Научная статья на тему 'Проект внеклассного мероприятия в рамках педагогической практики'

Проект внеклассного мероприятия в рамках педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL PRACTICE / CYCLES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PROJECT / ALGORITHM / CLARIFICATIONS / DIAGRAMS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЭТАПЫ / ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОЕКТ / АЛГОРИТМЫ / ПОЯСНЕНИЯ / ДИАГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгомян Софи Феликсовна, Арутюнян Рубина Робертовна

Педагогическая практика является непрерывным процессом и направлена на продвижение студентов к образовательной деятельности. Она способствует развитию у студентов творческих умений. В этой статье представлен проект внеклассного мероприятия, проведенного нами во время практики, с соответствующими пояснениями и диаграммами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торгомян Софи Феликсовна, Арутюнян Рубина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular project in the framework of pedagogical practice

Pedagogical practice is a continuous process and is called to promote students’ educational activity. It helps to develop creative abilities. This article presents one extracurricular project with relevant explanations and diagrams.

Текст научной работы на тему «Проект внеклассного мероприятия в рамках педагогической практики»

Section 5. Education for Professors and Teachers

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLL-17-2-17-21

Torgomyan Sofi, Ph. D. in Pedagogical sciences Chair of Armenian Language and its Teaching Methods Armenian State Pedagogical University after Kh. Abovyan

Rubina Harutyunyan, Ph. D. in Pedagogical sciences Chair of Armenian Language and its Teaching Methods Armenian State Pedagogical University after Kh. Abovyan E-mail [email protected]

Extracurricular project in the framework of pedagogical practice

Abstract: Pedagogical practice is a continuous process and is called to promote students' educational activity. It helps to develop creative abilities. This article presents one extracurricular project with relevant explanations and diagrams.

Keywords: pedagogical practice, cycles, extracurricular activities, project, algorithm, clarifications, diagrams.

Торгомян Софи Феликсовна, к. п.н., кафедра армянского языка и его преподавания.

Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна E-mail [email protected] Арутюнян Рубина Робертовна, к. п.н., кафедра армянского языка и его преподавания.

Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна E-mail [email protected]

Проект внеклассного мероприятия в рамках педагогической практики

Аннотация: Педагогическая практика является непрерывным процессом и направлена на продвижение студентов к образовательной деятельности. Она способствует развитию у студентов творческих умений. В этой статье представлен проект внеклассного мероприятия, проведенного нами во время практики, с соответствующими пояснениями и диаграммами.

Ключевые слова: Педагогическая практика, этапы, внеклассные мероприятия, проект, алгоритмы, пояснения, диаграммы.

Современный быстро развивающийся мир с гло- собном к самообразованию человеке. Сегодняшнее бальными проблемами нуждается в творческом, спо- образование выходит за рамки традиционных пред-

ставлений, учитывается необходимость интеграции в большую международную семью, с сохранением национальных ценностей. Школа, высшее учебное заведение должны использовать весь свой потенциал, обучая человека не только с точки зрения передачи ему систематизированной научной информации в какой — либо сфере и формировании систематизированного мышления, но также для подготовки студентов к профессиональной деятельности. С этой точки зрения педагогические вузы играют огромную роль. Важность практики, учитывая международный опыт педагогической практики, особенно подчеркивалась в последние несколько лет. Цель — направить студента на конкретную, активную деятельность, выявить значение процесса педагогического образования. В АГПУ производятся системные изменения, в частности касательно непрерывной практики. На кафедре армянского языка и его преподавания АГПУ в соответствии с программой организации непрерывной педагогической практики в бакалавриате педагогическая практика организуется 3-мя этапами в общеобразовательных основной и старшей школах— учебно-познавательная или психолого-педагогическая практика, практика педагогического (содействующего) опыта (аналитико-прикладная) и обобщающее — оценивающая практика [1].

На 2-ом этапе педагогической практики придается особое значение вовлеченности студентов в осуществляемую работу в рамках школы (учебно-воспитательная, организационная и т. д.). В течение практики придается особое значение организации внеклассных и внешкольных занятий, мероприятий, экскурсий, разным наблюдениям, рассмотрениям психолого-педагогического процесса, самостоятельной деятельности студентов. Главным требованием данного этапа педагогической практики является самостоятельность студентов в виде собственных наблюдений, пояснений, анализов. Учитывая, что сейчас образование стремится использовать современные технологии, давая возможность учащимся осуществлять самостоятельную деятельность, наблюдение за деятельностью структур, подразделений и других звеньев школы, познание, сотрудничество соотносящихся сторон (методист — студент — ответственных школы — ученик) в течение практики предпочтительно осуществлять практическим способом — определенным проектом решения конкретной проблемы.

Пример предложенного нами рабочего проекта касается общешкольного мероприятия. Приведенный пример проекта может стать основой для организации подобных или иных работ.

Пояснение касательно понятия «проектная учебная технология» [2; 3; 4].

Метод проектов (Project methods) является системой обучения, в течение которого учащиеся приобретают знания, умения, навыки при составлении и осуществлении постепенно усложняющихся практических проектов. В мировой педагогике этот метод не новый. Он впервые был применен в США в 20-ых годах 20-ого века в период образовательных реформ, в результате чего образование стало ученическим центром. В дальнейшем он получил широкое распространение в европейских странах. Появление метода связывается с именем Джона Дьюи, иногда этот метод называют также методом проблем. Особенность проектного метода состоит в том, что обучение организуется посредством целевой деятельности учащихся, подчеркивается связь между жизнью и бытом учащихся, исследовательские вопросы исходят из реальной жизни. В этом случае обязательно будет обеспечено развитие умений и навыков учащихся, правильной ориентации в информационном поле, критического мышления. Опыт показывает, что учащиеся, разрабатывающие и осуществляющие проект, могут работать в команде, сотрудничать с товарищами, применять знания, приобретенные в разных сферах, для решения той или иной конкретной задачи.

Учебный проект имеет свои этапы реализации:

- определение проблемы;

- формирование команды (команд);

- разделение работы;

- самостоятельная работа команд, индивидов;

- исследование;

- текущие обсуждения полученных результатов;

- представление выполненных работ, заранее выбрав форму представления: видео, фото ряд, статья;

- оценивание работ учащихся и команды;

- оценивание производится и преподавателем, и учащимися;

- оценивается каждый учащийся;

- оценивается вся команда;

- определений направлений дальнейшей работы.

Одна из основных целей проекта состоит в том,

чтобы вызвать интерес у учащегося к исследуемому материалу и дать ему оценку. Работа должна быть целеустремленной, развивать познавательные умения учащегося, способствовать формированию нравственных качеств, вызвать любовь к родине, ее культуре, истории, а также уважение к соседним народам.

Во время реализации проекта стараемся обязательно использовать знания учащихся, приобретенные в течение изучения разных предметов. Эта задача решается легко, если при разделении работы учитываем подготовленность учащихся по разным предметам.

В проекте придать значение следующим шагам:

Стимулирование — построение — разработка — группирование материала — систематизирование — накопление знаний — обогащение опыта — развитие — применение.

Проектирование общешкольного мероприятия

Я — армянин (армянка), Армения — моя страна, мой язык — армянский, моя религия — христианство.

Пример плана с соответствующими пояснениями

Пояснение

Для наиболее эффективной организации процесса обучения родного языка в школе целевым является не только использование современных педагогических технологий в течение урока, но также такие внеклассные занятия, внеклассные, общешкольные мероприятия, викторины, уроки — конкурсы, которые организуются и разрабатываются с учетом предметных критериев и предусмотренных программой требований к обучению представленных тем [5].

Подобные внеклассные мероприятия, викторины еще более активизируют учебно-познавательные умения учеников, закрепляют полученные знания, способствуют образному мышлению, воображению, творческой коммуникации, сотрудническим навыкам, развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся. Очень важно обеспечить творческую активную среду и проявить психолого-педагогические систематизированные подходы. При проектировании подобных мероприятий предпочтителен такой выбор ключевых тем, которые, например, предназначены для повторительных уроков, и ученики уже имеют понятие об общих положениях данной темы, имеют определенный запас знаний и умеют применять полученные знания.

Мероприятия проводятся по определенным принципам: предпочтение, обеспечение активной среды, индивидуальность, гибкость, систематизиро-ванность, сотрудничество. Целью мероприятий — сохранение национального духа, распространение национальной культуры и внедрение национального в глобальный мир.

Роль организатора берет на себя студент — практикант, в команду учеников также включаются студенты — практиканты. Цель — добиться сотрудничества

ученик — ученик, ученик — студент, студент — студент. Фактически обучение строится на основе практических интересов, имеющихся знаний по разным предметам (история, география, история церкви, музыка, живопись) учеников. Суть всего этого состоит в том, что исходя из своих интересов дети (в нашем случае — студенты) с учителем или преподавателем проектируют решение какой — либо практической задачи. Учебный материал группируется вокруг системы — проекта. Эффективность обучения обусловливается не количеством усвоенного материала, а посредством него уровнем обогащения, развития и умения применения опыта учащегося. Каждый учащийся имеет возможность в действительности работать, развивать деятельность, в течение которой проявляется его самобытность, проверяется практичность знаний. Учащиеся имеют возможность самостоятельно планировать и проявлять свою деятельность.

Проект предпочтительно осуществлять в разных классах поэтапным способом, по заранее выбранным тематическим группировкам. Студенты — практиканты, сотрудничая с учениками, собирают соответствующие учебные материалы, факты, фотографии. В течение внеклассных (факультативных) занятий они шлифуют, обрабатывают свою тему, придают ей целостный вид, затем организуют внеклассное мероприятие. Лучшие ученики классов на общешкольном мероприятии представляют накопленный опыт. Тематические группировки:

- История нашей страны;

- Наш язык;

- Государственные символы нашей страны;

- Культура нашей страны;

- Народные обряды, традиции;

- Мой Ереван. Образец примера Мой Ереван" Строение проекта [6; 7] Распределение экскурсий:

1. Посещение центров культуры- предпочитаемые музеи, предпочитаемые театры, кинотеатры, библиотеки, предпочитаемые парки, посещение в духовные центры

2. Посещение духовных центров Демонстрационный уголок в классе Создать в классе уголок "Мой Ереван". Собрать

и представить фотографии, иллюстрирующие прошлое и настоящее Еревана, отрывки из поэзии и прозы о Ереване, фотографии почетных граждан Еревана, карта, флаг и герб Еревана.

Экскурсии

Демонстрационный уголок

i к

МОЙ ЕРЕВАН

Сочинения

Ереван сегодня

1. Символы Еревана: флаг, герб, гимн Еревана. Показ. Исполнение гимна.

2. Панорама Еревана: Показ представленных фотографий (слайды), видеозапись.

1 г

3. Достопримечательности Еревана, культурные и духовные центры:

церкви, музеи, Матенадаран, парки,

памятники, театры, выставки,

библиотеки и др.

Шаг 1. - Организация конкурса.

Выставляемые фотографии

комментируют ученики.

Шаг 2. - Чтение стихотворений,

исполнение песен, афоризмы.

История Еревана

1 г

1. Обращение к истории Еревана

Сбор соответствующих материалов, краткие комментарии, экскурсия по историческим перекресткам, показ фотографий, освещающих историю Еревана (слайды), клинописный текст об основании крепости Эребуни.

2. 12 столиц Армении

Сбор материалов, краткое обращение, показ фотографий (слайды), видеозаписи, основание Еревана.

4. Административные районы, главные проспекты Еревана.

Показ карты Еревана (слайды).

Сочинения

(предпочитаемые заглавия)

Ереван — мой город Сегодняшний портрет Еревана Я — гражданин моей страны Таким образом, студенты-практиканты самостоятельно составляют план, течение мероприятия, разрабатывают каждый шаг. Важно одно обстоятельство: студенты-практиканты должны самостоятельно разработать свои действия, при помощи проектных технологий организовать учебный процесс путем решения практических задач, исходя как из важности материала, так и из их практических интересов

и интересов школьников. Таким образом формируется, закрепляется внутренняя мотивация студента-практиканта. А на занятиях, организуемых до мероприятия, как и на подготовительном этапе, проводя эффективные беседы с учениками, организуя соответствующую работу с целью заинтересовать учеников, студент-практикант должен суметь поставить перед собой важную задачу — мотивировать учеников на личное вовлечение в учебный процесс. Подобные мероприятия имеют важное послание — сохранение национального духа, распространение национальной культуты и внедрение национального в глобальный мир.

The national educational processes

Список литературы:

1. Пособие по организации педагогической практики, Армянский государственный педагогический университет им Х. Абовяна, Ер., Авторское изд., - 2013 г. Положение об организации профессиональной практики студентов, научный совет АГПУ им. Х. Абовяна, - 2014 г., URL: http: www.armspu.am

2. Ованнисян А. и другие, Совместное обучение, Ер., - 2006 г.

3. Ованнисян Г. и другие, Основы и методы конструктивной педагогики, Ер., - 2004 г.

4. URL: http://dpir.mskh.am/hy/node/312

5. Государственный стандарт среднего образования и Государственный общеобразовательный стандарт. Армянский язык, литература, предметный стандарт и программа общеобразовательной основной школы. Ер., - 2014 г., URL: http://wwwarmedu.am, wwwaniedu.am, wwwktak.am

6. Чудеса Армении (энциклопедия), <<Арег, Ер., - 2015. URL: http://www.areg93.am

7. Дом Армения, издательский дом <<Антарес>>, Ер., - 2015. URL: http://www.antares.am

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLL-17-2-21-21

Khalatyan Gayane, Ph. D., associate professor in Pedagogical sciences Chair of Armenian Language and its Teaching Methods Armenian State Pedagogical University after Kh. Abovyan

Torgomyan Sofi, Ph. D. in Pedagogical sciences Chair of Armenian Language and its Teaching Methods Armenian State Pedagogical University after Kh. Abovyan E-mail: [email protected]

The national educational processes

Abstract: For the implementation of modern educational requirements and for the growth of its social role, it is necessary to modernize the educational system as well as to change the attitude of the state, the society and a person towards the education. The process of modernization of education in Armenia has a history of one decade. During this period, serious changes have been performed in the structure of educational system. The process of remodeling is taking place which refers to our educational institutions as well as to our way of thinking.

Keywords: modernization of educational system, educational motivation, creative abilities, remodeling process, educational process, new methods, sources of information.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Халатян Гаяне Липаритовна, к. п.н., доцент кафедры армянского языка и его преподавания Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна

E-mail: [email protected] Торгомян Софи Феликсовна, к. п.н. кафедры армянского языка и его преподавания Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна

E-mail: [email protected]

Национальные образовательные процессы

Аннотация: Для реализации современных требований к образованию и повышения его социальной роли необходимо модернизировать систему образования, а также изменить отношение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.