ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 378: 33
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КАТЕГОРИЙ
© В. А. СКВОРЦОВА, л. Е. ШАРЫПИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра экономической теории e-mail: skvortsovа_60@maiLш
Скворцова В. А., Шарыпина Л. Е. - Роль образования в экономике: становление системы категорий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 566-568. - В статье анализируется становление системы категорий, характеризующих роль образования в экономике. Авторы приходят к выводу о том, что данная система формируется на стыке ряда областей экономического знания: концепции человеческого капитала, экономики образования, менеджмента знаний, интеллектуального бизнеса и др.
Ключевые слова: образование, человеческий капитал, образовательный потенциал, образовательный ресурс.
Skvortsovа V. A., Sharypina L. E. - The role of education in the economy: category system formation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 566-568. - The article examines the formation of category system characterizing the role of education in the economy. The authors conclude that, being cross-disciplinary, it is formed on the basis of different spheres of economic knowledge: human capital conception, economics of education, knowledge management, business intelligence and others.
Keywords: education, human capital, educational potential, educational resource.
Роль образования и системы знаний, которыми располагает отдельный человек и коллективы работников, стала очевидной со второй половины XX века в связи с воздействием научно-технической революции на производство. Ключевая роль образования и знаний в экономическом развитии общества объясняется вступлением экономики в инновационную стадию развития, которая характеризуется наукоемкостью и новым структурированием производства, приоритетом качества над количеством, энерго- и ресурсосбережением. Рост наукоемкости продукции, быстрое обновление технологий, усиление конкуренции новизны и качества выдвигает на первый план знания, талант и профессионализм работника, персонала предприятия, технические, технологические и организационные инновации. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития.
Ориентация на использование интеллектуальных ресурсов как общемировая тенденция выступает на первый план, благодаря способности человека разрабатывать новые технологии, осуществлять перевод производства на новую технологическую основу, способствуя эффективному экономическому росту. Обладание знаниями приравнивается развитыми странами по значению к стратегическим ресурсам (запасам сырья, территории, золотому запасу, валютным резервам). В современном мире идет постоянная борьба не
за продукт, а за обладание интеллектом и за доступ к его источникам. Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что на роль лидеров в социальноэкономическом развитии претендуют страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности.
Проблематика возрастающего значения знания как экономического ресурса и системы образования как сферы его производства отражается системой экономических категорий. Данная система формируется на стыке нескольких областей экономического знания: теории факторов производства, концепции человеческого капитала, экономики образования, менеджмента знаний, интеллектуального бизнеса и др.
Тема человеческих ресурсов и воплощенного в них образовательного потенциала находилась в центре внимания экономической теории, начиная с её зарождения и заканчивая современными исследованиями. Оценка образования и знаний работника впервые прослеживается у классиков экономической науки. У. Петти в «Политической арифметике» (1690) была предпринята первая попытка определить ценность способностей человека. Он охарактеризовал «живые действующие силы» как элемент богатства страны [7]. По предположению А. Смита, в состав основного капитала должны включаться не только орудия труда, постройки, улучшенная земля, но и «человеческий
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
капитал» - капитализированная ценность «приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества» [1]. Затраты на образование или обучение работника, полагает А. Смит, можно рассматривать как капиталовложения в его способность зарабатывать в будущем.
Во взглядах на знания как элемент производительных сил традицию, заложенную А. Смитом, продолжают Ж.-Б. Сэй, Дж.С. Милль, С. Сисмонди. Так, навыки и способности работника ж.-Б. Сэй рассматривает как капитал, поскольку они приобретаются посредством затрат и ведут к росту производительности труда [1].
Согласно подхода к. Маркса, затраты на рабочую силу выступают в форме переменного капитала, который ряд исследователей рассматривает как аналог современного понятия «человеческий капитал» [6]. у к. Маркса стоимость переменного капитала включает расходы не только на поддержание и воспроизводство способности к труду, но и на получение работником навыков и знаний, то есть на его обучение и образование.
Существенный вклад в обоснование роли образования в экономическом развитии внесли авторы исторической школы. В концепции В. Рошера особое место занимает невещественный капитал, его формирование опирается на развитие образования.
Предпосылками современного понимания роли образования в экономике теории интеллектуального капитала можно также считать идеи «умственного капитала» Ф. Листа, «гуманитарного капитала» М. Фридмена, «техноструктуры» и «революции управляющих» Дж. Гэлбрейта и др.
генезис научных идей и взглядов на образование и знания, их роль в экономике характеризуется разнообразием подходов и зачастую незавершенностью. В то же время этот процесс позволяет выделить достаточно четко прослеживаемую тенденцию: растущее понимание роли знаний и квалификации работника в экономике. Первоначально высказанные представления о роли образования, знаний и практического опыта человека нашли подтверждение в условиях современного инновационного и наукоемкого производства.
Со второй половины 20 века влияние накопленного интеллектуального потенциала на продуктивность деятельности экономического субъекта раскрывается в концепции человеческого капитала (г. Беккер, Й. Бен-Порэт, Э. Денисон, О. Нордхоуг, Л. Туроу, Т. Шульц и многие их последователи - за рубежом, а в отечественной науке - А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, и. В. ильинский, М. М. критский, С. А. курганский, М. И. Скаржинский, В. П. Щетинин и др.).
Т. Шульц, характеризуя человеческий капитал, выдвинул тезис: «Если образование влияет на производство, что важно для экономики, то, следовательно, это и есть форма капитала» [12]. Г. Беккер рассматривает источники формирования данной формы капитала: «Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здра-
воохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [10]. Д. Белл подчеркивает, что «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг» [11].
В отечественной науке накоплен богатый материал по анализу формирования, развития и использования в производстве интеллектуальных и творческих способностей человека, проблем интеллектуальной деятельности. категориями анализа здесь выступали «рабочая сила», «человеческий фактор», «трудовые ресурсы». Глубокие структурные сдвиги в экономике в середине XX века, происходящие под влиянием научно-технической революции, поставили на практике и в теории вопрос о качестве рабочей силы. Вступление общественного хозяйства в фазу постиндустриального развития потребовало переориентации экономической науки с проблем использования имеющихся, наличных трудовых ресурсов на проблемы формирования, создания, подготовки качественно новой рабочей силы. Распространение научно-технических достижений в производстве вызвало повышение требований к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки работника.
Раскрывая структуру качества рабочей силы, большинство авторов справедливо, на наш взгляд, отмечает возрастание в производстве роли умственных (интеллектуальных), духовных способностей работника по сравнению с физическими под влиянием научно-технической революции [2, 5]. Многие исследователи всецело сводят качество рабочей силы к образовательному и профессионально-квалификационному уровню подготовки работника. Так, например, Б. Л. Цыпин к важнейшим характеристикам рабочей силы относит образование, профессию, специальность, стаж работы (общий и по специальности) [8].
С. М. климов, О. н. Мельников, Б. З. Мильнер в структуре факторов производства выделяют интеллектуальные ресурсы [4], делая акцент на источнике их происхождения.
Перспективными, на наш взгляд, являются направления исследования образовательных ресурсов, образовательного потенциала, рынка образовательных услуг. Однако остается дискуссионным вопрос об определении результата образовательной деятельности и системы образования, которая рассматривается в экономической науке как вид общественного производства. Так, А. О. Ченцов считает: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [9].
Под образовательным ресурсом в экономической литературе понимается система знаний, умений, навыков и способностей, которые находятся в постоянном
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
развитии, употребление которых ведет к умножению доходов индивидов, увеличению прибыли фирм и обеспечению экономического развития стран [3].
Таким образом, характеристика воздействия системы образования и знаний на экономические процессы в обществе отражается в системе категорий, становление которой еще нельзя считать завершенной. В целях более полного исследования рассматриваемой темы требуется привлечение новых подходов, реализуемых различными концепциями, для которых проблема интеллектуальных ресурсов и знаний является основной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология экономической классики. М., 1993. Т. 1. С. 311, 51.
2. Воспроизводство трудовых ресурсов и их использование / Под ред. И. И. Кузьминова, В. В. Цакунова, Н. С. Шекира. М., 1977.
3. Геворкян Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: природа, особенности, тенденции. Саратов, 2003.
4. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000.
5. Корчагин В. П. Трудовые ресурсы в условиях научнотехнической революции. М., 1974.
6. Логачев В. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. № 9. С. 38.
7. Петти У. Экономические и статистические работы. М., 1940. С. 79, 164.
8. Цыпин Б. Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества: (Очерк теории). М., 1978. С. 20-22.
9. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. № 2. C. 120-123.
10. Becker G. S. The Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N.Y., 1964. P. 64.
11. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A venture in Social Forecasting. N.Y., 1973. P. 50.
12. Schultz T. Economic Value of Education. N.Y., 1963. P. X.