Струков В.А. Мировой положительный опыт противодействия насилию в сфере семейно-бытовых отношений...
УДК 351.74
ББК 35.078
СТРУКОВ Владислав Андреевич, Адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-25-81. E-mail: [email protected].
STRUKOV Vladislav Andreevich, Post graduate student of the Department of administrative activity agencies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 730-25-81. E-mail: [email protected].
Мировой положительный опыт противодействия насилию в сфере семейно-бытовых отношений и перспективы его использования в России
World positive experience of counteraction to violence in the sphere of family and household relations and prospects for its use in Russia
Автором рассматривается прогрессивный опыт зарубежных стран (США, Канады, Германии, Бразилии, Турции, Кыргызстана, Грузии) по профилактике и пресечению внутрисемейного насилия, даются рекомендации по возможности его применения в Российской Федерации.
Ключевые слова: семейное насилие, защита прав женщин, охранный ордер, семейные суды, центры помощи жертвам насилия, участковый уполномоченный полиции.
The author examines the progressive experience of foreign countries (USA, Canada, Germany, Brazil, Turkey, Kyrgyzstan, Georgia) on the prevention and suppression of intra-family violence, and gives recommendations on the possibility of its application in the Russian Federation.
Keywords: family violence, protection of women's rights, protection order, family courts, centers for assistance to victims of violence, district police commissioner.
CO
a>
0 т
X
s
я
С
p
И
3
1
П
a> т
a> р
у р
п
о §
3
у
X S
03
а> р
о
ее
а> т
о:
СО
a
Р
о о о S S
№
On
К> О
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации [1] открыло путь к созданию демократического правового государства. Учитывая относительно небольшой срок, прошедший с этого момента, России не хватает опыта в решении большого количества существенных проблем из разных областей деятельности, в частности, по профилактике насилия в семье. Поэтому целесообразным является использование положительного опыта других стран, т.к. изучение опыта других стран по решению вопросов семейно-бытового насилия позволит российским ученым и практикам применять все позитивное из того, что уже наработали, внедрили и апробировали в данных государствах, а также воздерживаться от использования подходов, приёмов и методов, не оправдавших себя.
Проблема конфликтов семейно-бытового характера не является локальной, характерной исключительно для нашей страны. Насилие на почве семейно-бытовых отношений не ограничивается рамками определенной политической или экономической системы. Значительное внимание данной проблеме уделяется всем мировым сообществом и органами власти государств. Масштабы насилия в семье являются глобальными. Всемирная организация здравоохранения провела опрос 24000 женщин в 10 странах мира. Исследование продолжалось семь лет. В результате исследования выясни-лось, что насилие в семье имеет место быть в любой стране [2] и оно не зависит от материального достатка, расы и культурных ценностей, однако данная проблема острее всего стоит в более бедных странах мира. Вместе с тем женщины в бедных странах с большей вероятностью считают данную негативную ситуацию приемлемой. Процент женщин, которые сообщили о том, что они хотя бы раз в жизни подвергались насилию со стороны членов своей семьи, варьируется от 15 % в Японии
до 71 % в Эфиопии. Кроме того, согласно результатам исследования, насилие со стороны членов семьи встречается чаще, чем нападение на женщину или её изнасилование незнакомыми людьми или друзьями.
К сожалению, лишь в немногих странах мира сотрудники правоохранительных, правозащитных и судебных органов, а также медицинский персонал проходят специализированную подготовку для работы с жертвами насилия в сфере семейного быта.
Законодательство некоторых стран вообще не предусматривает ответственности за совершение насилия в семье. В некоторых странах ответственность наступает за совершение только определенных форм насилия. Так, наше исследование показало, что примерно в 60 странах мира законы по профилактике и пресечению насилие в сфере семейно-бытовых отношений отсутствуют, изнасилование в браке является преступлением примерно в 50 государствах мира, и только в 16 странах существующие норма-тивно-правовые документы отдельно классифицируют преступления, связанные с сексуальной агрессией, и лишь в трёх (Соединенные Штаты Америки, Швеция и Бангладеш) насильственные деяния по отношению женщинам выделяются в отдельную категорию преступлений. В Румынии, Боливии, Камеруне, Коста-Рике, Перу, Уругвае, Венесуэле, Ливане и Эфиопии насильник может избежать назначения наказания в том случае если предложит жертве жениться и получит её согласие.
Приведенные выше цифры характеризуют размеры и серьёзность проблемы насилия во внутрисемейном быту во всем мире. 17 декабря 1999 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября было провозглашено Международным днём борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин [3]. 5 марта 2006 г. в Лондоне на пресс-конференции, организованной международной правозащитной организацией «Amnesty International» («Международная
Административное право и административная деятел
амнистия»), стартовала новая всемирная кампания «Остановим насилие в отношении женщин». С!? Однако опыт работы с насилием в семье по-
^ казывает, что одного признания этой проблемы не-^ достаточно. Важно законодательно закрепить на-^ казуемость подобных деяний. В настоящее время § примерно в 35 странах мира, среди которых и Рос-о сийская Федерация, существует специальное законо-^ дательство по противодействию и предупреждению р? насилия в семье. Во многих государствах, ратифи-§ цировавших Конвенцию ООН «О ликвидации всех ат форм дискриминации в отношении женщин», уже ^ идёт процесс включения насилия в семье в сферу фе-^ дерального законодательного регулирования. « В Российской Федерации неоднократно иници-
м ировался федеральный законопроект по противодей-^ ствию насилию в сфере семейного быта. Эти законо-|| проекты «Об основах социально-правовой защиты от У насилия в семье», «О профилактике насилия в сфере ^ семейно-бытовых отношений» предусматривали се-^ рьезное увеличение финансирования данной сферы (к ет примеру, инициировалось создание с масштабах стра-1-? ны системы социальных служб), поэтому с финансо-У вой стороны их воплощение в жизнь было сложным. В ^ результате Государственная Дума Российской Федера-« ции много-кратно отвергала несколько их вариантов. я Несмотря на отсутствие закона о противодей-
и ствии насилию в семье, в России ведется активная Ю работа по предупреждению насилия в семье. Положительным опытом, по нашему мнению, является применение метода картографирования территории. Так, с помощью данного метода Центр социальной помощи семье и детям определил районы, где живут семьи с низким доходом, семьи «социального риска», неполные и многодетные семьи. Целью картографического обеспечения социальной работы является предоставление субъекту управления для реализации мероприятий по социальной защите семей необходимой комплексной и достаточной оперативной информации о состоянии объекта воздействия. Центром социальной помощи семье и детям подготовлена серия картографических схем, которые воспроизводят территориально-пространственные аспекты практики социальной работы с разнообразными типами семей.
По функциональному назначению данные картографические схемы выполняют справочно-информационные и оперативные (в качестве мониторинга) функции. На картосхемах отображено пространственное расположение на территории города, района в городе, муниципального образования семей группы риска, где имеется моральная, психологическая, экономическая или физическая угроза жизни и здоровью несовершеннолетних детей, женщин, пожилых людей и иных членов семьи. По данным картосхемам обнаруживаются территории (районы) с наиболее неблагополучным социаль-ным климатом, в них открывается сеть социально-консультативных пунктов как одна из форм организации социальной работы с неблагополучной семьей по месту проживания. В последующем на базе данных пунктов планируется оформление социальных агентств, которые будут оказывать максимальный спектр социальных услуг. Для объединения социальных агентств планируется открытие единого информационно-аналитического центра на базе кризисного центра для женщин. Новаторский в управленческом плане под-
ход к моделированию системы социальных служб, действия которых направлены на профилактику социального неблагополучия в семье и социуме, отражает концептуальную позицию последовательного перехода предупредительного воздействия от личности к семье, от семьи к дому, от дома к микрорайону и предполагает эволюцию системы социальной работы снизу вверх (а не наоборот), что делает социальную работу более эффективной и управляемой.
Закон «О пресечении насилия в отношении женщин или (и) насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия»», принятый в Грузии в мае 2006 г. [4], даёт право полиции и судам первой инстанции издавать постановления о мерах временной защиты. Если виновное лицо нарушит условия, перечисленные в постановлении о мерах защиты, оно будет привлечено к уголовной ответственности. По нашему мнению, наступление уголовной ответственности за нарушение постановления о мерах защиты - мера целесообразная, поскольку в данном случае лицо нарушает не только нормы социального общежития и нормы права, но и выражает явное неуважение к органу государственной власти, выдавшему данное постановление.
Закон Кыргызской Республики от 27 апреля 2017 г. № 63 «Об охране и защите от семейного насилия» изначально исходил из того, что при осуществлении мер предупреждения насилия в семье необходимо учитывать культурные традиции народов Кыргызстана и, не умаляя возможности применения уголовных санкций, пытаться решить сложные жизненные ситуации административными и гражданскими средствами защиты, а также другими социальными методами. Он не требует масштабных финансовых вложений, расширяет круг субъектов по предупреждению насилия в семье и направлен на сохранение семьи. Основной формой защиты от насильственных деяний на почве семейно-бытовых отношений является выдача и продление охранного ордера - документа, предоставляющего государственную защиту пострадавшему от внутрисемейного насилия и влекущего применение определённых законодательством мер воздействия к лицу, совершившему семейное насилие.
Закон об охране семьи, принятый в Турции в 1998 г., представляет передовую нормативную базу, направленную на противодействие насилию в семье. Однако законодательство Турции предусматривает защиту только женщин, находящихся в официальном браке и проживающих совместно с мужем. Многие правозащитные организации неоднократно призвали власти внести в законодательство изменения, которые обеспечат защиту женщин, которые находятся в других взаимоотношениях с мужчинами, например, разведённых женщин, а также женщин, находящихся в неофициальных религиозных браках, однако правительство Турции не создало должных механизмов защиты таких женщин. Как положительное явление необходимо отметить, что с 2003 г. в Турции идёт процесс создания семейных судов, в задачи которых входит обеспечение для женщин и детей свободного доступа к механизмам правосудия. В компетенцию данных судов входит решение вопросов, возникающих в семейно-правовых отношениях. Семейные суды должны рассматривать дела, связанные с защитой личности, образованием и другими социальными вопросами, как несовершеннолетних, так и совершеннолетних, в т.ч. вопросы финансовой
Струков В.А. Мировой положительный опыт противодейст
защиты семьи. Указанные суды учреждаются во всех городах, численность населения которых превышает сто тысяч человек. Кроме того, в Турции законом гарантировано оказание бесплатной юридической помощи, но на практике лишь несколько коллегий адвокатов способны оказать такую помощь.
В Германии с 1 января 2002 г. действует закон о защите от насилия в семье («Ое'№аК8сЬи12де8е12»), который устанавливает, что лицо, совершившее насилие в семье, должно покинуть дом. В случае совершения насилия в сфере семейно-бытовых отношений жертва должна срочно проинформировать полицию (по телефону или иным образом). Когда наряд полиции прибудет, жертва насилия в семье должна рассказать о том, что произошло, указать на телесные повреждения, которые были нанесены обидчиком. Полиция в данном случае обязана составить протокол с изложением событий, объяснениями обеих сторон и описанием телесных повреждений, которые имеют место. Каждой из сторон вручается копия данного протокола. Закон предоставляет полиции право удалить обидчика из квартиры и запретить ему появляться там на срок до десяти дней. В течение этого времени жертва насилия в семье должна посетить врача с целью засвидетельствовать телесные повреждения и обратиться с заявлением в ближайший суд, который имеет право решать вопросы, связанные с семейным правом. Суды рассматривают такие заявления достаточно оперативно, кроме того, до окончания рассмотрения заявления суд может запретить обидчику не только входить в квартиру, но и подходить к жертве ближе определенного расстояния. Суд также вправе ограничить контакты лица, совершившего насилие в семье, с жертвой насилия и детьми. Например, может запретить приближаться к ним на расстояние менее 50 метров. Если жертва насилия в семье имеет небольшие доходы, то она вправе рассчитывать на государственную помощь.
7 августа 2006 г. президент Бразилии подписал закон о противодействии насилию в семье. Этот закон стал результатом длительных дискуссий, в которых женские организации сыграли решающую роль. Данный закон позволяет арестовывать агрессора не только за преступление, но и в тех случаях, когда нахождение его на свободе угрожает здоровью или жизни жертвы. Кроме того, преступления, совершённые в отношении женщин в семье, должны рассматриваться в специальных судах. Согласно закону, за совершение насилия в семье в случаях осуждения к лишению свободы период нахождения в тюрьме составляет от 6 месяцев до 3 лет, денежные же штрафы не предусмотрены. Важно, что данный закон защищает от физического, психологического и сексуального насилия также надомных работников. На наш взгляд, это приемлемо и для Российской Федерации, поскольку в нашей стране также существуют лица, работающие на дому, пусть они и не составляют такого большого процента, как в Бразилии. С положительной стороны отметим и то, что данный закон предусматривает обязательное проведение в школах занятий по борьбе с насилием в семье. Считаем, что разработка и введение в школьные и вузовские программы курсов этики семейных отношений и предупреждения насилия в семье станет действенным превентивным мероприятием и в России.
я насилию в сфере семейно-бытовых отношений...
Наиболее целесообразным, по нашему мнению, е
является использование опыта профилактики и пре- Т
сечения насилия в области семейно-бытовых отно- g
шений Соединенных Штатов Америки, учитывая то, С
что социальная проблема домашнего насилия в США g
была поставлена еще в 70-х гг. ХХ в. в связи с активи- -
зацией женского движения. Й
Одна из прогрессивных современных теорий, е
которые делают акцент на ослаблении насильствен- б
ных отношений в семье, разработала Л. Милс. Она г
отмечает, что насилие в семье - это не односторон- к
ний процесс, а сложная динамика отношений между ®
несколькими активными агентами. Агрессия и на- у
силие в семье со стороны женщины - существенная g
составляющая динамики рассматриваемого явления. р
Женщины проявляют агрессию и насилие в семей- и
ных отношениях достаточно часто. Л. Миллс, взяв Й
т
за основу принципы восстановительного правосу- so дия, сконструировала собственную модель, которую В назвала «круг насилия в семье» [5, с. 304]. На встре- д че, которая организуется специалистами с участием р представителей правоохранительных органов, при- С глашаются не только обидчик и жертва семейного g насилия, но и близкие родственники. Центральная ^ задача данных встреч - не найти виновного и не s оправдать жертву, а проследить динамику отноше- 7 ний между партнёрами, установить вину в конфлик- S те всех членов семьи и коллективно выработать план 1 дальнейшего прекращения цикла насилия. В насто- 7 ящий момент в Соединенных Штатах Америки данная модель внедряется в практику с целью получения сведений о её эффективности [6, с. 108].
Необходимо отметить, что в каждом штате США существует отдельное законодательство по предупреждению и борьбе с насилием в семье. Нами для анализа выбрано законодательство по предупреждению и борьбе с насилием в семье штата Иллинойс.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы, связанные с противодействием насилию в семье в штате Иллинойс, является Акт по борьбе с насилием в семье («Illinois Domestic Violence Act»). Основное понятие данного правового документа - «охранный ордер». Согласно Акту по борьбе с насилием в семье, охранный ордер - это судебное предписание, запрещающее лицу, которое совершило насилие в семье, совершать определённые действия или, наоборот, требующее от него совершения определённых действий. В охранных ордерах жертва называется истцом, а лицо, совершившее насилие в семье, - ответчиком.
Охранный ордер можно получить двумя путями:
- в гражданском суде (отдельно или одновременно с другой гражданской процедурой, например, разводом);
- в уголовном суде в связи с предъявлением уголовного обвинения [7, с. 64].
Подчеркнем, что в штате Иллинойс созданы суды для рассмотрения дел, связанных с насилием сфере внутрисемейного быта. В указанных судах рассматриваются как уголовные, так и гражданские иски.
Жертва насилия в семье может получить один из трёх видов охранных ордеров.
1. Чрезвычайный охранный ордер. В период, когда нет судебных заседаний, в том числе в ночное время и выходные, ордер можно получить, обратившись в полицию, которая в этом случае свяжется с дежурным
Административное право и административная деятел
судьей. Этот судья определит, есть ли основания говорить о значительной вероятности немедленной угрозы С!? насилия, и, если это так, выдаст чрезвычайный ордер. ^ Однако когда судебные заседания возобновятся, по-^ терпевший с соблюдением всех правил должен обра-^ титься в суд за получением временного ордера. § 2. Временный охранный ордер. Когда суд ра-
о ботает, ордер можно получить путём представле-^ ния в соответствующий суд иска с просьбой о за-р? щите от насилия в семье, сообщая судье о характере § насилия, лице, выступающем в качестве обидчика, н и желаемом содержании охранного ордера. При ^ наличии возможной опасности дальнейшего наси-^ лия суд может выдать такой ордер с 14-21-дневным ев сроком действия и без предварительного уведомле-ни ния обидчика. ^ 3. Постоянный охранный ордер. После из-
|| дания временного охранного ордера и сообщения У об этом лицу, совершившему насилие в семье, в ^ 10-дневный срок назначается судебное заседание, на ^ котором лицо, обвиняемое в насилии, сможет изло-ет жить свое видение событий. После слушания дела, 1-? если судья решит, что были предоставлены достаточ-У ные доказательства вины лица, обвиняемого в совер-^ шении насилия в семье, действие ордера может быть и пролонгировано на срок до 2 лет [8, с. 137]. я Выданный судом охранный ордер вносится в
о Реестр охранных ордеров штата - компьютерной сиЮ стемы учёта, используемой судьями и правоохранительными органами. Согласно федеральным законам и законам штатов, охранные ордера, выданные в одном штате, также действительны и в других штатах.
Согласно Акту по борьбе с насилием в семье, охранный ордер может предусматривать следующие ограничения или обязательства для лица, совершившего насилие в семье:
- запрет совершать насилие в семье в будущем;
- предоставление исключительного права владения жильём лицу, которое стало жертвой насилия в семье - данное ограничение может быть установлено, если истец, в отличие от ответчика, имеет право проживать в этом помещении; а также в случае, если оба имеют право проживать в данном помещении, но уровень необходимости владения именно этим жильём превалирует у истца;
- запрет приближаться к жертве насилия - требует от ответчика оставаться от истца на определенном расстоянии. Может точно устанавливать дистанцию, на которую запрещено приближаться, и/или места, в которых этот запрет действует;
- обязательства ответчика посещать соответствующие тренинги и программы социальной реабилитации;
- предоставление истцу права заботиться о несовершеннолетних детях - обязывает ответчика не забирать детей у истца и не перемещать их, а в случае, если несовершеннолетние дети находятся у ответчика, он обязан передать их истцу;
- запрет посещать ребенка или ограничение времени посещения (в данном случае суд должен установить дни и часы посещений) - устанавливается, если ответчик может создать угрозу безопасности ребенка во время посещений; использовать посещения с целью совершения насилия или запугивания истца; неправомерно спрятать или задержать ребенка; действовать таким образом, что это будет противоречить интересам ребенка;
- запрет вывозить ребенка из штата или скрывать его в пределах штата;
- обязательства по вызову являться в суд;
- предоставление истцу исключительного права владения - если имущество или его часть находятся у ответчика;
- защита имущества - запрещает ответчику повреждать, уничтожать, продавать и выполнять другие действия с имуществом;
- денежная поддержка - обязывает ответчика выплачивать денежное содержание несовершеннолетним детям, находящимся на попечении истца;
- возмещение убытков - обязывает ответчика возместить убытки, которые были нанесены насилием (медицинские расходы, потеря заработной платы, временное проживание и другие);
- запрет входа - если ответчик создает угрозу безопасности истца или детей, ему запрещается входить в дом и оставаться там;
- запрет на огнестрельное оружие - суд обязывает ответчика передать оружие местным правоохранительным органам, если считает, что существует угроза неправомерного использования огнестрельного оружия против истца;
- запрет доступа в учреждения, которые посещает ребенок - охранный ордер запрещает контакт ответчика с детьми с целью скрыть адрес истца или если необходимо прекратить насилие в отношении ребенка или не допустить его перемещения;
- оплата услуг приюта - ответчик обязан оплатить услуги убежища или консультационной службы;
- смешанный ордер объединённой помощи -содержит перечень действий, которые ответчик обязан выполнять, а также перечень действий, которые ему запрещено совершать.
При наличии оснований полагать, что лицо, совершившее насилие в семье, ослушалось запрета или не выполняет обязательства, установленные охранным ордером, полиция обязана его арестовать, т.к. любое нарушение охранного ордера влечет уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Интересен опыт предупреждения насилия в семье в Канаде, где сегодня проблема насилия в семье интегрирована в текущие программы многих правительственных департаментов
В провинции Манитоба утверждены три типа консультационных программ для лиц, совершивших семейное насилие: 24-часовые занятия группового консультирования (предлагаются на 6 языках); 84-часовая программа интенсивной терапии (для тех, кто освобожден от наказания условно); 300-часовая программа (для тех, кто находится под стражей). Кроме того, существуют программы индивидуального консультирования лиц, совершивших насилие в семье.
В Виннипеге с 1990 г. действует Суд по делам насилия в семье, созданный под давлением общественности для рассмотрения случаев насилия в отношениях супругов по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Работа суда по делам насилия в семье признана успешной, в частности, благодаря подбору специально подготовленных судей и прокуроров, знающих о проблемах бытового внутрисемейного насилия. Кроме того, в качестве компонента обвинительного процесса создана Программа защиты женщин («^e Women's Advocacy Program»), которая обеспечивает поддержку женщинам на всех
Струков В.А. Мировой положительный опыт противодействия насилию в сфере семейно-бытовых отношений...
этапах взаимодействия с правозащитной системой. В результате деятельности судов по делам насилия в семье в провинции Манитоба, а также других провинциях и территориях Канады, случаи насилия в семье перестали считаться несу-щественными делами и ими занимаются высококвалифицированные специалисты.
Кроме того, в Канаде начата кампания «Белая Лента», уникальная инициатива канадских мужчин. Мужчины, участники кампании «Белая Лента», призывают мужчин всего мира в течение периода с 25 ноября по 6 декабря носить белые ленты, повесить их на свои дома, автомашины, рабочие места и никогда не совершать насилие в отношении женщин; никогда не закрывать глаза на насилие в отношении женщин; никогда не молчать о насилии в отношении женщин [9, с. 136].
По нашему мнению, для эффективного решения проблемы насилия в семье в каждой стране крайне необходимо адекватное законодательство, которое бы учитывало международные рекомендации, национальные особенности страны, а также положительный опыт других стран в решении данной проблемы.
Итак, наиболее совершенным, по нашему мнению, является законодатель-ство по противодействию насилию в семье США и Канады, поскольку именно в этих странах находятся крупные центры по разработке теоретической базы, методологии и инструментария для изучения насилия в сфере семейно-бытовых отношений. В России недостаточно изучен и практически не применяется опыт развитых стран по реабилитации жертв насилия в семье, отсутствуют соответствующие программы социальной реабилитации для лиц, совершивших насилие. Поэтому целесо-
образно было бы перенять положительный опыт Канады и США, в которых существует развитая система помощи лицам, которые совершили насилие в семье.
В результате анализа международного опыта по противодействию насилию в семье мы делаем вывод о том, что положительно отразится на качестве предупреждения насилия в семье создание в Российской Федерации центров помощи жертвам насилия в семье на основе картографического метода.
Предлагается также создать в России специализированные семейные суды, к полномочиям которых отнести рассмотрение всех дел, связанных с насилием внутри семьи: уголовных, административных и гражданских, а также применение защитного предписания (охранного ордера), запрещающего лицу, совершившему насилие в семье, совершать определённые действия или, наоборот, требующего от него совершения определённых действий. Создание указанных судов будет способствовать решению вопроса компетентности судей и обеспечит принятие справедливых и взвешенных решений.
Целесообразной видится разработка и введение в Российской Федерации по аналогии с зарубежными странами специальных учебных тренингов и курсов для сотрудников полиции, иных правоохранительных органов и других лиц, занимающихся предупреждением внутрисемейного насилия. Предлагается разработать специальные информационные карточки, в которых будет содержаться информация о правах жертвы насилия в семье и возможностях их реализации, с обязательным указанием контактных телефонов, по которым она может обратиться за помощью. Указанные информационные карточки должны выдаваться участковым уполномоченным полиции для их последующего адресного распространения.
СО
а>
0 т
X S
я
С
р
И -
1
П
а> т
у р
п
о §
3
у
X S
вз а> Р о
ее
а> т
о:
СО
s
Р
о о о S S
№
On
К> О
Список литературы
1. Конституция РФ : от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Ликвидация насилия в отношении женщин - межсекторальные подходы и действия. Вена, Австрия, 25-26 ноября 2013 г. [Эл. ресурс] // Сайт «Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения ВОЗ». - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases/2013/11/a-quarter-of-all-women-in-the-who-european-region-experience-physical-andor-sexual-violence-by-an-intimate-partner/ (дата обращения: 02.09.2017).
3. Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин-25 ноября: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 54/134 от 17 декабря 1999 г. [Эл. ресурс] // Сайт « Генеральная Ассамблея ООН». - 2010. - 5 авг. - Режим доступа: http:// http://www.un.org/ru/ga/54/docs/54res2.shtml (дата обращения: 03.09.2017).
4. О пресечении насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия в семье : закон Грузии от 25 мая 2006 г. № 3143 // Законодательный вестник Грузии. - 2006. - 9 июня. - № 20 [Эл. ресурс] // Сайт «Законодательный вестник Грузии». - Режим доступа: http://matsne.gov.ge/ru/document/view/26422 (дата обращения: 03.09.2017)
5. Mills, Linda G. Insult to Injury: Rethinking Our Responses to Intimate Abuse. - Princeton, NJ: Princeton University Press. - USA, 2003. - 304 p.
6. Лысова А. В. Насилие в семье - объект социальной политики США // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 108-116.
7. The Criminalization of Domestic Violence: Promises and Limits / Presentation at the 1995 conference on criminal justice research and evaluation. - U.S. Department of Justice. - USA, 1995. - 64 p.
8. Сошникова, И. В., Шерпаев, В. И. Насилие - социальная опасность семьи // Известия УрГЭУ. - Серия «Экономика и право». - 2012. - № 3 - С. 137-141.
9. Горшкова, И. Д., Шурыгина, И. И. Насилие над жёнами в современных российских семьях. - М.: Макс пресс, 2003. - 136 с.
© Струков В. А., 2017