Научная статья на тему 'Роль «Предтропья» («Нахашавиха») Хачатура Абовяна в современном образовательном процессе'

Роль «Предтропья» («Нахашавиха») Хачатура Абовяна в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хачатур Абовян / «Нахашавиx» / учебник-руководство / ученик / образовательный процесс / педагогическая мысль система ценностей / ашхарабар (новоармянский язык). / Khachatur Abovyan / “Nahashavikh” / manual / student / educational process / pedagogical thought / value system / ashkharabar (New Armenian language).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян А. A., Назарян К. К.

в статье представлена аксиология, значение в современном образовательном процессе школьного учебника «»Предтропье («Нахашавих») выдающегося армянского педагога, просветителя Хачатура Абовяна. Представлена педагогико-методическая ценность учебника, а практическая часть содержит несколько методологических решений, стимулирующих содержание курса. В учебнике Х. Абовян показывает методы обучения армянскому языку и дидактические способы, которые лежат в основе также современной системы. Он правильно понял общественную роль и значение языка, как важного фактора для сохранения народа. Учебник, построенный на гуманистических ценностях, – новое слово в образовательном процессе того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF “PRETROPIA” (“NAKHASHAVIKH”) BU KHACHATUR ABOVYAN IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

the article presents axiology, the importance of the outstanding Armenian teacher, enlightener Khachatur Abovyan, in the modern educational process of the school textbook “Pretropier” (“Nahashavih”). The pedagogical and methodological value of the textbook is presented, and the practical part contains several methodological solutions that stimulate the content of the course. In the textbook, Abovyan shows the methods of teaching the Armenian language and didactic methods that are also the basis of the modern system. He correctly understood the social role and importance of language as an important factor for preserving the people. A textbook based on humanistic values is a new word in the educational process of that time.

Текст научной работы на тему «Роль «Предтропья» («Нахашавиха») Хачатура Абовяна в современном образовательном процессе»

Secondary person-oriented education in schools teaching students during the process of monitoring the implementation of a teacher training class for students interested in education, and to make it easy for every teacher in the room during the course of interactive techniques that FSMU "Case-study", SWOT and use other techniques in their place, as well as engage in creative activities.

To do this, the teacher must also work with the family and the educational institution on a regular basis. At the same time, the educator should involve parents in open lessons, extracurricular activities. Presence of independent education in accordance with the process of self-control, able to evaluate the results of their work, art, reading a variety of extracurricular activities are also involved in student education and educational process would be a positive influence.

From the work carried out by the pedagogical staff of the educational institution, we can say that it is expedient to constantly monitor, analyze and evaluate each of the students, questionnaires, diagnostic maps.

To do this, you need to organize a portfolio for each student. Portfolios in the reader all the information about the results of each test, carried out with the students' achievements during the year. The teacher should also make sure that the portfolio is maintained properly on a regular basis. Only then can it be seen which subject the student is lagging behind and what shortcomings he has. The attitude of students to person-centered education, the desire to develop their own values, the effective use of pedagogical conditions that are favorable in all respects, is important.

In conclusion, it can be said that today the knowledge, skills, interest and movement skills of students in language learning must be monitored. Person-oriented organization of teacher education in educational institutions to create an environment so that the students can learn the features and capabilities of self-expression by parliament. The learning process should be not only informative but also developmental. Teachers should be able to keep students interested in the lesson they are taking and constantly monitor the knowledge they are getting.

References / Список литературы

1. Mirziyoev ShM., 2017 - 2021 Action Strategy. T.: Adolat, 2017.

2. Ma'murov B.B. Pedagogical conditions for the organization of the student-centered learning process. P.f.n. avtoref. T., 2009.

THE ROLE OF "PRETROPIA" ("NAKHASHAVIKH") BU KHACHATUR ABOVYAN IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS Hakobyan A.A.1, Nazaryan K.K.2 (Republic of Armenia) Email: [email protected]

'Hakobyan Anna Abuzetovna - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY; 2Nazaryan Karlen Karapetovich — Student, DEPARTMENT OF ARMENIAN LANGUAGE AND LITERATURE, FACULTY OF PHILOLOGY, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AFTER KHACHATUR ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article presents axiology, the importance of the outstanding Armenian teacher, enlightener Khachatur Abovyan, in the modern educational process of the school textbook "Pretropier" ("Nahashavih"). The pedagogical and methodological value of the textbook is presented, and the practical part contains several methodological solutions that stimulate the content of the course. In the textbook, Abovyan shows the methods of teaching the Armenian language and didactic methods that are also the basis of the modern system. He correctly understood the social role and importance of language as an important factor for preserving the people.

A textbook based on humanistic values is a new word in the educational process of that time.

Keywords: Khachatur Abovyan, "Nahashavikh", manual, student, educational process, pedagogical thought,

value system, ashkharabar (New Armenian language).

РОЛЬ «ПРЕДТРОПЬЯ» («НАХАШАВИХА») ХАЧАТУРА АБОВЯНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Акопян А.Л.1, Назарян К.К.2 (Республика Армения)

'Акопян Анна Абузетовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики;

2Назарян Карлен Карапетович — студент, отделение армянского языка и литературы, филологический факультет, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье представлена аксиология, значение в современном образовательном процессе школьного учебника «»Предтропье («Нахашавих») выдающегося армянского педагога, просветителя Хачатура Абовяна. Представлена педагогико-методическая ценность учебника, а практическая часть содержит несколько методологических решений, стимулирующих содержание курса. В учебнике Х. Абовян показывает методы обучения армянскому языку и дидактические способы, которые лежат в основе также современной системы. Он правильно понял общественную роль и значение языка, как важного фактора для сохранения народа.

Учебник, построенный на гуманистических ценностях, - новое слово в образовательном процессе того времени.

Ключевые слова: Хачатур Абовян, «Нахашавих», учебник-руководство, ученик, образовательный процесс, педагогическая мысль система ценностей, ашхарабар (новоармянский язык).

Наследие Хачатура Абовяна, выдающегося писателя XIX века, педагога, просветителя, новатора, основоположника новоармянской литературы, в сфере просвещения, непревзойденно: он вдохнул европейское дыхание нашей школе и развитию педагогической мысли.

Этот период ознаменован освободительной борьбой армянского народа против персидского и турецкого диктаторского гнета, осуществлением надежд, связанных с переходом под покровительство России и просветительским движением для спасения родины от духовного рабства и умственного мрака. Х. Абовян стал идейным предводителем этого движения, глашатаем братской дружбы армянского и русского народов.

Оценив роль народного фольклора в деле развития литературы, Х. Абовян собрал и обработал басни, притчи, песни, предания и дал начало армянской фольклористике. Абовян перевел некоторые сочинения Гомера, И.В. Гете, Фридриха Шиллера и других.

Абовян правильно понял общественную роль и значение языка, как важного фактора для сохранения народа. Зная сравнительно-историческое языкознание, формирующееся в тот же период, с его позиции исследовал вопросы возникновения, развития и изменения языка, распространил новоармянский язык в соответствии с требованиями времени.

Педагогические восприятия Х. Абовяна были сформированы на основе взглядов великих мыслителей и просветителей прошлых веков (В. Ратиха /Ратке, Ратихиос/, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци).

Согласно Абовяну, обучение должно соответствовать психическим способностям ребенка и требованиям времени, должно вестись не по схоластическим законам и мертвым языком, а живым словом, средствами наглядности.

Своей педагогической деятельностью, учебниками («Предтропье образования», «Новая теоретическая и практическая грамматика русского языка для армян», «Открытие Америки»), статьями и записками Абовян поднимает задачу общей грамотности, которая должна была осуществиться посредством народных школ.

Его педагогические положения до сих пор составляют составную и важную часть учебного процесса.

В XVIII веке армянская школа представлена некоторыми методическими подходами, которые в значительной степени обеспечивают ее дальнейшее развитие, например, из речевых методов - беседа, вопрос и ответ; систематичность, преемственность обучения выдвигаются на первый план. Тем не менее, «во многих сельских школах отсутствовало понятие учебного года, класса, учебного часа. Господствующей была знаменитая форма Тер-Тодикяна» [6, 105].

Для учеников урок становится неинтересным и искусственным: они «не получают полезных для жизни знаний и навыков» [4, 11]. Именно здесь нужно упомянуть имя Х. Абовяна. Он проектирует перспективы развития армянской школы, выразив развитие педагогической мысли XIX века идеями народного демократизма, европейскими, немецкими беспрецедентными методами. Мы не говорим о тех

65

педагогических положениях Х. Абовяна, с помощью которых он преследовал цель превратить армянскую школу в краеугольный камень просвещения народа, распространить в школе новоармянский язык, сделать обучение доступным для всех, сформировать большую связь между школой и жизнью, развивать умственные способности учащихся, распространить новоармянский язык и т.д.

Х. Абовян замечает, что «в языке, как в чистом зеркале, отражается своеобразие целого народа, его культура, вплоть до его политического состояния» [1, 45].

Он, убежденный, что армянской школе нужна возвышающая сила, становится этой силой. Он уверен, что своей ««провинциальной школой» может соревноваться с «лучшими школами Европы»» [4, 116].

XIX век открывает для армянской школы новые горизонты, предпосылки которого сформировались еще в предыдущих веках. Недостаточно сказать, что Х. Абовян внедряет нововведение в историю армянской школы. В предшествующем веке армянская школа стояла перед таким упадком, что не только нуждалась, но и была обязана стать центром просвещения. Обнаруженные в процессе обучения подходы по сравнению с XIX веком становятся старыми, поскольку появляется европейский элемент образования.

Его образовательно-воспитательные идеи наиболее выражены в педагогических трудах, из которых достоин упоминания руководство-учебник «Предтропье» («Нахашавих»), который по сей день сохраняет свою актуальность.

Главное педагогическое сочинение Х. Абовяна - «Предтропье образования», в нашей действительности первый учебник, составленный звуковым способом, в котором воплотились педагогические взгляды и принципы великого мыслителя. «Предтропье образования» - единственное сочинение, изданное при жизни писателя.

«Предтропье», диктующее новый путь образования, написано на новоармянском языке, состоит из двух частей. Первой является букварь-книга для чтения, второй - своеобразное пособие по грамматике. Книгу дополняют выбранные оригинальные тексты, материалы для чтения, отрывки, предназначенные для заучивания наизусть. Важное значение придается развитию умственных, творческих способностей ученика, отвергается метод избиения, большое место уделяется беседе, наглядности урока, дидактика становится ключевым компонентом структуры урока. В основе обучения лежит система урок-класс. Книга имеет важное информационное и воспитательное значение. Пособие совершенно лишено сложных и непонятных правил: его первичной методической особенностью является принцип усвоения от легкого к сложному. Языковые материалы не содержат грамматически сложных истолкований: все связывается с жизнью. Автор учебника, без сомнения, чувствует, что эти новые формы организации учебного процесса рано или поздно станут ключевыми для образования. «Сколько бы предрассудки и суеверие не противились первому опыту, тем не менее, истина и стремление к таким высоким целям одержат победу - во имя счастливого будущего» [1, 49]. Говоря это, автор имеет в виду армянских духовных деятелей, которые препятствовали публикации «Предтропья» и считали его «результатом «неразвитого» ума» [5, 146]. Книга, однако же, была серьезной педагогической инициативой: «Абовян выбрал такие материалы, которые, по его словам, душевные, и ученики, безусловно, прочтут с большим увлечением» [5, 146].

В учебнике Х.Абовян показывает методы обучения армянскому языку и дидактические способы, которые лежат в основе также современной системы. Руководство написано на новоармянском языке. Оно имело существенное значение в вопросе формирования современного литературного языка. В книге уделяется большое место эстетическому и этическому воспитанию.

Считаем необходимим сказать, что в учебнике Х. Абовян представляет родной язык от начальной школы до средней школы. Для этих двух звеньев он выделяет и, в качестве новых методических решений, отмечает: «наблюдение, беседа, объяснение, использование предметов, выполнение различного рода упражнений и письменных работ творческого характера и т.д.» [4, 13].

Мы сделали акцент на второй части учебника, в которой Х. Абовян показывает технику легкого усвоения грамматического материала. В вопросе обучения грамматическому материалу проявили новый подход. Нам кажется, что единицы-вставки, размещенные в первой части учебника, которые содержат различные вопросы, учат ученика доброте и формам поведения, на современном этапе образования могут быть применены на уроках армянского языка, как форма своеобразного усвоения языкового материала. Эти маленькие рассказы, которые сложны для восприятия учениками 21-го века, могут стать для учителя новым способом построения урока. На уроках армянского языка предлагаем применение текстовых отрывков из «Предтропья».

Обращаясь к обучению грамматическому материалу, необходимо сказать, что в них большое место уделяется простоте, доступности. Х.Абовян объясняет материал так, чтобы у учеников возник интерес и желание узнать больше. Педагогические подходы, выдвинутые в «Предтропье», способствуют формированию непосредственных взаимоотношений между учеником и учителем. Замечено, что «через обучение осуществляется образование и развитие. Говоря образование, необходимо понимать

66

не готовые знания, переданные учителем ученикам, а взаимодействие учителей и учащихся, способы реализации педагогического процесса (с целью формирования личности)» [2, 51].

Этот «дерзкий замысел» Х.Абовяна имеет для армянской школы стратегическое значение. «Труд, вносящий серьезную реформу жизни армянской школы, - букварь, составленный по звуковому методу, первый учебник, написанный на новоармянском языке, в основе которого лежали западно-европейские передовые педагогические принципы того времени» [3, 63].

И, в конце концов, книга является и по своей структуре своеобразной. Автор в самом начале начинает беседу с детьми, рассказывает о создании букв. Текстовая беседа, сформированная между учителем и учеником, непосредственна. Х.Абовян просит детей, чтобы при непонимании урока, обязательно обращались к учителю с вопросами: «Не знаете, спросите» [1, 11]. Ученый придает важное значение методу вопроса и ответа. Вопросы, адресованные учителем ученикам, должны быть понятны, лишены лишних терминов и сложных слов, вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он заинтересовал ученика. В формулировках Х.Абовяна часто встречается форма обращения - «любимые дети».

Автор книги считает, что учитель иногда должен допускать задуманные ошибки, чтобы понять, кто из учеников наиболее хорошо усвоил урок.

В конце первой части книги Х.Абовян говорит: «Новый армянский язык имеет преимущество над древнеармянским языком (грабаром) не только в том, что он живет на устах народа, но и в том, что его грамматика в высшей степени легка» [1, 48]. Именно здесь ученый приходит к той идее, что «правительство, заботящееся по-отцовски» должно освободить армянина от рабских оков.

В следующей части книги Х.Абовян представляет новую армянскую грамматику. В основе обучения всем языковым явлениям можно увидеть идею воодушевления. Ребенок должен понимать, что он говорит. Автор против, метода заучивания наизусть, поэтому в учебном процессе он придает значение мышлению учащихся. Учащийся должен почувствовать урок, чтобы суметь думать: РЬршЬшд¡1 f¡шJ Ь2шrlфшrlbi цшЬц^р иЬриЬш[ Ь, ЧрЦЬЬ[ црипи, прпд ¡1шищ ¿ЬЬ ЬfшhшJ шЬр'

I. ршррш£Ь[ и цо гшЬрЬ^[ , ШJI п ' ¿ ццш[ : bL [иШЬшцшрЬ[ qhшЬ6шр 1шшдЬршЬш^шЬр [1, 53].

Примечательно то, что при изучении темы «Слог» Х.Абовян предлагает такое методическое решение, которое до сих пор применяется в общеобразовательной школе. Он предлагает читать тексты по слогам, тем самым, также понять, что «звуки, которые издаются при одном произнесении, называют слогом» [1, 13].

Приведенные текстовые единицы-вставки связаны с различными явлениями жизни. У учащегося формируется мировоззрение по отношению к хлебу, воде, камню, дому, животному миру, родителям. Текстовые единицы-вставки можно применять при изучении языкового материала в разных классах общеобразовательной школы.

Мы выбрали несколько текстовых материалов, расположенных в первой части «Предтропья». Построили шаблон, взяв за основу связь отправитель-адресат, цель материала и его применение. На разных этапах закрепления языкового материала в разных классах общеобразовательной школы можно применить некоторые текстовые примеры из «Предтропья». Учитель может упростить текстовой материал, привести в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Можно организовать обсуждение вокруг текста. Приведенные текстовые примеры целесообразно применить в качестве материалов для чтения, например, в старшей школе. Все это способствует стимулированию критического отношения к роману «Раны Армении».

Велика воспитательная ценность текстовых единиц-вставок. Учащийся познает окружающий мир, учится нормам обхождения. Хотим заметить, что, несмотря на то, что язык текстов сложен для учеников XXI века, но учитель может внести некоторые упрощения, использовать текст в качестве объекта анализа, задать детям дома переложить любой из текстов «Предтропья», а затем зачитать его в классе. Считаем необходимым отметить, что при применении текстовых примеров учебника учащиеся находятся в непосредственном общении с Х. Абовяном, ценят его, прежде всего, в качестве учителя.

С точки зрения аксиологии учебника, важно сказать, что он является объединением смысла и ощущения. Все языковые темы Х. Абовян объясняет учащимся, исходя из их смысла, затем ощущения. Так сказать, в деле обучения первичным является восприятие смысла и ощущения, поэтому автор применяет меткие примеры, увеличив эмоциональную сферу.

Слово придает учащемуся смысл и ощущение, следовательно, любой пример в процессе урока должен возникать, исходя из этой идеи. Цитируя слова «хлеб», «вода», «болезнь», «смеяться», автор отмечает, что таким образом в уме учащегося «оживает вкус, цвет, форма хлеба» [1, 117] Необходимо отметить, что общий подход заметен во время обучения всем языковым явлениям.

Преподаватель в наибольшей мере является собеседником. Восприятие вкуса, цвета и формы на уроках армянского языка преследует не только цель быстрого и продуктивного усвоения материала, но и делает учебный процесс практическим, приближает к жизни, пробуждает фантазию и ум учащегося. Примеры в учебнике бытовые, взяты из будней ученика. При обучении темы «Прилагательное» Х. Абовян в качестве текстовых примеров цитирует конструкции: «белый снег», «белая мука», «красная роза», «деревянный дом», «круглое яблоко» [1, 117]. Необходимо сказать, что и здесь учащимся помогает знание вкуса, цвета и формы. Таким образом, в общеобразовательной школе можно обучать признаку слова по его вкусу, цвету и форме.

Книга построена на гуманистическом мышлении, благодаря чему «формируются не профессионально не состоявшиеся, «безличные» люди, а гармонично развитые, нравственные и с социальной точки зрения зрелые личности» [3, 96]. В обусловленном всем этим образовательном деле предлагаем отдельные применения текстуальных примеров (Таблица 1) [1].

Таблица 1. Текстовые примеры из учебника «Предтропья»

Единица -вставка Отправитель Адресат Цель Применение

«Ленивый ребенок в конце останется нищим» автор (мальчик) дети, подростки, молодые люди Вызвать любовь и уважение к труду. Сформировать трудолюбие и чувство ответственности. Применить при изучении темы «Имя существительное». Существительные: мальчик, время, друзья, человек, лень, сердце, нищий, рука.

«Дитя, любящее родителей» автор (мать) дети На пути к достижению успеха уважать родителей. Привить любовь, заботу к родителям. Применить при изучении темы «Местоимение». Местоимения: один, свой, кто, мой, тот, его.

«Нищелюбие» автор (мать) дети (маленькая девочка) Научить быть сострадательным, помогать находящимся в унынии, делить все с нуждающимися. Применить при изучении темы «Имя прилагательное». Прилагательные: маленький, убогий, добрый, сытый, жалкий, нищий, любимый.

«Всегда нужно говорить правду», «Нужно любить всех и вся» автор (родители) (учащийся) дети Сформировать свободомыслие, благовоспитанность, покорность, доброту. Привить добродетельное поведение, правдивую речь. Применить при изучении темы «Глагол». Глаголы: говорил, шел, целовал, просил, прощали, не делал, не скрывай, не узнал, любит, желает, не дрался, не кричал, помнил, не забывал,

«Простодушие» (стр. 31) «Нужно помогать другим» автор (король) (нищий) дети (Степан) (Акоп) Обучать простодушных учеников, научить добродушию, помощи нуждающимся. Сформировать в детях стремление к сочувствию. Применить при изучении темы «Имя числительное». Числительные: одиннадцать, один, четырнадцать, тысяча.

«Нравственные истории -доблесть» автор (князь) дети (нищий) Сформировать в душе детей любовь к добрым делам. Научить быть бескорыстными, ценить собственные возможности. Применить при изучении темы «Наречие». Наречия: вдруг, сильно, почти, сразу, сейчас.

Таким обтразом, «Предтропье» Хачатура Абовяна является одной из наилучших страниц армянской научно-педагогической мысли. Этот учебник, подытоживающий западноевропейские педагогические взгляды, своим неповторимым педагогическим содержанием и сегодня занимает особое и незаменимое место в образовательной системе. В вопросах школы и жизни, образа учителя и ценностной системы учащегося книга диктует свою новизну. В книге мы видим воззрение Хачатура Абовяна на то, что урок не должен быть загружен методами, что каждое вспомогательное явление нужно выбирать безгранично придирчиво. Учебник, построенный на гуманистических ценностях, новое слово в образовательной системе своего времени.

Х. Абовян видел будущее подрастающего поколения во всестороннем воспитании и обеспечении высококачественного образования. Он предъявил многочисленные и многообразные нововведения в вопросах школы и просвещения, обучения, образования и воспитания, и что самое важное, воплотил, проложил ту дорогу, по которой будут двигаться армянская школа и педагогическая мысль.

Список литературы / References

1. Абовян Х. Полное собрание сочинений (на армянском языке). Т. 5. Ереван. XIX50. 508 с.

2. Амирджанян Ю., Саакян А. Педагогика (на армянском языке). Ереван. 455 с.

3. Торгомян Л. Основы педагогической аксиологии (на армянском языке). Ереван, 2011. 158 с.

4. Джуарян Т. Контуры методики литературы (на армянском языке). Ереван. XIX62. 346 с.

5. МкрянМ. Армянская литература (на армянском языке). Ереван. XIX82. 285 с.

6. Симонян Ц. История армянской педагогики (на армянском языке). Ереван, 2012. 306 с.

A MODERN APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL SUSTAINABILITY OF FUTURE TEACHERS Norkuziyeva MA. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Norkuziyeva Manzura Abdurahmonovna — Teacher, DEPARTMENT PRESCHOOL EDUCATION, JIZZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, JIZZAKH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article highlights the importance of an integrative approach in shaping the professional sustainability of future teachers. In pedagogical research, integration is used in solving the problem of establishing connections (functional connections) between the data pertaining to the object of research and methodology.

Research works and summarize the content of education in various disciplines and in completing the

integration process has always come and will help to ensure the achievement of the goal.

Keywords: education, quality, education, integration, scientific views and scientific proof, integrative function.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Норкузиева М.А. (Республика Узбекистан)

Норкузиева Манзура Абдурахмоновна — преподаватель, кафедра дошкольного образования, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье подчеркивается важность интегративного подхода в формировании профессиональной устойчивости будущих учителей. В педагогических исследованиях интеграция используется для решения проблемы установления связей (функциональных связей) между данными, относящимися к объекту исследования и методологии.

Исследовательские работы и обобщение содержания образования в различных дисциплинах и в завершении процесса интеграции всегда помогут обеспечить достижение цели.

Ключевые слова: образование, качество, образование, интеграция, научные взгляды и научные доказательства, интегративная функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.