УДК 378 ББК 74.48
DOI: 10.35211/2500-2635-2023-4-56-87-92
РОЛЬ ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (из опыта работы)
THE ROLE OF FESTIVE EVENTS IN ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
(from experience)
ИЛЬИНА Светлана Анатольевна
Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия E-mail: [email protected]
НЕМЦОВА Надежда Михайловна
Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - вопросам адаптации иностранных студентов российских вузов. Анализируется опыт адаптации иностранных учащихся, изучающих русский язык на факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета. Обозначены особенности внеаудиторной работы в формате праздничных мероприятий, направленных на преодоление барьеров межкультурной коммуникации.
Рассказано об особенностях организации празднования Масленицы, Международного женского дня, Нового года, дней национальных культур, о комплексе мероприятий, посвященных Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Авторы приходят к выводу, что организация праздничных мероприятий способствует диалогу культур, формирующему лингвострановедческую и коммуникативную компетенцию учащихся, уважительное отно -шение к русской истории и культуре, что способствует успешной адаптации инофонов к новой социокультурной и образовательной среде.
Ключевые слова: адаптация иностранных студентов, межкультурная коммуникация, праздник, вне-уадиторная работа, социокультурная среда.
ILYINA Svetlana A.
Tambov State Technical University, Tambov, Russia E-mail: [email protected]
NEMTSOVA Nadezhda M.
Tambov State Technical University, Tambov, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the topical pedagogical problem of adaptation of foreign students in Russian universities. Authors analyze the experience of adaptation of foreign students who study Russian at the International Education Faculty of Tambov State Technical University. Peculiarities of extracurricular work in the form of festive events aimed at overcoming the boundaries of intercultural communication are revealed.
The article touches upon some peculiarities of organizing the celebration of Maslenitsa (Pancake Weak), International Women's Day, New Year, National Culture Days as well as the complex of events dedicated to the Day of the Victory of Soviet people in the Great Patriotic War.
Authors come to the conclusion that the organisation of festive events promotes intercultural dialogue that develops the linguistic-cultural and communicative competence of students, respectful attitude to Russian history and culture. It contributes to the successful adaptation of inofon students to a new sociocultural and educational environment.
Keywords: adaptation of foreign students, cross-cultural communication, festive event, extracurricular work, sociocultural environment.
Среди приоритетных направлений государственной политики подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях обозначена подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. В связи с этим актуализируется работа по адаптации иностранных граждан к условиям обучения и проживания в РФ, поскольку воспитательная работа с инофонами является мощнейшим инструментом формирования позитивного образа России, российского образования в мире.
© Ильина С. А., Немцова Н. М., 2023.
В Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ) обучается более 800 иностранных студентов из пятидесяти стран мира. Практика работы с иностранными обучающими показывает, что большинство студентов, прибывающих для обучения в РФ, владеют минимальным количеством информации о принимающей стране, ее культуре, обычаях и традициях. Задача университета - создать условия, позволяющие решать проблемы социокультурной адаптации, знакомить с национально-культурными реалиями России, формировать интерес к ее истории и культуре.
Иностранные граждане, приезжающие в Россию с целью получения образования на русском языке, как правило, начинают этот путь с изучения русского языка на подготовительных факультетах вузов. Приезд в другую страну сопровождается явлением социокультурного шока, поскольку неизбежно возникают сложности, обусловленные не только языковым барьером, но и различием в вероисповедании, обычаях и традициях, национальных особенностях характера, культурных установках и ценностях. Кроме того, необходимо адаптироваться к образовательному пространству российского вуза. Педагоги отмечают, что даже вчерашние российские школьники, перешагнув порог университета, сталкиваются с неготовностью к новому этапу образовательной системы (Ермилова 2016; Волкова, Оспанова, Жапарова 2020). Что же говорить об инофонах, проблема адаптивного перехода которых многократно усилена неизбежным вовлечением в межкультурный диалог не только с россиянами, но и с одногруппниками? Обучение на подготовительных факультетах чаще всего ведется в поликультурных группах, и иностранному учащемуся следует быть готовым к тому, что в течение многих месяцев ему придется общаться с представителями других культур, носителями разных языков, жить в чужой среде: разница в климате, укладе жизни, нормах, правилах, обычаях вызывает необходимость адаптации к новому культурному и образовательному пространству.
Вопросы адаптации иностранных студентов - актуальная педагогическая проблема. Исследователи отмечают, что эффективности межкультурной коммуникации мешают языковые (семантические, стилистические, фонетические), этнокультурные и психолого-педагогические барьеры (Горских 2022: 20), обосновывают необходимость их преодоления и обозначают соответствующие пути решения обозначенной задачи (Гаврилов 2021; Власова, Полякова 2018; Воробьева, Батурина 2018; Иконникова, Тужикова 2019).
На базе факультета международного образования (ФМО) ТГТУ, где обучение иностранных граждан ведется с 1994 года, для иностранных учащихся организуются мероприятия социокультурного и профориентационного характера, мероприятия по адаптации и интегрированию в российское гражданское общество, а также спортивно-массовые мероприятия. Все они направлены на вовлечение иностранных обучающихся ТГТУ в систему социальных коммуникаций, освоение основ адаптации к социуму и саморегуляции, развитие интеллектуальной сферы личности, на профориентационную поддержку в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Во внеаудиторной работе с иностранными гражданами ФМО ТГТУ важное место уделяется организации праздничных мероприятий, которые не только знакомят учащихся с историей и культурой России, но и позволяют им рассказать о социально-культурных атрибутах своей родной страны. Такой подход направлен на устранение барьеров в межкультурной коммуникации.
Праздники - один из источников познания жизни народа (Снегирев 1990:78). Как отмечает И.Ю. Рыбникова, «в ситуации праздника человек <...> переживает сакральное эмоционально и переводит на уровень собственного сознания», «праздник утверждает общественно значимые культурные ценности и приобщает к ним человека» (2023:188-189).
Во время обучения на подготовительном факультете иностранные учащиеся вместе с россиянами встречают День дружбы народов Тамбовской области, День российского студенчества, Новый год, Рождество, 8 Марта, участвуют в масленичных гуляниях, отмечают День космонавтики, День Победы, День Славянской письменности и культуры, День русского языка и др. Праздничные мероприятия предваряются уроками страноведения, где учащиеся получают представление о празднике, знакомятся с его культурно-историческими и символическими аспектами, изучают соответствующую лексику.
Следует остановиться подробнее на некоторых традициях ФМО ТГТУ, связанных с организацией праздничных мероприятий для иностранных обучающихся подготовительного отделения.
Празднование Широкой Масленицы ежегодно проводится факультетом на протяжении более 20 лет. Веселые проводы зимы и встреча весны -неотъемлемая часть картины мира русского народа, поэтому в рамках плана внеучебной работы ФМО предусмотрено знакомство иностранных обучающихся с феноменом этого праздника, что дает им возможность почувствовать себя частью окружающего социума.
Масленица - один из любимых народных праздников, традиции которого на протяжении многих лет не теряют своей актуальности. Это один из ключевых русских концептов, отражающих мировосприятие нашего народа. Согласно «Словарю русской ментальности», это «ритуал проводов зимы, традиционно веселый и яркий праздник как игровое представление удали, простора, широты, полнокровной жизни в ее плотских проявлениях» (Ко-лесов, Колесова, Харитонов 2014: 429).
Мероприятие знакомит иностранных учащихся с традицией проводов зимы, с понятиями «широкая масленица», «чучело масленицы», «сжигание масленицы», «блины», «солнце», «народные гуляния» и др. Для студентов ФМО ТГТУ праздник проводов зимы представляет собой красочное действо на живописном берегу реки Цны. Приглашаются фольклорные коллективы, выступления которых знакомят инофонов как с русским народным творчеством, так и с особенностями национального костюма. Иностранные студенты становятся не только зрителями, но и участниками праздничного представления: они облачаются в соответствующие наряды, исполняют роли
Масленицы, Солнца, скоморохов, ряженых, принимают участие в многочисленных конкурсах и веселых соревнованиях. Конечно, обязательной частью праздника становится дегустация блинов. Завершается мероприятие сжиганием чучела Масленицы.
Один из любимых россиянами весенних праздников - это, конечно, Международный женский день (8 Марта). Традиционно в преддверии этого праздника на ФМО ТГТУ организуется заседание женского интерклуба «Надежда», созданного с целью адаптации иностранных студенток. Это часть интернационального студенческого клуба «Глобус», более 20 лет функционирующего на факультете международного образования. Вопрос о гендер-ных различиях в способностях к успешной адаптации иностранных слушателей, несомненно, может стать предметом отдельного разговора, однако очевидно, что представительницы слабого пола нуждаются в особом внимании: «более половины женской части студенческого иностранного сообщества чувствуют себя «чужими» в России - 54,5 %, тогда как 57,1 % мужчин отмечают обратное» (Сухова 2013:56). Нормативные образцы, сформированные в сознании представительниц иной культуры, могут создавать дополнительные барьеры в межкультурной коммуникации. Создание условий для диалога между студентками из разных стран позволяет найти точки соприкосновения в мировосприятии, поделиться ценностными ориентирами, знаниями, культурными особенностями представителей разных стран, что будет способствовать более успешной адаптации к социальным условиям принимающего сообщества. Во время заседаний женского интерклуба девушки готовят блюда национальной кухни, демонстрируют модную одежду своих стран, делятся рецептами красоты, рассказывают о своих увлечениях, проводят мастер-классы по созданию причесок и пр. Девушки рассуждают о роли женщины не только в семье, но и в целом в современном обществе, рассказывают о выдающихся женщинах своих стран.
Важным мероприятием, направленным на знакомство с культурными традициями разных стран, являются дни национальных культур. Иностранные учащиеся организуют тематические выставки, виртуальные экскурсии, демонстрируют национальные костюмы, исполняют песни и танцы своего народа. В качестве зрителей приглашаются российские учащиеся различных учебных заведений. Для них организуется викторина по истории и культуре стран, представители которых участвуют в мероприятии. В качестве призов зрители, правильно ответившие на вопросы, получают этнические сувениры. Возможность продемонстрировать красоту и уникальность своей культуры способствует формированию дружеских, доверительных отношений между учащимися из разных стран.
Особое внимание на ФМО ТГТУ уделяется знакомству иностранных обучающихся с традициями и историей Дня Победы. Вместе с преподавателями учащиеся участвуют в организуемой факультетом акции «Венок памяти». Проектом предусмотрено возложение цветов к памятникам и мемориалам, посвященным героям и событиям ВОВ, посещение музеев и выставок. С 2010 года в Тамбове действует Музейно-выставочный центр Тамбов-
ской области с экспозицией «Во славу Родины», где представлено более 3,5 тысяч экспонатов, иллюстрирующих потенциал боевой славы страны, деятельности прифронтовой Тамбовской области по оказанию помощи действующей армии в годы Великой Отечественной войны. Уникальные выставочные проекты организуются Тамбовским областным краеведческим музеем. Накануне Дня Победы проводится интерактивное занятие, на котором студенты узнают о трагических страницах истории человечества, связанных с идеологией фашизма и национализма, демонстрируются кадры кинохроники страшных лет Второй мировой войны, проводится акция «Бессмертный полк факультета международного образования ТГТУ», звучат стихи о Великой Отечественной войне в исполнении иностранных учащихся. Занятие традиционно заканчивается минутой молчания в память о погибших в годы Второй мировой войны.
Для иностранных учащихся ФМО ТГТУ на протяжении многих лет организуется новогодний праздник, который представляет собой поликультурный диалог: с одной стороны, иностранные учащиеся знакомятся с русскими новогодними традициями, с такими важными для языкового сознания русского человека концептами, как «елка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «снеговик», «подарки», «мандарины», «снег», «бой курантов», «гирлянда», «снежинки», «елочные украшения», «загадать желание», «бенгальские огни», «хлопушки», «веселье», «особая атмосфера» и др.; с другой стороны, учащиеся готовят концертные номера, отражающие национальный колорит самых разных стран. Таким образом, праздничное мероприятие, с одной стороны, знакомит иностранцев с культурой и традициями россиян, а также воспитывает у всех участников мероприятия толерантное отношение к культуре и традициям других народов, что способствует нивелированию межкультурных барьеров.
Организация праздничных мероприятий способствует как успешной адаптации иностранных учащихся, так и повышению уровня владения русским языком: расширяется словарный запас, закрепляются изученные грамматические конструкции, улучшаются навыки говорения и аудирования. В активном лексическом запасе студентов закрепляются слова-концепты, отражающие языковое сознание русского народа.
Праздничные мероприятия, приуроченные к российским праздникам и памятным датам, создают условия погружения в национальную культуру, популяризируют ее идеи и ценности. Возникает диалог культур, способствующий формированию лингвострановедческой и коммуникативной компетенции, уважительного отношения к русской истории и культуре, к традициям и обычаям нашего народа, что является важным условием успешной адаптации к новой социокультурной и образовательной среде.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Власова, П. А. Социокультурная адаптация иностранных студентов: проблема межэтнического взаимодействия российских и иностранных студентов / П. А. Власова, Ю. В. Полякова // Studium juvenis : межвуз. сб. тр. молодых ученых. - Челябинск : УралГУФК, 2018. -С. 181-185.
2. Волкова, Т. Г. Проблема адаптации студентов первого курса в системе обучения вуза / Т. Г. Волкова, Б. К. Оспанова, Г. С. Жапарова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 10-16.
3. Воробьева, Г. В. Перспективные направления социальной и языковой адаптации иностранных студентов (из опыта работы ассоциации иностранных студентов Волгограда) / Г. В. Воробьева, Л. А. Батурина // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных дисциплин. -2018. - № 1(17). - С. 18-21.
4. Гаврилов, П. С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) / П. С. Гаврилов // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2021. - № 3(86). - С. 47-56.
5. Горских, О. В. Межкультурная коммуникация: обучение и адаптация иностранных студентов, студентов-инофонов: учебно-методическое пособие для студентов всех направлений и специальностей подготовки [Электронный ресурс] / О. В. Горских. - Томск: ТУСУР, 2022. - 53 с. - Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/10172 (дата обращения 15.09.2023 г.)
6. Ермилова, М. В. Психологические условия адаптации студентов в вузе / М. В. Ермилова // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ и ИННОВАЦИИ : сб. ст. Междунар. научно-практич. конф. (15 сентября 2016 г., г. Екатеринбург) в 3 ч. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 3. - P. 187-189.
7. Иконникова, Г. Ю. К проблеме адаптации иностранных студентов в российском вузе / Г. Ю. Иконникова, Е. С. Тужикова // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2019. - № 10. - С. 2780.
8. Колесов, В. В. Словарь русской ментальности. В 2 т. / В. В. Колесов, Д. В. Колесова, А. А. Харитонов. - СПб.: Златоуст, 2014. - Т. 1. А-О. - 592 с.
9. Рыбникова, И. Ю. Праздник и мировоззрение: диалектика связи (на примере некоторых праздников сибирской деревни) / И. Ю. Рыбникова // Россия и мировые тенденции развития : материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. - Омск: Омский государственный технический университет, 2023. - С. 186-194.
10. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. - М.: Советская Россия, 1990. - 156 с.
11. Сухова, А. Н. Гендерные различия в адаптации иностранных студентов: теоретические и практические аспекты / А. Н. Сухова // Женщина в российском обществе. - 2013. -№ 2(67). - С. 53-59.