Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях'

Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Ольга Николаевна

Рассмотрены вопросы развития человеческого капитала в современных условиях. Выявлена ведущая роль образования в формировании человеческих ресурсов и необходимость его повышения для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Human Capital Assets in Modern Economic Conditions

The article refers to some aspects of the development of human capital assets in modern conditions. The author brings to life the role of education in development of human resources and the necessity of its improvement for efficient social and economical development of our country.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

УДК 330.16

Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях

Павлова О.Н.

Соискатель кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова

Рассмотрены вопросы развития человеческого капитала в современных условиях. Выявлена ведущая роль образования в формировании человеческих ресурсов и необходимость его повышения для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, образование, знание.

В современных условиях в связи с ускорением научно-технического прогресса, развитием инновационной базы общественного производства на первое место выходит роль человеческого капитала как составляющего человеческий фактор в процессе расширенного воспроизводства. Процесс расширенного производства на основе трудов классиков экономической теории (А. Смит, У. Петти, Д. Риккардо, Д.С. Милль, Ж.Б. Сэй, К. Маркс) представляется как соединение средств труда и людей, представляющих собой в итоге производительные силы общества. Исходя из этого, видны роль и место человеческого ресурса, человеческого фактора в процессе расширенного производства как решающей производительной силы общества. В соответствии с классиком экономической теории К. Марксом и его теорией прибавочной стоимости очевидно, что только человеческий ресурс может создать прибавочный продукт, так как орудия труда без участия людей не способны воспроизводить прибавочную стоимость [1]. Он писал, что «с точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» [1]. Таким образом, роль человеческого капитала является наиболее существенной и в современных условиях выходит на первый план по сравнению с другими элементами процесса расширенного воспроизводства.

Современные трансформационные процессы в экономике России повлияли на развитие рынка труда. Стали очевидными высокие требования к

человеческим ресурсам, их состоянию, структуре, уровню подготовленности, специализированности в современном процессе производства. В настоящее время становится очень высокой доля умственного труда в структуре затрат труда в трудовых процессах. Практически ничтожным становится доля ручного труда, доля тяжелого, монотонного, неквалифицированного труда, который преобладал в предыдущие этапы развития общества. В современной экономике при высокой технической оснащенности производств, компьютеризации управления и организации производственных процессов возрастают требования к профессионально-квалификационным факторам и критериям работников, к уровню их образованности, инновационной восприимчивости, мотивированности к профессиональному росту и стремлению к профессиональному совершенству в различных сферах профессиональной деятельности. В соответствии с этим в сознании людей формируются представления об уровне их соответствия современным требованиям расширенного воспроизводства, который, в свою очередь, также в современных условиях характеризуется высокой интенсивностью, инновационной технологичностью, оперативностью, повышенной наукоёмкостью.

Изменение роли информации и знаний в современных условиях нашли отражение в информационной теории стоимости Д. Белла: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает

71

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

источником стоимости» [3]. Источником прибыли выступают знания и возможности их применения на практике, поэтому трудовая теория стоимости уступает место информационной.

Данное положение усугубляется усилением рыночных аспектов в формировании и развитии человеческих ресурсов общества. Исходя из присутствия повышенных требований к человеческим ресурсам в современной экономике их развитие в условиях рынка ориентируется, с одной стороны, исходя из потребности производства и внешней среды, с другой - из позиционирования и целеполагания каждого человека, представляющих собой активную группу населения, составляющих трудовые ресурсы общества. В таких соотношениях в современных условиях увеличивается роль понятия «человеческого капитала», как мерила и конечного результата процесса формирования человека - представителя трудовых ресурсов, так и человеческий капитал выступает в виде формы эквивалентного обмена на рынке труда. Представленные в стоимостном выражении параметры качества индивидуального и совокупного человеческого ресурса оцениваются на соответствие повышенным требованиям современного производства. У. Петти был одним из первых, применившим стоимостные оценки для измерения ценности трудоспособного человека. По его мнению, ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят [2]. С этой точки зрения, человеческий капитал можно адекватно оценить и определить на основе эффективности процесса его развития, включающего в себя образование, саморазвитие, ориентацию, объективное целеполагание во внешней среде и его селективное позиционирование на рынке труда среди других форм и условий предложения человеческих ресурсов. Таким образом, возрастает роль оценки человеческого капитала, в том числе не только в качестве человеческих ресурсов (профессиональные навыки, специальная подготовка), но и его правильное позиционирование и предложение на рынке труда. Необходимо не только хорошо подготовить человеческие ресурсы, но и создать механизмы, которые селективно их перераспределят в соответствии с потребностью на них в процессе общественного производства. В результате такого механизма человеческий капитал будет адекватно и полностью реализован в процессе расширенного производства. В итоге сам процесс становится более эффективным и более рентабельным, включая его результаты.

Таким образом, будут созданы условия для формирования и развития человеческого капитала в рамках отмеченного выше эффективного процесса воспроизводства. Создается взаимосвязанная система действия факторов, когда увеличивающиеся темпы воспроизводственного процесса посредственного использования соответствующих человеческих

72

ресурсов создают условия для роста и воспроизводства человеческого капитала, которые, в свою очередь, на последующих этапах расширенного воспроизводства создают условия для дальнейшего повышения его эффективности.

В итоге, очевидно, что только человеческий капитал в современных условиях, с одной стороны, может быть мерилом уровня человеческих ресурсов и определять его структуру, приемлемость, способность интегрироваться на разных стадиях и уровнях воспроизводственного процесса, а, с другой стороны - человеческий капитал является инструментом оценки всех прямых и косвенных затрат по формированию и развитию человеческих ресурсов.

Исходя их этих рассуждений, возникают различные формы и методы развития человеческого капитала, которые можно свести в следующие группы:

- образование, включающее в себя все виды и формы общего и специального образования, дополнительное профессиональное образование, образование в рамках специализации;

- образ жизни, ориентированный на повышение человеческого капитала (обретение адекватной социальной среды, сохранение здоровья, ориентация на социальный рост);

- формирование механизма позиционирования человеческих ресурсов в рамках расширенного воспроизводства в обществе, позволяющего показать и оценить место трудового потенциала каждого человека в системе экономических отношений и дающего занять ему определенную и предполагаемую нишу в обществе.

В рамках обозначенных групп возможны различные вариации форм и методов человеческого капитала, которые в достаточном количестве имеются в отечественной и зарубежной практике, использование которых позволит усилить роль человеческого фактора в условиях развития экономических отношений в обществе.

В настоящее время наиболее активной является группа, включающая в себя образовательную систему. На наш взгляд, образование является наиболее перспективным и прогрессивным элементным механизмом развития человеческого капитала, так как оно занимает ключевую позицию в современном экономическом развитии.

Ещё К. Маркс говорил о важной роли образования в развитии производства. Он писал, что «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог и т.д. Всё это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» [1].

Мы считаем, что ведущая роль в становлении экономики, основанной на знаниях, однозначно принадлежит высшей школе. Она формирует человеческий капитал, отвечающий потребностям постиндустриальной цивилизации; является базой для

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

развития науки, генерации новых знаний; развивает инновационную культуру в производстве, управлении и сфере услуг; выполняет общекультурные функции, обеспечивающие воспроизводство исторического наследия человечества; стимулирует рост благосостояния, повышает социальную сторону жизни населения.

В качестве основного инструмента общественной модернизации экономического развития выступает совершенствование системы образования. Большое внимание в современном мире должно уделяться начальному, среднему и высшему образованиям, а также переподготовке «старых» кадров для их быстрой адаптации к быстрым информационным изменениям в мире. Особо необходимо отметить профессиональную школу, так как именно она является непосредственным производителем кадрового ресурса страны.

Наиболее эффективной в современных условиях признана многоуровневая система непрерывной профессиональной подготовки. Она способна гибко реагировать на изменения регионального рынка труда, соответствует образовательным запросам и способностям людей.

Таким образом, для развития человеческих ресурсов, повышения культуры населения, для создания квалифицированных специалистов и их постоянной модернизации в современных условиях необходима многоуровневая система непрерывного профессионального образования, которая будет залогом эффективного социально-экономического развития нашей страны.

Литература:

1. Ельмеев В.Я. Человек труда вместо человеческого капитала. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/ elmeev/global2_14.html.

2. Петти У. Экономические и статистические работы. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 211 с.

3. Bell D. The Social Framework of information Society / The Computer Age: A twenty year view. - London, 1981.

Development of Human Capital Assets in Modern Economic Conditions

O. Pavlova

The Chuvash State University named after I. N. Ulyanov

The article refers to some aspects of the development of human capital assets in modern conditions. The author brings to life the role of education in development of human resources and the necessity of its improvement for efficient social and economical development of our country.

Key words: human capital assets, human resources, education, knowledge.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.