ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 35.088.6
Агеева Е.А.1 Тимченко В.А.2
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции в РФ, рассматриваемые через призму организации и налаживания эффективного функционирования системы подготовки специалистов, курирующих вопросы реализации антикоррупционной политики в РФ
Ключевые слова: коррупция, государственная политика в сфере противодействия коррупции, курсы повышения квалификации, подготовка специалистов в области реализации государственной политики по противодействию коррупции
Ageeva Е.А. Timchenko V.A.
THE IMPLEMENTATION OF THE STATE ANTI-CORRUPTION POLICY FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF PUBLIC SERVANTS
Annotation. The article discusses the main problems of state policy in the sphere of combating corruption in Russia, viewed through the prism of the organization and the effective functioning of the system of training specialists in charge of the implementation of anti-corruption policy in Russia
Keywords: corruption, public policy in the field of anti-corruption training courses, training of specialists in the field of implementation of the state policy on combating corruption
Сохранение устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития РФ, рассматриваемого через призму обеспечения национальной безопасности государства, во многом связано с повышением качества функционирования института государственной гражданской службы. Однако на пути решения этой задачи встречаются
1 Агеева Екатерина Александровна, кандидат политических наук, зав. кафедрой государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
2 Тимченко Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
14
такие серьезные препятствия как коррупция, в которой отражаются самые отрицательные моменты в организации и деятельности органов власти и управления. Преодоление коррупции в сфере государственного управления требует применения системных мер, одно из основных мест среди которых занимают механизм преодоления коррупциогенно-сти законов, регулирующих государственно-служебные отношения, повышение качества функционирования института государственной гражданской службы и оценка коррупционных рисков на государственной гражданской службе. Действенность осуществляемых в органах власти и управления преобразований, направленных на совершенствование функционирования института государственной гражданской службы, укрепление и возможность реализации правового статуса государственных гражданских служащих, в значительной степени зависит от того, насколько принимаются правильные и обоснованные решения, совершенны действующие нормативные правовые акты о государственной гражданской службе, немаловажное значение среди которых отводится антикоррупционному законодательству, центральное место в котором отводится Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЭ. [1]
Проблема противодействия коррупции находится в центре внимания как научного сообщества и широкой общественности, так и первых лиц государства. Подтверждением данного умозаключения выступает посыл Президента РФ В.В. Путина от 02 января 2016 года (озвученный на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции), согласно которому следует, что: «...Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости - изолировать от общества коррупционеров. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов. Сегодня важно двигаться дальше, прежде всего, решать задачи, поставленные в Послании Федеральному Собранию. В частности, на их реализацию направлен и Указ, подписанный в конце прошлого года. Этот правовой документ установил механизмы раскрытия информации о личной заинтересованности служащего, привлечения к ответственности нарушителей вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере. Необходимо совершенствовать работу структур, которые контролируют расходование бюджетных средств. Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов. В общем, работы здесь очень и очень много. И вопрос не в том, чтобы с сегодня на завтра добиться ярких каких - то побед на этом поприще - наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая. Но если мы остановимся, будет хуже. Двигаться нужно только вперёд...». [2]
Словам Президента РФ о важности и наличии результативности проделанной работы в сфере противодействия коррупции созвучна позиция его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который в контексте ряда резонансных коррупционных дел последнего времени отметил: «...Мы знаем, что последовательно проводится линия на борьбу с коррупцией. Собственно, выявленные случаи вовлечения в коррупционные схемы, весьма поражающие своими объемами, являются красочным тому подтверждением. Это
действительно последовательная работа, целенаправленная, кропотливая. И это яркое свидетельство тому, что эта работа ведется. Невозможно ожидать каких-то сиюминутных результатов. Эффект от этой работы носит кумулятивный характер, он наступает со временем...». [3]
Свидетельством достижения определенных показателей в сфере противодействия коррупции явилось заседание президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции от 07 апреля 2016 года, проведенное под руководством Сергея Иванова, на котором, в частности Генеральный прокурор Юрий Чайка проинформировал президиум о принятых во исполнение пункта 12 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы мерах по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственных или муниципальных заказов. Согласно представленной информации в результате принятых органами прокуратуры мер в 2015 году установлено и пресечено около 132 тысяч нарушений закона о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе почти 55 тысяч нарушений коррупционной направленности, возбуждён ряд уголовных дел. [4] Президиумом Совета поручено продолжить реализацию мер, направленных на предупреждение и пресечение «откатов», выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сосредоточив усилия на жизненно важных социальных сферах: здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве. Министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным доведена практика реализации организациями требований законодательства по принятию мер в целях предупреждения коррупции, предусмотренных статьёй 133 Федерального закона «О противодействии коррупции». В ходе состоявшегося обсуждения были определены основные направления антикоррупционной деятельности в организациях, занимающихся предпринимательством, а также в региональных и муниципальных предприятиях. Особое внимание было уделено формированию в указанных организациях системы эффективной профилактики коррупционных правонарушений; устранению факторов, способствующих злоупотреблениям; организации действенного взаимодействия государства и бизнеса в данной сфере.
Следует отметить, что в последнее время вопросам эффективного взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и населения, рассматриваемого через призму противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации уделяется одно из первостепенных мест. Необходимо понимать, что такое повышенное внимание со стороны как государства, так и всего обществ в целом к проблеме коррупции происходит из-за существенного снижения эффективности государственного управления. Исходя из этого, падают темпы экономического роста нашей страны, темпы роста благосостояния граждан РФ, увеличивается рост преступных деяний. [5] Вывод о снижении эффективности функционирования системы государственного управления подтверждается Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, со слов которого, произнесенных 30 сентября 2016 г. на Международном инвестиционном форуме в г. Сочи, следует, что «.. .Государственная машина неповоротлива и несет на себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских механизмов, и переходные черты 1990-х, и наши последующие новации. Для нас, безусловно, важно не только достигнуть всех целевых показателей в образовании, здравоохранении, в дорогах, в городской среде - то есть во всех сферах жизни людей - это ключевая, важней-16
шая задача; но нужно поменять и всю систему государственного управления, потому что если ее не приспособить к решению этих задач, то мы не сможем добиться их выполнения. Низкая эффективность системы госуправления - это один из ключевых факторов, который сдерживает развитие страны, многие хорошие инициативы и идеи, которым могли бы двигать РФ вперед просто разбиваются об административные стены, а принимаемые законы не работают в должной мере. Именно поэтому мы сегодня, не без труда и не без проблем, стараемся переходить от модели управления «по поручениям» к управлению по результатам, то есть к проектному походу, что должно стать проверкой способности обеспечить новое качество госуправления. Проектный подход основан на эффективности, так как каждый бюджетный рубль, вложенный в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров и инфраструктуры, а каждый нормативный акт должен давать конкретный результат. В такой огромной стране как наша, с такими разными регионами, с такой многоступенчатой системой управления работа государственного аппарата должна быть гораздо на порядок более качественной, в этом плане какой-либо верхней планки профессиональной ответственности не существует...». [6]
Обращает на себя внимание, что качество функционирования системы государственного управления в России в значительной степени определяется действенностью комплекса мер по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупционным правонарушениям. Коррупция как сложное социально-политическое явление, проявляющееся в действиях чиновников, политических и общественных деятелей, принимающих в целях личного обогащения решения, наносящие существенный вред государству и обществу, детерминирует общественно-политические и социально-экономические основы современного российского общества. Несмотря на усиленную работу государственного аппарата, гражданского общества и каждого человека в отдельности в сфере противодействия коррупции, к сожалению, масштабы ее распространения в нашей стране продолжают динамично набирать обороты. Коррупция, пожалуй, один из основных факторов, тормозящий развитие нашего государства, стоящий особой преградой к развитию демократического общества. В связи с этим необходима четкая и последовательная работа в борьбе с этим явлением, разработка тактики и стратегии в данном направлении. Надо отметить, что кадровая коррупция в системе государственной гражданской службы не только причиняет существенный вред нашему обществу, но и снижает авторитет представителей органов власти и управления в глазах населения.
Следует отметить, что планомерность и системность реализации государственной политики по противодействию коррупции обеспечивается посредством исполнения соответствующих поручений, прописанных в ряде таких основополагающих документов как, например, Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг.» и Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы», которыми предусмотрены постановка и решение комплекса задач по обеспечению повышения эффективности антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. Для этого в деятельность федеральных государственных органов по противодействию коррупции необходимо внедрить современные технологии, в том числе до 2018 года методику оценки и систему мониторинга (контроля) эффективности деятельности подразделений этих органов по
профилактике коррупционных и иных правонарушений. Кроме того, рассматриваемым документом предусмотрено совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов.
Руководствуясь Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг. руководителям федеральных государственных органов вменено в обязанность, а высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и руководителям органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить внесение в соответствующие планы по противодействию коррупции изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами. Мероприятия Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. направлены на решение таких основных задач как: [7]
- совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
- повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов РФ, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах РФ;
- повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
- расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;
- повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
В целях реализации такой задачи Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. как повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов РФ, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах РФ, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» предписано обеспечить разработку Научно-образовательным центром противодействия коррупции с привлечением иных научных и образовательных организаций и при участии Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции научно-практического пособия «Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов РФ) по профилактике коррупционных и иных правонарушений» для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, а также ежегодное проведение на базе Научно-образовательного центра противодействия коррупции учебно-методических семинаров для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента РФ.
Во исполнение подпункта «б» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и в соответствии с распоряжением Президента РФ от 26 августа 2016 г. № 257-рп Минтрудом России в 2016 году организовано централизованное повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по дополнительной профессиональной программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» объемом 54 часа (базовый уровень) и объемом 36 часов (продвинутый уровень), согласованной с Администрацией Президента РФ.
Участие в реализации Программы в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, по обучению федеральных государственных гражданских служащих общей численностью более 70 человек, принял Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации программы «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» было осуществлено профессорско-преподавательским составом и сотрудниками таких структурных подразделений Северо-Кавказского института как: кафедра государственного, муниципального управления и права, кафедра правового обеспечения деятельности органов власти, а также Центр «Высшая школа государственного управления», в функционал которого входят организация взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и бизнес-сообществом по вопросам дополнительного профессионального образования;
19
организация профессионального развития (в том числе дополнительного профессионального образования) государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также лиц, состоящих в резерве управленческих кадров.
В заключение следует отметить, что характер общественно-политической и социально-экономической ситуации в РФ обусловливает необходимость внедрения программно-целевого метода при разработке и реализации антикоррупционных мероприя-
SJ V» W /- I Г
тии в системе государственной гражданской службы. К числу приоритетов такого подхода могут относится: концентрация сил и средств органов законодательной и исполнительной власти на наиболее важных направлениях антикоррупционной политики в системе гражданской службы; четкое определение стратегии и тактики при разработке и реализации антикоррупционных программ федерального и регионального уровней России; мобилизация финансовых и организационных ресурсов, привлечение средств из нескольких источников финансирования, участие в реализации программ органов публичной власти различного уровня, а также институтов гражданского общества. Для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика современного государства должна включать целый комплекс мер как по пресечению коррупционных правонарушений, так и по их профилактике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
2. http://kremlin.rU/events/councils/by-council/12/51207
3. https://news.mail.ru/politics/27109241/
4. http://kremlin.rU/events/councils/by-council/12/51691
5. Малик И.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления, Выпуск № 3 / 2015, С. 53
6. http://tass.ru/politika/3667349
7. http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19613 8/а805 70b 15 d 18be2f45 c9f 208ac7749fbfd315dbe/