РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Ю.М. Васильев
Аспирант
Кафедра общей фармацевтической и биомедицинской технологии Фармацевтический факультет ММА им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 199991 эл. почта: [email protected]
На основании данных социологических исследований, проведенных в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, обосновывается роль подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности как один из механизмов совершенствования образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения. Рассматривается портрет профессионала, педагогические технологии, обратная связь.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, образовательное пространство, эффективность, инновационность.
Для каждого общества в любое время проблема совершенствования образовательного пространства оставалась крайне актуальной. В настоящее время в связи с появлением проблем совершенно нового характера и масштаба возрастает потребность в кадрах надлежащего уровня, которые являются наиболее ценным ресурсом организации [1].
Система высшего медицинского образования готовит квалифицированные медицинские кадры (врачей и провизоров), которые во многом отвечают за укрепление и сохранение здоровья общества и, как следствие, уровня и качества жизни. По этой причине требования к этой системе более высокие. В то же время обновление кадрового состава медицинского высшего учебного заведения (вуза) традиционно проводилось за счет выпускников, которые не имеют специальной подготовки в области психологии, педагогики, андрагогики, игротехники.
Один из выходов из такой ситуации — подготовка врачей (провизоров) к педагогической деятельности. В Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА) в рамках факультета дополнительного профессионального образования преподавателей проводится подготовка по программам преподавателя высшей школы.
Социологические исследования, затрагивающие проблемы совершенствования образовательного пространства ММА и педагогическую подготовку врачей, были проведены автором среди профессорско-преподавательского состава, молодых специалистов (аспирантов) и студентов различных курсов и факультетов в 2007—2009 гг.
Полученные данные показали, что в условиях образовательного пространства медицинского вуза необходимо иметь профессионально подготовленные кадры как в области медицины (фармации), так и в области педагогики (врачи-педагоги и провизоры-педагоги). Подавляющее большинство респондентов уверены, что необходимы существенные изменения (более 79%), многие прямо или косвенно упоминают именно такой подход (более 53%).
Ряд социологических исследований предполагал формирование портрета идеального врача-педагога и провизора-педагога. На первом этапе приведенные респондентами характеристики группировались. Среди огромного перечня характеристик были выделены основные группы: теоретическое владение специальностью («может рассказать»), владение практическими навыками («может показать»), педагогическое мастерство («может объяснить»), общая эрудиция, соответствующий внешний вид и юмор. По-видимому, наличие юмора является неотъемлемой характеристикой члена медицинского сообщества. Существенной разницы портрета врача-педагога и провизора-педагога отмечено не было.
Приоритеты по факторам профессионализма несколько различаются в зависимости от групп респондентов: студенты младших курсов предпочитают видеть школьного учителя для усвоения основ медицины (более 62%), тогда как более взрослые обучающиеся — аспиранты, отдают предпочтение не просто профессионалу, но высокоразвитой поливалентной личности (более 74%).
Результаты работы могут быть использованы для оптимизации педагогической подготовки врачей (провизоров): необходимо уделять внимание не только педагогическому мастерству (знаниям, навыкам, умениям), но также работать над личностными качествами, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
Социологические исследования, посвященные тому, какими педагогическими технологиями пользуются врачи (провизоры) и какие получают поддержку среди обучающихся (студентов), показали, что наиболее оптимальной тактикой является рассмотрение максимально простых и в то же время эффективных педагогических и психологических технологий, базовых активных форм обучения. Их можно отработать в рамках педагогической подготовки врачей (провизоров), чтобы они были успешно применены в группах обучающихся, для которых такая работа не является привычной. Чаще всего назывались такие варианты как микротренинги и психотренинги (более 50%), мозговые штурмы (более 33%), деловые игры с простым сценарием (более 19%).
Опираясь на акмеологию, была сделана попытка формирования основной траектории движения к вершинам профессионализма врача-педагога и провизора-пе-дагога. Метакомпетенции, полученные в данных социологических исследованиях, практически не различаются для врачей-педагогов и провизоров-педагогов, особое место занимает самосовершенствование, что согласовывается с данными ак-меологической литературы [2].
Многие врачи (более 66%) смогли успешно применить полученные в рамках программ подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности навыки и умения в других областях деятельности (врачебной, фармацевтической, научной, административной, управленческой), повышая эффективность не только педагогической, но и других видов работы. Как наиболее актуальные инструменты называются: экспресс психодиагностика (более 50%), психотерапевтические технологии и психотренинги (более 23%). Многие провизоры-педагоги (организаторы, управленцы) начинают применять «мозговые штурмы» для принятия решений (более 72%).
В ММА в программе подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности также включены дополнительные разделы: идет обучение информационным технологиями — использованию современных способов статистической обработки. Этот цикл очень часто получает положительную оценку, особенно среди молодых специалистов (аспирантов) (до 80%), поскольку посвящен актуальным вопросам профессиональной деятельности в современных условиях с учетом медицинской специфики. Построение цикла включает изучение минимально достаточной теоретической базы с дальнейшим применением всего спектра инструментов на реальных примерах каждой конкретной группы обучающихся.
Немаловажным аспектом совершенствования образовательного пространства медицинского вуза является использование обратной связи. Андрагогическая модель обучения предполагает совместное планирование, проведение и оценку образовательного процесса, предлагает конкретные механизмы реализации подхода [3], что является одним из путей включения всех участников как полноправных субъектов образовательного пространства медицинского вуза. Обратная связь позволяет проводить социологические исследования, результаты которых представлены в настоящей работе.
Возможно, предлагаемый подход — повышение эффективности и инновационности образовательного пространства медицинского вуза за счет подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности — может быть применен и в других областях.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. — 2009. — № 1. — С. 192—197.
[2] Деркач А.А. Педагогическая акмеология. — М.: РАГС, 2007. — 160 с.
[3] Змеёв C.B. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: Per Se, 2007. — 272 с.
IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SPACE OF A MEDICAL UNIVERSITY BY EDUCATIONAL TRAINING OF PHYSICIANS
Y.M. Vasiliev
PhD-student
Department of general pharmaceutical and biomedical technology Pharmaceutical faculty of Sechenov Moscow medical academy Trubetskaya str., 8, bld. 2, Moscow, Russia, 199991 email: [email protected]
Data obtained from sociological studies performed in Sechenov Moscow medical academy shows, that additional educational training of physicians (pharmacists) is one of the mechanisms of improvement of educational space of a medical university. Portrait of a professional, educational technologies and feedback are detailed.
Key words: higher medical education, educational space, efficacy, innovations.