Проблемы теории и практики управления
Роль органов внутренних дел в профилактике
семейного насилия
Н. К. МАМАТАЗИЗОВА
начальник кафедры административного права и административной деятельности Академии МВД Кыргызской Республики, кандидат юридических наук, доцент
The Role of Law Enforcement Agencies in the Prevention
of Family Violence
N. K. MAMATAZIZOVA
Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic, Candidate of Law, Associate Professor
УДК 343.85
Данная статья рассматривает вопросы семейного насилия и ответственность за совершение данного правонарушения.
Семейное насилие, охранный ордер, субъекты профилактики.
This article examines issues of family violence and responsibility for the commission of this offense.
Family violence, protection order, subjects of prevention.
Согласно Кодексу об административной ответственности Кыргызской Республики (далее — КоАО КР) семейное насилие (насилие в семье) — это умышленные действия физического, психол огиче ского, экономиче -ского, сексуального характера или их угроза, совершенные одним членом семьи/приравнен-ным к нему лицом в отношении другого члена семьи/приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность, где это правонарушение влечет наложение административного штрафа от десяти до двадцати расчетных показателей или привлечение к общественным работам на срок от пятнадцати до тридцати часов [1]. Семейное насилие, предусмотренное ст. 66-3 КоАО КР, относится к правонарушениям, посягающим на права и свободы членов семьи. Согласно новой редакции статьи 66-4 КоАО КР неисполнение условий охранного ордера влечет наложение административного штрафа от пятнадцати до тридцати расчетных показателей или привлече-
12 Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
ние к общественным работам на срок от тридцати до сорока часов, или административный арест на срок от трех до пяти суток.
К сожалению, практика показывает, что в большинстве случаев к правонарушителям применяется наказание в виде штрафа. Наложение на правонарушителя штрафа будет уменьшать размер семейного бюджета. Учитывая то, что довольно много случаев семейного насилия наблюдаются в семьях со сложными материальными условиями, такая санкция вызывает желание скрыть насилие.
Как правило, административный арест заключается в содержании лица в специальном учреждении, подведомственном Министерству внутренних дел КР, таким учреждением является приемник-распределитель при ГУВД г. Бишкека. В определенной степени применение административного ареста дает возможность жертве насилия в семье определенное время отдохнуть от агрессии со стороны обидчика, пока он отбывает административный арест. Однако, с другой стороны, когда правонарушитель
Проблемы теории и практики управления
возвращается домой, он становится еще более агрессивным, обвиняя жертву насилия в семье в том, что ему пришлось отбывать наказание. И в следующий раз, когда в семье состоится насилие, жертва, скорее всего, не станет заявлять в правоохранительные органы о совершенном правонарушении, ведь в таком случае она пострадает снова. Поэтому образуются замкнутый круг, в котором применение мер административного принуждения, предусмотренных санкцией ст. 66-3 КоАО КР, не способствует улучшению ситуации в семье и решению проблемы насилия в семье.
Итак, на наш взгляд, санкции ст. 66-3 КоАО КР, которая предусматривает ответственность за совершение насилия в семье, не всегда эффективны. В этом случае целесообразна полная замена штрафа, влекущего отчисления средств из семейного бюджета, на общественные работы, направленные непосредственно на наказание правонарушителя и не наносящие материальный ущерб семье.
На законодательном уровне предупреждение насилия в семье рассматривается как система социальных и специальных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению насилия в семье, прекращению насилия в семье, которое готовится или уже началось, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении насилия в семье, а также медико-социальная реабилитация жертв. Такая деятельность обеспечивается комплексом общесоциальных и специальных мероприятий, целью которых является:
— устранение причин и условий, которые приводят к насилию в семье, ограничение его распространенности;
— прекращение такого насилия, оказание социальной поддержки жертвам насилия в семье и обеспечение их безопасности;
— уменьшение негативного влияния насилия, которое есть в семье, нормальное развитие детей;
— привлечение виновных в совершении насилия в семье к ответственности, социальнопсихологическая и медицинская коррекция и подготовка к возвращению в семью;
— контроль за поведением лиц, которые реально могут совершить в семье насилие, и лиц, признанных виновными в семейном насилии.
Специальные меры по предупреждению насилия в семье считаются особыми формами реагирования органов внутренних дел на совершение такого насилия и характеризуются значительным профилактическим воздействием на правонарушителя. К видам мер пресечения семейного насилия относятся:
1) принятие незамедлительных мер по устранению угрозы для жизни или здоровья лица, пострадавшего от семейного насилия, и других членов семьи или приравненных к ним лиц;
2) задержание лица, совершившего семейное насилие, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
3) выдача и продление охранного ордера;
4) привлечение лица, совершившего семейное насилие, к уголовной или административной ответственности;
5) незамедлительное помещение лица, пострадавшего от семейного насилия, жизни и здоровью которого угрожает опасность, в безопасное место либо убежище с его согласия.
Органы местного самоуправления, органы социального развития обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.
Иные субъекты охраны и защиты от семейного насилия оказывают содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.
Обязанности органов внутренних дел по реагированию на факты обращений о семейном насилии:
1) принять все меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;
2) принять и зарегистрировать заявление о семейном насилии от любых лиц;
3) разъяснить порядок выдачи и продления охранного ордера, порядок привлечения лица, совершившего семейное насилие, к уголовной или административной ответственности;
4) предоставить лицу, пострадавшему от семейного насилия, сведения о социальных службах;
5) организовать в случае необходимости транспортировку лица, пострадавшего от семейного насилия, в медицинское учреждение или иное безопасное место;
6) выдать охранный ордер и контролировать исполнение условий, содержащихся в нем;
7) по заявлению лица, пострадавшего от семейного насилия, продлить охранный ордер и контролировать исполнение условий, содержащихся в нем;
8) в случае семейного насилия в отношении несовершеннолетнего незамедлительно информировать территориальное подразделе -ние уполномоченного государственного органа по защите детей;
9) с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, информировать в трехдневный срок с момента продления охранного ордера
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
13
Проблемы теории и практики управления
территориальные подразделения органов социального развития;
10) выполнять все необходимые действия для передачи материалов по привлечению лица, совершившего семейное насилие, к административной или уголовной ответственности [2].
Сотрудник органа внутренних дел имеет право в соответствии с законом об органах внутренних дел беспрепятственно входить в помещения и на территорию граждан при наличии оснований полагать, что там находятся лица, жизни и здоровью которых угрожает опасность, для принятия мер по пресечению семейного насилия.
Основной мерой, применяемой по отношению к лицам, совершившим семейное насилие, является выдача охранных ордеров.
Ст. 26 Закона Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» регулирует основание выдачи охранного ордера, согласно ч. 1 которого, основанием выдачи охранного ордера является сообщение любого лица о фактах совершения семейного насилия в органы внутренних дел. Факт семейного насилия устанавливается органом внутренних дел путем проверки сведений, содержащихся в сообщении о семейном насилии. В ст. 8 Закона КР «Об органах внутренних дел» обязанности сотрудников дополняются следующими мерами по охране и защите от семейного насилия — выдавать, продлевать охранный ордер и контролировать исполнение его условий.
Охранный ордер выдается лицу, пострадавшему от семейного насилия, и лицу, совершившему семейное насилие, достигшему восемнадцати лет.
Охранный ордер в обязательном порядке выдается сроком на три дня органом внутренних дел по месту жительства лица, совершившего семейное насилие, в течение двадцати четырех часов с момента установления факта совершения семейного насилия. По заявлению лица, пострадавшего от семейного насилия, орган внутренних дел продлевает охранный ордер на тридцать дней.
Алгоритм действий сотрудника органа внутренних дел при работе с семейным насилием изложен в Законе Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» и внутриведомственном правовом акте — Инструкции по организации деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики по пресечению и предупреждению семейного насилия.
Сотрудник органа внутренних дел обязан под роспись ознакомить лицо, совершившее семейное насилие, с условиями охранного ордера и последствиями его неисполнения, а также обязан проинформировать лицо, совершившее семейное насилие, получившее охранный ордер,
14 I
о возможности и условиях прохождения коррекционных программ по изменению насильственного поведения под роспись. Лицо, совершившее семейное насилие и получившее охранный ордер, обязано выполнить все условия, указанные в нем.
Информация о выдаче и/или продлении охранного ордера направляется территориальному органу социального развития и органу местного самоуправления, а также по месту работы лица, совершившего семейное насилие, с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия. Выдача, продление охранного ордера или отказ в этих действиях обжалуется в прокуратуру либо в суд.
Охранный ордер в отношении лиц, пострадавших от семейного насилия, не достигших четырнадцати лет, или лиц, признанных судом недееспособными, выдается их законному представителю либо территориальному подразделению уполномоченного государственного органа по защите детей, либо сотруднику органа внутренних дел по делам несовершеннолетних. От имени лиц, не достигших четырнадцати лет, а также лиц, признанных судом недееспособными, с заявлением о продлении охранного ордера на тридцать дней могут обратиться их законный представитель либо территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей, либо сотрудник органа внутренних дел по делам несовершеннолетних. Информация о выдаче охранного ордера направляется территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей территориальному органу социального развития, органу местного самоуправления. Условия охранного ордера предусматривают:
1) запрет совершать семейное насилие;
2) запрет на прямые и косвенные контакты с лицом, пострадавшим от семейного насилия.
Охранный ордер содержит информацию о праве лица, пострадавшего от семейного насилия, на обращение в суд с требованиями, а также информацию об ответственности лица, совершившего семейное насилие, за неисполнение условий охранного ордера. Форма охранного ордера утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Во 2 главе Закона Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» определены субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия, закреплены полномочия Правительства, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и других органов в данной области. Закон предусматривает комплексный подход, реализуемый через соединение усилий правоохранительных органов, судов, государственных и общественных организаций, образо-
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Проблемы теории и практики управления 1
вательных и медицинских учреждений и иных субъектов. В то же время Закон возлагает на органы внутренних дел не только ответственность за предотвращение и пресечение случаев семейного насилия, но и проведение профилактических работ для его недопущения, а также за оказание помощи жертвам насилия.
В настоящий момент предусмотренные Законом КР «Об охране и защите от семейного насилия» охранные ордера являются также одним из методов предупреждения виновного семейного насилия. Выдача охранного ордера имеет больший эффект воздействия на виновника насилия, чем просто устное предупреждение. В то же время проведение профилактических мер, включая беседу с виновником, также имеет значительную степень воздействия. Расписываясь об ознакомлении с условиями ордера, виновник осознает, что его действия противоправны, а жертва находится под защитой государства. Повышение информированности общества о недопустимости насильственного поведения в частной и общественной сферах, предоставление информации о правах человека и механизмах их защиты, развитие гендерной чувствительности населения также являются одним из важных факторов, оказывающих противодействие насилию, в том числе в семье.
В случае продления охранного ордера в него обязательно включается условие о прохождении лицом, совершившим семейное насилие, коррекционной программы по изменению насильственного поведения в соответствии с типовой коррекционной программой, утверждаемой Правительством Кыргызской Республики.
Коррекционная программа представляет собой психологические мероприятия с лицом, совершившим семейное насилие. Виновник семейного насилия нуждается во внешней помощи для исправления своего поведения в семье. Согласно законодательству Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» с 2018 г. планируется создание программ по работе с такими гражданами. И это будет важным направлением профилактики и предотвращения повторных случаев насилия в семье. Успешная коррекция предполагает трансформацию системы личностных и социальных ценностей насильника, перевод агрессивной энергии в конструктивное русло, что в свою очередь потребует изменения базовых особенностей личности, заложенных в семье и усиленных социальной средой, традициями, обычаями. Кроме того, коррекция поведения должна сопровождаться, при необходимости, лечением алкогольной и наркологической зависимости.
Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» также делает акцент на необходимости проведения профилактических мер для предотвращения семейного насилия и его последствий для общества. В соответствии с данным законом под профилактикой семейного насилия понимается система социальных, правовых, медицинских, психологических, просветительских, информационных и иных мер, осуществляемых субъектами охраны и защиты от семейного насилия, направленных на выявление, устранение причин и условий, создающих опасность совершения семейного насилия.
Профилактика семейного насилия осуществляется всеми субъектами по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции. К мерам профилактики относятся:
1) разработка и внедрение программ по профилактике семейного насилия, в том числе специальных программ для лиц, пострадавших от семейного насилия, и для лиц, совершивших семейное насилие;
2) профилактические беседы, консультации, в том числе посредством телефонов доверия, с целью предотвращения и недопущения повторения случаев семейного насилия, а также обеспечения безопасности пострадавшего;
3) регистрация и учет лиц, совершивших семейное насилие;
4) контроль исполнения условий охранного ордера;
5) информирование лиц, совершивших семейное насилие, о недопустимости и противоправности семейного насилия, а также мерах по охране и защите от семейного насилия;
6) информационные и просветительские кампании, мероприятия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, направленные на защиту прав и свобод граждан, пропаганду ненасильственного и бесконфликтного поведения, недопущение дискриминации любого лица.
Согласно проведенным исследованиям насилие в семье проявляется: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому супругу; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым членам семьи. Так, 58 % участников исследования «Семейное насилие в Кыргызстане: причины, масштабы, эффективность действий» указывают, что насилию в семье чаще подвергаются женщины; 18 % — считают, что жертвами семейного насилия являются дети; 13 % — что старики также подвергаются жестокому обращению [3]. По сути каждый конкретный вид насилия в семье представляет собой самостоятельную проблему, обладающую специфическими чертами. Причины, условия,
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
15
Проблемы теории и практики управления
формы проявления насилия в семье и его последствия в зависимости от объекта имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия. Вместе с тем насилие в семейных отношениях практически всегда носит гендерный характер. Это подтверждают и результаты исследования. Так, 80 % из числа опрошенных считают, что в Кыргызской Республике существует проблема домашнего насилия над женщиной, следовательно, усиливаются тенденции криминализации семьи, в которой нормой поведения становится физическое избиение женщин, истязание, супружеское насилие.
По мнению видного российского криминолога Я. И. Глинского, необходима смена целевых ориентиров деятельности правоохранительных органов. Не борьба с преступностью, а защита каждого гражданина от неправомерных посягательств должна стать главной целью и итогом работы. Соответственно, основным показателем работы должна быть не «раскрываемость», а предотвращенное количество жертв и ущерба. Это в полной мере относится и к семейному насилию.
Важную роль в процессе борьбы с насилием в отношении женщин играют консультативно-профилактические центры (кризисные центры), которые оказывают социально-психологическую, правовую и медицинскую помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия. При консультативно-профилактическом центре может создаваться убежище.
Между отдельными кризисными центрами и отделениями милиции существуют договоренности, на основании которых кризисные центры и сотрудники ОВД направляют жертв насилия друг другу. Кроме оказания практической помощи жертвам семейного насилия
Список литературы:
1. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 г. № 114.
2. Об охране и защите от семейного насилия: Закон Кыргызской Республики от 27 апреля 2017 г. №63.
кризисные центры проводят информационную работу среди населения по вопросам защиты прав женщин. Успех работы с семейным насилием во многом определяется координированным взаимодействием социальных учреждений и сотрудников отделов внутренних дел, в частности участковых милиционеров и сотрудников дежурных частей. Чтобы направить жертву насилия в социальные службы и кризисные центры, сотрудники ОВД должны знать, какие службы находятся на их территории, какой перечень услуг они предоставляют, есть ли при них убежища, правила направления и приема в эти учреждения. Кризисные центры, в свою очередь, должны хорошо знать правила направления пострадавших от семейного насилия в ОВД, принципы предоставления охранных ордеров.
Для решения проблемы семейного насилия необходимо анализировать ситуацию каждой семьи в отдельности, вникая в причины и оценивая глубину деструктивного состояния семьи. Необходимо проводить работу по предотвращению семейного насилия не только с виновником, но и с жертвой и другими членами семьи, поскольку проблема семейного насилия — это комплексная проблема, зависящая от множества факторов. Обязательным условием для снижения семейного насилия является взаимодействие различных структур на систематической основе. Только комплексным подходом и ответственным отношением всех структур, координацией их усилий возможно эффективно бороться с семейным насилием. К этому процессу должны активно привлекаться социальные службы, общественность, СМИ, правовые организации, органы местного самоуправления, органы попечительства и опеки, комиссии по делам детей, суды аксакалов, домовые и квартальные комитеты.
3. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики «Преступность и правопорядок в Кыргызской Республике». Статистический сборник. Б., 2015.
E-mail: [email protected]
16
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1