Научная статья на тему 'Роль образования в реализации Национального плана борьбы с коррупцией в России на 2016-2017 годы'

Роль образования в реализации Национального плана борьбы с коррупцией в России на 2016-2017 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1426
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / EDUCATION / UPBRINGING / CORRUPTION / NATIONAL PLAN / CONFLICT OF INTEREST / COMBATING CORRUPTION / PRINCIPLES AND TASKS ON COMBATING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крайнов Виталий Иванович

В статье дан фрагментарный анализ «Национального плана противодействия коррупции на период 20162017 годы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 года № 147, и роли образования в его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крайнов Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PLAN ON FIGHT AGAINST CORRUPTION IN RUSSIA FOR 2016-2017

The article deals with a fragmentary analysis of the National plan on fight against corruption in Russia for 2016-2017 approved by the Decree of the President of the Russian Federation of April, 1, 2016 № 147, and the role of education in the practical implementation of thereof.

Текст научной работы на тему «Роль образования в реализации Национального плана борьбы с коррупцией в России на 2016-2017 годы»

ТЕМА НоМЕрА: МИР ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ

материалы международной научно-практической конференции «современное образование: векторы развития»

В.И. Крайнов

УДК 37

Роль образования в реализации национального плана борьбы с коррупцией в России на 2016—2017 годы

В статье дан фрагментарный анализ «Национального плана противодействия коррупции на период 2016— 2017 годы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 . 04 .2016 года № 147, и роли образования в его реализации

Ключевые слова: образование, воспитание, коррупция, национальный план, конфликт интересов, противодействие коррупции, принципы и задачи противодействия коррупции

Правовой основой роли образования в борьбе с коррупцией в России на современном этапе являются:

— Федеральный закон от 25. 12 .2008 № 273-Ф3 (редакция от 15.02 .2016) «О противодействии коррупции» [13];

— Федеральный закон от 29. 12 .2012 № 273 (редакция от 03 07 2016) «Об образовании в Российской Федерации» [14];

— Указ Президента Российской Федерации от 01. 04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы» [17] и др.

В ст. 80 Конституции Российской Федерации [8] закрепляется важнейшая роль Президента Российской Федерации по обеспечению функционирования органов государственной власти, что свидетельствует о выступлении его в качестве арбитра не только в горизонтальном, но и в вертикальном разделении властей

Несмотря на то, что Конституция России не включает Президента Российской Федерации в систему исполнительной власти, ряд его полномочий свидетельствует о ключевой роли Президента Российской Федерации в организации противодействия коррупции

Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла

© Крайнов В . И . , 2016

Национальный план противодействия коррупции представляет собой документ, включающий комплекс мероприятий по разработке законодательных мер, организации системы профилактики коррупции, совершенствованию государственного управления, повышению профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения

Как ни странно, но в Интернете размещены коррупционные тарифы, а распространяемая информация о коррупции вряд ли кого-то удивляет, как не удивляют и кадры оперативной съемки задержания коррупционеров — все похожи, разница только в цифрах. Так, недавно бывшего начальника управления информации МВД Олега Аксенова задержали на даче — на фоне немаленького дома и внушительного автопарка Там же следователи нашли документы на собственность в Италии, оформленную, конечно, на жену. А в сейфе в рабочем кабинете — 60 тысяч долларов. В деле депутата городской думы Екатеринбурга Максима Петлина сумма поскромнее — по версии следствия, он требовал 3 миллиона рублей за то, чтобы не мешать строительству торгового центра . На этой неделе депутата отпустили из-под стражи под залог в 5 миллионов . Бывший глава Верхнеусносского района Татарстана Александр Тимофеев за 10 миллионов обещал помочь предпринимателю в покупке участка Тимофееву теперь придется заплатить 300 миллионов . Этот приговор стал одним из первых случаев в России, когда срок заменили штрафом Наверняка будут и другие Впрочем, это лишь одна из многих мер противодействия коррупции

Как справедливо подметил Президент Российской Федерации В . В . Путин, «нет такой таблетки от коррупции — раз, проглотил и все, государство выздоровело» [16]. «Нужна последовательная, жесткая, настойчивая и принципиальная борьба с коррупцией» [18].

«Если проверка выявляет, что расходы чиновника по тем... сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства» [4]. «Такие сведения по концепции законопроекта должны предоставляться, если сумма самой сделки, то есть сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службу» [12].

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих базовых принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами

Под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица

Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

В настоящее время актуальным является и понятие «конфликт интересов педагогического работника» Как следует из подпункта 33 ст 2 основных понятий, используемых в Федеральном законе № 273 от 29. 12 .2012 «Об образовании в Российской Федерации, это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Говоря о роли Национального плана противодействия коррупции, следует отметить, что он направлен на решение следующих базовых задач:

1 . Совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

2 . Совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-Ф3 (редакция от 03 . 11.2015) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [15].

3 . Повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации

4 . Повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

5 . Усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции

6 . Расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности

7. Повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям

Исходя из задач Национального плана противодействия коррупции, можно определить его цель: это искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе

Анализ положений Национального плана противодействия коррупции на 2016—2017 годы показывает, что образованию в нем отведена существенная роль, особенно по вопросам воспитания различных категорий граждан, подготовки необходимых кадров и ряд иных мероприятий, которые необходимо взять на вооружение высшим образовательным учрежде-

ниям, исходя из задач, которые ставятся перед различными государственными и негосударственными структурами России

Так, в Правительстве Российской Федерации в борьбе с коррупцией поставлены следующие задачи, реализация которых позволяет задействовать и научный потенциал Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета:

— ежегодное проведение повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней (базовый — для обучающихся впервые и повышенный — для прошедших обучение ранее), согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации (не менее 1000 человек в год);

— продолжение работы с участием экспертного, научного сообщества и институтов гражданского общества по подготовке предложений о совершенствовании этических основ государственной и муниципальной службы в части, касающейся соблюдения государственными и муниципальными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также об обеспечении повседневного контроля за соблюдением этических норм и правил;

— обеспечение проведения среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны социологических исследований для оценки уровня коррупции в Российской Федерации и эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции

Исходя из задач, поставленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, считаю возможным обеспечить совместно с ней подготовку: методических рекомендаций по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов

Исходя из задач, поставленных перед высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, считаю возможным обеспечить совместно с ними организацию обучения работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации программам дополнительного профессионального образования, включающим раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений

В п 18 Национального плана борьбы с коррупцией сформулированы прямые задачи для высших учебных заведений в борьбе с коррупцией, которые необходимо реализовать совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государствен-

ной службы при Президенте Российской Федерации», которому поручено обеспечить:

— разработку Научно-образовательным центром противодействия коррупции с привлечением иных научных и образовательных организаций и при участии Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции научно-практического пособия «Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений» для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

— ежегодно проводить на базе Научно-образовательного центра противодействия коррупции учебно-методические семинары продолжительностью до пяти дней для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации

Считаю необходимым организовать взаимодействие с Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"», другими общественными организациями для реализации следующих задач:

— подготовка и проведение просветительских мероприятий, направленных на информирование граждан о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции к поведению лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на обеспечение выполнения гражданами норм антикоррупционного поведения, на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости легитимации коррупционных проявлений

Совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество «Знание»», другими общественными организациями:

— обеспечить во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в субъектах Российской Федерации регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике

Совместно с Общероссийской общественной организацией «Союз журналистов России»:

— организовать во взаимодействии с заинтересованными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение ежегодного конкурса журналистских публикаций на тему «Средства массовой информации против коррупции»

Совместно с Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество «Знание»», Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», иными заинтересованными общественным организациями обеспечить создание художественных и документальных фильмов, радио- и телевизионных программ, интернет-роликов, иной медиапродукции, способствующих формированию в обществе активного неприятия всех форм коррупции, повышению престижа государственной службы, а также пропагандирующих соблюдение всеми членами общества требований антикоррупционных стандартов

Принять участие в реализации федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С А Герасимова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» проведения ежегодных конкурсов социальной антикоррупционной рекламы (плакат, баннер, видеоролик)

Вместе с тем, необходимо выработать мероприятия по реализации следующих мер по профилактике коррупции:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, мер юридической ответственности за непредставление сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

В заключение считаю актуальным предложить выработать и реализовать мероприятия по следующим направлениям деятельности органов в сфере образования, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;

5) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

6) обеспечение независимости средств массовой информации;

7) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

8) обеспечение открытости конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Литература

1 . Агеев В.Н. Борьба с коррупцией в сфере государственной службы как при-

оритетное направление государственной политики // Следователь. 2009. № 9.

2 . Алексеева Л.Г. Противодействие коррупции мерами прокурорского надзо-

ра // Законность . 2016 . № 5 .

3 . Богатиков А.Л. О проблемах противодействия коррупции на федеральном,

региональном и муниципальном уровнях // Российский следователь . 2011 .

№ 2

4. Выступление Д .А . Медведева 13 марта 2012 года на заседании Совета по

противодействию коррупции . [Электронный ресурс] URL: http://abzelil-

pressa . ru/obshhestvo/pod-kontrol-ne-tolko-doxody-no-i-rasxody. html .

5 . Избачков Ю.С., Рыбак К.Е. Новая методика проведения антикоррупционной

экспертизы // Право и экономика . 2010 . № 9 .

6 . Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Современное право . 2016 . № 4 . 7. Казаченкова О.В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков // Административное и муниципальное право . 2010 . № 4.

8 . Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-

ем 12 . 12 .1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 12 2008 № 6-ФКЗ, от 30 . 12 . 2008 № 7-ФКЗ, от 05 . 02 . 2014 № 2-ФКЗ, от 21 . 07. 2014 № 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции Российской Федерации с внесенными поправками от 21 . 07. 2014 опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 04. 08 . 2014, № 31, ст. 4398 .

9 . Лут С.С. Некоторые вопросы, касающиеся совершенствования антикор-

рупционного законодательства России // Российский следователь 2010 № 22

10 . Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах //

Российская юстиция 2010 № 11

11 Марьян А.В К вопросу о совершенствовании административно-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право 2010 № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 . Медведев потребовал поставить под контроль расходы государственных

служащих http://www. 1sn . ru/56760 . html?m=03&y=2013 .

13 . Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo .

gov. ru — 15. 02 . 2016 .

14. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo . gov. ru — 04. 07. 2016 .

15 . Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo .

gov. ru — 04. 12 . 2012 .

16 . Правительство создаст реестр отрешенных от должности http://citater.ru/

author/254/32; http://kommersant . ru/doc/2300438 . 17. Российская газета . № 78 . 13 . 04. 2016 .

18 . Смертельная битва Путина с коррупцией . http://www. dal . by/news/19/26-04-

12-19/ .

19 . Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Рос-

сийской Феде-рации о противодействии коррупции // Журнал российского права 2011 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.