УДК 34.01:504.61
А. В. Захаров
РОЛЬ ПРАВА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УСТРАНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли права в борьбе с современными глобальными экологическими вызовами человечеству. Автор высказывает позицию, что право является универсальным способом борьбы с подобными вызовами, что обусловлено ее сущностью. Право предусматривает общеобязательные для всех субъектов правила поведения и наиболее эффективные правовые методы и средства борьбы с исследуемыми вызовами.
Ключевые слова: право, современные глобальные экологические вызовы, охрана окружающей среды, экологическое право, меры борьбы, экологический интерес.
Abstract. Article is devoted research of a role of the right in struggle against modern global ecological calls to mankind. The author states a position that the right is universal way of struggle against similar calls that is caused by its essence. The right provides obligatory for all subjects of a rule of behaviour both the most effective legal methods and means of struggle against investigated calls.
Keywords: the right, modern global ecological calls, preservation of the environment, the ecological right, struggle measures, ecological interest.
Вторая половина XX - начало XXI вв. характеризуется ухудшением экологического состояния планеты и озабоченностью всей мировой общественности дальнейшим развитием и существованием человека. Наибольшую опасность в этом плане составляют современные глобальные экологические вызовы человечеству (далее - СГЭВЧ), под которыми мы предлагаем понимать явления современного мира, общепланетарного характера, показывающие критическое состояние окружающей среды, вызванные антропогенными причинами и ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации, устранение которых возможно путем объединения усилий всего мирового сообщества. К таким вызовам мы предлагаем относить экологическую войну, экологический кризис, экоцид, экологический терроризм, глобальное потепление и ряд других явлений современного мира.
Как правило, меры предупреждения и устранения СГЭВЧ целесообразно делить на общие (характерные для всех или большинства вызовов) и частные (характерные исключительно для конкретного вызова). Однако универсальным средством борьбы с данными вызовами как на международном, так и на национальном уровне следует рассматривать право. В современных условиях, когда значительная часть существующих государств провозглашает себя в качестве развитых демократических и ставит своей целью построение правового государства (а применительно к некоторым государствам уже провозглашение в качестве таковых), роль права в решении глобальных вызовов человечеству становится определяющей.
Данная роль во многом определяется сформировавшимися подходами к сущности права, правопониманию. Л. А. Морозова раскрывает два основных подхода к определению сущности права [1, с. 173-175]:
1) классовый подход, по которому право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения, подавления;
2) общесоциальный подход, рассматривающий право как средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом - механизм управления делами общества.
Для нашего исследования в большей степени интересен общесоциальный подход, так как он, в отличие от классового подхода, обеспечивает превалирование общенародных (а не классовых интересов), общечеловеческие интересы возвышает над национальными, а основными методами называет согласие и компромисс (а не принуждение и насилие). Все это чрезвычайно важно для обеспечения международного сотрудничества в области устранения и предупреждения глобальных вызовов человечеству.
Таким образом, универсальным средством борьбы с СГЭВЧ следует рассматривать право. Учитывая глобальность рассматриваемых вызовов в зарубежной и отечественной научной литературе, поднимается вопрос о формировании мирового права [2, с. 3].
Право - развивающееся явление социальной жизни общества, оно видоизменялось в зависимости от конкретно-исторических рамок своего существования. Как отмечает Л. С. Явич, «характер права зависит, в конечном счете, от хода всей истории» [3, с. 5]. Отмечая отсутствие единого представления о сущности права, мы объясняем это зависимостью права и его сущности от экономического, национального состояния государства, исторических факторов, уровня правовой и политической культуры общества и т.п. Однако представители различных научных школ акцентируют внимание на различных и единственно верных, по их мнению, основополагающих, определяющих компонентах, не отрицая при этом, что право по своей сущности есть прежде всего регулятор общественных отношений.
Роль права в борьбе с СГЭВЧ, на наш взгляд, заключается в следующем:
1. Право обусловливает существование СГЭВЧ как реально существующих явлений. Их обозначение в качестве реально существующих негативных явлений требует выработки мер по устранению, а в дальнейшем и профилактических мер по предупреждению их возникновения.
Как мы отмечали ранее, сущность права находится в определенном соотношении с сущностными определениями конкретного явления. Сущность права предоставляет возможность выяснить, какими характеристиками должно обладать то или иное явление, чтобы оно могло существовать в области бытия, обусловленного категорией права. Это значит, что сущность права придает различным явлениям бытия правовую форму, превращает их в правовые явления. Различные явления имеют правовой характер не потому, что так мы желаем или данное явление наделено предикатом «правовое», а потому, что таковые являются правовыми, поскольку в них воплощена сущность права. Это значит, что сущность права является ключом существования конкретных правовых явлений. Таким образом, в сфере бытия права действует закон сущностной необходимости, согласно которому сущность права обусловливает существование любого явления как правового в указанной сфере бытия [4].
Применительно к СГЭВЧ право закрепляет их как существующую негативную реальность, противоправное деяние: экоцид (ст. 358 Уголовного
кодекса Российской Федерации), экологический терроризм (ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет понятия «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт», ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации посвящена террористическому акту), экологическая война (ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны, ст. 18 ФЗ РФ от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» содержит формулировку понятия «состояние войны»), глобальное потепление (Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации»), экологический кризис (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации»).
2. Выступая регулятором общественных отношений, право способствует реализации экологического интереса граждан, прежде всего, на благоприятную окружающую среду и, как следствие, искоренению СГЭВЧ, как явлений, препятствующих реализации данного права граждан. В этой связи право определяет условия возникновения правомочий и юридических обязанностей, реализация которых призвана исключить возникновение (распространение) СГЭВЧ, а также круг лиц, которые наделяются данными правомочиями и обязанностями, способы государственного обеспечения прав и осуществления соответствующих им юридических обязанностей.
Как отмечает Л. С. Явич, «будучи органически связанным с конкретной формой производства, господствующий класс выражает в праве свои потребности, требует при помощи правовых установлений определенного поведения людей, необходимого для осуществления данного типа производственной деятельности. Следовательно, правовое долженствование возникает на базе реальных общественных отношений, в первую очередь отношений производственных» [5, с. 19]. Экономический строй общества обусловливает объективную необходимость и возможность данного правового регулирования общественных отношений, определяет в конечном счете рамки и пути этого регулирования.
Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве. В нашем случае первостепенную роль играет интерес граждан в благоприятной окружающей среде, что выразилось в правовой регламентации права граждан на благоприятную окружающую среду. Гарантированность данного права в первую очередь исключает любые явления и действия, направленные на ухудшение состояния окружающей среды и прежде всего на борьбу с СГЭВЧ как наиболее опасными в этом плане явлениями.
Право, как регулятор реально существующих общественных отношений, должно обличаться в социально значимые формы, наполняться конкретным социокультурным содержанием, получать свою долю общественного признания. «Ныне совершенно ясно, что вне и помимо права немыслим мир, общественный прогресс, гуманизм и всестороннее развитие личности, нормальное функционирование экономики и демократии, борьба с преступностью - право следует рассматривать как универсальное средство упорядочения общественных отношений и социального контроля над отклоняющимся поведением, эмансипации порядка общественных отношений от произвола» [3, с. 5].
3. Право как средство социального контроля над отклоняющимся поведением способствует устранению причин, поводов, условий и факторов возникновения (распространения) СГЭВЧ. Право является особым социальным регулятором, устанавливающим критерии правомерного поведения и неправомерного. Как правило, неправомерное поведение (несоблюдение требований и норм, установленных экологическим законодательством) является причиной возникновения (распространения) СГЭВЧ. Таким образом, право способствует устранению причин, поводов, условий и факторов возникновения и распространения современных глобальных экологических вызовов человечеству. Заметим, что право указывает субъекту вариант возможного поведения, регулирует поведение людей лишь в пределах объективно возможных поступков и действий.
Право предусматривает (закрепляет) правовые средства, воздействующие на поведение субъектов.
Своеобразной гарантией контроля над отклоняющимся поведением является юридическая ответственность, закрепляемая в санкциях правовых норм.
4. Право закрепляет политику государства, в том числе и по борьбе с СГЭВЧ, предусматривает правовые меры борьбы с СГЭВЧ. Являясь нормативным выражением государственной воли, право регулирует отношения в классовых, социальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием претворения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций.
5. Право с помощью правовых норм обеспечивает консолидацию мирового сообщества для борьбы с СГЭВЧ. С помощью норм международного права, которые носят приоритетный по отношению к национальным нормам характер, вырабатывается единая стратегия борьбы с глобальными вызовами человечеству, а национальные нормы применительно к конкретному государству (с учетом его особенностей) развивают и конкретизируют международные нормы, устанавливают границы дозволенного и запреты для субъектов.
Угрозу новой мировой войны, международных, межнациональных и иных конфликтов возможно снизить за счет совершенствования и более эффективного применения норм международного и международного гуманитарного права. Например, на международном уровне действуют Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных споров, которые текстуально закрепляют желание государств предупредить по возможности обращение к силе в своих отношениях; Пакт Бриана-Келлога 1928 г., Устав ООН, Уставы международных военных трибуналов, запрещающие агрессивные войны и т. д. На национальном уровне в российском Уголовном кодексе предусмотрен целый раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», где закрепляется ответственность за такие действия, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны и т.п. Следовательно, национальное законодательство развивает международные нормы, конкретизирует их. Однако проблема в том, насколько эффективно применяются эти нормы на практике. В современном мире использование силы в конфликте по-прежнему
наблюдается чаще, чем применение мирных способов, а лица крайне редко привлекаются к уголовной ответственности за указанные составы.
Проблема демографического роста на планете в ряде стран решается с помощью принятия специальных законов, направленных на ограничение рождаемости населения (например, в Китае, Японии, Корее).
Экономическая политика государства также закрепляется посредством норм права, и в устранении разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира могут сыграть определенную роль нормы международного права и нормы национального гражданского законодательства.
Для предупреждения и устранения терроризма (в том числе и экологического) как международного общественно опасного деяния вырабатывается на международном уровне единая стратегия борьбы, которая получает закрепление в нормах международного права, развивается в нормах национального уголовного права. Меры по предупреждению международного терроризма и усилению борьбы с ним предусмотрены в решении VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями «Меры по борьбе с международным терроризмом» (1990) и Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994). Политические установки по борьбе с международным терроризмом включены в итоговые документы встреч участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже. Введены в действие три региональных соглашения: Конвенция 1971 г. Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер; Европейская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом; одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) Конвенция 1987 г. по пресечению терроризма.
Национальное законодательство развивает нормы международного права в этой области. Так, Россия ряд норм названных международноправовых актов трансформировала в российское уголовное законодательство. В РФ Законом № 121-ФЗ от 07.08.2000 г. ратифицирована Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1977 г., принятая в рамках государств, входящих в Совет Европы, а Законом РФ от 13.02.2001 г. № 13-ФЗ ратифицирована Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Кроме этого, правовую основу борьбы с терроризмом в РФ, помимо международного законодательства, составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 205-208, 277 и 360 и др.), Федеральный Закон РФ от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Одним их направлений предотвращения последствий глобального экологического кризиса является совершенствование международных норм и национального экологического права. Например, экологи отмечают, что неоценимый вклад в решение задач по выходу из кризиса внесли Конференция ООН по охране окружающей человека среды (Стокгольм, 1972) и Встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля в рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). В результате был
принят всемирный план действий - Повестка дня на XXI век. Однако существующие международные конвенции не посвящены напрямую глобальному экологическому кризису, а фиксируют в основном общие обязательства, в рамках которых могут действовать договаривающиеся государства, как например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977), Конвенция об изменении климата (1992), Конвенция о биологическом разнообразии (1992) и т.п. Национальное российское экологическое законодательство также не содержит специализированного нормативного акта, упоминая о мерах преодоления экологического кризиса в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Федеральном законе РФ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ и др. Итак, международные экологические акты, так же как и национальное законодательство, посвящены, как правило, решению какой-либо конкретной экологической проблемы, что не совсем верно, так как глобальный экологический кризис есть результат многих факторов отрицательного воздействия на окружающую среду, следовательно, и программа его преодоления должна быть масштабная, а все мероприятия - согласованные и дополняющие друг друга. Именно поэтому необходимо выработать как на международном, так и на национальном уровне программу мероприятий по преодолению экологического кризиса и закрепить ее посредством нормативного правового акта.
Тем не менее положительные тенденции по выработке единой стратегии мировой общественности для преодоления экологического кризиса наблюдаются. Так, в 1984 г. по инициативе Генерального секретаря ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, разработавшая концепцию устойчивого развития, где было уделено внимание и мерам по преодолению экологического кризиса. Концепция устойчивого развития начала реализовываться в большинстве развитых стран мира, в том числе получила правовую регламентацию и в российском экологическом законодательстве путем принятия 1 апреля 1996 г. Указа Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Итак, роль права в предупреждении и устранении глобальных вызовов человечеству велика. На основе правовых норм происходит объективизация современных глобальных экологических вызовов человечеству, консолидация международного сообщества (путем принятия различных конвенций, заключения соглашений, договоров о сотрудничестве и т.п.), закрепляются стратегии борьбы с глобальными вызовами человечеству, создается нормативная основа для единообразных действий различных государств, международных и общественных организаций, отдельных граждан, устанавливается ответственность за нарушение установленных правовыми нормами границ и совершение запрещенных действий, которая выступает средством социального контроля над отклоняющимся поведением.
Таким образом, право можно рассматривать в качестве универсального средства устранения и предупреждения СГЭВЧ, закрепляющего общеобязательные для всех субъектов правила поведения и наиболее эффективные правовые методы и средства. Система мер по предупреждению и устранению СГЭВЧ конкретна и направлена на ликвидацию их как явлений современного мира, а также устранение причин их возникновения и последствий.
Список литературы
1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М. : Юристъ, 2003. - 414 с.
2. Марченко, М. Н. Миф о формировании мирового государства и права / М. Н. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. - 2003. - № 2. - С. 3-17. - (Серия 11. Право).
3. Явич, Л. С. О философии права на XXI век / Л. С. Явич // Правоведение. -2000. - № 4. - С. 4-33.
4. Степанян, О. М. Общая характеристика априорной сущности права / О. М. Сте-панян // Безопасность бизнеса. - 2007. - № 4.
5. Явич, Л. С. Право - регулятор общественных отношений / Л. С. Явич // Правоведение. - 1958. - № 2. - С. 19-25
Захаров Александр Вячеславович кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Zakharov Alexander Vyacheslavovich Associate professor, head of sub-department of history of state and law, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
E-mail: [email protected]
УДК 34.01:504.61 Захаров, А. В.
Роль права в предупреждении и устранении современных глобальных экологических вызовов человечеству / А. В. Захаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. -№ 3 (15). - С. 45-51.