4
ЗНиСО октябрь №10 (223)
РОЛЬ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
С.В. Кузьмин, О.В. Диконская, В.Б. Гурвич, О.Л. Малых, С.В. Ярушин
THE ROLE OF ROSPOTREBNADZOR BODIES AND INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF HEALTH RISK MANAGEMENT AT THE REGIONAL LEVEL
S.V. Kuzmin, O.V. Dikonskaya, V.B. Gurvich, O.L. Malykh, S.V. Yarushin
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» г. Екатеринбург
В статье представлены методические подходы к организации деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора на основе реализации приоритетных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и управлению рисками для здоровья населения на территориях подведомственных муниципальных образований.
Ключевые слова: управление риском для здоровья населения, ведомственные целевые программы, оценка эффективности деятельности, социально-гигиенический мониторинг. The article presents method approaches to organizing performance ofRospotrebnadzor bodies and institutions based on implementing priority actions for securing sanitary and epidemiologic well-being and health risk management in municipalities within the jurisdiction. Keywords: health risk management, departmental purpose-oriented programs, performance assessment, socio-hygienic monitoring.
Свердловская область предложила принципиально новые подходы к организации, планированию и оценке деятельности территориальных отделов Управления и филиалов Центра на основе решения единых с муниципальными образованиями задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на подведомственных территориях с использованием данных и результатов социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Разработаны и внедряются методические подходы к оценке деятельности территориальных органов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в региональной системе управ -ления риском для здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [1].
На основе результатов реализации системы СГМ и ежегодных оценок санэпидобстановки разрабатываются задачи по управлению рисками на среднесрочный период, которые являются едиными для органов исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления и учреждений Роспотребнадзора по Свердловской области и ежегодно утверждаются постановлениями Правительства Свердловской области [2].
Характерные для каждого из 90 муниципальных образований (МО) области задачи по управлению риском включаются в санитарно-эпидемиологические паспорта территорий, являющиеся основой учета в бюджетной политике органов местного самоуправления. Эти же приоритетные задачи — основа форми-
рования основных направлений деятельности и плана работы Управления и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», определения целей и задач ведомственных целевых программ.
В рамках ВЦП для Управления и Центра на 2010 г. было сформировано 52 задачи и 314 индикаторных показателей, характеризующих санэпидобстановку [3].
Цели, задачи и мероприятия ведомственных целевых программ рассматриваются как один из важнейших элементов общей системы, управления риском для здоровья населения Свердловской области, направленной на снижение ущерба здоровью.
Для реализации каждой задачи были определены мероприятия и структура трудозатрат Управления и Центра на год в соответствии со стандартным алгоритмом управленческого цикла: сбор и анализ информации, разработка мер по управлению рисками, включающих планирование мер по надзору и контролю, санэпидэкспертизы, обследования, лабораторные испытания, информирование органов государственной власти, местного самоуправления и населения о рисках. В соответствии с полномочиями одним из основных видов мероприятий Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальных отделов в общей системе управления риском для здоровья населения являются надзорные мероприятия. С одной стороны, их реализация требует незначительных (по отношению
октябрь №10 (223) ЗНиСО
5
к иным мероприятиям по управлению риском для здоровья) ресурсов и затрат, и реальна угроза чрезмерной «административной нагрузки» на субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории Свердловской области. Но, с другой стороны, при минимизации мер административного государственного регулирования существует вероятность утратить возможность контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территориях муниципальных образований [4].
В связи с этим, с помощью методов статистического анализа на основе имеющихся баз данных «Надзорной информационной системы» за три года о проведенных проверках хозяйствующих субъектов, выявленных нарушениях законодательства для обеспечения достоверной информации о состоянии «законо-послушания» и санэпидобстановки рассчитан минимально необходимый объем надзорных мероприятий, что особенно актуально в сегодняшних условиях реализации антикризисных мер по стабилизации экономики, снижения административного давления на бизнес.
План надзорных мероприятий формируется на основе критериев выбора объектов приоритетного надзора: значительная численность населения под влиянием выпускаемой продукции, оказываемых услуг, сбросов, выбросов; степень законопослушания хозяйствующего субъекта; лабораторно подтвержденные несоответствующие нормативам факторы среды обитания; связь с заболеваемостью населения.
На основе приоритетных задач по управлению санитарно-эпидемиологической обстановкой, ситуации на потребительском рынке в муниципальных образованиях и с учетом количества приоритетных объектов надзора разработана Концепция оптимизации деятельности службы.
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области разработаны ведомственные целевые программы (ВЦП) на период 2011— 2013 гг. В каждой ВЦП мероприятия сформированы в рамках государственного задания (за счет субсидиарного финансирования), а также по основным функциям сверх государственного задания (за счет средств заработанных от иной приносящей доход деятельности). Откорректированы показатели достижения ВЦП на 2011—2013 гг., дополненные количественными показателями выполнения государственного задания.
С целью организации работы по достижению индикативных показателей целей и задач ведомственных программ по каждо-
му направлению назначены ответственные за организацию работы — администраторы ВЦП, которые с учетом анализа санитарно-эпидемиологической обстановки, ситуации в сфере защиты прав потребителей, деятельности Управления и Центра мониторируют достижение индикативных показателей целей, корректируют их при планировании на год; определяют задачи с индикативными показателям, решение которых необходимо для достижения целей; выявляют территории «риска»; определяют перечень и объем мероприятий Управления и Центра для реализации каждой задачи; устанавливают примерную структуру трудозатрат на выполнение основных групп мероприятий.
Реализованы меры по оптимизации структуры территориальных органов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, адекватности планирования их деятельности приоритетным направлениям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и управления риском для здоровья населения.
В области на протяжении трех лет проводится анализ функционирования созданной системы управления риском для здоровья населения в муниципальных образованиях. Оценка выполнения предложений по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в муниципальных образованиях в 2010 г. показала, что общий объем затрат на их реализацию составил 23 млрд 140 млн руб. или 5 тыс. 521 руб. на каждого жителя, и 78 % всех средств направлялось на решение задач, связанных с улучшением качества атмосферного воздуха, почвы, питьевого водоснабжения, решение вопросов профилактики заболеваний работающего населения и улучшение условий воспитания и обучения детей и подростков, что отражает приоритеты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на среднесрочный период. Величина предотвращенного ущерба здоровью населения составила 88 598,7 млн руб. или 3,8 руб. на каждый рубль затрат, величина экономического эффекта составила более 65 млрд 458 млн руб. или 7,9 % от величины валового регионального продукта.
Проведенная оценка эффективности деятельности органов и учреждений Роспотреб-надзора в Свердловской области выполнена с учетом достижения целевых показателей ВЦП на территориях подведомственных муниципальных образований. Показана взаи-
6
ЗНиСО октябрь №10 (223)
мосвязь деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора с результатами и эффективностью деятельности муниципальных образований по управлению риском для здоровья населения, в результате предложены научно-обоснованные рекомендации по дальнейшему развитию региональной системы управления риском для здоровья населения и усиления роли территориальных органов Роспотребнадзора в Свердловской области в функционировании такой системы.
Практика применения экономических инструментов оценки рисков для здоровья и обоснования эффективности мер представлена в виде методических рекомендаций, утвержденных на федеральном уровне, МР 5.1.0029—11 «Методические рекомендации к экономической оценке рисков для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания» и МР 5.1.0030—11 «Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания», что позволит апробировать и внедрять их на уровне Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диконская О.В., Ярушин С.В., Заикина Т.М.
Научно-методическое обеспечение и оценка дея-
тельности территориальных органов управления Роспотребнадзора по Свердловской области в системе управления риском для здоровья населения в муниципальных образованиях. Уральский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 16—22.
2. Методические рекомендации МР 5.1.2133—06 «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат а рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (утверждены приказом Роспотребнадзора от 24.08.2007. № 247).
3. Диконская О.В. Планирование и оценка деятельности учреждений Роспотребнадзора в системе управления рисками для здоровья населения на региональном уровне //Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 4. С. 21.
4. Кацнельсон Б.А., Привалова Л.И., Кузьмин С.В., Чибураев В.И., Никонов Б.И., Гурвич В.Б. Оценка риска как инструмент социально-гигиенического мониторинга //Монография. Екатеринбург, 2001. 244 с.
Контактная информация:
Малых Ольга Леонидовна, тел.: 8-343 374 13 79
e-mail: [email protected]
Contact information:
Malich Olga Leonidovna,
phone: 8-343 374 13 79?
e-mail: [email protected]