4. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2009. - 344 с.
Скибенко Галина Геннадьевна
старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.015.6
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ОТРАСЛЕВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
FORMATION OF THE ECONOMICS OF EDUCATION AS A BRANCH
OF ECONOMICS
В статье рассмотрен теоретический материал по становлению экономики образования как отдельной отраслевой науки выплывающей из экономической теории. Выделены основные этапы ее формирования, сгруппированы научные мысли по каждому из этапов. Рассмотрено современное положение по изучаемому вопросу.
Ключевые слова: экономика образования, образование, человеческий капитал.
The article considers theoretical material on the formation of the economy of education as a separate branch science emerging from economic theory. The main stages of its formation are singled out, scientific thoughts are grouped into each of the stages. The current situation on the studied issue is considered.
Key words: economics of education, education, human capital.
Образовательная услуга постепенно заняла свое место в системе рыночных отношений как специфический вид товара со своей особой полезностью. Проблемы роли образования в экономическом росте страны являются основой методологии науки «Экономика образования».
Цель работы - выделение основных этапов формирования экономики образования как отдельной отраслевой экономической науки.
С развитием в экономической теории «теории человеческого капитала», а также выделением образования в отдельную отрасль происходило становление новой экономической науки - экономики образования. Основной вектор влияния на становление взглядов о необходимости вложений в знания задали классики политэкономии -А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Весомый вклад в становление экономики образования как экономической науки внесли такие ученые, как Г. Беккер,
Т. Шульц, Ф. Махлуп, Е. Дэнисон, Л. Роббинс, М. Блауг, Я. Тинберген. Методологической основой экономики образования принято считать «теорию человеческого капитала» западных теоретиков с ее основной идеей, что знания, способности и умения, которые влияют на рост производства, являются «капиталом», а одним из элементов, который формирует этот «капитал», является вложение в образование.
Но именно старт самой науки экономики образования дали всё-таки классики политэкономии. Так, У. Петти [1] еще в 1690 г. в своем труде «Политическая арифметика» предпринял попытку дать стоимостную оценку способностей человека и включил его в понятие «капитал». Он считал, что именно знания и навыки конкретного индивидуума являются не только его богатством, но и всего общества в целом. В своей работе «Исследование про природу и причины богатства народов» в 1776 году А. Смит [2] отмечал, что существует взаимосвязь между образованием и уровнем заработной платы. Такую позицию в дальнейшем развивал К. Маркс [3]. В своем «Капитале» он утверждает, что образование влияет на стоимость рабочей силы, а соответственно и заработную плату работника. Т.е. мы можем выделить период с конца 17 до начала 20 столетия, как период становления методологии влияния образования на экономический рост индивида и общества в целом.
С начала 20 века ученые экономисты начинают выделять образование как специфические инвестиции государства в экономический рост страны. Образование, как инвестиции рассматривает А. Маршал [4] в своем труде «Промышленность и торговля» еще в 1919 году. Он выступал за обязательную роль государства в развитии образования, а также призывал государства к необходимости инвестиций в образование своих граждан. Что касается отечественных ученых, то впервые о необходимости инвестиций со стороны государства в отрасль образования был Д.И. Менделеев [5], обосновавший в своем труде «Заветные мысли» необходимость образования для всех слоев населения.
В 20-х годах 20 столетия С. Струмилин заметил зависимость производительности труда от образования работника. При этом более высокая продуктивность дает высокую заработную плату для трудящегося, что в свою очередь влияет на рост национального дохода общества [6]. Также экономическое значение образования в западных странах впервые пытались оценить А. Элисс, Д. Горсилайна, Дж. Уолш. Они пытались доказать влияние профессионального образования на уровень национального дохода страны [7].
В становлении экономики образования как науки сыграла значимую роль «теория человеческого капитала» 60-хх годов 20 столетия. Ее основоположники Г. Беккер, Т. Шульц, Д. Белл и другие утверждали, что навыки и способности индивида формируются благодаря образованию. Эти навыки и способности формируют человеческий капитал. Т.е. затраты на образование в свою очередь влияют на эффективность деятельности индивида. «Человеческий капитал: теоретический и эмпереический анализ» Г. Беккера [8] утверждает, что обучение наряду с подотовкой на производстве, расходами на здравохранение, миграцией формирует своеобразные инвестиции в человеческий капитал. Т. Шульц [9] в труде «Инвестиции в человеческий капитал» делает выводы о необходимости подготовки рабочей силы для экономического роста и утверждает, что образование « ..и есть форма капитала». По Д. Беллу [10, с. 50] человеческий капитал формируют приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия человека. Этот капитал используется для производства товаров и услуг. Соответственно можно говорить о затратах на образование, как об инвестициях в человеческий капитал, который в дальнейшем влияет на структуру заработной платы индивида.
Непосредственно в отдельную науку экономика образования выделилась из экономических наук на рубеже 60-70-х гг. В этот период расматривается специфика действия известных экономических законов в сфере образования. Представителям становления экономики образования как науки в отечественной практике являются В.А. Жамин, С.Л. Костанят, В.Е. Егиазарян и др. [11]. Проблемы экономики образования получают очертания отраслевой науки.
Впервые учебное пособие по экономике образования в пределах стран СНГ появилось в 1994 году, его автором является В.П. Щетинина. С этого момента наука экономика образования рассматривается с точки зрения отраслевого подхода, но при этом и развивается с точки зрения теории человеческого капитала. В.П. Щетинита, С.А. Беляков развивают экономику образования, как отраслевую экономическую науку. При этом западные ученые продолжают развивать «теорию человеческого капитала» и подтверждают данную теорию своими исследованиями. Исследования национального центра качества образования персонала показывают, что 40% валового национального продукта развитых стран мира дает именно система образования и наукоемкие отрасли [12]. Ю. Хаймалайнен и Р. Юситало выявили зависимость влияния образования как на производительность труда, так и на уровень заработной платы, изучая статистические данные
образовательной реформы в Финляндии [13]. В настоящее время вопросами экономики образования на постсоветском пространстве занимаются Л.Ю. Шляхитина, Л. Пешенкова, М. Бабьяк, В.А. Сковорцова, Л.Е. Шарыгина, Т.О. Пасичник и др. , акцентируя влияние образования на экономические показатели стран. При этом большинство экономистов определяют экономику образования как отраслевую экономическую науку, направленную на изучение своеобразия экономических законов в непроизводственной отрасли народного хозяйства - образовании.
В Таблице 1 сгруппировано и обобщено становление экономики образования, начиная с конца 17 века и по настоящий момент, обобщены основные характеристики каждого этапа.
Таблица 1 - Этапы становления экономики образования как науки
Период Представители Основные положения
1 2 3
17-19 века У. Петти, А. Смит, Классики политэкономии установили
К. Маркс. взаимосвязь образования с доходами индивида, а также общества в целом.
1900-1920-е гг. Д.И. Менделеев, Сфера образования является
А. Маршал. инвестиционной сферой с точки зрения института государственной власти. Уровень образования населения влияет на экономический рост государства.
1920-1940-е гг. С. Струмилин, А. Элисс, Совокупность уровня образования
Д. Горсилайна, отдельных индивидов влияет на
Дж. Уолш. уровень национального дохода общества страны в целом.
1950-1960-ее Г. Беккер, Т. Шульц, Одним из элементов человеческого
гг. Д. Белл и др. капитала является уровень его знаний и навыков. С этой точки зрения образование является инвестицией в «человеческий капитал», который в дальнейшем влияет на уровень заработной платы индивида.
1970-2000-е гг. В.А. Жамин, Экономика образования
С.Л. Костанят, рассматривается с точки зрения
В.Е. Егизарян, отраслевого подхода и с точки зрения
В.П. Щетинина, теории «человеческого капитала».
С.А. Белякова.
2000-е и по
настоящий
момент
Ю. Хаймалайнен, Р. Юситало, Л.Ю. Шляхина., Т.О. Пасичник и др.
Образование влияет на
производительность труда и на уровень заработной платы. Экономика образования является отраслевой экономической наукой, направленная на изучение своеобразия экономических законов в непроизводственной отрасли
народного хозяйства - образовании.
Вышеизложенный материал в дальнейшем планируется применять для лекционных занятий бакалавров педагогического направления при изучении курса «Экономика образования».
ЛИТЕРАТУРА
1. Петти У. Антология экономической классики / У. Петти. Предисловие И.А. Столярова. - М. : МП "7 конов","Ключ", 1993. - 475 с.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М. : Соцэгиз, 1962. - 684 с.
3. Маркс К. Капитал Т1. / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 23. - 907 с.
4 Маршалл А. Принципы политической экономики / А. Маршалл. Пер. с анг. - М.: Прогресс, 1983. - Т.1. - 415 с.
5. Менделеев Д.И. Заветные мысли. Первое полное издание (впервые после 1905г.). - М.: Мысль, 1995. - 332 с.
6. Шмятихина Л.Ю. Образование в отраслевой структуре экономики. / Л.Ю. Шмятихина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 88-95.
7. Пешенкова Л, Бабьяк М. Концепция человеческого капитала, как теоретико-методологическая основа экономики образования / Л. Пешенкова, М. Бабьян // Молодь i ринок. - №12. - 2010. - С. 43-49.
8. Becker G.S . The Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. - Chicago: University of Chicago Press, 1964. - 187 р.
9. Schultz T. Economic Value of Education. - New York : Columbia University Press, 1963 xii, 92 p.
10. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. - New York : Basic Books, 1973. - 507 p.
11. Пясталов С.М., Балашев А.В., Толмачева С.А. Задачи проектирования образовательного сектора / С.М. Пясталов, А.В. Балашев, С.А. Толмачева // Экономический вестник РГУ. - 2009. - Т. 2. - С. 138-146. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://ecsocman.hse.ru/data/834/732/1223/journal7.2-14.pdf (дата обращения: 21.03.2018).
12. Щербак Е.Н. Условия образовательного кредитования в России / Е.Н. Щербак // Экономика образования. - 2008. - № 5. - С. 21-31.
13. Hamalainen U. Sorting out the sorting vs. human capital debate. Discussion paper. Social Insurance Institution and Labour Institute for Economic Research respectively / U. Hamalainen, R. Uusitalo. - Helsinki, 2006. - 755 р.