УДК 242.951 ББК 67.301
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ КАРДАШЕВСКИЙ,
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс E-mail:wilga13 @yndex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы оптимизации административно-правового регулирования профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в ряде зарубежных стран и возможность применения этого опыта в правоприменительной деятельности России.
Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, охранные приказы, кризисное вмешательство представителей государственных структур, защитное предписание, защитный ордер бытовых отношений.
Annotation. The article discusses the issues of optimization of administrative legal regulation of the prevention and suppression of offenses in the sphere of family-household relations in a number of foreign countries and the possibility of applying this experience in law-enforcement activities in Russia.
Keywords: family and domestic violence protection orders, crisis intervention representatives of government agencies, protective order protective order domestic relations.
Значительное внимание в деятельности полиции на современном этапе уделяется вопросам повышения эффективности деятельности в области зашиты граждан от семейно-бытового насилия. Это связано с массовым характером криминального насилия против жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности на почве бытовых конфликтов. На протяжении длительного времени актуальность этого вопроса сохраняется.
На примере московского региона статистика показывает рост насильственных преступлений в семье в 2013 г. на 27%, в 2014 г. на 162%, в 2015 г. на 23,5 %. Большинство преступлений, совершаемых в указанной сфере, являются преступлениями двойной превенции.
Одной из мер, которая может позволить стабилизировать, а в дальнейшем и улучшить ситуацию в этой сфере, по нашему мнению, является изучение, анализ и применение передового международного опыта. При этом необходимо понимать, что изучению подлежит не только деятельность полиции, а комплексный подход государства к оптимизации административно-правового регулирования профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Прежде всего, это касается совершенствования право-
вых норм, регламентирующих общественные отношения в указанной сфере.
В настоящее время во многих странах приняты специальные законы о борьбе с домашним насилием. Перечень лиц, подпадающих под защиту актами о запрете домашнего насилия, постоянно расширяется. Расширяется также список форм домашнего насилия: например, во Франции в 2010 г. введен законодательный запрет под страхом уголовного наказания применять в семье психологическое насилие. Необходимо отметить, что в нашей стране вопросам психологического насилия внимание уделяется недостаточно.
В ряде европейских стран (Германии, Франции и Великобритании) установлена ответственность за насильственный брак, а убийства «во имя чести семьи» за отказ вступить в принудительный брак, совершаемые членами семей, принадлежащих к определенным этническим группам, наказываются пожизненным тюремным заключением.
Анализ законодательства также свидетельствует об определенной тенденции к ужесточению наказаний, применяемых в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления, в том числе в отношении членов семьи, особенно когда речь идет о детях. В большинстве случаев
национальные законодательные предписания предусматривают специальную защиту либо женщин и девочек, либо детей. На это же нацелены и правительственные программы помощи жертвам домашнего насилия.
Мировая практика выработала два основных подхода к проблеме предотвращения насилия в семье: карательный и ресторативный. Карательный метод направлен на разрушение цикла насилия путем расторжения отношений между конфликтующими сторонами и привлечения лица, виновного в нем, к уголовной ответственности. Именно этот способ доминирует в большинстве современных стран, законодательство которых идет по пути ужесточения уголовной ответственности за насильственные преступления в отношении детей и женщин. Ресторативный заключается в урегулировании конфликта и сохранении семейных отношений и в большей степени сводится к использованию мер гражданско-правового характера, участию социальных служб в урегулировании конфликта, а также к применению принудительных программ коррекционно-воспитательной и медицинской, в первую очередь психологической, помощи. Применение данного метода предполагает приоритетную роль профилактических и воспитательных мер. По нашему мнению, наиболее эффективно комплексное использование указанных методов.
Весьма эффективным административно-правовым средством предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в большинстве штатов США служит так называемый «Защитный ордер бытовых отношений». Данный ордер выносится судом в отношении лица, которое совершило акт семейного насилия. Суть ордера состоит в том, что на основании судебного решения данному лицу может быть запрещено приближаться к члену семьи (чаще всего к супруге или к бывшей супруге) ближе, чем на 100 метров, звонить или беспокоить иным образом, иначе это лицо может быть подвергнуто аресту, т.к. нарушение требований ордера является преступлением. Общение с детьми может также находиться под контролем суда.
Во многих других странах судебные охранные приказы практически повсеместно используются для наложения ограничений в отношении лиц, применяющих насилие в семье. В тех странах, где по закону предусмотрена выдача таких приказов, они обычно выдаются на определенный срок и предназначены для того, чтобы исключить пребывание правонарушителя в доме и прекратить его контакты с потерпевшей женщиной или иными членами семьи. Издание судом охранного приказа предоставляет женщине защиту на некоторое время и дает ей также возможность продумать план по обеспечению собственной безопасности, не требуя от нее немедленного обращения в прокуратуру или подачи заявления на развод. В таком приказе обычно учитываются потребности жертвы домашнего насилия; например, в нем может быть поставлено требование о том, что насильник может оставаться в своем доме, при условии, что он не имеет права обижать жену и ребенка, либо чтобы он сдал все оружие, которым владеет. В рамках охранного приказа защита предоставляется не только матери и ее детям, но также иным членам семьи и друзьям, так как иногда обидчик ведет себя агрессивно по отношению к тем людям, которые помогли жертве защититься от насилия.
В Федеративной Республике Германия закон также дает право судам издавать так называемые охранные приказы, на основании которых правонарушителям может быть запрещено:
• входить в совместно занимаемое жилище;
• подходить к потерпевшему ближе, чем на определенное расстояние;
• посещать определенные места, где бывает потерпевший;
• связываться с потерпевшим (например, по телефону, путем рассылки СМС или сообщений по электронной почте).
Кроме того, имеется Закон о дальнейшем расширении прав детей от 12 апреля 2002 года, благодаря которому стало проще вынудить то или иное лицо покинуть место проживания ребенка, если оно представляет угрозу для интересов ребенка.
В Польше в качестве инструмента профилактики и преодоления домашнего насилия используется механизм под названием «Голубые Карты». При этом кризисное вмешательство представителей государственных структур в дела семьи не требует получения согласия ее членов. Методика процедуры была разработана Главной комендатурой полиции, Столичной комендатурой полиции и Государственным агентством решения проблем алкоголизма. Ценность данной процедуры в том, что она позволяет уже при первых признаках возможного применения домашнего насилия подключить к проблеме соответствующие местные органы социальной помощи, воспитательные и иные структуры. В результате своевременных действий складывается система профилактической работы с проблемными семьями.
За первые 12 лет применения этой процедуры органы полиции, по разным оценкам, защитили от насилия от 100 до 150 тыс. человек. Наибольшая часть из них — это женщины и дети. Насилие в отношении детей опасно не только, а может быть даже и не столько непосредственной физической угрозой их жизни и здоровью. Полученное травмирующее воздействие на формирующуюся психику подчас сопровождает их всю жизнь. Сложность помощи детям, страдающим от домашнего насилия, предопределена и тем, что именно данная категория пострадавших, как правило, никогда сама не обращается, да и в силу возраста не может обратиться за помощью. Если к тому же малолетний ребенок не посещает ни детского сада, ни школы, насилие, ограниченное стенами его дома, может длиться годами. Именно поэтому столь важна профилактическая и информационная составляющая процедуры «Голубые Карты».
Изначально кризисное вмешательство по правилам данной процедуры могли осуществлять только представители полиции, а с 2004 г. это было позволено и представителям органов социальной помощи. В соответствии с процедурой «Голубые Карты» представители полиции при получении информации о фактах насилия в семье имеют право вмешаться на основании:
• приказа дежурного отделения полиции;
• приказа, изданного иным уполномоченным лицом;
• по собственной инициативе, на основе данных о наличии или обоснованной возможности совершения домашнего насилия и необходимости оказания помощи ее жертвам.
Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» к одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений отнесено защитное предписание.
Защитное предписание — это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Защитным предписанием запрещается:
• предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
• посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
• общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Наиболее востребована практика, когда домашнего агрессора обязывают покинуть общее со своей жертвой жилье на срок от 3 до 30 суток, запрещают приближаться к ней вне дома, звонить по телефону, пытаться связаться через Интернет. Значительно реже жертва семейного конфликта предпочитает уйти из дома сама, найдя приют у родных или в кризисных центрах для пострадавших от домашнего насилия, действующих во многих регионах страны. В таком случае к уже упомянутым запретам добавляется воспрещение выяснять новое место жительства пострадавшего.
Принятие Закона Казахстана «О профилактике бытового насилия» детерминировало волну изменений и дополнений некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам предупреждения и пресечения бытового насилия. В большей степени совершенствование системы правовых мер по профилактике бытового насилия затронуло отрасли административного и уголовно-процессуального законодательства. В частности, КоАП РК предусматривает две специализированные нормы, регламентирующие основания административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений.
Ч. 1 ст. 79-5 КоАП РК к числу административных правонарушений относит противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, а именно: нецензурную брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и
другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бы-товых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах индивидуального жилого дома или квартиры, если в таковых действиях отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.
За совершение обозначенных противоправных действий предусматривается административное наказание в виде штрафа в размере от одного до трех месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток. Совершение действий, предусмотренных в ч. 1 ст. 79-5 КоАП РК, повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет за собой административное наказание в виде штрафа размером от трех до пяти месячных расчетных показателей (от 4239 до 7064 тенге) или административного ареста сроком от десяти до пятнадцати суток.
Таким образом, изучение зарубежного опыта на примере указанных стран позволяет определить ряд мер, применение которых может позитивно сказаться на состоянии деятельности по пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. К ним можно отнести:
• охранные приказы;
• кризисное вмешательство представителей государственных структур, не требующее получения согласия членов такой семьи;
• защитное предписание;
• защитный ордер бытовых отношений;
• отнесение правонарушений в семейно-быто-вой сфере к числу административных правонарушений и ряд других.
Проблемами применения указанного зарубежного опыта в Российской Федерации, по нашему мнению, можно считать законодательную неурегулированность ряда ключевых положений, не позволяющая однозначно их трактовать в правоприменительной деятельности. Прежде всего, это понятия «семья» и «общественное место». Такое положение зачастую приводит к тому, что сотрудники полиции не имеют возможности воздействия на правонарушителя, находящегося в квартире, до тех пор, пока не будет совершено преступление. Проблемным вопросом применения мер административного воздействия, в рамках действующего КоАП РФ, является отсутствие составов административного правонарушения, непосредственно связанных с семейно-бытовым насилием. Немало вопросов может возникнуть при адаптации отдельных мер, применяемых в зарубежных странах, связанных с охранными приказами, защитными предписаниями и т. д., в части соответствия таких мер требованиям Гражданского, Трудового и Жилищного Кодексов.
Подводя итоги можно констатировать, что в рассмотренных зарубежных странах законодательство и существующая практика правоприменительной деятельности позволяет эффективно бороться с правонарушениями в семейно-бытовой области, такой опыт предположительно можно использовать и в России. Однако при этом необходимо исключить прямое копирование, провести глубокий анализ возможности адаптации различных мер к Российской действительности.