РОЛЬ ПРИСТАВОК В ОБРАЗОВАНИИ ВИДОВОЙ ОППОЗИЦИИ
Л.Ю. Кораблева
Korableva L.Y. The role of prefixes in the formation of aspect oppositions. The article looks at the category of aspect from a novel angle.
Одним из возможных способов образования видовых форм глаголов является пер-фективация, то есть присоединение приставки. Преимущественной сферой использования приставок является глагол. Префиксальные глаголы составляют приблизительно девяносто процентов всей русской глагольной лексики. В других частях речи приставки как образующие морфемы встречаются значительно реже. Но и в глаголе не все приставки одинаково активны, и не все глаголы одинаково способны соединяться с приставками. Свободно соединяются с приставками глаголы, являющиеся или осознающиеся сейчас как слова, непроизводная основа которых исконно глагольная. Глаголы, образованные от имен существительных и прилагательных, образуют приставочные формы скупо. Так, глагол звереть допускает присоединение к себе лишь приставки о-, глагол свирепеть -приставки рас-. Как только глагол перестает осознаваться как отыменное образование, от него свободно начинают образовываться приставочные формы. Например, глаголы работать, делать, образованные от работа, дело, имеют производные с целым рядом приставок: пере-, с-, за-, от- и так далее.
Давно известно, что приставка может менять:
• вид глагола - кипятить — вскипятить: кипятить - вскипятить чайник, белить — побелить, белить - побелить потолок;
• не меняя вида, менять лексическое значение глагола - решить — разрешить: [Даша] решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь (А.Н. Толстой. Сестры); - Садитесь, - небрежным жестом разрешил ротмистр (В.М. Саянов. Лена); лечь — залечь: В душу его залегла угрюмость, а в нраве появилась грубость и жестокость (И.А. Гончаров. Обломов); Руда залегла на глубине двух метров; залечь в берлогу; залечь и до субботы не показываться; купить — выкупить: купить новый стол; Костылина
только еще через месяц выкупили [из плена] за пять тысяч (Л.Н. Толстой. Кавказский пленник);
• одновременно менять вид и лексическое значение глагола - стоять — постоять; стоять — выстоять: - Я сумею за себя постоять, если грубый человек оскорбит меня, - спокойно сказала Таня (В.Н. Ажаев. Далеко от Москвы); за ценой не постоим; Я верю - вынесу войну, сто ран приму, но выстою (А.П. Недогонов. Письмо).
Приставка может вносить в глагол свое значение и таким образом изменять семантику глагола. Так, М.В. Черепанов [1] установил, что именно префикс может быть носителем словообразовательного значения. А признание собственной семантики у приставки наводит на мысль, что видовые формы, образованные при помощи перфектива-ции, являются самостоятельными словами. Так, в глаголах есть — съесть приставка не меняет семантику глагола, то есть эти глаголы являются видовой парой. // Часам к двенадцати поспел обед. Люди ели плохо (В.М. Гаршин. Из воспоминаний рядового Иванова). Мальвина была уверена, что крысы утащили Буратино из чулана и съели (А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино). А глаголы есть — выесть уже не составляют видовой пары, так как приставка вы- меняет лексико-семантическое значение глагола, следовательно, выесть уже самостоятельный глагол, образующий видовую пару со словом выедать. // Выесть начинку. Дымом глаза выело.
Сочетаемости глаголов с приставками посвящено много исследований. В частности, Г.А. Волохина и З.Д. Попова считают, что принадлежность глагола к тому или иному лексико-семантическому классу предопределяет его сочетаемость с тем или иным набором префиксов [2]. Наиболее продуктивные приставочные образования у глаголов движения, перемещения, созидания. К такому же
заключению приходит в своих исследованиях А.И. Конова, подчеркивая, что «определить значение приставки можно только по отношению к лексико-семантической группе глагола, принявшего приставку» [3]. Это обусловлено богатой омонимией приставок.
Приставка, которая присоединяется к глаголу в одном значении, может не сочетаться с ним, когда он выражает другое значение. Например, глагол свернуть в значении свернуть ковер сочетается с приставками пере-, раз-, по- и так далее, но в значении свернуть голову префиксальная форма с пере-, раз-, за- невозможна, а с приставкой по-возможна; глагол склонить в значении склонить ветки может сочетаться с приставками при-, на-, но он не сочетается с названными приставками в значении склонить к побегу; в значении забросить мяч в корзину глагол забросить сочетается с приставками в-, пере-, с-, от-, и так далее, но в значении забросить учебу образование других префиксальных форм невозможно. Таким образом, видно, что словообразовательная активность проявляется, как правило, не во всех лексических значениях, а только в прямом значении.
Доказательством наличия собственной семантики у приставки является ее способность «подавлять» семантику глагольных основ, подчинять ее своему значению. Так, приставки в- и вы- привносят в семантику глаголов копать, рубить, шить и многих других значение направленности действия, например: Целые дни принялся он вокруг дома хлопотать: то молотком стучит, то топором рубит, то пилой пилит (Гл. Успенский. Пятница); ср.: врубить перегородку в стену, выкопать яму, вышить коврик.
Мы согласны с И.Г. Милославским, который отмечает, что не всегда удается отделить приставку от бесприставочного глагола [4]. Примеров тому много: драться — подраться - видовая оппозиция: Клим впервые видел, как яростно дерутся мальчики, наблюдал их искаженные злобой лица, оголенное стремление ударить друг друга как можно больнее (М. Горький. Жизнь Клима Самгина); Поругаться - душу отвести; подраться - сердце вытрясти (поговорка); но придраться уже самостоятельное слово по отношению к глаголу драться: Он вообще не благоволит ко мне и рад всякому случаю придраться (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Ранние всхо-
ды). Поэтому придраться можно рассматривать как видовую пару глагола придираться.
Или: водить - сводить - видовая пара:
Водить-сводить детей на прогулку; но приводить - самостоятельное слово, несовершенный вид глагола привести: приводить -привести подсудимого на допрос; Привело ли его сюда раскаяние или что-то другое? (И.Н. Игишев. Шахтеры).
Приставки глаголов могут оказаться, как и любые слова, многозначными и омонимичными. Ср.: сходить в магазин (несов. вид) -сходить с лестницы (сов. вид); проходить мимо дома (несов. вид) - проходить целый день (сов. вид). Среди приставок наблюдаются синонимические морфемы, имеющие одно и то же значение (подойти - прийти к дому, повалить - свалить дерево), а также антонимичные морфемы (приклеить марку -отклеить марку; согнуть - разогнуть).
Все сказанное рассмотрим применительно к конкретному примеру. Так, глагол строить включает в структуру своего значения 8 лексико-семантических вариантов:
ЛСВ 1 - возводить, создавать какое -нибудь сооружение, здание, а также конструкцию, машину. Строить - построить -выстроить корабль. Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, и заселены были по большей части казаками (А.С. Пушкин, Капитанская дочка). На чужом несчастье счастья не построишь (поговорка);
ЛСВ 2 - созидать, создавать, организовывать. Строить - построить - выстроить новую жизнь, новый быт;
ЛСВ 3 - мысленно создавать. Строить -построить - выстроить планы. У Платовых выстроилась целая цепочка - ненормальная Серафима, крайне странный Валентин, больная Настя и... (Д. Донцова. Крутые наследнички);
ЛСВ 4 - Организовывать, основываясь на чем-нибудь. Строить - построить - выстроить свою тактику на чем-нибудь;
ЛСВ 5 - выражать, формулировать. Строить - построить - выстроить систему доказательств;
ЛСВ 6 - вычерчивать на основании заданных размеров (спец.). Строить - построить - выстроить усеченный конус. Чтобы построить эллипс, проводим две концентрические окружности радиуса ОА = а и ОВ = в (М. Выгодский. Справочник по высшей математике);
Строить
I
Построить
дом
ЛСВ1
построить
семью
ЛСВ2
построить
гипотезу
ЛСВ3
построить
доклад
ЛСВ4
построить
фразу
ЛСВ5
построить треугольник ЛСВ 6
Строить
выстроить выстроить выстроить выстроить выстроить выстроить дом семью гипотезу доклад фразу треугольник
ЛСВ1 ЛСВ2 ЛСВ3 ЛСВ4 ЛСВ 5 ЛСВ 6
Строить
Состроить глазки ЛСВ 7
Состроить из себя простачка ЛСВ 8
ЛСВ 7 - делать что-нибудь (в соответствии со значением следующего далее существительного) (разг.). Строить - состроить гримасы. Я смеялся, что строил рожи ты смешные... (Ю. Третьяков. Приключения
Мишки Мочалкина).
ЛСВ 8 - представлять, изображать себя или кого-нибудь кем-нибудь (разг. неодобр.). Строить-состроить из себя простачка.
В основе всех перечисленных лексикосемантических вариантов глагола строить лежит идея созидания, создания.
Таким образом, мы видим, что в шести из восьми своих значений глагол строить соотносится с глаголами построить и выстроить; в двух - с глаголом состроить; в одном - с глаголом устроить; и каждый раз приставка вносит новый оттенок смысла. Получается, что видовые пары строить -построить; строить - выстроить; строить - устроить выражают очень близкие значения, отличающиеся незначительными семными вариациями. Глаголы выстроить, устроить, состроить в других своих вариантах соотносятся с глаголами выстраивать, устраивать, состраивать. Таким образом, образование формы соответствующе-
го вида зависит от его лексико-семантического варианта.
В словаре С.И. Ожегова нет указания на то, что глагол строить может соотноситься по виду с глаголом устроить, хотя факты языка, на наш взгляд, позволяют в значении «сделать, создать, организовать» считать их видовой парой: Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась... (Ю. Визбор,
Д. Сухарев. Александра). Так же в словарной статье, посвященной слову строить, есть примечание о том, что данный глагол соотносится по виду с глаголом выстроить только в 1 значении, но рассмотренные примеры доказывают, что и в других лексикосемантических вариантах глаголы строить и выстроить являются видовой оппозицией.
Кроме того, нужно отметить, что глагол строить может входить в состав словосочетаний и приобретать новые значения. Например, словосочетание строить жизнь по-другому имеет значение «переустройства жизни», и в этом значении глагол строить может соотноситься по виду с глаголом перестроить (перестроить жизнь). В остальных значениях глагол перестроить не может составить видовую пару с глаголом строить.
Элементы общего значения мы можем обнаружить и в словах застроить, настроить, пристроить, достроить. Они отличаются разными префиксами и являются самостоятельными словами, и все же, в определенном лексико-семантическом варианте данные глаголы могут составить видовую пару с глаголом строить.
Таким образом, на примере одного глагола строить мы показали, что словарные статьи нуждаются в дополнении.
Мы видим, что приставка вносит в глагол собственное значение, влияя тем самым на семантику слова. Например, приставка вы- вносит в глагол значение достижения цели, полноты действия (выстроить дом); приставка у- несет в себе информацию о достижении желаемого результата (устроить жизнь по-новому), без приставки у- глаголы не выражают значения «достижения желаемого» (строить запруду).
Анализируя примеры, мы убеждаемся в том, что русские глагольные приставки - относительно самостоятельные морфемы, имеющие свою парадигматику и синтагматику. Приставка может сделать глагол самостоятельным словом, а не только изменить вид глагола. Учитывая все изложенное, мы должны согласиться и с выводами И.Г. Ми-лославского, А.Н. Тихонова [5], М.Я. Гло-винской [6] о существовании чистовидовых
приставок. Изучающим русский язык одновременно нужно давать представление и о делать, строить и так далее и о сделать, построить и так далее именно как о видовых соответствиях: Строил долго дом и наконец построил и так далее. Необходимо иметь данную информацию и в толковых словарях.
1. Черепанов М.В. Лексико-семантические группы как производящая база внутригла-гольного словопроизводства // Теория слова и функционирования словарных единиц. Саратов, 1981.
2. Волохина Г.А., Попова З.Д. Русские глагольные приставки: семантическое устройство, системные отношения. Воронеж, 1993.
3. Конова А.И. К вопросу о взаимодействии значения глагольных приставок со значением бесприставочной основы глагола // Вопросы современного русского литературного языка и методики преподавания его в школе. Свердловск, 1963.
4. Милославский И.Г. Вид русского глагола как словообразовательная категория // Филол. науки. 1989. № 4.
5. Тихонов А.Н. Чистовидовые приставки в системе русского видового формообразования // ВЯ. 1964. № 1.
6. Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. М., 2001.