References
1. Mankiev A.D., Shahgiriev L.Z., Bulueva Sh.I. Sem'ya i nravstvennost'. Obschie i 'etnopsihologicheskie aspekty sem'i: uchebnoe posobie. Groznyj, 2003.
2. Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Gunasheva M.A., Zinchenko A.S., Isakieva Z.S., Kanevskaya Zh.O., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kul'kina I.V., Yakubova A.B., Magomedhanova U.Sh., Magin V.A., Mirzoev Sh.A., Martirosyan R.M., Naga-eva I.A., Petrova N.P., Radzhabov I.M., Sautieva F.B. i dr. Sovremennye tendenciiobucheniya i vospitaniya vrossijskojsisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
3. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Nagaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshejshkole: problemy iperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 16.02.18
УДК: 373.5.016:51
Argunova A.P., postgraduate, Department of Methods of Teaching Mathematics, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dyachkovsky M.D., senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Argunova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Methods of Teaching Mathematics, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETITION OF DESIGN AND RESEARCH WORKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION-VALUE RELATIONS OF STUDENTS TO MATHEMATICS. In the article, based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the concepts of design and research activity of students and the motivational-value attitude to mathematics are considered. The method of organizing a competition of design and research works of students "Ethnomathematics of the peoples of Yakutia" is shown. The tasks compiled by the winners and prize-winners of the competition are presented. The authors conclude that various contests enriched with ethnic content, based on national culture, contribute to the formation of a motivational and value attitude to mathematics.
Key words: project-research activity, design and research competition, motivation-value attitude, ethno-mathematics, folk mathematics, tasks with ethno-regional content.
А.П. Аргунова, аспирант каф. методики преподавания математики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
М.Д. Дьячковская, ст. преп., каф. методики преподавания математики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
Н.В. Аргунова, канд. пед. наук, доц., каф. методики преподавания математики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотрены понятия проек-тно-исследовательской деятельности учащихся и мотивационно-ценностного отношения к математике. В работе приводится методика организации конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Этноматематика народов Якутии». Представлены задачи, составленные победителями и призерами конкурса. Авторы делают вывод, что различные конкурсы, обогащенные этническим содержанием, с опорой на национальную культуру, способствуют формированию мотивационно-цен-ностного отношения к математике.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, конкурс проектных и исследовательских работ, мо-тивационно-ценностное отношение, этноматематика, народная математика, задачи с этнорегиональным содержанием.
В системе общего образования Российской Федерации существуют педагогические возможности и средства для формирования российской гражданской идентичности обучающихся, которая не противоречит принципу сохранения и развития культурного многообразия и языкового наследия многонационального народа. Одним из средств является разработка и внедрение в практику обучения этнокультурного составляющего, основанной на идее российской идентичности [1]. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) активно ведет работу по внедрению этнокультурного компонента в образовательный процесс. В обучении математике реализация воспитательных функций может осуществляться с помощью проектных и исследовательских работ. Целенаправленная и систематическая работа учителя по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по составлению задач с этнорегиональным содержанием и изучению народной математики играет важную роль в формировании мотивационно-ценностного отношения к предмету.
Одной из главных задач современной школы является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации учебной деятельности, такой, которая подтолкнула бы их к упор-
ной учебной работе. Отношение учащихся к предмету составляют цели, мотивы, интересы и убеждения, и поэтому отношение также может быть мотивационно-ценностным [1].
В последнее время в регионах России проводятся различные конкурсы для учащихся, такие как Региональный Конкурс «Архангельская область в математических задачах» (с 2013 г.) [2], Конкурс «Чувашская республика в математических задачах» (с 2015 г) [3], Республиканский конкурс краеведческих математических задач «Татарстан в математических задачах» (с 2017 г.) [4].
Как считает Л.Р. Шакирова, председатель конкурса «Татарстан в математических задачах», использование элементов краеведения и истории родного края в курсе математики способствует формированию мотивации учения и личностных ценностей обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма, пониманию межпредметных связей, значимости математики в жизни [4, с. 3].
Мотивационно-ценностное отношение к предмету включает наличие у учащихся познавательных, личностных, социально-значимых мотивов и ценностной ориентации, определяющих
направление учебной деятельности, познавательного интереса и положительного отношения к предмету как к науке. На основе анализа и обобщения работ по исследуемой теме мы выделяем следующие признаки мотивационно-ценностного отношения к математике, как учебному предмету: положительные эмоциональные отношения; сформированная потребность к математике; система знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих усилия учащегося; познавательная и практическая деятельность по математике [5].
В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации учебной и внеучебной деятельности. В обучении математике средством формирования мотивацион-но-ценностного отношения могут выступать проектные и исследовательские работы с этнорегиональным содержанием.
Под проектно-исследовательской деятельностью, следуя за Т. В. Кузнецовой, мы понимаем специально организованную учебно-познавательную деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: постановку образовательных задач; планирование хода и способов исследования; определение ожидаемых результатов и продуктов; развертывание деятельности по решению личностно значимых образовательных задач (инициатив); создание конкретного продукта [6, с. 63].
На основе анализа литературы, следует отметить, что участие в проектно-исследовательской деятельности развивает интеллектуальные способности при поиске информации, обобщении, при проведении анализа, расширяет общий кругозор учащихся, формирует умения ставить цели перед собой, планировать деятельность. Исследователи отмечают, что при этом у школьников возникает устойчивая мотивация и положительное отношение к изучению математики.
Как показывает практика, многие понимают проектные и исследовательские работы как синонимы, но они имеют принципиальное отличие. Под проектной работой понимается специально организованная деятельность, в процессе которой разрабатывается или создается прототип, макет, прообраз предполагаемого или возможного явления, объекта. Исследовательская же работа является одним из видов познавательной деятельности человека, которая предполагает процесс формирования новых знаний.
В 2017 году кафедрой методики преподавания математики Института математики и информатики СВФУ впервые был организован республиканский заочный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Этноматематика народов Якутии», посвященный памяти доктора педагогических наук, профессора Антонины Ивановны Петровой. В Конкурсе приняли участие более 200 школьников с 1 по 11 класс из городских и сельских школ 17 районов Республики Саха (Якутия).
Конкурс проводился с целью развития научно-исследовательской, проектной, краеведческой, этнографической дея-
тельности, активизации внеклассной и внешкольной работы по математике в республике, повышения интереса учащихся к традициям, культуре и истории родного края.
К участию в Конкурсе приглашались обучающиеся общеобразовательных учреждений. Победители Конкурса были определены в четырех возрастных группах: 1) учащиеся 1 - 4 классов; 2) учащиеся 5 - классов; 3) учащиеся 7 - классов; 4) учащиеся 10 - 11 классов. Были приняты как индивидуальные, так и коллективные работы.
В отличие от вышеперечисленных конкурсов краеведческих математических задач Конкурс «Этноматематика народов Якутии», проводился по двум направлениям: 1) исследовательские работы отражающие: отдельные сведения о народных математических знаниях коренных народов Республики Саха (Якутия) найденные учащимися в архивных материалах, либо записанные со слов жителей республики в ходе этнографической экспедиции; 2) проектные работы включающие, задачи с этнорегиональным содержанием, составленные самими учащимися с приведением решений задач (желательно несколькими способами).
Под задачей с этнорегиональным содержанием мы понимаем задачу, в содержании которой отражены региональные и этнокультурные сведения и /или в фабуле математика демонстрируется как средство, помогающее решению хозяйственных и производственных задач [7, с. 40].
Результаты Конкурса отдельно по двум направлениям - исследовательская и проектная работа.
Исследовательские работы затрагивали такие темы, как система счёта и нумерация народов Якутии, метрологические знания народов Якутии, геометрические сведения народов Якутии, этнопедагогика народов Якутии (игры на счёт, загадки, считалки, пословицы и другие виды устного народного творчества, содержащие математические знания), памятники математической культуры народов Якутии (находящиеся в музеях, коллекциях и т. д.).
При выполнении проектной работы учащиеся составляли задачи о Якутии в годы Великой Отечественной войны, о своей малой Родине, об особо охраняемых природных территориях Якутии, а также разрабатывались задачи с использованием фольклора народов Якутии и профессий, востребованных на северных территориях.
Распределение конкурсных работ по номинациям представлено на диаграмме (рис.1). Наибольшее количество проектных работ поступило в номинациях «Моя малая родина в математических задачах» - 28%, «Фольклор народов Якутии в математических задачах» - 14%. Наименьшее количество исследовательских работ поступило в номинации «Памятники математической культуры народов Якутии» - 3%. Это объясняется сложностью поиска нужной информации, малодоступностью или отсутствием специальной литературы.
Рис. 1. Распределение конкурсных работ по номинациям
Конкурсные работы оценивались по следующим критериям, выделенным Н.И. Мерлиной [2]:
1. Краеведческая ценность представленной работы:
- уникальность представленного в задаче краеведческого материала;
- региональная значимость постановки и решения задачи;
- полнота раскрытия краеведческого материала в работе.
2. Математическая ценность представленной работы:
- корректность постановки и решения задачи;
- математическая красота задачи и /или её решения;
- образовательная ценность математического содержания задачи.
3. Дизайн проекта:
- стилевое представление презентации;
- качество и правильное использование аудио-визуального материала;
- соблюдение авторских прав.
Приведём примеры задач, составленных победителями и призерами конкурса.
Задача 1. (Горохова Мария, ученица 5 класса МБОУ «Каза-чинская СОШ» с. Казачье Усть-Янского улуса (района). Номинация «Моя малая родина в математических задачах»)
Призовые места в скачках на оленьих упряжках заняли участники колхозов имени Кирова, имени Жданова и «Сардака». Каждый колхоз относится к наслегам: Усть-Яна, Силээннээх, Да^арынньа. Известно, что: 1) участник из колхоза имени Кирова живет в наслеге Да^арынньа; 2) первое место занял участник не из колхоза «Сардака», не из наслега Силээннээх; 3) второе место занял участник из наслега Усть-Яна, но не из колхоза «Сар-дака».
Установите, участники из какого колхоза и наслега заняли призовые места?
Решение:
Задача 2. (Степанов Василий, ученик 11 класса МБОУ «Бердигестяхская СОШ им.С.П. Данилова» с. Бердигестях Горного улуса (района). Номинация «Фольклор народов Якутии в математических задачах»)
Построить якутский узор «Ынах ойуу» с помощью программы «Математический конструктор» (Ма^КК 5.0), используя преобразования графиков функций arcsinx, arccosx и уравнения окружности.
Решение: Автор приводит пошаговое построение узора по этапам, в результате которого получил следующее изображение (рис. 2).
Задача 3. (Федоров Айаал, ученик 6 а класса МОБУ ЯГНГ Айыы Кь^ата, г. Якутск. Номинация «Фольклор народов Якутии в математических задачах»)
Защитник племени Саха Ньургун Боотур и предводитель Нижнего мира Уот Усутаакы встретились в смертельном поединке. Они бились, топтали мерзлую землю по колено, превратив её в месиво:
«Как два зверя, зычно крича, Как два льва, свирепо рыча, Друг у друга мечом норовя Черную печень рассечь -Будто сшиблись гора с горой, Бить взялись друг друга они. Незыблемое преисподней дно Задрожало, заколебалось...»
«...Как древесные корни,
руки сплетая, Как быки лесные, мыча, Тридцать орущих Дней и ночей Боролись богатыри...»
Сколько часов длилась битва защитника племени Саха Ньургун Боотура и предводителя Нижнего мира Уот Усутаакы?
Решение: Время битвы - 30 дней и ночей, т.е. 30 суток. 1 сутки = 24 ч
30 суток = 30 • 24 ч = 720 ч. Ответ: 720 часов.
Колхоз имени Колхоз имени Колхоз Наслег Наслег Наслег
места Кирова Жданова «Сардака» Силээннээх Усть-Яна Да^арынньа
I + - - - - +
II - + - - + -
III - - + + - -
Ответ: I место - участник колхоза имени Кирова из наслега Да^арынньа, II место - участник колхоза имени Жданова из наслега Усть-Яна, III место - участник колхоза «Сардака» из наслега Силээннээх
Следует отметить, что при составлении задач учащиеся работали с архивными материалами, со статьями и заметками газет и журналов 40-50-х годов прошлого столетия. Например, Назарова Крина нашла статьи в газетах о своем прадеде Лазаре
Лазаревиче Иванове и составила оригинальные математические задачи.
Задача 4. (Назарова Карина, ученица 2«а» класса МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой, г. Якутск. Номинация «Задачи о Якутии в годы Великой Отечественной войны»)
1) Статья от 1943 года в газете «КыЬ|ыл сулус»: «По состоянию на 22 мая бригада №1 МТС выполнила план в объеме 132%. В составе бригады трудятся Л. Иванов, В. Матвеев, И. Кондратьев». На сколько % был перевыполнен план сбора урожая?
Решение: План - 100%. Выполнение - 132%. Перевыполнение: 132-100 = 32 %. Ответ: План сбора урожая перевыполнен на 32%.
2) Заметка от 1951 года в газете «КыЬ|ыл сулус»: «Комбайнер Иванов Л.Л. взял обязательство собрать урожай со 150 гектар за 10 дней, вместо этого он собрал урожай с 210 гектара за то же время». Какая дневная норма сбора урожая по плану, на сколько она перевыполнена?
Библиографический список
Решение:
1. Дневная норма по плану: 150 (га) / 10 (дн) = 15 (га/дн)
2. Дневная норма выполнения: 210 (га) / 10 (дн) = 21 (га/дн)
3. Перевыполнение дневной нормы: 21 - 15 = 6 (га/дн)
Ответ: Дневная норма сбора урожая по плану 15 гектар,
дневная норма перевыполнена на 6 гектар.
Вывод. При выполнении исследовательской или проектной работы в поисках нужной информации ученики изучают солидное количество специальной литературы, архивные материалы, узнают много нового о родном крае. Это свидетельствует о формировании познавательных, личностных, социально-значимых мотивов и ценностной ориентации по предмету. Таким образом, различные конкурсы с этнорегиональным содержанием могут выступать одним из средств формирования мотивационно-цен-ностного отношения учащихся к математике.
1. Дьячковская М.Д., Аргунова Н.В., Аргунова А.П. [и др.] Этнокультурный компонент в обучении математике: проектирование, разработка и внедрение. Ульяновск: Зебра, 2017.
2. Татарстан в математических задачах: материалы Республиканской молодежной школы-конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ (Казань, 25 марта 2017 года). Под редакцией Л.Р Шакировой. Казань: Казан. ун-та, 2017.
3. Мерлина Н.И. О конкурсах для учащихся «чувашская республика в математических задачах». Математика и математическое образование: сборник трудов конференции. Чебоксары, 2017: 89 - 93.
4. Томилова А. Е. Использование краеведческих математических задач при обучении математике в школе Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. 16-18 февраля, Вологда: ИП Киселев А.В., 2017: 273 - 277.
5. Аргунова А.П. Формирование мотивационно-ценностного компонента учебной деятельности учащихся в обучении математике. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 68 - 69.
6. Кузнецова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013; 1 (1): 63 - 69.
7. Дьячковская М.Д. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия. Азимут научных исследований. 2015; 2 (11): 37 - 41.
References
1. D'yachkovskaya M.D., Argunova N.V., Argunova A.P. [i dr.] 'Etnokul'turnyJ komponent v obuchenii matematike: proektirovanie, razrabotka i vnedrenie. Ul'yanovsk: Zebra, 2017.
2. Tatarstan vmatematicheskihzadachah: materialyRespublikanskoJmolodezhnoJshkoly-konferencii, posvyaschennoJgoduN.I. Lobachevskogo v KFU (Kazan', 25 marta 2017 goda). Pod redakciej L.R. Shakirovoj. Kazan': Kazan. un-ta, 2017.
3. Merlina N.I. O konkursah dlya uchaschihsya «chuvashskaya respublika v matematicheskih zadachah». Matematika i matematicheskoe obrazovanie: sbornik trudov konferencii. Cheboksary, 2017: 89 - 93.
4. Tomilova A. E. Ispol'zovanie kraevedcheskih matematicheskih zadach pri obuchenii matematike v shkole Zadachi v obuchenii matematike, fizike i informatike: teoriya, opyt, innovacii: Materialy II MezhdunarodnoJ nauchno-prakticheskoJ konferencii, posvyaschennoJ 125-letiyu P.A. Laricheva. 16-18 fevralya, Vologda: IP Kiselev A.V., 2017: 273 - 277.
5. Argunova A.P. Formirovanie motivacionno-cennostnogo komponenta uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya v obuchenii matematike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 68 - 69.
6. Kuznecova T.V. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak odin iz sposobov formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2013; 1 (1): 63 - 69.
7. D'yachkovskaya M.D. 'Etnomatematika kak oblast' nauchnyh znanij: predmet i osnovnye ponyatiya. Azimut nauchnyh issledovaniJ. 2015; 2 (11): 37 - 41.
Статья поступила в редакцию 16.02.18
УДК 378
Ayubova Sh.I., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala Russia), E-mail: [email protected]
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mustafayev F.M., Doctor of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala Russia), E-mail: [email protected]
ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF A STUDENT. The article considers the issues of forming the legal competence of the future teacher with the help of the introduction and use of project activities in modern education. The necessity of using project activity in the educational system of institutions of higher education in the formation of legal competence is determined, and its universality and effectiveness are combined with other teaching methods. On the basis of the analysis of the key concepts "project", "project activity", "legal competence", the authors conclude that an important means of forming legal competence is project activity, in the course of mastering which is the formation of professionally important qualities of the students.
Key words: competence, project, project activity, legal competence, professional competence, competence approach.
Ш.И. Аюбова, канд. ист. наук, ст. преп. каф. юридических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Ф.М. Мустафаев, д-р филос. наук, доц. каф. юридических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]