Научная статья на тему 'Роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование'

Роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОХРАНА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / LAW ENFORCEMENT BODIES / MEANS OF IDENTIFICATION / INTELLECTUAL PROPERTY / PROTECTION / LIABILITY / COPYRIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанова К. К.

Раскрывается роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование. Необходим дальнейший научный поиск средств преодоления разночтений в понимании и применении уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OVD IN PROTECTION AND MAINTENANCE OF THE RIGHTS TO A TRADE MARK AND A COMPANY NAME

This article addresses the role of law enforcement bodies in protecting and ensuring the rights of trademark and trade name. The author concludes on the need for further scientific research means to overcome the ambiguity in the understanding and application of criminal law.

Текст научной работы на тему «Роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

РОЛЬ ОВД В ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

К.К. РАМАЗАНОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-m ail: kin d er_ a d voka t@ram bler. ru Научный руководитель: кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,

доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили

Аннотация. Раскрывается роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование. Необходим дальнейший научный поиск средств преодоления разночтений в понимании и применении уголовного закона.

Ключевые слова: правоохранительные органы, средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, охрана, ответственность, авторское право.

ROLE OVD IN PROTECTION AND MAINTENANCE OF THE RIGHTS TO A TRADE MARK AND A COMPANY NAME

K.K.RAMAZANOVA,

associate of Moscow State University Russian Interior Ministry

Annotation. This article addresses the role of law enforcement bodies in protecting and ensuring the rights of trademark and trade name. The author concludes on the need for further scientific research means to overcome the ambiguity in the understanding and application of criminal law.

Keywords: law enforcement bodies, means of identification, intellectual property, protection, liability, copyright.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции приобретают все большие масштабы и представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. Доля подделок увеличивается по самой широкой номенклатуре товаров — от обуви и одежды до материальных носителей аудио-, видеоинформации, компьютерных программ и составляет от 30 до 50% выпускаемой продукции. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств.

Общее предупреждение правонарушений и преступности осуществляется широким кругом субъектов (государственными органами, органами местного самоуправления, общественностью и др.), а специальное — специализированными государственными органами, в чью компетенцию входит принятие мер по охране и защите прав на товарные знаки (ОВД, прокуратура, ФТС России и др.).

Организация работы ОВД, а именно подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства полиции общественной безопасности, направлена на выявление и пресечение правонарушений в сфере незаконного оборота контрафактной продукции. Основные источники информации о совершении правонарушений:

♦ заявления правообладателей и их законных представителей о незаконном использовании прав на товарный знак и фирменное наименование;

♦ заявления, жалобы потребителей о товарах ненадлежащего качества или вызывающих сомнение в качестве, а также товарах, не соответствующих иным требованиям;

♦ материалы, поступающие из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями о результатах проверки оперативной информации;

Актуальные проблемы гражданского права

♦ материалы, поступающие из ФТС России о правонарушениях, выявленных в процессе таможенного контроля либо в ходе проверки оперативной информации;

♦ информация, предоставленная другими правоохранительными и надзорными (контрольными) органами;

♦ информация об обнаружении признаков незаконных действий, выявленная в процессе проведения плановых и внеплановых мероприятий, направленных на борьбу с рассматриваемыми нарушениями.

Можно выделить определенную цепочку появления контрафактной продукции на потребительском рынке, которая состоит из трех звеньев: производство, оптовая реализация (крупная, мелкая) и розничная продажа. Производство и опт — наиболее защищенная сторона деятельности «пиратов». Окупаемость подпольного производства, по оценке специалистов, в среднем составляет два—четыре месяца. Как правило, доставка продукции от производителя оптовикам осуществляется определенным кругом лиц, пользующихся доверием. При продаже контрафактной продукции существует своя система конспирации. Время обнаружения контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке и реакции на это правообладателя составляет в среднем от одного до шести месяцев. Оперативная разработка такой цепочки всегда связана с трудностями финансового, технического и психологического характера, требует много времени (до пяти месяцев) и привлечения больших людских ресурсов.

Задержать организаторов и владельцев производства или оптовых складов удается очень редко. Возможности, заложенные в УК, не всегда позволяют принимать сколько-нибудь эффективные меры оперативного характера в масштабах государства по пресечению таких правонарушении. Об этом свидетельствует и статистика1.

Окупив вложенные и получив дополнительные средства, производители подделок создают новые производства, расширяют масштабы своей деятельности. Для противодействия такому развитию событий необходимо прекратить поступление контрафактной продукции в розничную продажу, к конечному потребителю. Именно розничная продажа приносит основную часть прибыли участни-

кам оборота контрафактной продукции, а также порождает спрос и стимулирует рост предложения.

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из непосредственных обязанностей сотрудников подразделений полиции общественной безопасности. Для выполнения возложенных на нее обязанностей сотрудникам полиции предоставляются соответствующие права.

В 2002 г. в нашей стране была создана Правительственная комиссия по предупреждению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Активно работает Экспертный совет по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Роспечати. Правительственная комиссия создавалась прежде всего как координирующий орган, который призван разрабатывать единую государственную политику в сфере интеллектуальной собственности и способствовать ее реализации. Применение мер по координации усилий государственных органов в борьбе с контрафактом вызвано имеющимися сложностями во взаимодействии ОВД и контролирующих органов с правообладателями, представители которых отсутствуют в большинстве субъектов РФ.

Следует выстроить действенную схему взаимодействия владельцев товарных знаков с ОВД в случаях установления ими нарушений в сфере использования их знаков. Важную роль в борьбе с распространением контрафакта должно играть налаживание взаимодействия контролирующих органов и ОВД с разными ассоциациями обладателей прав на товарные знаки (РАВТОЗ, РУСБРЕНД, Brand Protection Group). ОВД и контролирующие органы должны активнее использовать профессиональный потенциал подобных организаций и союзов по следующим направлениям:

♦ участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам средств индивидуализации товаров;

♦ проведение экспертиз товаров, маркированных товарными знаками владельцев, входящих в состав организации (союза), на предмет установления их подлинности;

♦ направление рекомендаций по охране прав на средства индивидуализации товаров правообладателям, дистрибьюторам;

1 Квалификация преступлений, связанных видеопиратством // Законность. 2000. № 9.

Актуальные проблемы гражданского права

♦ информирование хозяйствующих субъектов и потребителей об особенностях законодательства о промышленной собственности, типичных нарушениях в области использования и защиты товарных знаков;

♦ осуществление контроля над качеством и безопасностью товаров, обеспечением защиты прав потребителей;

♦ направление в правоохранительные органы материалов о фактах нарушений прав на средства индивидуализации товаров;

♦ подготовка и рассылка в заинтересованные органы материалов, содержащих данные о состоянии законности, аналитические обзоры, информационные письма и т.д.;

♦ помощь в опубликовании статей, затрагивающих основные проблемы производства по уголовным делам о товарных знаках.

В сфере организационного обеспечения противодействия интеллектуальному пиратству такую работу следует проводить на федеральном уровне (министерства, службы, агентства, а также центральные офисы производителей и правообладателей) и в рамках регионов (экспертно-кримина-листические центры, представительства правообладателей, дистрибьюторы). В регионах на эффективности этой работы сказывается недостаточная техническая оснащенность экспертно-кри-миналистических подразделений, технических центров и лабораторий, а также отсутствие современных гармонизированных методик по проведению исследований. Требуется принятие скорейших мер по созданию в субъектах Федерации экспертных центров и лабораторий по производству исследований контрафактной и фальсифицированной продукции. Кроме того, целесообразно организовать экспертную работу в этой области на базе специально аккредитованных лабораторно-испытательных центров в системе Торгово-промышленной палаты РФ. Не лишним было бы проводить и профилактические меры по распространению информации о нарушениях прав на средства индивидуализации товаров.

Сотрудникам ОВД необходимо осуществлять сбор информации с последующим ее распространением по каналам НЦБ Интерпола, международных организаций, полицейских подразделений иностранных государств о фирмах (организациях),

выпускающих в обращение и реализующих контрафактную продукцию. По тем же каналам следует запрашивать информацию о зарубежных фирмах, причастных к мошенническим действиям в сфере оборота товаров. Помимо этого, в средствах массовой информации следовало бы систематически освещать результаты работы по предупреждению и выявлению правонарушений в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности.

Целесообразно, чтобы контролирующие органы проводили разъяснительные мероприятия. Так, всем заинтересованным и уполномоченным организациям разослано было информационное письмо о том, что минеральная вода под товарным знаком «Нарзан» может быть произведена только конкретными организациями, все остальное следует считать фальсификацией2.

Есть потребность и в осуществлении общественно-государственного контроля потребительского рынка с привлечением негосударственных и коммерческих организаций. Большое значение в этом отношении будут иметь анализ информации о фактах фальсификации, определение источников появления на рынке подделок. В России должен быть создан механизм комплексного мониторинга (сбор информации, анализ, оценка, прогноз) состояния интеллектуального пиратства, его факторов и эффективности мер борьбы с ним, а в ГИЦ МВД России введены специализированные формы статистического учета преступлений и административных правонарушений, посягающих на объекты интеллектуальной собственности. Это позволит оперативно реагировать на случаи торговли контрафактной продукцией и принимать необходимые меры для ее удаления с рынка.

Определенным сдерживающим фактором в деятельности оперативных служб и подразделений дознания и предварительного следствия системы МВД России по разрешению рассматриваемой проблемы является то, что в доктрине и на практике до сих пор не выработано четкое понимание законодательства о борьбе с незаконным использованием чужого товарного знака и других средств индивидуализации товаров и их производителей. Это обусловливает необходимость дальнейшего научного поиска средств преодоления

2 Правительство закрывает «Горбушку» // КоммерсантЪ. 2002. № 180.

Актуальные проблемы гражданского права

разночтений в понимании и применении уголовного закона. Обеспечение надлежащей гражданско-правовой охраны владельцев товарных знаков и знаков обслуживания — гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе в части четвертой ГК.

Литература

1. Данилина Е.А. Товарные знаки: добросовестное приобретение прав и недобросовестная конкуренция // Законность. 2007. № 4.

2. Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (Интеллектуальной собственности) // Интеллектуальная собственность. 2000. № 4.

3. Зольников А. Незаконное использование товарного знака // Законность. 2007. № 1.

4. Петров И. Нарушение прав на товарный знак // Законность. 2006. № 7.

5. Петухов Б.В., ПерелыгинК.Г. Предмет преступления при незаконном использовании товарного знака // Юрид. мир. 2006. № 2.

6. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»

А.А. СПЕКТОР,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: [email protected] Рецензент: доктор юридических наук Р.А. Курбанов

Аннотация. Анализируется соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор». Рассмотрены доктринальные точки зрения по этому вопросу, а также представлена позиция законодателя.

Ключевые слова: понятие надзора и контроля, функции органов власти.

TO A QUESTION ON A PARITY OF CONCEPTS «THE STATE SUPERVISION» AND «THE STATE CONTROL»

A.A. SPECTOR,

candidate of Law, associate professor of the entrepreneurial law department at Moscow state law academy named after O.E. Kutafin

Annotation. Article is devoted long discussion concerning a parity of concepts «the state control» and «the state supervision» in this connection by the author are considered доктринальные the points of view on this point in question, and also the position of the legislator is presented.

Keywords: concept of supervision and control, function of authorities.

В юридической литературе нет единства в по- ления1. Как специфическую деятельность госу-нимании сущности государственного контроля. дарственных органов определяют государствен-А.М. Тарасов рассматривает государственный ный контроль Л.В. Акопов, В.П. Беляев2. Выска-контроль как функцию государственного управ- зывается мнение, что контроль выступает как

1 Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал рос. права. 2002. № 1. С. 26.

2 Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): автореф. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 9; Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: моногр. / под ред. А.В. Малько. М.: Велби, Проспект, 2005. С. 5—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.