педагогические науки
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА
© 2017
Микрюкова Екатерина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
физики, информатики и математики Курский государственный медицинский университет (305000, Россия, Курск, улица К.Маркса, 3, e-mail: mikriukova.e.yu@yandex.ru)
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты выбора технологии организации самостоятельной работы в процессе обучения иностранных студентов на примере изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»»» в Курском государственном медицинском университете. Выявлены роль и место современных информационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов младших курсов международного факультета. В процессе построения и реализации модели организации самостоятельной работы продемонстрировано решение задач формирования у обучающихся интереса к будущей профессии, совершенствования стимулов развития личности молодых людей, систематического совершенствования учебно-методической работы по повышению качества подготовки иностранных студентов. С точки зрения профессиональной подготовки иностранных студентов, продемонстрировано использование специально разработанной технологии организации самостоятельной работы, структура которой состоит из следующих компонентов: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала; мотивация и организация самостоятельной деятельности студентов; действие средств обучения; контроль качества усвоения материала. Использование разнообразных форм организации самостоятельной работы направлено на соединение коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательной деятельности обучающихся. С точки зрения обозначенной технологии выделены методы обучения, способствующие повышению эффективности образовательного процесса студентов международного факультета.
Ключевые слова: иностранные студенты, самостоятельная работа, технологии, высшее профессиональное образование, модульное обучения, информационные технологии, информатика, модель, модульно-рейтинговый подход, международный факультет.
TECHNOLOGY OF ORGANIZING THE INDIVIDUAL WORK OF THE STUDENTS
OF INTERNATIONAL FACULTY
© 2017
Mikryukova Ekaterina Yurjevna, candidate of pedagogical sciences., senior teacher, Department of physics, computer science and mathematics Kursk State Medical University (305000, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: mikriukova.e.yu@yandex.ru)
Abstract. This article discusses some aspects of the theory of competence-based approach and the need for its implementation in higher education. In the case of studying the discipline of "new information technologies" demonstrated, the integrating role of Informatics in the content of general education students Medical University that allows you to associate the conceptual science, special and humanities apparats is demonstrated. In the process of building a professional medical education the competence approach sets a fundamentally new direction to the educational process in the University, while the leading direction is not academic, focused on the transfer of already given knowledge, but contextual, that is conducive to learning the ability to find this knowledge and use it in situations, that simulate real professional situations. From the point of view of professional training of foreign students, demonstrated the use of a specially developed technology of organization of independent work, the structure of which consists of the following components: pre-diagnosis level of learning; motivation and organization of independent work of students; learning resources; quality control learning. In terms of competent approach, the methods of learning have been identified and described. The role of information technology in the specified context has been estimated.
Keywords: foreign students, independent work, technologies, higher professional education, teaching methods, information technology, informatics, model, module-rating approach, international faculty.
Реструктуризация современной системы высшего профессионального образования, связанная с переходом на новый государственный образовательный стандарт, направлена, в первую очередь, на повышение требований к качественной подготовки будущего врача, активному применению в нём интерактивных технологий, формированию у студентов-будущих врачей умений беспрепятственно ориентироваться в информационном потоке и качественно проектировать свою образовательную деятельность (А.Г. Крицкий [9], В.М.Чиркова [20], А.Н. Ременцов [12] и др.).
В Курском государственном медицинском университете уже на протяжении многих лет ведется работа по привлечению иностранных студентов к обучению. Работа международного факультета направлена в первую очередь на обеспечение высокого профессионального качества подготовки специалистов по специальностям факультета: «лечебное дело», «стоматология» и «фармация». Для этого необходимо решать ряд таких задач, как: формирование у обучающихся интереса к будущей профессии; совершенствование стимулов развития личности иностранных студентов; систематическое совершенствование учебно-методической работы по повышению качества подготовки студентов; рефлексив-
ный анализ и оценка всех видов образовательной деятельности [3].
Организация учебного процесса на международном факультете ведется согласно федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с требованиями учебного процесса разрабатываются рабочие учебные программы, подготавливается учебно-методическая литература. Приоритетным является организация образовательного процесса с учетом систематического выявления инновационных методов обучения и внедрения их в учебный процесс факультета.
Обучение иностранных студентов имеет ряд особенностей. Являясь представителями различных культур, традиций и норм поведения, им порой довольно-таки тяжело адаптироваться к новым правилам образовательного пространства вуза. Существует ряд специфических особенностей студентов международного факультета, которые в определенной степени оказывают влияние на процесс обучения в российском вузе. Так, например, студенты арабских стран проявляют гораздо большую открытость в общении и интерес к обучению, нежели афроамериканские студенты, которые склонны к медленному восприятию учебной информации. У студентов Юго-Восточной Азии высокий уровень самоконтроля,
pedagogical sciences
вследствие чего им больше приемлем любой вид самостоятельной деятельности, чего не скажешь о студентах Латинской Америки, которым необходим контроль и регулярные консультации [11].
Анализ психолого-педагогических исследований (таких авторов, как И.Э. Есауленко [8], Т.Р. Рахимов [11], Л.В. Снегирева [15], и др.) подтверждает мысль о том, что для достижения значительного уровня профессиональной подготовки иностранных студентов важно решить ряд таких задач, как: повышение интеллектуального потенциала в процессе получения студентами фундаментальных знаний в профессиональной области, переориентировать подходы к организации учебной деятельности, в частности, самостоятельной работы, развить стремление к непрерывному самообразованию (Г.А. Баранова [1], Ю.Ю. Тимкина [17] и др). Кроме того, учитывая специфику работы с иностранными студентами, немаловажная роль должна отводиться развитию абстрактного мышления. Мы согласны с мнением Л.В. Снегиревой, относительно того, что «развитое абстрактное мышление позволяет человеку находить нестандартные пути решения проблем, нетривиальные подходы к решению учебных и практических, профессиональных задач, совершать открытия» [14].
На сегодняшний день в процессе обучения иностранных студентов в российских вузах существует ряд объективных противоречий между: традиционной формой профессиональной подготовки студентов международного факультета медицинского вуза и возросшими требованиями рынка труда к профессиональной компетентности и индивидуальным возможностям будущих врачей; между потребностью организации самостоятельной работы первокурсниками и отсутствием умений её проектировать в процессе профессиональной подготовки в медицинском вузе; между существующей практикой проектирования и организацией самостоятельной работы в профессиональном обучении иностранных студентов и недостаточной разработанностью путей и механизмов реализации данного вида деятельности.
В процессе разрешения этих противоречий мы постарались решить основную, на наш взгляд, проблему - выбор оптимальной технологии организации самостоятельной работы студентов международного факультета медицинского вуза, на примере изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»» в Курском государственном медицинском университете. Решение вышеизложенной проблемы составляет цель нашей работы.
Объект - профессиональная подготовка студентов первого и второго курсов международного факультета.
Предмет - технологический процесс организации самостоятельной работы иностранных студентов в медицинском вузе на примере изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»».
В нашей работе мы придерживались гипотезы, согласно которой: эффективность технологического процесса организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза будет достигнута в случае, если: процесс формирования готовности к проектированию самостоятельной работы иностранных студентов будет осуществляться с учетом их индивидуальных возможностей и уровня начальной подготовки; четко определены роль и значимость информационных технологий в данном контексте; аргументировано подготовлено и разработано методическое и технологическое обеспечение для реализации технологии организации самостоятельной работы студентов международного факультета; разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель организации самостоятельной работы иностранных студентов младших курсов медицинского вуза.
В соответствии с этим, в рамках нашей работы были поставлены следующие задачи: 1) выявить роль и место современных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов международного факуль-
тета младших курсов; 2) подготовить и разработать методическое и технологическое обеспечение реализации технологии организации самостоятельной работы иностранных студентов; 3) разработать и реализовать модель организации самостоятельной работы.
Данная работа проводилось нами в три этапа. На первом этапе нами был проведен сравнительный анализ учебно-методической документации, а также создана модель организации самостоятельной работы студентов младших курсов международного факультета на примере изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»» в Курском государственном медицинском университете.
Второй этап был направлен на разработку и апробацию методического обеспечения, используемого в нашей работе, а также скорректирован критериально-оценочный аппарат, с последующей обработкой и анализом полученных данных.
На третьем этапе мы систематизировали полученные результаты, на основе которых сделали соответствующие выводы об эффективности нашей работы.
Остановимся более подробно на основных моментах темы нашей работы.
На наш взгляд, в образовательном пространстве вуза и сегодня не теряют своей актуальности идеи Дж. Дьюи об индивидуализме как ценном факторе в воспитании, развивающем самостоятельность мышления, вариативность взглядов, оригинальность решений [5].
Мы опираемся на мнение Емельяновой Е.Ю., относительно того, что, «под индивидуализацией мы будем понимать создание такой системы многоуровневой подготовки специалистов, которая будет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, позволит избежать уравнивания и предоставит каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям профессионального образования» [7].
Современный выпускник медицинского вуза должен обладать такими общекультурными и профессиональными компетенциями, как способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач; обладать высокой степенью культуры и направленностью на саморазвитие и самообразование.
Несомненно, начальный этап обучения играет важную роль в процессе личностного развития будущего выпускника медицинского вуза. Основная задача педагогов, работающих со студентами первого и второго курсов научить их умению ориентироваться в потоке образовательной информации, самостоятельно производить отбор содержательного материала, формировать навыки самостоятельной работы. Все это напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса с первого дня обучения в вузе [18].
В связи с этим, первый важный этап при работе с первокурсниками - диагностика, в рамках которого в начале учебного года нами проводились: входной контроль, анкетирование и тестирование. Основная цель - выявить уровень начальной подготовки иностранных студентов в плане использования информационных технологий, а также определить их представления относительно умения организовывать самостоятельную работу. Для этого были использованы: авторский опросник выяснения преставлений относительно роли информационных технологий во врачебной деятельности; входные автор-
педагогические науки
ские тесты, направленные на выявление уровня владения компьютером; диагностика психологических основ самостоятельности (экспертная оценка самостоятельности студентов по А.К. Осницкому, адаптированная для работы с иностранными студентами). Всего было протестировано 89 студентов первого курса и 73 студента второго курса международного факультета.
В результате диагностической работы мы пришли к выводу о том, что необходимо рассматривать организацию самостоятельной работы как процесс, направленный на освоение студентами различных способов познавательной деятельности, активно используя при этом межпредметные связи [19]. С точки зрения профессиональной подготовки иностранных студентов, необходимо использовать специально разработанную технологию организации самостоятельной работы, структура которой должна состоять из таких компонентов, как: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала; мотивация и организация самостоятельной деятельности студентов; действие средств обучения; контроль качества усвоения материала.
Анализируя ряд научных источников, мы пришли к выводу о том, что в технологии организации самостоятельной работы иностранных студентов ведущая роль должна отводиться средству обучения, при этом преподаватель должен выполнять не только функцию управления средством обучения, но и координации деятельности молодых людей [4].
Мы будем придерживаться понимания технологии обучения, представленной в своей работе Емельяновой Е.Ю., как процесса проектирования на практике целостной дидактической системы [6].
Технологии организации самостоятельной работы иностранных студентов включают в себя: мотивацию к обучению в медицинском вузе; обеспечение индивидуальной учебно-познавательной деятельности мыслительного типа; саморефлексия субъектов процесса обучения; дидактическое управление познавательной деятельностью; действия преподавателя, как координатора образовательной деятельности и консультанта; текущий и итоговый контроль.
Для реализации технологии организации самостоятельной работы студентов международного факультета нами были разработаны методическое и технологическое обеспечение ее реализации.
В нашей работе мы опирались на опыт использования технологии модульного обучения, так как именно эта технология позволила нам добиться индивидуализации обучения, создала условия для активизации познавательной деятельности, саморазвития и самоорганизации.
В связи с этим, организация процесса изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»» была выстроена по модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. В результате самостоятельной работы с модулем или с направленной помощью преподавателя иностранный студент достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности, в чём, собственно, и состоит сущность модульного обучения [16].
Каждый модуль, изучаемой дисциплины, включает в себя: методические рекомендации для преподавателей по организации учебного процесса и по проведению тестовых занятий, а также планированию и проведению творческих работ; адаптированные и переведенные на английский язык методические рекомендации для студентов по выполнению лабораторных и проектных работ, теоретический материал по работе с базами знаний, а также тезаурус основных понятий и определений, соответствующих содержанию данного модуля. Подбор учебного материала базировался на результатах входного тестирования иностранных студентов и производился таким образом, чтобы соответствовать различным уровням начальной подготовки первокурсников. При
этом, с целью повышения эффективности процесса изучения представленной дисциплины мы разработали методические пособия с учетом межпредметных связей между информатикой и дисциплинами профильной подготовки младших курсов, такими как «Биология», «Математика», «Общая химия», что позволило нам создать оптимальные условия для формирования у студентов систематизированных знаний. Как верно отмечают ученые [2, 10, 13], «межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации, теоретизации, математизации, формализации и др. Благодаря межпредметным связям наука предстает перед учащимися не только как система знаний, но и как система методов». Разработка рабочей программы нашей дисциплины была построена таким образом, чтобы в процессе выполнения лабораторных работ студенты имели возможность выполнять задания, соответствующие их уровню предварительной подготовки с целью, чтобы уровень знания в области информатики в группе в целом постепенно выравнивался.
Нами была разработана четырехступенчатая адаптированная модель организации самостоятельной работы для студентов международного факультета (идентификация; обобщение и применение; реконструкция; рефлексия). Каждая ступень характеризуется увеличением доли самостоятельной работы. На основании результатов нашей работы можно сделать вывод о том, что студенты в процессе изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»» овладевают такими необходимыми для профессионального роста будущего специалиста качествами, как готовность к поиску и обработке информации, анализу и интерпретации полученных сведений.
В качестве контроля за уровнем усвоения материала проводилось помодульное (промежуточное) и итоговое тестирование, результаты которых сохранялись в виде рейтинговой оценки знаний на сервере университета. Такая система построения образовательного процесса позволяет организовать самостоятельную работу иностранных студентов с учетом системы зачетных единиц, сохраняя при этом возможность планирования учебного процесса при переходе от модуля к модулю и при изучении материала внутри отдельного модуля. Здесь необходимо отметить, что студенты научились таким важным качествам, как: саморефлексия итогов собственной деятельности; адекватно ставить цели; анализировать и прогнозировать конкретные направления, искать способы их усовершенствования. Что, на наш взгляд, значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень иностранного студента.
Для проведения качественного анализа результатов нашей работы, мы дифференцировали иностранных студентов по уровням (высокий <100%, средний <64%, низкий <36%) развития навыков самостоятельной работы. В результате чего нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Процентное соотношение студентов международного факультета по уровням сформирован-ности навыков самостоятельной работы
Уровни Первый курс, % Второй курс, %
Высокий 10 28
Средний 47 59
Низкий 43 13
На основании данных, представленных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что в процессе изучения дисциплины «Медицинская информатика. Раздел «Информатика»» в познавательной сфере иностранных студентов произошли положительные изменения, что наглядно демонстрирует качественное формирование навыков самостоятельной работы и, как следствие, воз-
pedagogical sciences
растание уровня самостоятельности обучающихся.
Применительно к нашей работе, использование разнообразных форм организации самостоятельной работы было направлено на соединение коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательной деятельности студентов международного факультета. Вся организация нашей работы была направлена на то, что каждый студент имел возможность самостоятельно выбирать форму организации своей деятельности индивидуальную или коллективную, постепенно продвигаясь от репродуктивных форм к продуктивным.
Научное обоснование предлагаемой технологии обучения предполагает учет того, что для каждой личности свойственно стремление развиваться в индивидуальном темпе и условиях, поэтому каждый структурный компонент разработанной модели предоставляет педагогу возможность выбора соответствующих форм организации учебной деятельности с помощью информационных технологий, используемых при работе со студентами международного факультета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранова Г.А., Чулкова С.Б. Активизация китайских студентов при обучении в российском вузе (из опыта работы) // Материалы всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты». 2008. Т.1. С.45-50.
2. Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебник. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013.
3. Белова Т. В., Микрюкова Е. Ю., Тарасюк В. Б., Травкин Е. И. Конвергенция личностно-ориентирован-ных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 129-132.
4. Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов // Молодой ученый. 2014. №13. С. 244-250.
5. Дьюи Д. Опыт и образование // Демократия и образование. М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.
6. Емельянова Е.Ю. Модульно-рейтинговый подход в формировании индивидуальной образовательной траектории будущих журналистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - №3 - С. 112-115.
7. Емельянова Е.Ю. Формирование готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории у будущих журналистов: на примере изучения информационных технологий: Автореф. дис. канд. педагогических. наук. - Орел, 2013. -24 с.
8. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И. Э. Есауленко, А. Н. Пашков, И. Е. Плотникова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежская гос. мед. акад. им. Н. Н. Бурденко". - 2-е изд. - Воронеж : Научная книга, 2011. - 383 с.
9. Крицкий А.Г. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование, 2006, №2, с. 66-87 (в соавторстве с М.Ю. Щербининым)
10. Мунаев С.С. Обучение студентов основам объектно-ориентированного программирования // Молодой ученый. 2016. №7. С. 674-674.
11. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения
иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. № 4. 2010. С. 123136.
12. Ременцов А.Н, Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Государственный технический университет. 2011.№7. С. 1014.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 400 с.
14. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. №2 (15). С. 143-146.
15. Снегирева Л.В. электронное обучение как инструмент развития способностей студентов к обобщению // Современные наукоемкие технологии.2016. №62. С.416-420.
16. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / колл. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
17. Тимкина Ю.Ю. Информационные технологии в самостоятельной работе как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза: автор. дисс. ... канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2012.
18. Чернякова И.Л. Психолого-педагогические условия индивидуализации образования в негосударственном вузе: автор. дисс. ... канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2010. - 184 с.
19. Чикилева Л.С. Инновационные формы организации самостоятельной работы в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации: сб. ст.; под ред. А.Л. Назаренко. Вып. 4. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.
20. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений в процессе изучения русского языка как иностранного у студентов-медиков (обучающихся на английском языке) при подготовке к клинической практике // Вестник Тамбовского университета имени Г.Р. Державина. 2011. Вып. (96). С. 132-135
Статья поступила в редакцию 01.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.