Его вывод дает основание утверждать, что динамика профессионального и личностного развития взаимосвязаны, и данные взаимосвязи преобразуются при переходе от одной стадии к другой.
В своих работах Е. А. Климов включает в процесс становления профессионала ранние периоды онтогенеза как стадию допрофессио-нального развития человека [8]. Автор связывает данный процесс с центральными линиями психического развития ребенка. Исследование Е. А. Климова значительно расширяет представления о возрастном контексте профессионального развития. В частности, он пишет: «... трудовая деятельность (с характеризую щи-ми ее целями, принятыми субъектом, его положительной мотивацией, умелостью, пониманием роли и функции других - даже незримых участников) не является простым следствием календарного возраста развивающегося человека. Она возникает и развивается не так, как, например, зубы или кожный волосяной покров и пр., не «самочинно», а как некоторое системное качество человека в определенной человече -ской же среде» [8, с. 340].
Включение ранних периодов онтогенеза человека как субъекта труда в контекст профессионального развития (В. А. Бодров, Е. А. Климов) показывает признание их исключительной важности для данного процесса [3; 8]. Такая позиция позволяет рассматривать каждый возраст с точки зрения уникальных возможностей, которые он создает для становления человека как будущего профессионала.
В связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения задача разработки этапов профессионального развития в периоды, предшествующие выбору профессии и профессиональной подготовке, значительно актуализировалась.
Так, Н. С. Пряжников, определяя особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной проф-ориентационной помощи по каждой из этих групп, выделяет среди разных таких групп дошкольный и младший школьный возраст [20]. В качестве типичных ожиданий дошкольников как клиентов он определяет выбор кружков, интерес к наиболее ярким профессиям, к про-
Афонькина Ю. А.
Профессиональное развитие какпредмет психологического исследования...
фессии родителей и стремление попробовать себя в игровой деятельности. Соответственно ожиданиям определены и основные акценты профконсультативной помощи: помощь в выборе кружков (работа с родителями), увлекательные рассказы об интересующих профессиях и профессиях родителей, проигрывание профессий с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий.
Складывается современная практика разработки и апробации коррекционно-развивающих программ для обучающихся 1-4 классов, направленных на решение задач профориентации (К. А. Аветисян, О. Ю.Елькина, А. А. Кобцева) [1; 6; 10]. Эти программы реализуются как самостоятельные, так и в системе психологического сопровождения школьников на разных ступенях образования. О. Ю. Елькина доказала значимость профориентации как важного средства формирования продуктивного опыта у обучающихся в начальной школе.
Таким образом, современные реалии определяют необходимость пересмотра и развития традиционных точек зрения на процесс профессионального развития. В этом смысле наиболее разработанной, на наш взгляд, является концепция Л. М. Митиной [16]. Автор выделяет проблемное поле исследования следующим образом. Начало собственно профессионального обучения предполагает наличие у молодого человека определенного психологического, личностного «багажа», обеспечивающего не только правильный выбор профессии, но и постоянное профессиональное развитие личности. Такой личностный фундамент должен быть заложен у молодого человека на более ранних стадиях онтогенеза в условиях предпрофильного, профильного обучения, и даже в начальной школе.
Л. М. Митина справедливо замечает, что на сегодняшний день в психологии нет целостного представления о профессиональном развитии личности в онтогенезе, начиная с первых предпочтений и предрасположенностей в детстве до профессиональной самореализации в зрелых формах. Теоретико-эмпирических исследований, изучающих соотношение содержательно-динамических характеристик личностного и профессионального развития человека на ранних этапах онтогенеза явно недостаточно. Без такой доказательной базы затруднена проработка концепции профессионального развития
личности, а осуществляемый в настоящее время переход общеобразовательных школ к профильному обучению может оказаться преждевременным и малоэффективным.
Для решения обозначенных противоречий, по мнению Л. М. Митиной, необходимо объединение личностно-развивающего и возрастного подходов к изучению профессионального развития личности в онтогенезе. Определение закономерностей профессионального становления личности в старшем возрасте продолжают сохранять свою актуальность. Однако в качестве альтернативой традиционным закономерностям профессионализации задачи является необходимость формирования основных сфер личности в наиболее сензитивные периоды для их развития, начиная с поступления в школу.
Л. М. Митина определяет механизм профессионального развития как преодоление противоречия между спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением). По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания. Самосознание выступает в единстве личностной и профессиональной направленности уже с момента поступления ребенка в школу, поскольку осознание себя в мире неразрывно связано с осознанием своих способностей и возможностей, приложимых к какой-либо области человеческой деятельности. Вместе с переходом личностного и профессионального самосознания на более высокий уровень, не исчерпывает всех составляющих развития. Психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося профессионала вступают такие базовые характеристики личности как направленность, компетентность, гибкость, чем и определяется модель профессиональной жизнедеятельности человека: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.
Этапность профессионального развития под влиянием образовательных условий в теории Л. М. Митиной предстает следующим об-
разом. В результате реализации программ личностного и профессионального развития у учащихся начальной школы и младших подростков формируется такое психологическое новообразование как предрасположенность, то есть склонность к чему-либо, к видам деятельности, наличие индивидуально-психологических особенностей для развития чего-либо. У старших подростков на предпрофильной ступени обучения формируется профессиональное намерение - выбор стратегии профессионального развития и профиля обучения в школе, и профессионального пути, что дает возможность в дальнейшем осуществлять непрерывный процесс самопроектирования личности и последовательно переходить одной стадии психологической перестройки личности на другую: самоопределение, самовыражение, самореализация. Личностное и профессиональное развитие в школьном возрасте представляет собой процесс неравномерного преобразования структур личности и самосознания с преимущественным изменением на разных возрастных этапах их отдельных сторон. Последовательность этапов развития фиксирует общее направление и уровни становления субъектности человека в онтогенезе. Начало каждого этапа - это всегда новое рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую, а объемлющую ее и сохраняющую ее фазы и достижения. Сам последующий этап есть смена режима индивидуальной жизни, характеризующийся психологическими новообразованиями возрастных периодов.
Важным для научного понимания феноменологии профессионального развития является определение источников предпочтений человека в сфере профессий.
В. П. Парамзин намечает онтогенетическую динамику источников профессиональных предпочтений, которая выражается следующим образом [18]. Уже в раннем возрасте ребенок слышит от родителей, узнает из книг, от различных лиц, из различных источников о людях различных профессий и специальностей. Постепенно он начинает интересоваться той или иной областью человеческой деятельности, появляется повышенный интерес к чему-либо. Он конструирует, моделирует, больше читает, делает первые трудовые пробы в интересующем его
виде деятельности. У ребенка формируются персональные интересы, которые приводят при руководстве взрослых (педагогов, родителей) к обоснованному, сознательному, правильному с точки зрения общества и личности, выбору профессии, а также к пониманию необходимости продолжения образования.
В исследовании Е. С. Романовой делается попытка оценить последствия влияния психологически обоснованного воздействия на развитие и профессиональное становление человека [21].
Очевидным становится тот факт, что профессиональнее развитие происходит под действием фактов жизнедеятельности человека, его тенденции связаны с широкой ориентировкой в разнообразных сферах действительности, специфическими для каждого возраста видами активности. Подготовку личности к профессионально-производственной деятельности уместно рассматривать в определенном смысле как ее всестороннее развитие.
Итак, разработка проблемы становления профессионала реализуется исследователями по двум приоритетным направлениям. Во-первых, разработка преемственных стадий профессионального развития. Во-вторых, определение источников, механизмов и условий развития человека как субъекта труда на каждой стадии. Проведенный теоретический анализ теорий профессионального развития позволяет выделить идеи, которые могут быть положены в основу современных исследований феноменологии профессионального развития.
1. Профессиональное развитие выступает как процесс, протекающий периодично и характеризующийся в каждом периоде специфическими показателями и достижениями.
2. Профессиональное развитие начинается задолго до того, как человек приступает к осуществлению профессиональных функций. Исследование ранних этапов профессионального развития в их преемственности с отногенетиче-ски более поздними этапами позволит обогатить научные представления о его зрелых формах.
3. Профессиональное и личностное развитие имеют сложные диалектические взаимосвязи, отражающие процесс целостного развития человека в онтогенезе.
Афонькина Ю. А.
Профессиональное развитие какпредмет психологического исследования...
4. Профессиональное развитие происходит в связи с развитием основных потребностей личности, взаимоотношений с другими людьми в специфических для каждого возраста видах деятельности.
5. Психологическую основу профессионального развития составляет саморазвитие, протекающее под влиянием складывающихся мотивационных тенденций, их иерархизации. Саморазвитие выступает как процесс превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования в связи с требованиями профессиональной деятельности, приводящий к творческой самореализации в профессии.
Литература
1.Аветисян, К. А. Психологические особенности развития самосознания младших школьников [Текст] / К. А. Аветисян // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 11-21.
2.Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 168 с.
3.Бодров, В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. [Текст] / А. А. Бодров. -М. : изд-во ИП АН СССР, 1991. - С. 3-26.
4. Гинзбург, М. Р. Психологическое сод ер -жание личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. ... докт. психол. наук / М. Р. Гинзбург. - М. : РАО, Психол. ин-т, 1996. - 60 с.
5.Головей, Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. А. Головей. - СПб., 1996. - 46 с.
6.Елькина, О. Ю. Продуктивное обучение младших школьников на занятиях профориен-тационного курса «Я познаю мир» [Текст] / Е. Ю. Елькина // Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: материалы XI Всероссийской науч.-практич. конф. (11-12 ноября 2008 г.) ; под общ. ред. С. Н. Чистяковой. -М. : изд-во МЭСИ, 2008. - С.127-133.
7.Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша. - М. : Педагогика, 1983. - 128 с.
8.Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
9. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Культура и спорт, «ЮНИТИ», 1998. - 349 с.
10. Кобцева, А. А. Обучение по индивидуальным учебным планам в профильной школе как начальный этап формирования профессионального пути [Текст] / А. А. Кобцева // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 32-39.
11. Кондратьева, Л. Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации [Текст] / Л. Л. Кондратьева // Вопросы психологии. -1975.- № 1.- С. 133-135.
12. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
- С. 87-91.
13. Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии образования // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей [Текст] / Н. В. Кузьмина // Сборник научных трудов. - Вып. 1.
- М., Шуя: Исследовательский центр подготовки преподавателей; ШГП, 1998. - С. 5-22.
14. Левитов, Н. Д. Психология труда [Текст] / Н. Д. Левитов. - М. : Учпедгиз, 1963. - 266 с.
15. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] // А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- 308 с.
16. Митина, Л. М. Теоретико-методологические основы профессионального развития личности в онтогенезе [Текст] / Л. М. Митина // Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 4.
17. Осницкий, А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А. К. Осницкий, Н. В. Бяко-ва, С. В. Истомина // Вопросы психологии. -2009. - № 1.
18. Парамзин, В. П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы [Текст] / В. П. Парамзин. - Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1987. - 155 с.
19. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
20. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. - 2-е издание, стереотипное. - М. : Воронеж, 2003. - 400 с.
21. Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности [Текст] : авто-реф. дисс. ... докт. психол. наук / Е. С. Романова. - М. : МГПУ, 1992. - 31 с.
22. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Росту-нов. - М. : Высшая школа, 1984. - 176 с.
23. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности [Текст] / А. П. Сейтешев. - Алма-Ата: Наука, 1990. - 335 с.
24. Смирнов, А. А. О психологической подготовке к труду [Текст] : избр. психол. труды: в 2 т. / А. А. Смирнов, под ред. Б. Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1987. - Т. 1. - С. 229-240.
25. Суходольский, Г. С. Основы психологической теории деятельности [Текст] / Г. С. Суходольский. - М. : ЛГУ, 1988. - 168 с.
26. Тутушкина, М. К. Актуальные проблемы современной психологии труда [Текст] / М. К. Тутушкина, Ю. А. Афонькина // Вестник Балтийской педагогической академии. - Вып. 50. Актуальные проблемы психологии труда и развития. - СПб. : Балтийская педагогическая академия, 2003. - С. 5-10.
27. Фонарев, А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст] / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. -С. 54-62.
28. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : метод. пособ. для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения / С. Н. Чистякова. - М. : изд. центр «Академия», 2005. - 128 с.