Научная статья на тему 'Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи'

Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / TOLERANCE CULTURE / YOUTH / SOCIAL UNIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

Рассматривается «толерантность» как комплексное качество личности, которое формируется в различных сферах жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется досуговым общественным объединениям, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL LEISURE UNIONS IN FORMATION OF TOLERANT CULTURE OF YOUTH

“Tolerance” as a complex quality of the person, which is formed in various spheres of human activity, is considered. Special attention is given to leisure public associations, which are created in an informal environment and allow you to include human social relations and create not only a proactive stance, but also a social responsibility for the processes that take place in various spheres of life.

Текст научной работы на тему «Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи»

УДК 374.Q2

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ1

© Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности, почетный работник высшего профессионального образования РФ, e-mail: [email protected]

Рассматривается «толерантность» как комплексное качество личности, которое формируется в различных сферах жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется досуговым общественным объединениям, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

Ключевые слова: толерантная культура; молодежь; общественные объединения.

Наше общество неоднородно и поли-культурно, национальные черты и культурные традиции в своем многообразии, а зачастую - переплетении, образуют неповторимый облик нашей планеты. Однако современные процессы глобализации и интеграции далеко не всегда приводят к конструктивному «диалогу культур». Официальная статистика и данные многочисленных исследований свидетельствуют о росте молодежного экстремизма, различных форм, кон-

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ проект № 11-36-00235а1 «Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений».

фликтов на почве межнациональной неприязни, социального расслоения населения и т. п. В этой связи формирование толерантной культуры и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе становятся сегодня не только насущной необходимостью, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Толерантность в современных условиях представляет собой целостную систему ценностей, которая выражается в признании, уважении и понимании. Толерантность как и любая другая жизненная ценность индивида формируется в процессе развития личности

под влиянием многих факторов. Немаловажную роль при этом играют внешние условия, окружающие личность, такие как социальная группа, общество в целом и, наконец, международная среда.

Все это позволяет говорить о необходимости разработки комплексной стратегии формирования толерантной культуры, которая должна быть направлена, в первую очередь, на молодежь и предусматривать создание системы социально-педагогических условий, способствующих утверждению у молодых людей толерантных установок и навыков толерантного поведения во всех сферах жизни.

Особую актуальность проблема толерантности приобрела в конце XX - начале XXI в.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в международных нормативно-правовых документах: Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и др.

Важным документом, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны, является концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. В ней особо отмечается необходимость грамотного регулирования межнациональных и международных отношений.

В 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», целью которой являлись выработка и внедрение в социальную практику норм, определяющих устойчивость поведения в ситуациях социальной напряженности отдельных людей и социальных групп как основы граж-

данского согласия в демократическом государстве.

Одной из главных задач молодежной политики, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В числе основных путей решения этих задач стоит особо отметить такие, как популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, например, здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция, поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности,

воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности человека: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия.

Значительным ресурсом для формирования толерантной культуры молодежи обладают досуговые общественные объединения и молодежные организации, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

Однако проблема развития толерантной культуры в условиях деятельности досуговых общественных объединений пока не изучена в полной мере, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Сегодня при решении проблемы развития толерантной культуры мы можем наблюдать противоречия между:

- объективными потребностями общества и государства в формировании толерантной личности в учреждениях культуры и образования и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического

процесса как средства развития толерантной культуры у молодых людей;

- необходимостью интенсификации процесса развития толерантной культуры в условиях деятельности общественных объединений и организаций и недостаточным количеством научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- потенциальными возможностями общественных объединений и организаций в развитии толерантной культуры молодежи и недостаточно эффективным их целевым использованием в воспитательном процессе, а также отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Накопленный в ходе социально-экономических преобразований комплекс проблем и противоречий обусловливает более жесткие и серьезные требования к новым поколениям граждан Российской Федерации. Ведь от активной позиции молодежи во всех сферах жизни зависит темп продвижения России по пути демократических преобразований, социальная стабильность нашего общества. Поэтому молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Участие молодежи в общественных объединениях является одной из основных задач нашего государства. По мнению исследователей, в случае отказа от принятия срочных мер в области государственной молодежной политики, степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития страны в целом [1].

Одной из важнейших проблем для общественных объединений, функционирующих в сфере досуга, является создание высокой индивидуальной мотивации у потенциального участника, связанной с возможностью выбора занятия по интересам, возможности самореализации в условиях объединения. Эта мотивация должна включать в себя также создание толерантной среды, удовлетворяющей по-

требности в общении, самоутверждении, развитии разнообразных интересов и увлечений.

Педагогическая работа в молодежных общественных объединениях предполагает привлечение большого количества людей, наличие определенных навыков у субъекта воспитательной деятельности, практическую реализацию новых технологий социальнокультурной деятельности, что является важным фактором эффективного формирования толерантной культуры у молодых людей.

Молодежные и детские досуговые общественные объединения, созданные на добровольной основе, являются эффективной площадкой для формирования толерантной культуры, нравственных качеств, норм и ценностей. Это связано с тем, что в процессе деятельности таких объединений формируется самодеятельная досуговая общность с общими целями, в рамках которой создаются условия для реализации определенных навыков и потенциалов личности. Ресурсы самодеятельной досуговой общности как фактора формирования толерантной культуры и взаимодействия обусловлены коллективным характером и нерегламентированными формами совместной деятельности.

Сегодня можно предложить в качестве наиболее способствующих повышению уровня толерантной культуры следующие детские и молодежные общественные объединения: военно-патриотические, туристические, краеведческие, педагогические, миротворческие, национальные детские организации.

Таким образом, говоря о досуговых общественных объединениях, в которых возможно осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие, следует отметить, что создание таких объединений преследует определенную цель или решение конкретных социально значимых задач. Сама деятельность общественного объединения происходит в свободное, не рабочее время, за исключением ситуаций, когда в общественном объединении есть должности освобожденных работников, лично отвечающих за то или иное направление деятельности. В любом случае деятельность общественного объединения - это работа в педагогически обусловленной среде. Эффективность такой деятельности оценивается по результатам решения социальных, педагогических, культурных, воспитательных, образовательных и других

задач, поставленных для себя участниками

общественного объединения, и удовлетворе- 1. Анисимов О.С. Толерантность в обществен-

ния насущных потребностей лиц, приходя- ном сознании России. М., 1997.

щих в общественное объединение.

Поступила в редакцию 16.09.2012 г.

UDC 374.02

ROLE OF SOCIAL LEISURE UNIONS IN FORMATION OF TOLERANT CULTURE OF YOUTH Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor of Socio-cultural Activity Department, Honored Worker of High Professional Education RF, e-mail: [email protected]

“Tolerance” as a complex quality of the person, which is formed in various spheres of human activity, is considered. Special attention is given to leisure public associations, which are created in an informal environment and allow you to include human social relations and create not only a proactive stance, but also a social responsibility for the processes that take place in various spheres of life.

Key words: tolerance culture; youth; social unions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.