ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ing house of the Russian Academy of state service. M., 1999.
5. Podskali G. Christianity and theological literature in Kievan Rus ' (988—1237 years). M., 1996.
6. Stefanovic P.S. the Parish and the parish clergy in Russia in XVI—XVII centuries. M., 2002.
7. Vladislav Tsypin, Archpriest. The course of ecclesiastical law. Wedge, 2002.
1 Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. М., 1892. Кн. 6.
2 Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в Рос-
сии в XVI—XVII веках. М., 2002. С. 36.
3 Одинцов М.И. Русские патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство Российской академии государственной службы. М., 1999. С. 47.
4 Там же. С. 53.
5 Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.). М., 1996. С. 31.
6 Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 63.
7 Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы». Л., 1991. С. 176.
8 Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 55.
9 Михайлова Н.В. Концепции правового регулирования деятельности средств массовой информации в истории российского государства // Вестник Московского университета МВД России. М., 2014. № 9. С. 95.
УДК 34 ББК 67
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ
КАРИНА КАРИМОВНА РАМАЗАНОВА,
преподаватель кафедры гражданского и трудового права и гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые способы борьбы с контрафактной продукцией. Проанализирована деятельность ОВД, способствующая укреплению права на товарный знак и знак обслуживания.
Ключевые слова: контрафакт, товарный знак, знак обслуживания, охрана, органы внутренних дел (ОВД), полиция, товар, защита, гарантия, продавец, право.
Annotation. Some methods of fight are considered against the products of pirate goods. Analysed айгуйу of organs of internal affairs, assisting strengthening of right on a trademark and sign of service.
Keywords: pirate goods, trademark, sign of service, guard, organs of internal affairs, police, commodity, defence, guarantee, salesman, right.
В России начало складываться понимание роли и места интеллектуальной собственности в экономике. Наведение порядка в сфере интеллектуальной собственности является одним из существенных резервов для выполнения планов социально-экономического развития Российской Федерации. В ст. 44 ч. 1 Конституции РФ провозглашается сво-
бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом1.
«Эффективная защита интеллектуальной собственности — это непременное условие и предпосылка перехода нашей страны на инновационный
путь развития»2. Ввиду быстрого развития технологий в сфере торговли и услуг мировая система охраны прав на интеллектуальную собственность находится под серьезной угрозой, в связи, с чем во всем мире, в том числе и в России, приобрела особое значение проблема противодействия незаконному использованию чужих средств индивидуализации товаров (далее СИТ), выполняемых работ и оказываемых услуг (товарных знаков и знаков обслуживания (далее — товаров), наименований мест происхождения товаров.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции приобретают все большие масштабы и представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. Доля подделок увеличивается по самой широкой номенклатуре товаров — от обуви и одежды до материальных носителей аудио-, видеоинформации, компьютерных программ и составляет от 30 до 50% выпускаемой продукции. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств.
Общее предупреждение правонарушений и преступности осуществляется широким кругом субъектов (государственными органами, органами местного самоуправления, общественностью и др.), а специальное — специализированными государственными органами, в чью компетенцию входит принятие мер по охране и защите прав на товарные знаки (ОВД, прокуратура, ГТК и др.)3.
Организация работы органов внутренних дел, а именно подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства полиции общественной безопасности направлена на выявление и пресечение правонарушений сфере незаконного оборота контрафактной продукции, том числе и среди мигрантов4.
Так, наиболее эффективным методом выявления контрафактной продукции и обучения сотрудников правоохранительных органов способам ее определения по характерным признакам, отличающим ее от оригинала, является проведение совместных мероприятий по противодействию обороту контрафактной продукции в сфере потребительского рынка с правообладателями и их законными представителями.
Основываясь на практическом опыте, можно выделить определенную цепочку появления контрафактной продукции на потребительском рынке, которая состоит из трех составляющих: производство, оптовая реализация (крупная, мелкая), розничная продажа. Производство и опт, как показывает практика, наиболее защищенная сторона деятельности «пиратов». Окупаемость подпольного производства, по оценке специалистов, в среднем составляет 2—4 месяца. Как правило, доставка продукции от производителя оптовикам осуществляется определенным кругом лиц, пользующихся доверием.
При продаже контрафактной продукции существует своя система конспирации. Время обнаружения контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке и реакции на это правообладателя составляет в среднем от 1 до 6 месяцев. Оперативная разработка такой цепочки всегда связана с трудностями финансового, технического и психологического характера, требует много времени (до 5 месяцев) и привлечения больших людских ресурсов.
После преодоления всех этих трудностей проходит время, обычно достаточное для самоокупаемости подпольного производства или реализации крупной оптовой партии контрафакта. За это время причиняется крупный материальный ущерб правообладателю (недополучение доходов) и государству (непоступление налогов), доказать который документально в большинстве случаев не представляется возможным.
Практика показывает, что задержать организаторов и владельцев производства или оптовых складов удается очень редко. Возможности, заложенные в Уголовном кодексе РФ5, не всегда позволяют принимать сколько-нибудь эффективные меры оперативного характера в масштабах государства по пресечению таких правонарушении, о чем свидетельствует статистика6.
Окупив вложенные и получив дополнительные средства, производители подделок создают новые производства, расширяют масштабы своей деятельности. Для противодействия такому развитию событий необходимо прекратить поступление контрафактной продукции в розничную продажу, к конечному потребителю. Именно розничная прода-
жа приносит основную часть прибыли участникам оборота контрафактной продукции а также порождает спрос и стимулирует рост предложения.
Проведение мероприятий в розничном секторе не создает особых сложностей, не требует больших финансовых вложений и позволяет использовать административно-правовые меры. При этом их эффективность связана с быстрой реализацией. Кроме того, при применении административных санкций, в целом являющихся более оперативными, чем уголовные, проявляется своеобразный психологический эффект профилактического характера. Его действенность заключается в профилактике преступлений, а также в отказе продавцов от реализации контрафактной продукции. По оценкам специалистов, на одного продавца, подвергнутого административной ответственности, приходится в среднем шесть, прекративших реализацию контрафактной продукции. Регулярное проведение подобных мероприятий значительно увеличивает число торговых точек, реализующих оригинальную продукцию, что повышает степень защищенности потребителей от недоброкачественной продукции, положительно влияет на рост доходов правообладателей, способствует пополнению государственного бюджета за счет налогов.
В случае поступления информации о реализации какой-либо продукции с нарушением прав на интеллектуальную собственность или вызывающей сомнение в подлинности, сотрудники полиции, используя предоставленные законом права, в соответствии с требованиями административного и уголовно-процессуального законодательства, ведомственных приказов организуют и проводят различные мероприятия по борьбе с контрафактной продукцией.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота интеллектуальной собственности по ст. 7.12, 14.4, 14.7, 14.10, 14.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ7 и др. При этом органы внутренних дел (полиция) в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ не уполномочены рассматривать дела по данной категории административных деликтов, так как это является прерогативой суда.
Проверку фактов нарушения прав владельцев средств индивидуализации целесообразно проводить совместно со специалистами организаций, являющихся представителями правообладателей. Специалисты указанных организаций обладают специальными познаниями, способствующими выявлению контрафактной продукции. Кроме того, проверку можно осуществлять с представителями иных организаций и государственных учреждений, которые также могут оказывать содействие в выявлении контрафактной продукции.
На первоначальном этапе сотрудникам полиции необходимо получить мотивированное постановление начальника ОВД или его заместителя на проведение адресной проверки определенных объектов потребительского рынка, например на основании поступившего заявления от правообладателя или его представителя о нарушении их прав либо от потребителя о товарах ненадлежащего качества или вызывающих сомнение в их качестве, а также по другим основаниям. До проведения проверки можно письменно уведомить распространителей контрафактной продукции о незаконности данных действий, что впоследствии будет способствовать установлению вины. В большей степени это относится к лицам, осуществляющим розничную продажу. При этом следует учитывать, что информация о том, что реализуемая продукция является контрафактной, должна основываться на проведенном предварительном исследовании.
Непосредственно перед проведением проверки необходимо произвести закупку товара для подтверждения факта осуществления торговой деятельности и реализации товара, вызывающего сомнение в подлинности. При этом следует ориентировать покупателя на приобретение товара, являющегося, по предположению специалиста или иного лица, контрафактным. Необходимо отметить, что покупателем товара может быть лицо, заведомо не поставленное сотрудником в известность о факте совершения закупки и приобретающего его для собственных нужд.
После совершения всех необходимых действий по купле-продаже в соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса РФ: получения продавцом денег,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
покупателем товара, сдачи и документов, подтверждающих факт покупки (чек контрольно-кассового аппарата, товарный чек, накладные и др.), сотрудник полиции обязан представиться, предъявить служебное удостоверение8.
Затем сотрудник полиции предлагает продавцу пригласить представителей администрации (если таковые имеются) и представить документы, подтверждающие законность осуществления торговой деятельности. С началом проверки торговая деятельность проверяемого предприятия приостанавливается.
Необходимо осуществлять общественно-государственный контроль потребительского рынка с привлечением негосударственных организаций и коммерческих предприятий и анализировать необходимую информацию о фактах фальсификации, определять источники появления на рынке подделок.
В России должен быть создан механизм комплексного мониторинга (сбора информации, анализа, оценки, прогноза) состояния интеллектуального пиратства, его факторов и эффективности мер борьбы с ним, а в ГИЦ МВД России введены специализированные формы статистического учета преступлений и административных правонарушений, посягающих на объекты интеллектуальной собственности.
Это позволит оперативно реагировать на случаи торговли контрафактной продукцией и принимать необходимые меры для ее удаления с рынка.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что определенным сдерживающим фактором в деятельности оперативных служб и подразделений дознания и предварительного следствия системы МВД по разрешению рассматриваемой проблемы является то, что в доктрине и на практике до сих пор не выработано четкое понимание законодательства о борьбе с незаконным использованием чужого товарного знака и других средств индивидуализации товаров и их производителей. Это обусловливает необходимость дальнейшего научного поиска средств преодоления разночтений в понимании и применении уголовного закона.
Обеспечение надлежащей гражданско-правовой охраны владельцев товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодатель-
ству — гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе и в ч. 4 ГК РФ9.
1 См.: Конституция Российской Федерации 1993 г., с внесенными поправками от 21 июля 2014 г. Собрание законодательства РФ, 7 сентября 1998 г., № 36, ст. 4466, http:// www.pravo.ru. Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белонов-ский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко ЕЮ., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-из-дание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2011.
2 См.: «Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения» Материалы Международная научно-практической конференции» // http://www.i№tel-com.ru.
3 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 1 июля 2015 г., с изм. от 14 декабря 2015 г.) «О Полиции» «Собрание законодательства РФ», 14 февраля 2011 г., № 7, ст. 900. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56.
4 См.: Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145; Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176—180; Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98—101.
5 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.). «Собрание законодательства РФ», 17 июня 1996 г., № 25, ст.2954. http:// www.pravo.ru
6 См.: Квалификация преступлений, связанных видеопиратством // Законность. 2000. № 9.
7 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) «Собрание законодательства РФ», 7 января 2002 г., № 1 (1 ч.), ст. 1. http:// www.pravo.ru
8 См.: Гражданского кодекс Российской Федерации (Часть IV) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.). «Собрание законодательства РФ», 25 декабря 2006 г., № 52 (1 ч.), ст. 5496. http:// www.pravo.ru
9 См.: Гражданского кодекс Российской Федерации (Часть IV) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.). «Собрание законодательства РФ», 25 декабря 2006 г., № 52 (1 ч.), ст. 5496. http:// www.pravo.ru