Scientific journal PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION
Has been issued since 2013.
Науковий журнал Ф1ЗИКО-МАТЕМАТИЧНА ОСВ1ТА
Видасться з 2013.
http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/
Енокян А.В. Проблема нравственного воспитания посредством математики в истории армянской педагогики // Ф'вико-математична осв'та : науковий журнал. - 2016. - Випуск 4(10). - С. 13-16.
Yenokyan A.V. The Issue Of Implementation Moral Education By Mathematics In The History Of Armenian Pedagogy // Physical and Mathematical Education : scientific journal. - 2016. - Issue 4(10). - Р. 13-16.
А.В. Енокян
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна, Республика Армения
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИКИ В ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Образование играет неописуемую роль в сохранении и процветании любой нации. Изучая историю армянской педагогики, мы видим, что образование в основном организовывалось со стороны школ, образовательных учреждений, училищ, у которых был как устный, так и письменный исторические периоды. Как увидим далее, на протяжении всех эпох интеллигенция, педагоги, духовники, а также общественные деятели обращали большое внимание не только на вопросы образования, но и воспитания. Одним из основополагающих вопросов воспитания являлась проблема нравственного воспитания: как привить нравственные ценности учащимся и народу, и как создать высоконравственного человека? Естественно, нравственные ценности разных эпох воспринимались разными мыслителями неодинаково и неоднозначно, и это в основном было обусловлено социально-экономической и общественной ситуацией страны данной эпохи, так же, как и принятыми со стороны общественности нравственными нормами.
В языческую эпоху образование в Армении служило вере, способствуя ее становлению, распространению, и в этот период действовали жреческие училища, где обучение проводилось жрецами и верховными жрецами [1]. К сожалению, у нас нет информации относительно того, какой программой и какими учебниками проводилось обучение, однако, есть гипотеза, что в этот период существовала жреческая письменность и литература, которые при эпохе принятия христианства были уничтожены. Естественно, что в данный период основной целью образования являлось формирование личности, поклоняющегося богам, преподносящего им жертвоприношения, приносящего дары жрецам.
В христианскую эпоху обучение производилось вардапетами, которые создали учебники и пособия, созданные на основе перенятых из античного школьного образования для каждого урока «Семи свободных искусств» соответственно, и усердно начали обучение во всех научно-образовательных центрах [1, стр. 258]. И здесь отмечается, что в основе нравственного воспитания вкладывались христианские нормы поведения, добродетели и библейские заповеди. В этот период в деле создания школ свой вклад имел Григор Лусаворич. По Л.Г. Хачеряна, в программы данных школ были включены обучение языкам, музыке, арифметике, заучивания Библии на других языках. Григор Лусаворич уделял большое место силе примера: он должен был своим поведением и деятельностью служить примером для своих учеников [1].
Значительную роль в деле организации и развития школьного образования в Армении играл Нерсес Партев, который продолжил дело Григора Лусаворича. В основу воспитания он вкладывал две ценности - доброту и сострадание, и везде это проповедовал.
Дело основания и развития школ получило большой толчок в особенности после изобретения письменности. В эту эпоху Саак Партев, Месроп Маштоц и его ученики создают армяноязычные школы в разных областях Армении. В этот период также большое внимание уделялось образу учителя при обращении к вопросам нравственного воспитания. Учитель в первую очередь должен сам быть воспитанным, справедливым и своим образом служить примером для учеников [2].
Крупнейший мыслитель и философ последней половины V и первой половины VI веков Давид Анахт долгие годы занимался научной и педагогической деятельностью. Он, проследив за школьным образованием классического греческого периода, классифицировал науки по теоретическим и практическим уровням философии. В область теоретического уровня были включены естествознание, математика и теология. При этом, математика представала в качестве связующего звена между «материальным» и «нематериальным», являясь коммуникативным элементом одного с другим. Математика, в свою очередь, включала в себя арифметику, музыку, геометрию, астрологию. По давтяновской учебно-образовательной программе после теоретического уровня производится переход на практический уровень, который включал в себя этику, экономику и политику [3]. Следовательно, получается, что в течение данного периода математическое учение и этика не пересекались друг с другом, а математика являлась основой обучения этике.
ISSN 2413-158X (online) ISSN 2413-1571 (print)
В истории армянской педагогики математика достигла своего апогея при Анания Ширакаци ^Мв.). Составленный им учебник арифметики в данный период был единственным, который содержал в себе четыре арифметических действия. В задачнике содержались такие задачи, которые способствовали формированию в учениках патриотизма, смелость, храбрость, сострадание и другие ценности. В плане нравственного воспитания большое значение имели занимательные задачи Ширакаци. Последние были написаны специально для использования во время пиров и праздников, а также Ширакаци стремился популяризировать арифметические задачи и знания как раз посредством занимательных задач [6].
После Х века друг за другом стали писаться разнообразные книги и учебники по арифметике, математике, часть авторов которая имела целью изложение хода урока, отложив в сторону вопросы педагогики, психологии и методики, занимаясь в основном практическими вопросами (см. [9]). Как бы то ни было, крупные педагоги средневековья обращали огромное внимание на воспитательную значимость обучения. В процессе обучения различным предметам старались воспитать в учениках патриотизм, храбрость, смелость, честность, ловкость и т.д. [5, стр. 439].
Многими средневековыми педагогами написаны ряд нравственно-воспитательных трактатов, которые были направлены на способствование нравственного воспитания учеников.
Григор Нарекаци (Х век) в своей «Книге» отмечает, что воспитатель должен быть воплощением доброты, знающим жизнь и привести воспитанника к самосознанию, самоутверждению: к правильному восприятию собственной личности, несомненно властвуя над своими чувствами с помощью самоконтроля, регулировать свою деятельность и быть примером для окружающих [8, стр. 28-29]. Крупный мыслитель конца Х и начала XII веков Григор Магистрос, который, кстати, первым перевел на армянский язык «Начала» Эвклида, уделял большое место нравственной первоочередности, проповедуя доброту, справедливость, заботу.
Нерсес Шнорали (1101-1173гг.) в своем произведении «Окружное послание» обращался к духовникам, солдатам, князьям, к женщинам, фермерам, призывая их быть едиными, сострадательным и помогать друг другу, жить не словами, а делами, праведностью, истиной, чистотой ума и святостью сердца, различными добродетелями: любовью, смирением, милосердием, незлопамятностью принимать добро и отвергать зло [8, стр. 37]. Он также советует воспитывать детей с раннего возраста, наставлять их и внедрять в их сердце доброту, честность и гуманность. В эти времена составной частью воспитательного процесса являлись физические наказания, избиения. В связи с этим, Нерсес Шнорали в своей работе «Наставление обучающимся детям» написал стихотворения об избиении и его благотворном влиянии, он говорил, что хоть избиение - дело трудное, однако, приятны перспективы обученного им человека, полезны данные им результаты [4]. Сторонником избиений был также педагог ХШ-Х^ вв. Есаи Ншеци. Он также продвигал вперед и комментировал разнообразные вопросы относительно содержания, процесса и методов нравственного воспитания, проповедовал добро, добродетели и считал, что они должны быть заложены еще с раннего возраста, так как перевоспитание есть более сложный процесс [8].
Ованнес Воротнеци (XIV век) находил, что нравственный облик человека зависит от пропорций внутренних элементов, окружающей среды и образования. Следовательно, неоспорим тот факт, что он в процессе обучения делал попытки составления нравственных ценностей.
Григор Татеваци (1346-1409 гг.) и Аракел Сюнеци (1313-1386 гг.) в работе «Конституция воспитания» обсуждают не только свои представления относительно нравственного воспитания, но и методы их реализаций. Так, в «Конституции воспитания» требуется, чтобы человека обучали четырем добродетелям, а именно: благоразумию, мужеству и справедливости, целомудрию, затем вести неустанную борьбу с - противоположными им - порочными чертами характера человека, а именно: хитрости, невежеству, дерзости, нерешительности, расточительности, похоти, жадности. Ребенок может многому научиться, усвоить, но нужно проверить, является ли усвоенное им убеждением, или заученной вещью. Каждое образование, воспитание, которое дается ребенку, в этом смысле и должно проверяться: «Во-первых, если усвоенное ребенком крепко, то утвердилось ли в сердце усвоенное, или нет?». То есть изученное ребенком превратилось в воззрение или нет? «Второе, увидеть, есть ли это на деле или на словах лишь заучено и не закреплено делом» [5, стр. 461-462]. Здесь мы видим, что в данную эпоху достаточно большое внимание уделялось не только формированию нравственных ценностей, но и вопросам проверки и оценки уже сформированных нравственных ценностей. Деятель школы пустыни Харанц (или Большая Сюникская пустыня) Мовсес Сюнеци (Сюникский) (XVII век) подвергал критике тех, кто был распущен, вел развратную жизнь и помимо выгоды ничего не видел. Он считал важным сострадание и доброту по отношению друг к другу [8].
Багдасар Дпир (XVIII век) написал работы «Краткое изложение логики» и «Баревагирк». Их содержание поучительно и назидательно для обучения знаниям и воспитания нравственных качеств. Очень важной работой с точки зрения нравственного воспитания представляет собой работа Мовсеса Баграмяна (XVIII век) «Новая книга, называемая увещеванием», которая проповедовала молодежи патриотизм, свободу, трудолюбие и отмечала, что в деле формирования этих ценностей большую роль играет образование [8]. В 19 век Армения находилась под игом Персии и Турции, а затем под властью Турции и России, будучи разделенным на Восточную и Западную Армении. В Западной Армении, которая хоть и находилась под властью Турции, действовали, однако, армянские школы. В этих школах большое внимание уделялось нравственному воспитанию. Согласно принятому 21 ноября 1910 года Центральным Национальным управлением Константинополя, а также Смешанным Собранием учебному указу-программе «Организационный устав национального образования» обязательными предметами в младшей начальной школе являлись религия, этика, арифметика и элементарная геометрия. Далее в высшей начальной школе продолжается преподавание таких предметов, как религия и этика, из математических предметов проходили практическую арифметику, алгебру, геометрию и хронографию. На следующем этапе образования - в среднем училище - обучение проводилось двумя этапами: во время второго триместра вторичного обучения из математических предметов проходили арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию. А религия и этика сменились предметом религиоведение. Следующий период - двухлетний период, который был разделен на четыре ветви: научный, литературный, педагогический, торговый. Во всех отмеченных разделах этика представляла собой обязательный предмет обучения, но математические предметы не во всех разделах были
обязательны. В научном разделе изучали алгебру, аналитическую геометрию, чертежную геометрию, в торговом разделе изучали торговую арифметику, счетную геометрию, в педагогическом - арифметику, а в литературном разделе математические предметы отсутствовали. На начальном этапе начального обучения количество часов в неделю таких уроков, как религия и этика, а также математических предметов - арифметика, алгебра и элементарная геометрия, были одинаковым - 6 часов, далее на этапе среднего обучения часы первых предметов уступали математическим предметам в два раза, а в высоком и высшем этапе они составляли 1/3 часов математических предметов. Однако следует отметить, что нравственное воспитание производилось не только посредством обучения предметам, но и также внеурочными и внешкольными работами. Многими педагогами западно-армянской школы написан ряд работ, посвященный нравственному воспитанию. Р. Перперян придавал особое значение роли этики в воспитании ребенка, но также выделял большое место роли личного примера, и по нему, главное для человека - это его чувство долга. Хримян Айрик ставил в основу нравственного воспитания такие ценности, как любовь, равенство, справедливость, братство, единство и человеколюбие. А. Паронян выделял важное место таким ценностям, как патриотизм и человеколюбие. Как видим, в школах Западной Армении большое место уделяли нравственному воспитанию, а его подобающая реализация была у западно-армянских педагогов в центре внимания.
В первой половине XIX века восточно-армянские школы в вопросе нравственного воспитания и его принципов, методов, наказаний пока не обладали единым законодательством, общей позиционной направленностью или поведением [7]. В халфайских школах обучали письму, чтению, грамоте, красноречию, логике, обязательному чтению религиозных книг. В сравнительно современных и благоустроенных школах после родного языка и религии одним из самых распространенных учебных предметов являлась арифметика, для преподавания которого использовались существующие учебники по арифметике на русском языке. У армян этого периода единственным изданным и известным нам учебником являлся учебник К. Шахназаряна «Ремесло арифметики», вышедший в свет в 1842 году в городе Эджмиацин, представляющий собой более чем удовлетворительную работу в научном и методическом аспекте, в котором автор доступно и методически умно излагает и объясняет материал урока [7, стр. 211]. В этот период также одним из факторов, «способствующих» нравственному воспитанию, считалось избиение, физические наказания, которые постепенно исчезли к концу XIX века.
Ко второй половине XIX века армянские педагоги решили вопросы секуляризации школ, образования женщин, проведения обучения на родном языке [4, стр. 102]. В этот период также большое внимание уделялось нравственному воспитанию учащихся, что являлось одним и важнейших задач процесса обучения. В 70-90-ые годы одним из важнейших задач нравственного воспитания являлось воспитание патриотизма и человеколюбия, и в связи с этим армянские писатели - педагоги написали множество произведений, в основу которых легли вышеуказанные ценности. В ряду задач нравственного воспитания педагоги важное место выделили честности, скромности, храбрости, благодарности, а также воспитанию других нравственных особенностей [4]. В этот период видные деятели образования считали важным роль и значение образования в деле нравственного воспитания. С.Мандинян считал, что единственным путем нравственного воспитания является обучение. Он отмечал, что каждое учение внутри училища должно считаться частью, звеном в развитии нравственности [4, стр. 140]. Он также предвидел, что будет много людей, которые скажут, что математика, география и т.д. не имеют отношения к нравственности, что 2+2=4 не является ни нравственным, ни безнравственным, однако, он вновь напоминает, что данную связь нельзя воспринимать напрямую, однако, нужно помнить, что «нравственность - результат человеческой мысли» [4, стр. 140]. В плане реализации нравственного воспитания другие армянские педагоги большое место уделяли методам нравственного воспитания, которыми являлись метод уговора, метод личного примера, метод нравственных упражнений, поощрение и наказание. И для того, что бы эти методы оказались полезными, они должны быть использованы в случае наличия некоторых педагогических условий. Одним из таких условий является любовь воспитателя к детям, позитивное отношение к ним, единство требований и личность воспитателя [4].
В результате проделанного исследования мы приходим к выводу, что на протяжении практически всех эпох армянские педагоги уделяли огромное внимание и математике, и нравственному воспитанию. Ими проделан ряд работ, которые способствовали не только реализации нравственного воспитания учащихся, а также правильному усвоению математических знаний, но и придавалось большое значение реализации нравственного воспитания посредством математического образования.
Список использованных источников
1. Хачерян Л.Г. К истории армянского образования - теоретическая экспертиза, том 1, Антилия-Ливан, 2000. - С. 372.
2. Хачерян Л.Г. К истории армянского образования - теоретическая экспертиза, том 2, Антилия-Ливан, 2000. - С. 388.
3. Хачерян Л.Г. К истории армянского образования - теоретическая экспертиза, том 3, Антилия-Ливан, 2000. - С. 768.
4. Арутюнян Г.А. Восточно-армянская педагогическая мысль во второй половине XIX века // Ереван - Армения, 1978. -С. 180.
5. Мовсисян А. Контуры истории армянской школы и педагогики // Ереван-Арм.гос. учебно-педагогическое издание, 1958. - С. 527.
6. Петросян А. «Задачник» Анания Ширакаци и средневековый пир, Армения и христианский Восток // Ереван -Армения, 2000. - С. 356-361.
7. Сантросян М.А. Восточно-армянская школа в первой половине XIX века // Ереван - Арм. гос. учебно-педагогическое издание, 1964. - С. 446.
8. Симонян Ц.Р. К истории армянской педагогики // Ереван - Манкаварж, 2006. - С. 264.
9. Степанян М.М. Армянские учебники математики и вопросы преподавания в армянских школах второй половины XIX века // диссертация, 1973. - С. 190.
Аннотация. Енокян А.В. Проблема нравственного воспитания посредством математики в истории армянской педагогики.
Работа посвящена проблеме нравственного воспитания посредством математического образования. Тщательно изучено, как армянские деятели образования реализовывали вопрос нравственного воспитания учащихся в образовательных учреждениях, а также какие ценности считались первостепенными в деле формирования личности. Рассмотрен также ряд учебников по математике, составленный древними армянскими авторами с древних времен до XIX века, а также работы, посвященные этике. В результате проделанного исследования становится ясно, что в истории армянской педагогики особое внимание было уделено обсуждаемому вопросу, а также наличествуют определенные подходы к его решению.
Ключевые слова: математика, образование, нравственные ценности, нравственное воспитание.
Анота^я. Енокян А.В. Проблема морального виховання за допомогою математики в ктори в'рменськоi педагогЫи.
Робота присвячена проблемi морального виховання за допомогою математичноi освти. Ретельно вивчено, як вiрменськi д'ячi осв'ти реал'!зовували питання морального виховання учнiв в осв'тшх установах, а також як цiнностi вважалися першочерговими в справi формування особистост'1. Розглянуто також ряд тдручник'!в з математики, складених древнiми м'!сцевими авторами з давшх часiв до XIX столiття, а також роботи, присвячен етиц1'. В результат'1 проведеного досл'дження стае ясно, що в iсторп в'рменськоi педагог'ки особливу увагу було придлено обговорюваного питання, а також наявн певн пдходи до його виршення.
Ключов! слова: математика, освта, моральн цнностi, моральне виховання.
Abstract. Yenokyan A.V. The Issue Of Implementation Moral Education By Mathematics In The History Of Armenian Pedagogy.
Studying history of Armenian pedagogy from the ancient times to the 19th century, we see that the issue of implementation moral education by mathematical education is one of the important problems of education. During this period the education mainly organized by schools, colleges and educational institutions, where educators paid special attention of education, particularly moral education. It should be mentioned, that the moral values were perceived various in different times: It was due to social-economics and political conditions of country and accepted moral norms of society as well. In that period when Christianity accepted as a state religion of Armenia, the basis of moral education were Christian virtues and commandments of the Bible. In the 7th century Armenian great mathematician-educator Anania Shitakacy wrote his textbook of Mathematics. This manuscript includes mathematical textual problems and problems-entertainments, which devoted to the various moral values such as kindness, patriotism, mercy and so on. So, Anania Shirakacy offered a way of implementation moral education by solving textual problems of Mathematics. After that, Armenian educators of middle ages highlighted formation of moral values in the teaching process of school subjects too, also they wrote several manuscripts devoted to the morality: in that way they supported implementation moral education of learners. In these manuscripts authors mentioned various moral values as the basis of moral education. In the 19th century Armenia was divided into two parts: Western Armenia and Eastern Armenia. In the Western Armenia there were Armenian schools, where educators paid attention of schoolchildren moral values system. The teachers sure that „Ethics" subject played significant role of formation of learners' moral values. Armenian educators of Eastern Armenia, said that formation of moral values is one of the essential problems of education and they thought that patriotism and humanity were the most important moral values. The famous educator S. Mandinyan said that it is necessary condition to formulate moral values in the teaching process of all school subjects, including Mathematics.
So, as our research shows, Armenian educators from all periods, highlighted the importance of moral education by Mathematics, and wrote many papers, textbooks for promoting formation of moral values.
Key words: Mathematics, education, moral values, moral education.