УДК 343.75
БОРЬБА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
© Александр Вячеславович ЗАХАРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой истории государства и права, e-mail: [email protected]
Рассмотрены экологическая преступность и коррупция как причины возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству. Исследуется правовая природа экологической преступности и коррупции применительно к современным глобальным экологическим вызовам человечеству. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на борьбу с экологическими преступлениями и коррупцией, даются рекомендации по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: современные глобальные экологические вызовы человечеству; экологические преступления; коррупция; юридическая ответственность.
Состояние окружающей среды, угроза исчерпаемости природных ресурсов, распространение экологического кризиса, поразившего планету, внесли существенные коррективы в отношения человека и окружающей среды, заставили по-новому взглянуть на них, переосмыслить достижения мировой цивилизации. Неэффективность механизма обеспечения исполнения требований экологического законодательства, дефекты правосознания и правовой нигилизм, низкий уровень общей культуры (в т. ч. экологической и правовой) граждан и общества, пренебрежение законами природы, бездумное отношение к окружающей среде, выражающееся в ее загрязнении, разрушении экологических систем, нерациональном использовании природных ресурсов, нарушении требований, установленных экологическим законодательством и т. д., низкая продолжительность жизни населения, деградация здоровья населения и т. п. на фоне появившихся и получивших распространение таких явлений, как экологический терроризм, экоцид и других привели к тому, что перед мировым сообществом возник вопрос выживания и сохранения человека как биологического вида. Особую тревогу вызывают современные глобальные вызовы человечеству.
Под современными глобальными экологическими вызовами человечеству мы предлагаем понимать явления современного мира общепланетарного характера, показывающие критическое состояние окружающей среды, вызванные антропогенными причинами (ли-
бо совокупностью природных и антропогенных причин при существенном превалировании последних) и ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации, устранение которых возможно путем объединения усилий всего мирового сообщества.
Одной из первичных причин возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству является совершение экологических правонарушений, в первую очередь, преступлений как наиболее опасных противоправных деяний. При этом, по свидетельству ряда ученых, для экологических преступлений характерна высокая латентность, достигающая 95-99 % [1, с. 551; 2, с. 114]. Такие выводы специалистов основаны на фактической несогласованности все более ухудшающейся экологической обстановки и уровня регистрируемых преступлений. И хотя в статистических отчетах экологические преступления занимают менее 1 % от общего числа совершенных в стране преступлений, но с учетом латентности их доля составляет 15-23 % [2]. В этом выражается наибольшая социальная опасность экологических преступлений. Однако по отношению к окружающей среде экологические преступления представляют наивысшую вредоносность, поскольку и окружающей среде, и человеку причиняется невосполнимый, неисчислимый по своим масштабам вред.
Учитывая, что экологическая преступность и коррупционная деятельность могут явиться причиной либо выступить в качестве
необходимого условия возникновения современных глобальных экологических вызовов человечеству, а также тот факт, что некоторые из вызовов (экоцид, экологический терроризм) являются сами преступлениями, борьба с преступностью и коррупцией может рассматриваться в качестве меры борьбы с исследуемыми вызовами. Не случайно минимизация преступности и коррупции в концепции правовой политики Российской Федерации обозначена в качестве стратегической, перспективной цели [3], вследствие чего борьба с экологической преступностью и коррупцией должна рассматриваться в качестве приоритетного направления экологоправовой политики.
Одной из причин экологической преступности и коррупции в экологической сфере является столкновение экологических и экономических интересов. Как правило, первые представлены экологическими организациями, вторые - коммерческими. Государство выступает регулятором этих интересов, взвешивая все «за» и «против» при принятии государственно-властных решений. Тем не менее, принятие таких решений может быть продиктовано:
а) экономической выгодой государства в целом. Примером подобного явления может служить принятие пакетов законодательных актов о ввозе радиоактивных отходов, главными инициаторами и «двигателями» которых были Минатом РФ и Комитет по экологии Государственной Думы РФ. Р.В. Зелепукин подчеркивает, что, по всей видимости, активность этих органов стала следствием их лоббирования определенной группы давления [4, с. 32]. Главным аргументом придания законопроектам юридической силы была именно экономическая выгода - согласно общественным источникам Россия в случае ввоза радиоактивных отходов получила бы 20 млрд долл.;
б) реализацией преступных и узкокорпоративных стремлений (экологическая преступность, коррупция, коррупционное лоббирование).
Несоответствие, смешивание экологических и экономических интересов является одной из причин, влияющих на совершение коррупционных действий и экологических преступлений. Противостояние экономических и экологических интересов в природо-
охранной и природоресурсной сфере характеризуются, прежде всего, стремлением получить материальную выгоду и добиться роста основных экономических показателей от хозяйственной деятельности. Это зачастую ведет к нерациональному и неконтролируемому использованию природных ресурсов, осуществляемому в ущерб состоянию их невосполнимых запасов, нанося при этом неоправданный вред окружающей среде, росту экологической преступности и коррупции, приводит к возникновению современных глобальных экологических вызовов человечеству.
По нашему мнению, само по себе противостояние экономического и экологического интересов является лишь ситуацией, способной спровоцировать совершение коррупционных и иных противоправных действий. Анализировать оценку влияния и учета экологических и экономических интересов, их реализацию необходимо в совокупности, т. к. разница в их применении и значении невозможно определить, рассматривая их в отдельности друг от друга. Стремление получения максимальной экономической выгоды даже путем нарушения экологического интереса ставит субъекта экологических отношений перед выбором средств достижения этой цели. В этом случае определяющими становятся личностные качества субъекта. Если уровень правовой и экологической культуры низок, субъект может выбрать противоправные способы, что приводит к совершению противоправных действий.
Вместе с тем справедливости ради отметим, что на практике встречается ситуация, когда экологический интерес является прикрытием для достижения иных интересов. Одновременно с постепенным ростом влияния экологических организаций на политическую и экономическую сферы, все чаще отмечается в литературе, что за подобными акциями усматривается коммерческая выгода и политический интерес [5]. Примером подобной ситуации можно считать протест Greenpeace и других экологических организаций против строительства олимпийских объектов в Сочи. Бесспорно, эти протесты снижали шансы Сочи как кандидата проведения зимних Олимпийских игр в 2014 г.
Подмена экологических интересов интересами политическими или экономическими
прослеживается в протестах региональных отделений Greenpeace и WWF против строительства газопровода «Алтай», при этом «Алтай» принято оценивать как важнейший проект с геополитической точки зрения [6]. Суть проекта заключается в строительства газопровода для продажи газа на внешнем рынке, а также приходом природного газа в Алтайский край, что может, по мнению специалистов, значительно улучшить экологическую обстановку в регионе, образовавшейся в связи с вырубкой 300 тыс. кубометров леса [6].
Вместе с тем экологические объекты могут быть предметом спора экономических интересов. В таких отношениях не могут быть замешаны экологические интересы, т. к. они продиктованы такими целями, как монополизация природного объекта, получение прибыли от его использования, экономия технических материалов, сопроводительной техники, рабочей силы, что также может привести к коррупционным и иным противоправным действиям. Примером столкновения сугубо экономических интересов по поводу использования экологических объектов может являться принятие федерального закона «Об экспорте газа». События, связанные с принятием этого законодательного акта, закрепили за «Газпромом» исключительное право на экспорт всего российского газа, показывая тем самым реальное влияние нефтегазового гиганта в ТЭК [7, с. 293].
Случай с экспортом газа показал, что в распределении прибыли от экологических объектов важную роль играют не только коммерческие интересы, но и политические стремления, т. к. ясно, что здесь особое значение было придано экономическим интересам государства. Это говорит о большом влиянии лоббирования не столько экономических структур, сколько государственных -т. н. ведомственное лоббирование.
Анализируя практику лоббирования в экологической сфере, мы приходим к выводу, что лоббизм в рассматриваемой сфере достаточно завуалирован, что ведет к негативным последствиям в связи с применением «теневых» средств и методов воздействия.
Результатами коррупции и коррупционного лоббизма может явиться принятие управленческого решения, не соответствующего требованиям экологического законодательства, реализация которого может по-
влечь существенное ухудшение состояния окружающей среды и возникновение современных глобальных экологических вызовов человечеству.
По мнению Д.О. Полковницкого коррупционная сделка российского чиновника с предпринимателями обусловлена современной действительностью, т. к. обладая серьезными полномочиями, представитель власти имеет низкую зарплату, а предприниматель, не имеющий властных полномочий, но заинтересованный в разрешении своего дела, располагает материальными ресурсами. Обмен денег на власть неизбежен при условии попустительства со стороны правоохранительных органов [8, с. 48]. Определяющим фактором развития коррупционной связи бизнеса и власти в России является экономическая выгодность коррупционной сделки и предпринимателю, и чиновнику.
Однако, по нашему мнению, для экологической сферы наиболее характерна не просто коррупция, а т. н. «коррупционный лоббизм». Коррупционный лоббизм выражается в виде тайной сделки между служащим и лицом, заинтересованным в принятии первым какого-либо решения, причем чиновник от сделки получает различные блага, которые могут быть как материальными, так и нет [8, с. 51].
Все вышеизложенное свидетельствует о росте коррупционных действий в России и о росте экологической преступности в целом. Так, Г. Шарова отмечает, что за последние пять лет темпы прироста числа зарегистрированных экологических преступлений по РФ составили 46,8 %, одновременно отмечается и рост удельного веса их числа в общем объеме зарегистрированных преступлений [9, с. 127]. Г. Шарова на основе анализа статистических данных приходит к выводу «о низкой эффективности борьбы с экологической преступностью правоохранительных органов, слабо выявляющих лиц, виновных в совершении таких преступлений. В ряде случаев они необоснованно освобождались от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Имеются определенные основания считать, что уголовная политика в сфере борьбы с экологической преступностью характеризуется снижением уровня карательного воздействия на лиц, совершающих эти преступления» [9, с. 129].
Следовательно, борьба с экологической преступностью является важным направлением эколого-правовой политики, в т. ч. и в отношении современных глобальных экологических вызовов человечеству.
По нашему мнению, только при системной стратегии, которая может быть закреплена в эколого-правовой политике, масштабы коррупции, экологической преступности могут быть снижены. По нашему убеждению, эколого-правовая политика обладает подобным арсеналом средств для снижения уровня преступности в целом и экологической преступности в частности, а также снижения коррупции в экологической сфере.
В проекте концепции правовой политики в Российской Федерации сегодня предусматривается такая мера, как разработка и введение в действие комплексной программы правовой политики в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, разработка правовых и организационных механизмов ее реализации [3].
Снижение уровня экологической преступности и коррупции в экологической сфере будет способствовать устранению как самих современных глобальных экологических вызовов (например, экоцид, экологический терроризм, экологическая война), так и причин и условий возникновения (распространения) вызовов (экологический кризис, глобальное потепление).
В этой связи важной мерой является повышение эффективности юридической ответственности. Ведь именно юридическая ответственность преследует такие цели, как защита общественных отношений в экологической сфере; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частная превенция) и правонарушений со стороны других граждан (общая превенция); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку. Все эти цели прямо или косвенно направлены на предупреждение и устранение современных глобальных экологических вызовов человечеству, а также причин и условий, их порождающих.
При этом особое внимание следует уделять формированию судебной практики по привлечению к юридической ответственности за совершение некоторых экологических преступлений (экоцид, экологический терро-
ризм, экологическая война и т. п.), что позволило бы снизить экологическую преступность и устранить некоторые из современных глобальных экологических вызовов, либо предупредить их возникновение. Ведь отсутствие в мире практики привлечения к ответственности по данным составам, хотя сами действия в ряде случаев возможно было бы так квалифицировать, позволяет лицам, совершающим их, уйти от ответственности, а другим лицам повторять данные действия.
Таким образом, коррупция и экологические преступления влияют на возникновение (распространение) современных глобальных экологических вызовов человечеству. Борьба с экологической преступностью и антикоррупционная политика являются важным направлением деятельности современного российского государства.
1. Крапивина О.Н. Предмет экологических преступлений и уголовная ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004.
2. Тангиев Б.Б. Криминология: контроль и противодействие экологической преступности. СПб., 2006.
3. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и жизнь. 2004. № 1.
4. Зелепукин Р.В. Лоббирование в экологической сфере: вопросы теории и практики // Охрана окружающей среды и национальные интересы России. Тамбов, 2008.
5. Перов А. Кого защищают «зеленые»? иКЬ: http://www.plato-ukok.info/text/239. Загл. с экрана.
6. Алтайские ученые считают необходимым использовать рекреационный потенциал высокогорного плато Укок. иКЬ: www.regnum. гиМо88Іег/760.Шт1. Загл. с экрана.
7. Толстых П.А. вЯ. Практикум по лоббизму в России. М., 2007.
8. Полковницкий Д.О. Бизнес, власть, коррупция // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004.
9. Шарова Г. Состояние экологической преступности в Российской Федерации в 20042008 гг. // Уголовное право. 2009. № 5.
Поступила в редакцию 8.09.2012 г.
UDC 343.75
STRUGGLE AGAINST ECOLOGICAL CRIME AND CORRUPTION IN THE CONTEXT OF EXISTENCE OF MODERN GLOBAL ENVIRONMENTAL CHALLENGES TO MANKIND
Alexander Vjacheslavovich ZAKHAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Head of History of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The research of ecological crime and corruption as to the reasons of emergence (distribution) of modern global environmental challenges for mankind is considered. The legal nature of ecological crime and corruption with reference to modern global environmental challenges to mankind is researched. The complex of the actions directed on fight against ecological crimes and corruption is offered, recommendations about legislation improvement are made.
Key words: modern global environmental challenges to mankind; ecological crimes; corruption; legal responsibility.