12. Онищенко Г.Г., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Ярушин С.В. Актуальные проблемы управления состоянием окружающей среды и здоровьем населения. Уральский медицинский журнал. 2008; 11: 4-10.
Поступила 15.10.14
References
1. Komilkov A. S., Gurvich V. B., Kuz'mina E. A., Privalova L. I., Kuz'min S. V., Nikonov B. I. The multimedia evaluation of carcinogenic risk to public health of industrialized cities of the Sverdlovsk region. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2013; 4 (241): 13-5. (in Russian)
2. Gurvich V. B., Kuz'min S. V., Nikonov B. I., Plotko E. G., Yarushin S. V., Malyh O. L. et al. The system of preventive measures to manage risk to public health are affected by chemical pollution of the environment (for example, Sverdlovsk region). Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2013; 9 (246): 6-10. (in Russian)
3. Gurvich V. B., Kuz'min S. V., Malykh O. L., Yarushin S. V. Socio-hygienic monitoring - integrated system of assessment and risk management for public health at the regional level. Sanitarnyy Vrach. 2014; 1: 29-31. (in Russian)
4. Kuz'mina E. A., Voronin S. A., Matyukhina G. V., Chagin A. S. Evaluation of individual toxic exposure for many environments in children Sverdlovsk region. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2011; 5: 21. (in Russian)
5. Kuz'min S. V., Gurvich V. B., Yarushin S. V., Malykh O. L., Kuz'mina E. A. Management of the sanitary-epidemiological situation with public health monitoring and risk assessment methodology for public health. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 11: 16-9. (in Russian)
6. R 5.2. 04-11. Rekomendatsii po organizatsii i planirovaniyu laboratornykh issledovaniy. Ekaterinburg; 2011. (in Russian)
7. MR 5.1.0029-11. Metodicheskie rekomendatsiy k ekonomicheskoy otsenke riskov dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeystvii faktorov sredy obitaniya. Moscow; 2011. (in Russian)
8. MR 5.1.0030-11. Metodicheskie rekomendatsii k ekonomi-cheskoy otsenke i obosnovaniyu resheniy v oblasti upravleniya riskom dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeystvii faktorov sredy obitaniya. Moscow; 2011. (in Russian)
9. Privalova L. I., Katsnel'son B. A., Kuz'min S. V, Nikonov B. I., Gurvich VB., Kosheleva A.A. et al. Environmental Epidemiology: Principles, Methods, Applications [Ekologicheskaya Epidemiologiya: Printsipy, Metody, Primenenie]. Ekaterinburg; 2003. (in Russian)
10. Katsnel'son B. A., Kochneva N. I., Privalova L. I., Kuz'min S. V., Gurvich V. B., Matyukhina G.V. et al. The methodology of substantiation of regional background levels of stress in children of preschool age by priority toxic metals, polluting. In: Human Ecology, Hygiene and Environmental Medicine at the Turn of the Century: State and Development Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific-practical Conference [Ekologiya Cheloveka, Gigiena i Meditsina Okruzhayuschey Sredy na Rubezhe Vekov: Sostoyanie i Perspektivy Razvitiya: Materialy Vserossiyskoy Nauchno-prakticheskoy Konferentsii]. Moscow; 2006: 73-7. (in Russian)
11. Gosudarstvennyy doklad. O sostoyanii sanitarno-epidemio-logicheskogo blagopoluchiya naseleniya Sverdlovskoy oblasti v 2013 godu. Ekaterinburg; 2013. (in Russian)
12. Onishchenko G.G., Gurvich V.B., Kuz'min S.V., Yarushin S.V Actual problems of environmental management and public health. Ural'skiyMeditsinskiy Zhurnal. 2008; 11: 4-10. (in Russian)
Received 15.10.14
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.31/.38
Гурвич В.Б.1, Кузьмин С.В.2, Диконская О.В.2, ГилеваМ.А.2, Боярский А.П.3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РИСКОВОЙ МОДЕЛИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
'ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, 620014, г Екатеринбург; 2Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, 620078, г Екатеринбург; ТБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, 620028, г Екатеринбург
Контрольно-надзорные мероприятия - одна из основных технологий Роспотребнадзора в общей системе управления риском для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, направленная на решение приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Эффективность этой технологии зависит от правильного выбора приоритетных объектов надзора, которые формируют основные проблемы в санитарно-эпидемиологической обстановке и на потребительском рынке. Применение такого подхода привело к повышению эффективности надзорной деятельности и улучшению ряда показателей, характеризующих достижение задач в общей системе управления рисками для здоровья населения и имуществу потребителей.
Ключевые слова: контрольно-надзорные мероприятия; управление риском для здоровья населения; приоритетные объекты надзора.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 104-108.
Gurvich V. B.1, Kuzmin S. V2, Dikonskaya O. V2, Gileva M. A2, BoyarskyA. P.3 METHODICAL APPROACHES, EXPERIENCE AND PERSPECTIVES OF THE IMPLEMENTATION OF THE RISK MODEL OF SURVEILLANCE ACTIVITIES IN THE SPHERE OF THE ASSURANCE OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF POPULATION, POPULATION'S HEALTH RISK MANAGEMENT AND THE CONSUMER RIGHTS PROTECTION.
1Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, Ekaterinburg, Russian Federation, 620014; 2Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russian Federation, 620078; 3Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation, 620028
Control and supervision measures - one of the main technologies of Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the overall system of risk management for public health and damage to property consumers, aimed at the solution of the prior tasks in the field of assurance of the sanitary and epidemiological
welfare of the population and consumer rights protection. The effectiveness of this technology depends on the correct choice of priority objects of supervision, which form the main problems in the sanitary and epidemiological situation and in the consumer market. The application of is approach has led to more effective oversight activity and the improvement of a number of indices characterizing the achievement of the objectives in the common system of risk management for public health and property of consumers.
Key words: Control and supervision measures; management ofpublic health risk; priority objects of supervision. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 104-108. (In Russ.)
Деятельность органов и учреждений Роспотребнад-зора направлена на решение проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и защиту прав потребителей [1, 2].
Для обеспечения эффективности этой деятельности с 1997 г. создана и применяется система оценки и управления рисками для здоровья населения, которая объединяет комплекс политических, административных, социальных, экономических, технологических, информационных мер и действий [2, 3]. С 2005 г. после передачи Роспотребнадзору функций по контролю на потребительском рынке применяются элементы системы оценки управления рисками причинения вреда имуществу потребителей.
Задачи системы управления риском для здоровья населения определяются по результатам социально-гигиенического мониторинга и представлены в ежегодном государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области», а с 2007 г. - в государственном докладе «О защите прав потребителей в Свердловской области» [4, 5]. Эти задачи являются едиными для органов исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления и для Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Управление) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (далее - Центр).
Контрольно-надзорные мероприятия - одна из основных технологий Роспотребнадзора в общей системе управления риском для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, направленная на решение приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Ее эффективность зависит от правильного выбора объектов надзора, которые формируют основные проблемы в санэпидобстановке и на потребительском рынке [6, 7].
С 2004 г. разработана и применяется модель планирования и оценки эффективности надзорной деятельности, основанная на обосновании и выборе приоритетных объектов надзора, создающих наибольшую опасность для жизни и здоровья населения (далее - риск-ориентированная модель надзора). При этом определение приоритетности объекта надзора учитывает предыдущий опыт проверок соблюдения требований санитарного законодательства, включая наличие нарушений на объекте надзора и исполнение предписаний об устранении нарушений (далее - степень «законопослушания»).
Ниже приведена схема планирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления санитарно-эпидемиологической обстановкой на основе риск-ориентированной модели надзора.
Актуальность правильного выбора обосновывается еще и большим количеством хозяйствующих субъектов
Для корреспонденции: Диконская Ольга Викторовна, [email protected]
For correspondence: Dikonskaya O., Dikonskaya_ov@66. rospotrebnadzor.ru.
разной санитарно-эпидемиологическои значимости, разнообразием видов их деятельности и ограниченным числом должностных лиц, выполняющих надзорные функции.
Штатная численность Управления 488 ставок, из них 437 для специалистов, выполняющих надзорные функции; в Центре гигиены и эпидемиологии 1690 ставок, из них 519 для специалистов, которые могут участвовать в проверках.
По данным органов статистики в Свердловской области функционирует 168 тыс. организаций. На учете в Управлении состоит 34,3 тыс. хозяйствующих субъектов, которые имеют около 68 тыс. объектов надзора.
Объект надзора по определению в инструкции по заполнению статистической формы № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта РФ» (утверждена приказом Росстата от 10.12.09 № 287) - это имущественный комплекс юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору). Факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье населения, формируются именно на объектах надзора. А приоритетность хозяйствующего субъекта определяется объектами, из которых он состоит, а также видами деятельности, которые они осуществляют.
Для эффективной организации надзора за хозяйствующими субъектами необходима полная, достоверная и актуальная информация о хозяйствующем субъекте. Она необходима еще до этапа определения его приоритетности. Эта задача, так же как и технология планирования и выбора объектов приоритетного надзора, решается с помощью разработанного и функционирующего в службе в течение 10 лет программного средства «Надзорная информационная система». Эта информационная система взаимосвязана с программными средствами «Лабораторная информационная система», «Электронная база данных нормативных документов», «База данных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей», а также с программными комплексами налоговой инспекции, казначейской системы уплаты штрафов и др.
Технология выбора приоритетных хозяйствующих субъектов основана на выборе объектов в соответствии со следующими критериями:
1) значительная численность населения под влиянием деятельности объекта;
2) низкая степень «законопослушания» объекта надзора;
3) объект является источником вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения (по результатам лабораторных испытаний);
4) дополнительная информация - связь объекта с повышенным уровнем заболеваемости отдельных групп населения; жалобы на деятельность хозяйствующего субъекта; отсутствие информации о хозяйствующем субъекте и т. п.
По каждому объекту надзора ведется база данных по численности населения под влиянием деятельности объекта надзора, выявленным нарушениям, в том числе подтвержденным лабораторно. Расчет проводится на базе данных за последние 3 года.
Схема планирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления санитарно-эпидемиологической обстановкой
Управление показателями, характеризующими «законопослушание» объектов
Управление санэпидобстановкой на основе системы социально-гигиенического мониторинга
I этап
Выявление территорий, групп объектов; определение численности населения, находящегося под влиянием групп объектов
Выявление факторов среды обитания и численности населения, подвергающегося влиянию этих факторов на каждом объекте и территории в целом
Определение степени соблюдения конкретных санитарных норм; количественной и качественной характеристики факторов среды обитания и численности населения под воздействием этих факторов на уровне территорий
Оценка связи факторы среды обитания - состояние здоровья; выявление приоритетных факторов
II этап
Определение показателей соблюдения действующего санитарного законодательства по территориям; определение численности населения, попадающего в сферу влияния «незаконопослушных объектов», расположенных на территориях
III этап
Оценка степени «законопослушания» территорий с учетом численности населения, находящегося под влиянием «незаконопослушных» объектов на территории
IV этап
Выявление приоритетных территорий области, групп объектов на основе сопоставления данных о выявленных приоритетных факторах и соблюдении требований санитарного законодательства на территории. Приоритетными являются: - территория, характеризующаяся низкой степенью «законопослушания», большой численностью проживающего населения и высокой степенью участия в формировании приоритетных факторов среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения на территории;
- группа объектов, характеризующаяся низкой степенью «законопослушания», большой численностью населения и высокой степенью участия в формировании приоритетных факторов среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения
V этап
Разработка санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с целью повышения степени «законопослушания» группы объектов и территорий
Разработка санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению влияния факторов среды обитания на состояние здоровья населения на объектах и территориях
VI этап - планирование деятельности госсанэпидслужбы
1. Совершенствование управления санитарно-эпидемиологической обстановкой и соблюдением требований санитарного законодательства на территории Свердловской области
2. Совершенствование организации надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов
3. Повышение эффективности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности (подготовка, повышение квалификации кадров, оснащение оборудованием и т. п.)
Определены 6 видов возможного неблагоприятного влияния деятельности объекта на население: условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы, выбросы, загрязнение почвы. По каждому виду установлены правила расчета численности населения в сутки.
Данная информация ведется в блоке учета юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) программного средства «Надзорная информационная система», уточняется и пополняется по результатам проверок, при обращении ЮЛ и ИП за разрешительными документами.
Степень «законопослушания» объекта надзора определяется количеством выявленных нарушений требований законодательства, которые формируются в базе данных по результатам каждой проверки.
Информация о несоответствующих нормативам лабораторных испытаниях формируется в программном средстве «Лабораторная информационная система» по результатам проверок, мониторинга, а также проводимого Центром производственного контроля.
На основании первых трех критериев по каждому из 6 видов влияния через ранжирование объектов рассчитывается интегральный показатель, который характеризует объект в целом по всем видам влияния. Дополнительная информация (о заболеваемости населения, количестве жалоб на объект и др.) увеличивает интегральный показатель влияния и усиливает ранг приоритетности объекта.
Специалисты каждого из 7 направлений деятельности (гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, эпидемиология, защита прав потребителей) на основании ранжирования группы объектов, относящихся к их сфере надзора, по интегральному показателю влияния выбирают приоритетные объекты надзора. Хозяйствующий субъект в зависимости от имеющихся у него объектов может оказаться приоритетным по одному или по нескольким направлениям деятельности. В дальнейшем это будет иметь значение для планирования лабораторных испытаний, при формировании группы должностных лиц для проведения проверки, перечня нормативных документов, соблюдение требований которых необходимо проверять.
Особенности выбора приоритетных объектов по направлению «защита прав потребителей» состоят в том, что приоритеты выбираются на уже выбранных гигиенистами объектах с учетом оказываемых приоритетных услуг, реализуемой приоритетной продукции, которые ежегодно утверждаются приказами.
В Управлении определяются приоритетные хозяйствующие субъекты областного значения, в территориальных отделах - приоритетные хозяйствующие субъекты для поднадзорной территориальному отделу территории.
Из перечней приоритетных субъектов с помощью технологий программного средства формируется план
проверок на год с учетом требований законодательства: 3 года с даты регистрации; 3 года с даты проведения последней плановой проверки; 3 года с момента подачи уведомления об осуществлении деятельности. Кроме того учитываются требования законодательства по установленной периодичности проверок относительно отдельных видов деятельности, установленных Правительством РФ.
Следующий этап - планирование лабораторных испытаний. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 14.10.13 № 743 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ)» государственная услуга «проведение лабораторных испытаний» планируется для целей надзора, социально-гигиенического мониторинга, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приоритетные показатели факторов среды обитания определяются по результатам социально-гигиенического мониторинга, анализа результатов надзорных мероприятий и ежегодно утверждаются приказом для всех 7 основных направлений деятельности. Разработаны и утверждены рекомендации, в соответствии с которыми в разрезе 7 основных направлений деятельности установлены основные принципы выбора факторов среды обитания, объектов испытаний, показателей по ведомственной классификации с учетом видов объектов.
Данная система выбора приоритетных объектов имеет характер риск-ориентированной модели, так как выбор основан на объективных данных, характеризующих санэпидситуацию на объектах надзора, уровень «зако-нопослушания». Кроме того в ней учитывается численность населения, находящегося под влиянием деятельности хозяйствующего субъекта. Это подход соответствует концепции федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», разработанной Министерством экономического развития РФ.
Применение данной методологии было бы крайне затруднительным при отсутствии специального программного средства «Надзорная информационная система», способствующего стандартизации и унификации деятельности в части соблюдения требований законодательства при проведении проверок, оформлении результатов проверок.
Существует ряд проблем в реализации данной модели. В основном они касаются качества ведения баз данных, связанных с численностью населения под влиянием объектов, с выявленными нарушениями, результатами лабораторных испытаний. Кроме того при выборе приоритетных субъектов с учетом значительного объема информации необходим опыт, высокий уровень квалификации специалистов.
Для поддержания качества функционирования модели, повышения эффективности проверок утверждена и реализуется система обеспечения и контроля качества проверок, которая при необходимости, например изменении законодательства, корректируется. Установлены элементы контроля системы, среди них реквизиты, характеризующие ЮЛ, ИП, их объекты, выбор объектов приоритетного надзора, проведение проверки, применение административных мер и т. д. По каждому элементу определены ответственные за обеспечение соблюдения требований законодательства и за контроль качества.
При планировании деятельности, в том числе надзорной, необходимо учитывать ресурсы службы, в первую очередь кадровые. С целью рационального и эффектив-
ного планирования деятельности по достижению поставленных задач по каждому из 7 основных направлений деятельности на основе опыта и с учетом структуры трудозатрат, утвержденных приказом Роспотребнадзора от 10.10.08 № 368, экспертным путем установлена примерная структура трудозатрат территориальных отделов Управления и филиалов Центра на основные группы мероприятий в течение года. В соответствии с этим же приказом рассчитывается нагрузка на специалистов Управления и Центра по направлениям с учетом структуры и нормативов трудозатрат, количество занятых штатных должностей.
Для повышения эффективности надзорной деятельности применяется оценка деятельности структурных подразделений, должностных лиц Управления и структурных подразделений, специалистов Центра, основанная на результатах достижения индикативных показателей целей и задач, направленных на улучшение санэпидобстановки и ситуации на потребительском рынке, а также выполнения должностными лицами Управления и специалистами Центра функций, в том числе контрольно-надзорных.
Внедрение риск-ориентированного подхода при формировании и реализации плана проверок привело к повышению эффективности надзорной деятельности:
- удельный вес приоритетных хозяйствующих субъектов в плановых проверках 2-й год составляет 100%;
- за последние 3 года в 1,7 раза увеличилось количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки;
- удельный вес проверок, в ходе которых возбуждены дела об административных правонарушениях, к общему количеству проверок с нарушениями составило 100%;
- в последние 3 года достигнут высокий удельный вес выполненных пунктов предписаний, который составил 87-88%.
Контрольно-надзорная деятельность не только побуждает подконтрольный хозяйствующий субъект устранить нарушение и, тем самым способствует пресечению или предупреждению неблагоприятных последствий для здоровья населения или имущества потребителей, но и стимулирует органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации к проведению мероприятий, направленных на улучшение санэпидобстановки, ситуации на потребительском рынке. Поэтому повышение эффективности надзорной деятельности приводит и к улучшению ряда показателей, характеризующих достижение задач в общей системе управления рисками для здоровья населения и имуществу потребителей. Среди них
- снижение заболеваемости по 17 инфекциям, стабилизация по 5;
- увеличение доли населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой на 5%;
- уменьшение доли проб атмосферного воздуха, превышающих ПДК в 1,6 раза;
- увеличение охвата горячим питанием учащихся школ до 96,3%;
- сокращение доли школьников в 1,6 раза, рассаженных за мебелью вне зависимости от роста;
- уменьшение доли лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, на 2,5%;
- снижение удельного вес забракованной молочной продукции в 1,4 раза, алкогольной в 1,2 раза, рыбной в 1,6 раза;
- снижение удельного веса проверок субъектов, оказывающих населению услуги с нарушениями в сфере
оказания транспортных услуг до 73,1%, в сфере оказания туристских услуг - до 81,2%.
Таким образом, элементы рисковой модели надзорной деятельности отработаны и внедрены в практическую деятельность Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в ходе реализованных в предыдущий период мероприятий и программ оптимизации надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Для обеспечения полномасштабного перехода на рисковую модель надзорной деятельности требуется:
1) создать вертикальную организационно-информационную структуру с необходимым штатом, программно-аналитическим комплексом;
2) разработать и утвердить подходы к выбору приоритетных для надзора объектов;
3) разработать и утвердить подходы к определению численности экспонированного населения;
4) разработать и утвердить подходы к оценке эффективности работы с учетом оценки реализации задач по управлению риском для здоровья населения, риском причинения вреда имуществу потребителей.
Литер ату р а
1. Онищенко Г.Г., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Ярушин С.В. Актуальные проблемы управления состоянием окружающей среды и здоровьем населения. Уральский медицинский журнал. 2008; 11: 4-10.
2. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2014; 2: 4-13.
3. Р 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.; 2004.
4. Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Ярушин С.В., Малых О.Л., Кузьмина Е.А. Управление санитарно-эпидемиологической обстановкой с использованием социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска для здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 11: 16-9.
5. Распоряжение Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 2292-РП «О санитарно-эпидемиологической
обстановке в 2012 году, управлении риском для здоровья населения и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области». Екатеринбург; 2013.
6. Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Диконская О.В., Малых О.Л., Ярушин С.В. Управление риском для здоровья населения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципальных образований (опыт Свердловской области). Анализ риска здоровью. 2013 3: 64-74.
7. Диконская О.В. Методические подходы к проблемно-целевому планированию и оценке деятельности органов и учреждение Роспотребнадзора в Свердловской области. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 1: 12-5.
Поступила 15.10.14
References
1. Onishchenko G.G., Gurvich V.B., Kuzmin S.V., Yarashin S.V. Urgent issues of managing the environment and public health. UralskiyMedicinskiy Zhurnal. 2008; 11: 4-10. (in Russian)
2. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Zaytseva N.V., May I.V., Shur P.Z. The analysis of health risk in the tasks of improving sanitary and epidemiologic surveillance in the Russian Federation. Analiz Riska Zdorov'yu. 2014; 2: 4-13. (in Russian)
3. R 2.1.10.1920-04. Guidelines for health risk assessment from exposure to chemical environmental pollutants. Moscow; 2004. (in Russian)
4. Kuzmin S.V., Gurvich V.B., Yarushin S.V., Malykh O.L., Kuzmi-na E.A. Management of the sanitary and epidemiologic situation using socio-hygienic monitoring and the population health risk assessment methodology. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 11: 16-9. (in Russian)
5. Order of the Sverdlovsk Regional Government No. 2292-RP on sanitary and epidemiologic situation in the year 2012, population health risk management and securing sanitary and epidemiologi-cal welfare of the population in the Sverdlovsk Region. Ekaterinburg; 2013. (in Russian)
6. Gurvich V.B., Kuz'min S.V., Dikonskaya O.V., Malykh O.L., Yarushin S.V. Population health risk management for the purpose of securing sanitary and epidemiologic welfare of urban population (experience of the Sverdlovsk Region). Analiz Riska Zdorov'yu. 2013; 3: 64-74. (in Russian)
7. Dikonskaya O.V. Methodological approaches to problem-targeted planning and evaluating activities of Sverdlovsk Regional Rospotrebnadzor bodies and institutions. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2010; 1: 12-5. (in Russian)
Received 15.10.14