АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Кабанов П.А.* Аннотация.
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предложены меры по его совершенствованию.
Ключевые слова: коррупция, информационная политика, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, антикоррупционное информирование, антикоррупционное просвещение.
DOI: 10.21681/1994-1404-2017-2-04-17
Эффективность антикоррупционного просвещения как одного из инструментов противодействия коррупции зависит не только от состояния правового регулирования этого антикоррупционного средства, но и от избранных технологических решений его осуществления. С учетом развития информационной инфраструктуры современного российского общества перед органами государственной власти и органами местного самоуправления была поставлена задача информационной открытости различных сторон их деятельности, в том числе и деятельности по противодействию коррупции. Вопросам результативности решения этой задачи были посвящены исследования российских специалистов, которые с различных мировоззренческих позиций рассматривали антикоррупционного информирования. Одни специалисты утверждали, что информационная открытость является необходимым элементом противодействия коррупции [1; 2, с. 13-15; 3, с. 308-310], такой подход соответствовал требованиям части 3 статьи 3 федерального закона «О противодействии коррупции»1 и региональному антикорруп-
1 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 03.04.2017 № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
ционному законодательству.2 Другие говорили о важности информационного обеспечения противодействия коррупции [4, с. 21-27; 5, с. 23-27; 6, с. 50-59; 7, с. 34-40; 8, с. 58-64]. Третьи выделяли и исследовали информационные аспекты противодействия коррупции в отдельных сферах жизнедеятельности [9, с. 116-131; 10, с. 95-99]. Четвертые пытались адаптировать информационные ресурсы и средства к деятельности по противодействию коррупции, для повышения её эффективности [11, с. 417-420; 12, с. 154-157; 13, с. 74-77; 14, с. 223-224; 15, с. 133-139]. Пятые уделяли внимание правовому регулированию информационного обеспечения противодействия коррупции [16, с. 25-39; 17, с. 14-33]. Все эти работы достаточно полно исследовали отдельные сферы информационного сопровождения государственной полити-
2 О противодействии коррупции в Республике Ингушетия: закон Республики Ингушетия от 04.03.2009 № 8-РЗ (в ред. от 19.06.2017 № 29-РЗ) // Ингушетия. 2009. 12 марта; О противодействии коррупции в Алтайском крае: закон Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС (в ред. от 04.07.2017 № 47-ЗС) // Сборник законодательства Алтайского края. 2010. № 170. ч. 1. Июнь. С. 22; О противодействии коррупции во Владимирской области: закон Владимирской области от 10.11.2008 № 181-
ОЗ (в ред. от 06.07.2017 № 65-ОЗ) // Владимирские ведомости. 2008. 19 ноября; О противодействии коррупции в Курганской области: закон Курганской области от 03.03.2009 № 439 (в ред. от 02.06.2017 № 29) // Новый мир. 2009. 11 марта.
* Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Российская Федерация, г. Казань.
E-mail: [email protected]
ки противодействия коррупции. Однако вне научного анализа оказалась целая группа вопросов, связанных с официальным антикоррупционным информированием участников антикоррупционного просвещения органами публичной власти с использованием официальных сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
О необходимости использования официальных сайтов органов публичной власти информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях противодействия коррупции указывается в ряде федеральных нормативных правовых актах. Важность и значимость их использования неоднократно упоминалась в Национальных планах противодействия коррупции,3 в том числе рекомендовалось установить единые требования к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия кор-рупции.4 Такие требования были разработаны и представлены для федеральных государственных органов власти,5 а в последующем были закреплены ведомственными нормативными актами.6 Практически одновременно необходимость информирования населения об антикоррупционной
3 Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568 (в ред. от 14.01.2011 № 279) // Российская газета. 2008. 5 августа.
4 О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 (в ред. от 19.03.2013 № 216) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391.
5 О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции: информация Минтруда России от 26.11.2012 // http://www.rosmintrud.ru/ (Дата обращения: 20.06.2017).
6 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: приказ Минтруда России от 07.10.2013 № 530н // Российская газета. 2013. 30 декабря; Об организации работы по размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов Роспотребнадзора и его территориальных органов: приказ Роспотребнадзора от 03.03.2014 № 146 // http:// docs.cntd.ru/document/499082492.
деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления была предусмотрена региональным антикоррупционным законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе и с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях всесторонней и объективной оценки и выработки мер по совершенствованию правового регулирования антикоррупционого информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет как формы антикоррупционного просвещения нами было проведено исследование этого направления антикоррупционной деятельности.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
- получить и проанализировать нормативные правовые акты регулирующие вопросы, антикоррупционого информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- выявить специфику правового регулирования антикоррупционого информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- определить содержание антикоррупционо-го информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- предложить меры по совершенствованию правового регулирования антикоррупци-оного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Методология и методика проведенного исследования, обусловлена его целью и включает в себя как общетеоретические методы (анализ, синтез, сравнение, группировка и др.), так и частно-научные методы сравнительного правоведения.
Правовая и одновременно эмпирическая база исследования включает в себя 298 действующих и утративших силу федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов,
регулирующих вопросы антикоррупционого информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Хронологические рамки исследования обусловлены развитием российского антикоррупционного правотворчества и определены периодом с 2006 года по первую половину 2017 года.
Результаты проведенного исследования
Как показывает опыт исследования результативности применения отдельных антикоррупционных средств (инструментов), механизмов и технологий и связанных с ними вопросов правового регулирования антикоррупционной деятельности, важнейшей составляющей их оценки является определения целей их применения. Здесь у представителей правотворческих органов нет единства подходов к определению основных целей официального антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В зависимости от множества различных по своему содержанию факторов субъективного и объективного характера эти цели формируются и закрепляются в нормативных правовых актах по-разному. Здесь наиболее четко просматриваются вопросы целеполагания в региональном антикоррупционном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При исследовании регионального антикоррупционного законодательства мы обнаружили положения, регулирующие антикоррупционное информирование с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 45 базовых региональных законах о противодействии коррупции или 52,9% от их общего количества. В них указывалось на необходимость размещения информации о деятельности органов публичной власти по вопросам противодействия коррупции на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В качестве основных целей антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в региональном антикоррупционном законодательстве закрепляются:
а) прием электронных сообщений о злоупотреблениях служебным положением должностными лицами органов государственной власти и/или органов местного самоуправления;7
б) обеспечение доступа граждан к информации о типичных случаях неправомерного поведения лиц, замещающих государственные, должности государственных гражданских служащих в отношениях с гражданами и организациями, о способах защиты граждан и организаций от такого поведения;8
в) обеспечение возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;9
г) обеспечение информационной открытости (гласности) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по вопросам реализации государственной политики противодействия коррупции;10
7 О противодействии коррупции в Белгородской области: закон Белгородской области от 07.05.2010 № 338 (в ред. от 06.06.2016 № 82) // Белгородские известия. 2010. 28 мая; О профилактике коррупции в Воронежской области: закон Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ (в ред. от 28.10.2016 № 133-ОЗ) // Собрание законодательства Воронежской области. 2009. № 5. Ст.172; О предупреждении коррупции в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 30.09.2009 № 269 (в ред. от 23.11.2016 № 220) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2009. № 10(87).
8 О противодействии коррупции в Брянской области: закон Брянской области от 11.07.2007 № 105-З (в ред. от 27.05.2016 № 41-З) // Брянский рабочий. 2007. 27 июля.
9 О мерах по противодействию коррупции в Московской области: закон Московской области от 10.04.2009 № 31/2009-ОЗ (в ред. от 04.09.2015 № 136/2015-ОЗ) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2009. 22 апреля; О противодействии коррупции в Калининградской области: закон Калининградской области от 26.05.2017 № 73 // Калининградская правда. 2017. 31 мая; Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике: закон Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ (в ред. от 22.09.2016 № 54-РЗ) // День Республики. 2009. 21 марта; О противодействии коррупции в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 15.09.2008 № 2369/497-М-ОЗ (в ред. от 28.12.2015 № 3644/Ю15-^ОЗ) // Южный Урал. 2008. 27 сентября; О противодействии коррупции в Самарской области: закон Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД (в ред. от 13.02.2017 № 18-ГД) // Волжская коммуна. 2009. 12 марта; О противодействии коррупции в Республике Алтай: закон Республики Алтай от 05.03.2009 № 1-РЗ (в ред. от 22.12.2016 № 93-РЗ) // Сборник законодательства Республики Алтай. 2009. № 57(63). С. 4; О противодействии коррупции в Республике Хакасия: закон Республики Хакасия от 04.05.2009 № 28-ЗРХ (в ред. от 05.02.2016 № 07-ЗРХ) // Вестник Хакасии. 2009. 8 мая; О противодействии коррупции в Республике Крым: закон Республики Крым от 22.07.2014 № 36-ЗРК (в ред. от 15.12.2014 № 32-ЗРК/2014) // Крымские известия. 2014. 31 июля.
10 О противодействии коррупции в Тверской области: закон Тверской области от 09.06.2009 № 39-ЗО (в ред. от 08.06.2016 № 33-ЗО) // Тверские ведомости. 2009. 12-18 июня;
д) размещение сообщений органами публичной власти о выявленных в установленном законом порядке фактах коррупции в деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных учреждений и предприятий;11
е) информирование населения об имущественном положении определенных категорий лиц и обеспечения государственного (муниципального) и общественного контроля за достоверностью предоставляемых ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.12
Анализ содержания основных целей антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указанных выше свидетельствует о том, что региональными законодателями официальным сайтам органов публичной власти придается инструментальный характер. По мнению законодателей, они направлены, с одной стороны - на получение органами публичной власти от заинтересованных лиц информации о злоупотреблениях служебным поло-
О противодействии коррупции в Ненецком автономном округе: закон Ненецкого автономного округа от 01.07.2009 № 53-03 (в ред. от 25.11.2016 № 269-ОЗ) // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2009. № 14; О противодействии коррупции в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-3 (в ред. от 05.05.2017 № 51-3) // Правовая среда. 2008. 20 марта; О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-3О (в ред. от 24.03.2017 № 18-3О) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля. О противодействии коррупции в Свердловской области: закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-О3 (в ред. от 17.02.2017 № 8-О3) // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. № 2. Ст. 84; О противодействии коррупции в Алтайском крае: закон Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС (в ред. от 05.04.2016 № 14-ЗС) // Алтайская правда. 2010. 12 июня.
11 О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления: закон Псковской области от 17.07.2008 № 784-оз (в ред. от 02.12.2016 № 1718-оз) // Псковская правда. 2008. 24 июля.
12 О представлении депутатами Калининградской областной Думы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: закон Калининградской области от
12.05.2012 № 102 (в ред. от 12.05.2016 № 530) // Калининградская правда. 2012. 19 мая.
жением должностными лицами органов государственной власти либо о качестве их нормотворче-ской деятельности, а с другой - на информирование населения о результативности принимаемых ими мер по реализации государственной политики противодействия коррупции. Учитывая, что вопросы правового регулирования содержания информации на официальных сайтах органов публичной власти регулируются федеральным и региональным законодательством о доступе к информации о их деятельности, то при анализе этого законодательства мы не обнаружили ни одного случая даже упоминания об антикоррупционном информировании с использованием официальных сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Во многом цели антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, закрепленные в региональном антикоррупционном законодательстве совпадают с его целями, указанными в региональных подзаконных нормативных правовых актах, регулирующие процедурные и технологические вопросы размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по организации такого информирования. В подзаконных нормативных правовых актах выделяются следующие цели информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
а) обеспечение открытости принимаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по реализации государственной политики противодействия коррупции;13
13 О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Губернатора Архангельской области от 24.07.2015 № 84-у (в ред. от 03.02.2017 № 11-у) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.07.2015; Об утверждении Методических рекомендаций по размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной государственной власти области: приказ Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 23.07.2014 № 110 // Ь|Пр:/^осБ. cntd.ru/document/428671934 (Дата обращения: 14.05.2017); Об утверждении Порядка размещения и наполнения разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания: указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2016 № 196 // Официальный
б) обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов по вопросам противодействия коррупции;14
интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 21.07.2016; О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов Республики Марий Эл и внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 1 апреля 2010 г. № 63: указ Главы Республики Марий Эл от 12.02.2016 № 28 // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal. mari.ru, 12.02.2016; О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Оренбургской области в сети Интернет и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Губернатора Оренбургской области от 30.12.2014 № 360-р // http://docs. cntd.ru/document/430593105; Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа: постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.04.2014 № 41-ПГ (в ред. от 02.12.2016 № 205-ПГ) // Красный Север. 2014. 11 апреля; О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, созданных управлением государственной службы и кадровой политики Еврейской автономной области и органами исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемыми правительством Еврейской автономной области, размещенных на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области: постановление губернатора ЕАО от 27.04.2017 № 87 // Сетевое издание «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao. ш, 02.05.2017; Об утверждении Требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти города Севастополя, посвященных вопросам противодействия коррупции: указ Губернатора города Севастополя от 10.03.2017 № 10-УГ // Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol. gov.ru, 10.03.2017.
14 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов Республики Башкортостан: указ Президента Республики Башкортостан от 29.04.2014 № УП-108 (в ред. от 09.10.2015 № УГ-249) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2014. № 16(454). Ст. 725; Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению подразделов Официального сайта Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики и официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, посвященных вопросам противодействия коррупции: указ Главы Удмуртской Республики от 25.06.2014 № 201 (в ред. от 06.12.2016 № 248) // Официальный сайт Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt. ш, 30.06.2014; О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия кор-
в) обеспечение государственного и общественного контроля за реализацией документов среднесрочного и/или краткосрочного регионального15 либо федерального16 антикоррупционного планирования;
г) обеспечение единого подхода к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти, а также подведомственных им государственных учреждений, повышения открытости и доступности информации о деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений;17
рупции, официального сайта Губернатора и Правительства Сахалинской области, официальных сайтов органов исполнительной власти Сахалинской области и подведомственных им учреждений и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Правительства Сахалинской области от 04.09.2014 № 478-р (в ред. от 13.02.2017 № 70-р) // http:// www.regionz.ru/index.php?ds=2074179.
15 Об утверждении Требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Губернатора Мурманской области от 10.06.2013 № 100-ПГ (в ред. от 25.11.2016 № 162-ПГ) // Электронный бюллетень "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" http://www.gov-murman.ru, 14.06.2013; Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам противодействия коррупции: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2013 № 225 (в ред. от 11.11.2015 № 844) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2013. № 29. Ст. 0919.
16 О едином региональном интернет-портале для размещения проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области и иных государственных органов Свердловской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы: указ Губернатора Свердловской области от 19.08.2016 № 480-УГ // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http:// www.pravo.gov66.ru, 23.08.2016.
17 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Калмыкия, а также подведомственных им государственных учреждений: указ Главы Республики Калмыкия от 03.06.2015 № 88 // Хальмг унн. 2015. 9 июня; Об установлении единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2013 № 453 // Бурятия. 2013.
д) совершенствования деятельности по противодействию коррупции.18
Анализ подзаконных региональных нормативных правовых актов по вопросам размещения и наполнения подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет показал, что их основное предназначение сводится к достижению двух взаимосвязанных и взаимообусловленных целей. Первая цель - это обеспечение открытости и доступности информации о реализации государственной политики противодействия коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаются дополнительные требования к такой информации - актуальность и достоверность. Вторая цель направлена на упорядочение этой информации - обеспечение единого подхода к размещению и наполнению разделов (подразделов), официальных сайтов органов государственной власти, посвященных вопросам противодействия коррупции, а также подведомственных им государственных учреждений. Аналогичные цели правового регулирования функционирования сайтов органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций предусмотрены и муниципальными нормативными правовыми актами по данному вопросу. Именно на обеспечения открытости и доступности для граждан информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по вопросам противодействия коррупции19 и обеспечение единства содержания раз-
27 августа; Об утверждении Положения о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Омской области: указ Губернатора Омской области от 20.01.2015 № 5 (в ред. от 30.12.2016 № 223) // Омский вестник. 2015. 23 января.
18 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, на Портале органов власти Чувашской Республики и официальных сайтах органов исполнительной власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": указ Главы Чувашской Республики от 08.06.2015 № 79 (в ред. от 19.10.2015 № 162) // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2015. № 6. часть 2. Ст. 672.
19 Об утверждении Единых требований к размещению и
наполнению подразделов официального сайта муниципального образования "Можгинский район", посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Главы муниципального образования "Можгинский район" от 09.07.2014 № 41 // http://www.mozhga-rayon.ru/upload/iblock/fe5/PG-41-09.07.2014.pdf; Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодей-
делов посвященных вопросам противодействия коррупции официальных сайтов органов местного самоуправления20 направлены исследованные нами тематические муниципальные нормативные правовые акты по вопросам размещения и наполнения разделов (подразделов), официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, посвященных вопросам противодействия коррупции.
В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что одной из основных целей наполнения разделов (подразделов) официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, посвященных вопросам противодействия коррупции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет является осуществление антикоррупционного информирования широкого (неопределенного) круга лиц, потребителей информации.
Содержание размещаемой информации на официальном сайте органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет определяется различными по юридической силе нормативными правовыми актами. Если на федеральном уровне содержание информации на официальном сайте органов государственной власти определено уже упомянутым нами ранее приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 № 530н и ведомственными нормативными актами, то на региональном уровне содержание этой информации может регулироваться как законодательством субъекта Российской Федерации, так и подзаконными нормативными правовыми актами различной юридической силы и отраслевой принадлежности.
ствия коррупции, сайтов органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард: решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 23.06.2014 № 54 (в ред. от 26.06.2015 № 53) // Официальный интернет-сайт муниципального образования город Салехард http://www.salekhard.org, 26.06.2014. О требованиях к размещению и наполнению подраздела официального сайта администрации Города Томска в составе Официального портала муниципального образования "Город Томск", посвященного вопросам противодействия коррупции: распоряжение администрации Города Томска от 20.02.2013 № р147 // http://www. regionz.ru/index.php?ds=2055347.
20 О единых требованиях к размещению и наполнению раздела официального сайта города Нижний Тагил, посвященного вопросам противодействия коррупции: постановление Администрации г. Нижний Тагил от 22.01.2013 № 115 // http://www.ural-region.net/128715.
Как показал анализ нормативных правовых актов и практики антикоррупционного информирования в большинстве субъектов Российской Федерации в содержании разделов (подразделов) по вопросам противодействия коррупции официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствует рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и включает в себя самостоятельные структурные единицы:
1. Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции;
2. Антикоррупционная экспертиза;
3. Методические материалы;
3. Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения;
4. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
5. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия);
6. Обратная связь для сообщений о фактах коррупции;
7. Иные подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы, размещение которых будет признано целесообразным руководителем государственного органа, руководителем учреждения, организации.21
Вместе с тем встречаются случаи, когда региональные законодатели устанавливают иные требования к содержанию разделов сайтов органов публичной власти по вопросам противодействия коррупции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Так, в частях 2 и 3 статьи 12 действующего закона Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области» указано, что в специальных разделах официальных сайтов государственных органов Ульянов-
21 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных орга-
нов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных
корпораций (компаний), иных организаций, созданных на ос-
новании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: приказ Минтруда России от 07.10.2013 № 530н // Российская газета. 2013. 30 декабря.
ской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященных вопросам противодействия коррупции, размещается следующая информация:
1) текст областного закона «О противодействии коррупции в Ульяновской области»;
2) текст ведомственной программы противодействия коррупции, утвержденной соответствующим государственным органом;
3) информация о результатах реализации ведомственной программы противодействия коррупции;
4) контактные данные (телефон, адрес электронной почты) должностных лиц, на которых в соответствующем государственном органе этого субъекта Российской Федерации возложены обязанности по реализации мер противодействия коррупции;
5) адрес электронной почты для направления гражданами или организациями сообщений о ставших им известными признаках коррупционных правонарушений в деятельности должностных лиц соответствующего государственного органа и должностных лиц, подведомственных ему государственных учреждений области, а также предложений по повышению эффективности противодействия коррупции, которые в обязательном порядке доводятся до сведения руководителя соответствующего государственного органа области;
6) информация о работе созданных при соответствующем государственном органе общественных совещательных и экспертных органов по вопросам противодействия коррупции;
7) принятые (изданные) соответствующим государственным органом нормативные правовые акты, предусматривающие введение антикоррупционных стандартов.
В специальных разделах официальных сайтов государственных органов Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет также размещается следующая информация (в случае ее отсутствия в других разделах):
1) тексты подготовленных соответствующим государственным органом проектов областных нормативных правовых актов;
2) положение о комиссии соответствующего государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
3) информация о выявленных в соответствующем государственном органе случаях конфлик-
та интересов на государственной гражданской службе и мерах, принятых по предотвращению или урегулированию такого конфликта (без указания персональных данных государственных гражданских служащих).22 Очевидно, что в этом региональном антикоррупционном законе конкретизируется информация, подлежащая размещению на официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделах, посвященным вопросам противодействия коррупции.
В других региональных антикоррупционных законах дело с осуществлением официального антикоррупционного информирования органами публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет обстоит ещё сложнее. Например, в пунктах 5 и 6 статьи 12 закона Алтайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае» предусмотрено, что на официальных сайтах государственных органов Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается лишь следующая информация по вопросам противодействия коррупции: о реализации планов (программ) противодействия коррупции и о результатах антикоррупционного мониторинга.23 Близкие к данному закону положения закреплены и в ряде других законов субъектов Российской Федерации. Положениями части 2 статьи 10 Закона Владимирской области «О противодействии коррупции во Владимирской области» предусмотрено размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о реализации программы (плана) по противодействию коррупции во Владимирской области, а также о выполнении иных положений данного закона.24 Статьей 17 закона Красноярского края «О противодействии коррупции в Красноярском крае» предусмотрено размещение на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет лишь документов среднесрочного и краткосрочного антикоррупционного планирования органов
22 О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-3О (в ред. от 24.03.2017 № 18-3О) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля.
23 О противодействии коррупции в Алтайском крае: закон Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС (в ред. от 05.04.2016 № 14-ЗС) // Алтайская правда. 2010. 12 июня.
24 О внесении изменений в Закон Владимирской области "О противодействии коррупции во Владимирской области": закон Владимирской области от 06.07.2017 № 65-О3 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 07.07.2017
государственной власти этого субъекта Российской Федерации.25 В тоже время статьей 10 закона Тверской области «О противодействии коррупции в Тверской области» предусматривается размещение органами публичной власти на своих официальных сайтах лишь информации о результатах реализации мер антикоррупционной политики.26 К большому сожалению, правовое регулирование антикоррупционного информирования органами публичной власти с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в названных субъектах Российской Федерации не нашло своего продолжения в подзаконных нормативных актах.
В большинстве субъектов Российской Федерации в региональном антикоррупционном законодательстве предусмотрено размещение на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий должностных лиц и членов их семей.
Более того, в отдельных регионах принимаются специальные законы, регулирующие вопросы размещения на официальных сайтах государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий должностных лиц и членов их семей.27
25 О противодействии коррупции в Красноярском крае: закон Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 (в ред. от 21.04.2016 № 10-4437) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2009. № 37(333).
26 О противодействии коррупции в Тверской области: закон Тверской области от 09.06.2009 № 39-3О (в ред. от 08.06.2016 № 33-3О) // Тверские ведомости. 2009. 12-18 июня.
27 О размещении сведений о доходах, расходах, об иму-
ществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга,
государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга
и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования: закон Санкт-Петербурга от 26.02.2010 № 69-26 (в ред. от 09.06.2016
№ 335-57) // Вестник 3аконодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. № 9; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и порядке предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами: закон Карачаево-Черкесской Республики от 29.05.2012 № 46-Р3 (в ред. от 21.12.2015 № 103-
В значительной доле региональных законах о противодействии коррупции полномочия по правовому регулированию, организации и установлению содержания разделов о противодействии коррупции официальных сайтов государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет закреплены за различными субъектами реализации государственной политики противодействия коррупции. В одних регионах эти полномочия закреплены за высшими должностными лицами (главами) субъектов Российской Федерации (Архангельская28 и Омская29 области), в других - за высшими органами исполнительной власти (Ростовская область30 и город Севастополь31).
Вне делегирования региональным антикоррупционным законодательством нормативные правовые акты по организации и установлению содержания разделов о противодействии кор-
РЗ) // День Республики. 2012. 7 июня; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области и членов их семей на официальном сайте Законодательного Собрания Оренбургской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами: закон Оренбургской области от 09.07.2012 N 919/280^-ОЗ (в ред. от 17.11.2015 № 3467/980-^3) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2012. 20-21 июня; О размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и иных сведений и информации, связанных с доходами и расходами, на официальных сайтах государственных органов Сахалинской области и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования: закон Сахалинской области от 15.07.2013 № 86-3О (в ред. от 21.12.2015 № 121-3О) // Губернские ведомости. 2013. 20 июля; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные государственные должности Ульяновской области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: закон Ульяновской области от 05.11.2013 № 200-3О (в ред. от 17.11.2016 № 165-3О) // Ульяновская правда. 2013. 8 ноября.
28 О противодействии коррупции в Архангельской области: закон Архангельской области от 26.11.2008 № 626-31-О3 (в ред. от 24.04.2017 № 526-34-О3) // Волна. 2008. 9 декабря.
29 О противодействии коррупции в Омской области: закон Омской области от 29.06.2017 № 1983-О3 // Омский вестник. 2017. 7 июля.
30 О противодействии коррупции в Ростовской области: областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС (в ред. от 05.12.2016 № 715-ЗС) // Наше время. 2009. 13 мая.
31 О противодействии коррупции в городе Севастополе: закон города Севастополя от 11.06.2014 № 30-ЗС (в ред. от 04.05.2016 № 243-3С) // Севастопольские известия. 2014. 18 июня.
рупции на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет принимаются различными по юридической силе документами с учетом региональных (муниципальных) особенностей правового регулирования.
В одних субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты по организации и установлению содержания разделов о противодействии коррупции официальных сайтов государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет принимаются главами субъектов Российской Федерации (указами, постановлениями и/или распоряжениями). Такой порядок правового регулирования установлен в ряде российских регионов: - в республиках: Башкортостан,32 Калмыкия,33 Удмуртия,34 Северная Осетия (Алания),35 Марий Эл,36 Чувашия;37
32 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов Республики Башкортостан: указ Президента РБ от 29.04.2014 № УП-108 (в ред. от 09.10.2015 № УГ-249) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2014. № 16(454). Ст. 725.
33 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Калмыкия, а также подведомственных им государственных учреждений: указ Главы Республики Калмыкия от 03.06.2015 № 88 // Хальмг унн. 2015. 9 июня.
34 Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению подразделов Официального сайта Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики и официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, посвященных вопросам противодействия коррупции: указ Главы Удмуртской Республики от 25.06.2014 № 201 (в ред. от 06.12.2016 № 248) // Официальный сайт Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 30.06.2014.
35 Об утверждении Порядка размещения и наполнения разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания: указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2016 № 196 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 21.07.2016.
36 О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов Республики Марий Эл и внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 1 апреля 2010 г. № 63: указ Главы Республики Марий Эл от 12.02.2016 № 28 // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru, 12.02.2016.
37 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, на Портале органов власти Чувашской Республики и офици-
- в Мурманской,38 Оренбургской,39 Пензен-ской40 и Омской41 областях;
- в Ямало-Ненецком автономном округе42 и Еврейской автономной области.43
В других субъектах Российской Федерации нормативные правовые акты (постановления и
альных сайтах органов исполнительной власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": указ Главы Чувашской Республики от 08.06.2015 № 79 (в ред. от 19.10.2015 № 162) // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2015. № 6. часть 2. Ст. 672.
38 Об утверждении Требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Губернатора Мурманской области от 10.06.2013 № 100-ПГ (в ред. от 25.11.2016 № 162-ПГ) // Электронный бюллетень "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" http://www.gov-murman.ru, 14.06.2013.
39 О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Оренбургской области в сети Интернет и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Губернатора Оренбургской области от 30.12.2014 № 360-р // http://docs.cntd.ru/ document/430593105
40 О некоторых вопросах организации деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области по противодействию коррупции: распоряжение Губернатора Пензенской области от 08.04.2014 № 100-р (в ред. от 20.12.2016 № 533-р) // Пензенские губернские ведомости. 2014. 30 апреля. С. 27.
41 Об утверждении Положения о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной власти Омской области: указ Губернатора Омской области от 20.01.2015 № 5 (в ред. от 30.12.2016 № 223) // Омский вестник. 2015. 23 января.
42 Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа: постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.04.2014 № 41-ПГ (в ред. от 02.12.2016 № 205-ПГ) // Красный Север. 2014. 11 апреля.
43 О требованиях к размещению и наполнению разделов,
посвященных вопросам противодействия коррупции, созданных управлением государственной службы и кадровой
политики Еврейской автономной области и органами испол-
нительной власти Еврейской автономной области, форми-
руемыми правительством Еврейской автономной области,
размещенных на официальном интернет-портале органов
государственной власти Еврейской автономной области: постановление губернатора Еврейской автономной области от 27.04.2017 № 87 // Сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" http://npa79.eao.ru, 02.05.2017.
распоряжения) по организации и установлению содержания разделов о противодействии коррупции официальных сайтов государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет принимаются высшими органами исполнительной власти (Ненецкий автономный округ,44 Республика Ингушетия,45 Республика Татарстан,46 Республика Бурятия47 и Сахалинская область48).
В третьих - нормативные правовые акты по организации и установлению содержания разделов о противодействии коррупции официальных сайтов государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет принимаются органами специальной компетенции в сфере противодействия коррупции в форме ведомственных приказов (Вологодская область49)
44 Об обеспечении доступа к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа: постановление администрации Ненецкого автономного округа от 16.06.2014 № 208-п // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2014. № 26.
45 Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Ингушетия от 21.11.2013 № 271 // Ингушетия. 2013. 30 ноября.
46 Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам противодействия коррупции: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2013 № 225 (в ред. от 11.11.2015 № 844) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2013. № 29. Ст. 0919.
47 Об установлении единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2013 № 453 // Бурятия. 2013. 27 августа.
48 О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официального сайта Губернатора и Правительства Сахалинской области, официальных сайтов органов исполнительной власти Сахалинской области и подведомственных им учреждений и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Правительства Сахалинской области от 04.09.2014 № 478-р (в ред. от 13.02.2017 № 70-р) // http://www. regionz.ru/index.php?ds=2074179.
49 Об утверждении Методических рекомендаций по размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов исполнительной государственной власти области: при-
либо органами специальной компетенции в сфере информационных технологий в той же форме (Ставропольский край).50 В четвертых - специализированными совещательными антикоррупционными органами субъекта Российской Федерации (Ярославская область.51)
Анализ правового регулирования антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет показывает, что помимо размещения информации рекомендуемой федеральными органами власти на сайтах органов публичной власти размещается дополнительная информация. В качестве дополнительной информации по вопросам противодействия коррупции на официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет нормативными актами отдельных субъектов Российской Федерации рекомендуется размещать:
- сведения об органах, подразделениях и лицах осуществляющих работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе;52
- сведения о работе Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
- сведения о результатах социологических опросов, анкетирования (общественного мнения) по вопросам противодействия коррупции;
- сведения о результатах независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
каз Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 23.07.2014 № 110 // http://docs. cntd.ru/document/428671934 (Дата обращения: 14.05.2017).
50 О мерах комитета Ставропольского края по информационным технологиям и связи по противодействию коррупции: приказ комитета Ставропольского края по информационным технологиям и связи от 11.01.2011 № 3-од // http://www. zakonprost.ru/content/regional/63/1294706
51 Методические рекомендации по размещению и наполнению раздела «Противодействие коррупции» официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления Ярославской области, одобренные на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ярославской области и урегулированию конфликта интересов» Протокол от 23.03.2015 № 10 // Документ опубликован не был и находится в личном архиве автора.
52 О мерах по совершенствованию организации деятель-
ности в области противодействия коррупции: указ Губер-
натора Архангельской области от 24.07.2015 № 84-у (ред. от 08.10.2015 № 100-у) // Официальный интернет-портал право-
вой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.07.2015.
правовых актов, разработанных государственными органами;53 - сведения о работе Советов по противодействию коррупции в муниципальных образо-ваниях.54
В отдельных региональных нормативных правовых актах происходит замена наименований подразделов на официальных сайтах государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предусмотренных федеральными нормативными актами, на равнозначные по содержанию рубрики. Например, наименование подраздела «антикоррупционная экспертиза» заменяется словосочетанием «независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов».55 Более того,
53Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам противодействия коррупции: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2013 № 225 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2013. № 29. Ст. 0919.
54 Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа: постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.04.2014 № 41-ПГ (ред. от 20.04.2015 № 52-ПГ) // Красный Север. 2014. 11 апреля.
55 О требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Калмыкия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Калмыкия от 07.02.2014 № 34 // Хальмг унн. 2014. 18 февраля. Об утверждении Требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Губернатора Мурманской области от 10.06.2013 № 100-ПГ // Электронный бюллетень "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" http://www. gov-murman.ru, 14.06.2013; О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официального сайта Губернатора и Правительства Сахалинской области, официальных сайтов органов исполнительной власти Сахалинской области и подведомственных им учреждений и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Правительства Сахалинской области от 04.09.2014 № 478-р (в ред. от 13.02.2017 № 70-р) // http://www.regionz.ru/index.php?ds=2074179; О требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов
в связи со значительным объемом разрабатываемых проектов нормативных правовых актов органов государственной власти, предоставляемых для осуществления независимой антикоррупционной экспертизы в отдельных субъектах Российской Федерации подраздел «антикоррупционная экспертиза» был выделен в самостоятельный модуль на официальном сайте высшего органа исполнительной власти (Свердловская область).56 Для более точного учета качества (результативности) независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет создан самостоятельный сайт, правовое регулирование его функционирования определено указом Губернатора области57. Совершенствование правового регулирования этого направления деятельности в российских регионах продолжается.58
В некоторых случаях в региональных нормативных правовых актах происходит подмена наименования подраздела «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» на другое название аналогичное по содержанию - ««Горячая линия» для приема обращений граждан по фактам коррупции в органах исполнительной власти».59
органов исполнительной власти Оренбургской области в сети Интернет и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: распоряжение Губернатора Оренбургской области от 30.12.2014 № 360-р // http://docs.cntd.ru/document/430593105.
56 О едином региональном интернет-портале для размещения проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области и иных государственных органов Свердловской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы: указ Губернатора Свердловской области от 19.08.2016 № 480-УГ // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http:// www.pravo.gov66.ru, 23.08.2016.
57 Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы: указ Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 166 // Нижегородская правда. 2017. 16 января.
58 О порядке размещения на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов нормативных правовых актов Костромской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы: постановление Губернатора Костромской области от 09.06.2017 № 120 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.06.2017.
59 О требованиях к размещению и наполнению подраз-
делов, посвященных вопросам противодействия коррупции,
на Портале органов власти Чувашской Республики и офици-
С учетом специфики регионального правового регулирования в нормативных актах отдельных субъектов Российской Федерации устанавливаются специальные требования к размещению отдельных видов информации на официальных сайтах государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителем государственного учреждения.60
Как показал анализ практика правового регулирования требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения содержания разделов (подразделов) «Противодействие коррупции» официальных сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет наиболее часто оно регулируется нормативными правовыми актами, направленными на обеспечение доступа к информации о деятельности органов публичной власти.61 При этом в значительной доле региональных подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, указывается лишь наличие подраздела «Противодействие коррупции» и необходимость его содержания в актуальном состоянии.62
альных сайтах органов исполнительной власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": указ Главы Чувашской Республики от 08.06.2015 № 79 (в ред. от 19.10.2015 № 162) // http://docs.cntd.ru/ document/428564517.
60 Об утверждении Требований к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставлению общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителем государственного учреждения Республики Хакасия: постановление Правительства Республики Хакасия от 14.08.2015 № 402 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2015
61 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, аппарата Правительства Пермского края: постановление Правительства Пермского края от 06.08.2010 № 463-п (в ред. от 07.06.2017 № 475-п) // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2010. № 31.
62 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области: постановление Правительства Нижегородской области от 14.07.2010 № 422 (в ред. от 11.05.2016 № 262) // Правовая среда. 2010. 29 июля; Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Самарской об-
Хотя и среди них имеются документы, которые, заменяя специальные нормативные правовые акты по вопросам наполнений разделов «противодействие коррупции» официальных сайтов органов публичной власти, подробно описывают их содержание с учетом региональной специфики.63
Рассмотренные нами положения нормативных правовых актов свидетельствуют о многообразии подходов к правовому регулированию наполнения и содержанию официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия коррупции при сохранении единства структуры, установленной уполномоченным федеральным государственным органом.
Основные выводы по результатам проведенного исследования
Во-первых, под официальным антикоррупционным информированием с использованием сайтов органов публичной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следует понимать деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений по распространению полной и достоверной информации о состоянии коррупции, её причинах и результативности реализации мер государственной политики противодействия коррупции с использованием официальных сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях формирова-
ния антикоррупционного мировоззрения и основанного на нем антикоррупционного поведения неопределенного круга лиц (населения).
Во-вторых, правовое регулирование вопросов антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрено значительным количеством нормативных правовых актов различной юридической силы и различной отраслевой принадлежности, которые достаточно полно регламентируют содержательные, технические и технологические вопросы его осуществления.
В-третьих, множественность межотраслевых нормативных правовых актов в сфере антикоррупционного информирования с использованием официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сопровождается их противоречивостью и отсутствием единства подходов. В связи с этим целесообразно в законодательстве о противодействии коррупции регулировать вопросы содержания разделов (подразделов) сайтов органов публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вопросам противодействия коррупции, а вопросы, регламентирующие содержательные, технические и технологические аспекты его осуществления должны регулироваться законодательством об обеспечении доступа к информации о деятельности органов публичной власти.
Рецензент: Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия Е-mail: [email protected]
Литература
1. Александрова О.А. Информационная открытость как составляющая противодействия коррупции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
2. Александрова О.А. Правовые вопросы обеспечения информационной открытости как важной составляющей противодействия коррупции // Правовая информатика. 2012. № 1. С. 13-15.
ласти, Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области, размещаемой в сети Интернет: постановление Правительства Самарской области от 13.08.2010 № 380 (в ред. от 11.11.2014 № 686) // Волжская коммуна. 2010. 18 августа. Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление: постановление Правительства Курганской области от 22.12.2009 № 580 (в ред. от 17.01.2017 № 13) // Новый мир. 2010. 12 января.
63 Об утверждении Перечня информации о деятельности Коллегии Администрации Кемеровской области и Администрации Кемеровской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.10.2010 № 458 (в ред. от 11.05.2017 № 202) // сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, 20.10.2010.
3. Кадуев А.И. Информационная открытость органов государственной власти как важный фактор в борьбе с коррупцией // Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития: материалы 14-ой региональной научно-практической конференции молодых ученых. Орел, 2016. С. 308-310.
4. Ерохина Ю.В. Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции // Правовая информатика. 2014. № 3. С. 21-27.
5. Азаров М.С. Мониторинг информационного обеспечения противодействия коррупции в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Информационное право. 2011. № 1. С. 23-27.
6. Лаврентьева О.О. К вопросу о совершенствовании информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте её модернизации и противодействия коррупции // Полицейская деятельность. 2012. № 4. С. 50-59.
7. Хатов Э.Б. Вопросы информационного обеспечения прокурорского надзора за соблюдением законов о противодействии коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 34-40.
8. Кабанов П.А. Полномочия специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции: анализ правового регулирования и некоторые направления его совершенствования // Административное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 58-64.
9. Кабанов А.А., Крячек М.О. Информационные аспекты противодействия коррупции при организации государственных закупок // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 116-131.
10.Сахапов И.Р. Роль современных информационно-коммуникационных технологий как инструмент борьбы с коррупцией в органах внутренних дел // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 95-99.
11.Карамышева М.С., Бушман А.О. Информационные технологии и их роль в борьбе с коррупцией // Ито-
ги научно-исследовательской деятельности 2016: изобретения, методики, инновации: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 417-420.
12.Дадалко В.А., Благодаров Д.Н. Информационная поддержка противодействия коррупции в сети интернет // Экономические науки. 2009. № 61. С. 154-157.
13.Леонтьева Л.С., Садыртдинов Р.Р. Информационно-коммуникативные средства и методы противодействия коррупции // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: (российский и зарубежный опыт): Сборник тезисов докладов и статей международной интерактивной он-лайн видеоконференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственной власти Российской Федерации. М., 2013. С. 74-77.
14.Феоктистова Е.М. Роль информационных ресурсов в противодействии коррупции // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Р.А. Абрамов. М., 2016. С. 223-224.
15.Евтеев М.В. Роль информационно-коммуникативных технологий в сфере противодействия коррупции в органах государственной власти // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Межвузовский сборник научных статей. М., 2015. С. 133-139.
16.Костенников М.В., Куракин А.В., Кулешов Г.Н., Несме-лов П.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции (Ч.1) // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 25-39.
17.Костенников М.В., Куракин А.В., Кулешов Г.Н., Несме-лов П.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции (Ч.2) // Административное и муниципальное право. 2012. № 11. С. 14-33.