Научная статья на тему 'Сущность формирования гражданского самосознания молодежи в условиях социально-культурной деятельности общественных объединений'

Сущность формирования гражданского самосознания молодежи в условиях социально-культурной деятельности общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
344
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CIVIL SELF-CONSCIOUSNESS / YOUTH / WELFARE ACTIVITY / PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Павел Игоревич

В статье рассмотрена проблема формирования гражданского самосознания молодежи. Подчеркивается необходимость использования потенциала социально-культурной деятельности общественных объединений в формировании гражданского самосознания молодежи. Проанализированы теоретические источники по проблеме и определена сущность данного педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Павел Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF FORMATION OF CIVIL SELF-CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF PUBLIC UNIONS

In the article the problem of formation of civil self-consciousness of youth is considered. The necessity of use of potential of welfare activity of public associations for formation of civil self-consciousness of youth is emphasized. The theoretical sources on a problem are analyzed and the essence of the given pedagogical process is determined.

Текст научной работы на тему «Сущность формирования гражданского самосознания молодежи в условиях социально-культурной деятельности общественных объединений»

УДК 37.06

СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

© Павел Игоревич ЯКОВЛЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена проблема формирования гражданского самосознания молодежи. Подчеркивается необходимость использования потенциала социально-культурной деятельности общественных объединений в формировании гражданского самосознания молодежи. Проанализированы теоретические источники по проблеме и определена сущность данного педагогического процесса.

Ключевые слова: гражданское самосознание; молодежь; социально-культурная деятельность; общественные объединения.

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, появляются новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции и т. п.

Преодоление недостатков в процессе формирования гражданского самосознания молодежи приобретает сегодня особое значение, т. к. происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания гражданского самосознания.

Воспитание гражданского самосознания стало сегодня одним из приоритетных направлений государственной культурной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» констатируется резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования, которые должны выступать основными факторами формирования патриотизма и гражданственности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» выдвинуты такие принципы образовательной политики, как: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Устойчивый рост негативных явлений в молодежной среде, с одной стороны, недостаточность использования деятельности общественных объединений в формировании гражданского самосознания молодежи - с другой, изменяют систему взглядов на проблему формирования гражданского самосознания молодежи и актуализируют рассматриваемую проблему.

Между тем, проблема использования потенциала социально-культурной деятельности общественных объединений в формировании гражданского самосознания молодежи не подвергалась целенаправленному исследованию.

В настоящее время формирование гражданского самосознания личности, т. е. ее

гражданской компетентности, гражданственности, патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции, интереса к истории своего народа, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны, интернационализма, комплекса морально-этических ценностей, желания участвовать в общественной жизни, способности к гражданской активности и др., является очень важным и сложным этапом в формировании всего общества в целом.

Гражданское самосознание - одна из первооснов гражданского общества, т. к. оно позволяет индивиду осознавать себя самостоятельным, наделенным правами и обязанностями членом общества.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Социально-психологические аспекты

становления самосознания личности, его значение, признаки развития, показатели уровней исследованы в работах М.В. Анкудиновой, Ю.А. Афонькиной, Э.В. Ильенкова, Л.А. Йеменской, И.С. Кона, Л.И. Липкиной,

B.C. Магун и др. Вопросам соотношения самосознания и деятельности личности было уделено большое внимание в исследованиях психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович,

А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спир-кина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др. Они рассматривали самосознание как психическую деятельность, направленную не только на отражение внешнего мира, но и на выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление ей себя как субъекта субъекту.

В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Липкиной, П.Ф. Чаматы и других в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности. Постижение закономерностей строения и развития самосознания личности вывело исследователей на вопросы познания и отношения личности к себе в процессе социокультурного

становления (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, И.С. Кон, B.C. Мухина, А.Г. Но-вохватько, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский,

B.В. Столин и др.).

В работах следующих зарубежных авторов представлены концептуальные подходы к исследованию самосознания: проблемы объективного самосознания (Р. Виклунд,

C. Дьювель), глобального Я (К. Блага, М. Шебек), культурного феномена (Дж. Ма-ролис, K.P. Роджерс, Ц. Селларс), уровневого развития (М. Розенберг, Э. Эриксон). Общим для большинства исследований является положение о зависимости развития самосознания от способа и характера активности личности в социальной жизни, а также от степени осознанности этой активности.

Одним из центральных в исследованиях, проведенных в контексте парадигмы личностно-ориентированного образования, является педагогический аспект становления самосознания (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич,

В.А. Сластенин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). В рамках этих исследований рассматриваются различные аспекты становления субъектности личности, ее социальной и творческой активности, что предполагает, прежде всего, наличие развитого самосознания.

Таким образом, в науке созданы определенные предпосылки разработки проблемы формирования гражданского самосознания.

Констатируя множественность институтов социального влияния на личность молодого человека в свободное время, необходимо особо выделить воздействие молодежных общественных организаций. В этом контексте можно говорить о том, что сегодня молодежные общественные организации выступают феноменом социально-культурной активности подрастающего поколения [1]. Деятельность молодежных общественных организаций опирается на процессы подлинного творчества населения, независимость и самостоятельность работы, использование большого исторического опыта, накопленного в процессе развития отечественного молодежного движения.

В складывающихся условиях актуализируется позиция досуговых структур в процессе деятельности подростковых и молодежных сообществ. В результате, одним из наиболее активно действующих социальных институтов выступает молодежное общест-

венное объединение. Здесь мы имеем в виду, прежде всего, организационно оформленную разновидность данных формирований - общественные организации молодежи. Они способствуют созданию условий для удовлетворения возникающих потребностей, интересов, формируют новые устремления. Одним из непременных обстоятельств деятельности этих досуговых объединений выступает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора,

адаптация к социальным нормам и ценностям.

Говоря о деятельности общественных объединений, необходимо рассмотреть социально-культурную природу их происхождения.

Общественные объединения имеют богатые возможности для воздействия на личность с целью ее всестороннего развития. Можно сказать, что по своей природе они являются результатом соединения усилий конкретного человека или группы лиц с запросами общества. Об общественных объединениях часто говорится как о самостоятельном социально-культурном институте, занимающем определенную воспитательную нишу в сложной и многоуровневой системе социализации личности в рамках той или иной общественной формации. Помимо воспитательной функции, общественные объединения способны служить генератором множества социально-культурных изменений во взаимоотношениях конкретного человека и общества, межинституциональных связях, в создании гражданского общества [2, с. 76-85].

Общественная инициатива и активность, ставшие суммой индивидуальных запросов и потребностей нескольких человек, имеют хороший потенциальный запас для процессов саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования. Конечно же, помимо всех тех существительных с приставкой «само». перечисленных выше, внутри общественного объединения действуют сильные механизмы взаимовлияния, базирующиеся на межличностном взаимодействии, коллективной дея-

тельности и педагогическом воздействии. Общественное объединение - это коллектив единомышленников, объединенных своей организационной культурой, включающей цели и задачи объединения, определенные способы и методы достижения поставленной цели, обычаи, обряды, традиции, сложившиеся стили межличностного взаимодействия и другие элементы жизнедеятельности того или иного формирования.

В данном контексте необходимо отметить, что досуговое общение или общение внутри общественного объединения связано с рекреативной составляющей работы организации. Отдых, развлечения выступают, на наш взгляд, связующим звеном между просвещением, познанием и личностью участника общественного объединения [3, с. 56-62].

Таким образом, формирование гражданского самосознания молодежи в условиях социально-культурной деятельности общественных объединений мы определяем как педагогический процесс, происходящий в свободное время на основе собственных потребностей, направленный на осознание молодым человеком себя гражданином своей страны и членом гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности, способным действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

1. Песоцкая Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности. Саранск, 1996.

2. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 1.

3. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи: Социологическое изучение // Социологические исследования. 1989. № 2.

Поступила в редакцию 12.11.2011 г.

UDC 37.06

THE ESSENCE OF FORMATION OF CIVIL SELF-CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY OF PUBLIC UNIONS

Pavel Igorevich YAKOVLEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

In the article the problem of formation of civil self-consciousness of youth is considered. The necessity of use of potential of welfare activity of public associations for formation of civil self-consciousness of youth is emphasized. The theoretical sources on a problem are analyzed and the essence of the given pedagogical process is determined.

Key words: civil self-consciousness; youth; welfare activity; public associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.