ЭКОНОМИКА В СНГ
МАКАРЯН А.
РОЛЬ НОВОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
Аннотация. В статье обоснован переход на новую модель политики занятости: от «пассивной» к «активной». Однако приоритет будет отдан лицам, признанным неконкурентоспособными на трудовом рынке, и, следовательно, в краткосрочном периоде в основном будут восполнены свободные с низкой оплатой труда и/или вновь создаваемые рабочие места, а в среднесрочном периоде уровень безработицы останется высоким, если правительство РА не будет осуществлять политику, увеличивающую спрос на занятость. Поэтому, основываясь на анализе результатов диагностики занятоси в РА, автор приходит к выводу, что только эффективная реализация «Стратегии промышленной политики, нацеленной на экспорт РА» и других видов политик, направленных на повышение спроса на рабочую силу в среднесрочном периоде может снизить уровень безработицы в РА.
Ключевые слова: пассивная политика занятости, активная политика занятости, диагностика занятости, коэффициент эластичности занятости по ВВП, производительность труда, безработица, занятость, Республика Армения.
MAKARYAN А.
MONETARY AND FINANCIAL ASPECTS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY AT ACCESSION TO WTO
Abstract. The article explains the switch to the new model of the policy of employment: from "the passive" to "the active" one. However, the priority will be given to the persons who have been found to be unable to be competitive in the labor market and, therefore, in the short-term period will be mostly compensated by free positions with low wage level and/or by newly created jobs, and in the mid-term period the unemployment level will stay high if the Government of the Republic of Armenia does not have the policy increasing the demand for employment. That is why, based on the analysis of the results of employment diagnostics in the Republic of Armenia, the author comes to the conclusion that only the effective implementation of «The Strategy of industrial policies directed towards exporting of the Republic of Armenia» and other types of policies directed towards increasing the demand for workforce in the mid-term period will be able to reduce the level of unemployment in the Republic of Armenia. Keywords: passive employment policy, active employment policy, diagnostics of employment, coefficient of elasticity of employment by the GDP, labor production, unemployment, employment, the Republic of Armenia.
Согласно Закону РА о занятости населения и его социальной защите при безработице, принятому 10 октября 2005г., основной целью государственной политики занятости было «создание условий для обеспечения полной и эффективной занятости населения». Государственное регулирование занятости населения осуществлялось в соответствии с ежегодными государственными программами занятости населения, к которым относились: выплата пособия по безработице, профессиональное обучение безработных лиц, частичная компенсация работодателю заработной платы при принятии им на работу лиц, неконкурентоспособных на рынке труда, организация трудовой практики у работодателя безработных лиц, имеющих специальность, но не имеющих трудового опыта, незанятых инвалидов, ищущих работу и т. д. Хотя программы в большей степени считались «активными»1, однако подавляющее большинство пользователей было включено в программу «Выплата пособия по безработице», являющейся «пассивной»2, и, следовательно, преобладающая часть средств государственного бюджета направлялась на финансирование этой программы.
В этой модели отсутствовал принцип «взаимных обязательств или ответственности», лежа-
Вставка 1. В 2008-2011 гг. около 95% пользователей3'4'(среднегодовой показатель 28,713 безработных) программ, реализуемых в рамках ежегодных государственных программ занятости населения, получали пособие по безработице. С точки зрения обеспечениястабильной занятости5, как конечной цели реализуемых программ, в 2008-2011 гг. стабильно занятыми считались 3,189 лиц (в разрезе всех программ), а в расчете на одного стабильно занятого фактические расходы из государственного бюджета в среднем составляли 1,31 млн армянских драмов.
щий в основе активной политики6. Согласно указанному принципу, получатель пособия по безработице, которому оказываются также услуги по содействию занятости7, обязан удовлетворять ряду требований: заниматься активным поиском работы, участвовать в профессиональных курсах обучения и т. д. Обязанности являются взаимными, и в ряде стран обязанности сторон закрепляются в договорах, а, с другой стороны, очень важным является размер пособия и продолжительность его получения [1, с. 20-28]. В соответствии с ранее действующей моделью минимальная продолжительность выплаты пособия составляла 6 месяцев. Лицо, получающее пособие по безработице в течение максимум 12 месяцев, могло бы и не проявлять большой активности в поисках работы. Пособие выдавалось только лицу, считающимся формально занятым8, а неформально занятый, потерявший работу, был лишен права на пособие.
Для перехода к более активным действиям необходимы были законодательные изменения. Закон не допускал в рамках ежегодных государственных программ занятости населения экспериментировать с новыми, считающимися активными программами, которые исходили бы из интересов безработных. В законе не были зафиксированы также мониторинг программ, регулирование деятельности частных агентств, оказывающих услуги по трудоустройству и т. д. Следовательно, переход к политике активной занятости являлся необходимостью. Однако активная политика занятости сама по себе не может обеспечить стабильной занятости, если наряду с ней не будут эффективно проведены составляющие компоненты экономической политики, а именно, другие виды государственной экономической политики (инвестиционная, промышленная, налоговая и т. д.).
Диагностика занятости в РА
Наилучшим показателем того, обеспечит ли активная политика занятости большое число людей стабильной работой и каким будет размер оплаты труда, является коэффициент гибкости (эластичности) занятости по ВВП (см. табл.). Если коэффициент эластичности занятости по ВВП отрицателен, при позитивном темпе роста ВВП, то правительству необходимо осуществить политику, увеличивающую спрос на занятость, а активные программы должны быть направлены на те отрасли экономики, где будет ожидаться рост числа занятых (или в отраслях, где можно создать большее количество рабочих мест (в основном трудоемкие сектора экономики)). В этом случае выбор должен быть сделан между производительностью и числом новых рабочих мест, так как при негативном коэффициенте активная политика сама по себе не сможет обеспечить стабильную занятость пользователям активных программ.
Таблица
Объяснение значений коэффициента эластичности занятости по ВВП*
Эластичность занятости по ВВП Темп роста ВВП
Позитивный темп роста ВВП Негативный темп роста ВВП
8 < 0 (-) рост занятости (+) рост производительности (+) рост занятости (-) рост производительности
0 < 8 < 1 (+) рост занятости (+) рост производительности (-) рост занятости (-) рост производительности
8 > 1 (+) рост занятости (-) рост производительности (-) рост занятости (+) рост производительности
"Источник: [2, с. 4].
1 Активная политика преследует две цели: экономическую и социальную. Экономической целью является повышение возможности/вероятности быть занятым/ найти работу (employability). Активными программами считаются специальное обучение, частичная компенсация заработной платы, организация трудовой практики и т. д. Здесь социальная цель не учитывается.
2 Пассивные программы считаются также программами обеспечения доходов, и в других странах наряду с программой «пособие по безработице» они охватывают также другие программы.
3 Из числа пользователей программ, реализуемых за счет средств государственного бюджета, исключая пользователей программ, которые были прекращены или внедрены в 2011 г.
4 Если в этом разделе не указан другой источник, то см. параграфы 32-35 «Стратегии занятости РА на 2013-2018 гг.».
5 Пользователи программ, которые после завершения программы в течение определенного периода времени или в течение/благодаря программам стали занятыми и, по крайней мере, в течение требуемых месяцев считались лицами, имеющими работу.
6 В английской литературе политика активизации (activation policy).
7 К услугам содействия занятости (employment services) относятся предоставление консультации, содействие в вопросе трудоустройства, устройство на работу и т. д.
8 Зарегистрированный работник.
В 2011-2012 гг. коэффициент эластичности занятости по ВВП был отрицательным (см. рис. 1), что явилось следствием изменений, происходящих в структуре занятости начиная с 2010 г., в основном отражая тенденции в изменении структуры экспорта товаров и темпы роста в других отраслях экономики. Сокращение числа занятых в государственном секторе (2011 г.) и сельском хозяйстве (2012 г.) сопровождалось увеличением числа занятых в частном секторе (несельскохозяйственном), однако этого было недостаточно, по крайней мере, для сохранения числа занятых в стране, несмотря на то что число занятых в несельсохозяйственном частном секторе по сравнению с 2010 г. увеличилось на 48.5 тыс. человек (или 11,5%). Основной рост числа занятых пришелся на увеличение доли числа занятых в промышленности (в 2012 г. рост числа занятых по сравнению с 2010 г. составил 36% или 32,5 тыс. человек)9. Численность безработных в 2011-2012 гг. по сравнению с 2010 г. сократилась (см. рис. 2), чем в основном и объяснялось сокращение уровня безработицы (несмотря на то что он все еще продолжает оставаться высоким и сокращение числа безработных не сопровождалось ростом числа занятых). В 2011-2012 гг. темпы роста производительности труда превышали темпы роста реального ВВП, в то время как по реальной среднемесячной заработной плате был зафиксирован положительный рост лишь в 2012 г. по сравнению с 2011 г., хотя номинальные зарплаты были повышены. Как видно, в целом темпы роста заработной платы лиц с высокой производительностью/квалификацией превышали темпы роста заработной платы лиц со сравнительно низкой производительностью/квалификацией.
Источник: Разные публикации ЦСУ РА10; собственные расчеты автора.
Рис. 1. Эластичность занятости по ВВП, темпы роста реального ВВП и изменение числа занятых за 2010-2012 гг. (2005 =100)
После кризиса в 2011-2012 гг. коэффициент эластичности занятости по ВВП составил 0,107 (среднее значение за указанный период). Это означает:
- 2011-2012 гг. рост реального ВВП сопровождался ростом производительности труда, обусловленным сокращением числа занятых (см. табл., рис. 1 и 2);
- в среднесрочном периоде (2013-2017 гг.) занятость должна увеличиваться ежегодно на 2,2%11, чтобы уровень безработицы достиг 10% вместо зафиксированных 17,3% в 2012 г.
- Армения может при сравнительно невысоких темпах роста ВВП увеличить число занятых в различных трудоемких отраслях перерабатывающей индустрии. тем самым увеличивая ко-
9 Источник: http://www.armstat.am/file/article/trud_13_6.pdf; http://www.armstat.am/file/article/trud_12_6.pdf.
10 Источник: http://www.armstat.am/file/artide/trud_13_6.pdf; http://www.armstat.am/file/artide/trud_12_6.pdf.; http:// www.armstat.am/file/article/hah_13_2.pdf;http://www.armstat.am/file/article/hah_13_14.pdf.
11 Расчеты были сделаны по инструкции [3, с. 1-11] и методике, заложенной в «Template for Analyzing and Projecting Labor Market Indicators», разработанной МВФ в 2012 г. (Источник: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ survey/so/2012/RES092412A.htm)
12 Ислем (2004 г.) представляет различные гипотетические варианты развития [4, с. 4].
эффициент эластичности занятости по ВВП12. При успешной имплементации «Стратегии промышленной политики, нацеленной на экспорт РА» Армении удастся увеличить общий уровень занятости в республике.
8,0% 6,0% 4,0% 2,0% 0,0% ■2,0% -4,0%
____— 7,4%
-19.0% 5,6% _____
18,4%
/ Xw 2,0%
■0,6% / / 17,3%
■1,2% ____ 2011 ^^ 2012
-2,2%
19,5% 19,0% 18,5% 18,0% 17,5% 17,0% 16,5% 16,0%
-Темп роста прошводнтел ьностнтруда (реальный ВВП/число занятых) -Темп р о ста реальной средней месячной заработной платы -Уровень безработицы
Источник: Разные публикации ЦСУ РА13; собственные расчеты автора.
Рис. 2. Изменение уровня безработицы, производительности труда и реальных зарплат
за 2010-2012 гг. (2005 =100)
Изменение числа занятых в среднесрочном периоде в конечном итоге будет обусловлено развитием промышленности, что станет решающим в определении спроса на рабочую силу других отраслей. В 2011-2012 гг. коэффициент эластичности занятости в промышленности по реальной добавленной стоимости сферы составил 0,81614 (среднее значение за указанный период). Это означает, что реальный темп роста промышленности создает больше рабочих мест, чем будет средний показатель по всем отраслям экономики РА в среднесрочном периоде, и рост индустрии будет сопровождаться ростом производительности труда, что обеспечит более высокий уровень зарплат. В октябре 2013 г. средняя заработная плата занятых в обрабатывающей промышленности (частном секторе) составила 157,294 армянских драмов15, уступив зафиксированным показателям лишь нескольких отраслей, где трудоустройство в основном зависит от профессиональных знаний, географического местоположения и не предусмотрен резкий рост числа занятых. В этом случаее активные программы должны быть направлены на те отрасли экономики, где будет рост числа занятых.
Таким образом, если правительству РА не удастся осуществить эффективную реализацию «Стратегии промышленной политики, нацеленной на экспорт РА», то в других отраслях (частном секторе) экономики РА почти не будет зафиксирован рост числа занятых, и в среде-несрочном периоде безработица продолжит оставаться на высоком уровне, активные программы смогут обеспечить стабильную занятость только ограниченному количеству пользователей.
13 Источник: http://www.armstat.am/file/artide/trud_13_6.pdf;, http://www.armstat.am/file/article/trud_12_6.pdf.; http:// www.armstat.am/file/article/hah_13_14.pdf;,http://www.armstat.am/file/artide/trud_12_9.pdf;http://www.armstat.am/file/ article/trud_13_9.pdf; http://www.armstat.am/file/artide/trud_13_14.pdf; http://www.armstat.am/file/article/gner_13_2.pdf; http://www. armstat. am/ file/article/gner_12_2.pdf.
14 Источник: http://www.armstat.am/file/artide/trud_13_6.pdf; http://www.armstat.am/file/artide/trud_12_6.pdf;, http:// www.armstat.am/file/artide/hah_13_14.pdf.; собственные расчеты автора.
Примечание: 2005 =100
15 Источник: http://www.armstat.am/file/artide/sv_11_13a_142_.pdf.
16 Критериями являются: наличие инвалидности, возраст, продолжительность пребывания в состоянии безработного, социальное состояние, место проживания, вхождение в первый раз на рынок труда и т. д.
17 Проект от 30.10.2013 г.
18 Источник: http://www.armstat.am/file/artide/trud_13_9.pdf.
Новая модель политики занятости
В законе РА о занятости, сменившим с 1-го января 2014 г. закон РА о занятости населения и его социальной защите при безработице, зафиксирован принцип «взаимной ответственности». Уполномоченный орган на основе оценки потребностей составляет индивидуальную программу, в которой определяются цели и соответствующие им действия. В ходе реализации программы заключается двусторонний договор с лицом, ищущим работу, с целью обеспечения его работой. Законом четко установлены также задачи, указанные в «Стратегии развития занятости Республики Армения на 2013-2018 гг.» и в Законе РА о занятости. В частности, уточнены и зафиксированы механизмы трудоустройства на достойную работу, признания неконкурентоспособными на трудовом рынке16, рамки правомочий уполномоченного органа, порядок разработки, реализации ежегодных программ занятости, его мониторинга и оценки, условия, касающиеся информационной базы, и т. д.
Несмотря на то что Государственная программа регулирования занятости на 2014 г.17 все еще включает программу «Выплата пособия по безработице», его пользователями являются лица, получившие статус безработного, которые продолжат получать пособие также в 2014 г. В программу 2014 г. включены также экспериментальные программы. В их числе также программа «Возмещение затрат при посещении работодателей с целью трудоустройства на достойную работу». Пользователям программы уполномоченный орган за каждое посещение работодателя выплачивает сумму (не более 18 000 драмов в месяц) для покрытия транспортных и других расходов. А по программе «Оказание содействия в пользовании услугами негосударственного агентства по трудоустройству на работу» максимальный размер суммы, перечисленной частному агентству для одного пользователя, не может превышать 100 000 армянских драмов.
Влияние новой модели политики занятости на безработицу
Политика, направленная на увеличение предложения рабочей силы, может обеспечить желаемые результаты в среднесрочном и долгосрочном периодах, когда благодаря проводимой правительством налоговой, промышленной, инвестиционной и другим видам политики возникнет соответствующий спрос на рабочую силу. Программы активной политики занятости в краткосрочном периоде будут направлены на удовлетворение потребности в свободных рабочих местах, тем самым на увеличение численности занятых или стимулирование предпринимательской деятельности. Это в основном рабочие места, не требующие высокой квалификации и с низкой оплатой труда.
Уполномоченный орган на основе оценки потребностей составляет индивидуальную программу в основном для лиц, признанных неконкурентоспособными на трудовом рынке, которые, согласно установленному правительством РА порядку, имеют право приоритета и другие права. Количество безработных, ищущих работу в течение года и более лет, только в 2012 г. составило 46% (в случае 2 и более лет — 31%)18. Следовательно, согласно новому закону, основным субъектом содействия станут лица, признанные неконкурентоспособными на трудовом рынке, которые займут свободные рабочие места с низкой оплатой труда.
В среднесрочном периоде уровень безработицы останется высоким. В данном случае правительству РА необходимо осуществить политику, увеличивающую спрос на занятость
Заключение
Активная политика занятости сама по себе эффективно стимулирует увеличение предложения рабочей силы. В краткосрочном периоде она приведет к восполнению рабочих мест с низкой производительностью и оплатой труда. В среднесрочном периоде, если предложение рабочей силы не будет сопровождаться реализуемой правительством «Стратегией промышленной политики, нацеленной на экспорт РА» и другими видами политик, обусловленных ростом спроса на рабочую силу, уровень безработицы останется высоким.
Хотя в качестве пользователя для уполномоченного органа может выступить любое лицо, ищущее работу и получившее статус безработного, однако приоритет будет отдан лицам, признанным неконкурентоспособными на трудовом рынке, и, следовательно, в краткосрочном периоде в основном будут восполнены свободные с низкой оплатой труда и/или вновь созда-
ваемые рабочие места. Если в среднесрочном периоде будет зафиксирован экономический спад и увеличится количество безработных, то уполномоченный орган не сможет трудоустроить даже лиц, считающихся неконкурентоспособными, если правительство не начнет проводить политику, направленную на увеличение предложения рабочей силы.
Литература
1. Almeida, R., Arbelaez, J., Honorati, M., Kuddo, A., Lohmann, T., Ovadiya, M.;,Pop, L., Puerta, Sanchez M., Weber, M. Improving Access to Jobs and Earnings Opportunities : The Role of Activation and Graduation Policies in Developing Countries // Social Protection Discussion Paper No. 1204. — Washington DC : The World Bank, March 2012.
2. Kapsos, S. The Employment Intensity of Growth : Trends and Macroeconomic Determinants // ILO Employment Strategy Paper. — Geneva : International Labor Organization, 2005.
3. Abdih, Y., Behar, A., Cevik, S., Chami, R., Dougherty-Choux, L., Furceri, D., Janus, N., and Zimand, P. A Template for Analyzing and Projecting Labor Market Indicators // Middle East and Central Asia Department — Washington, DC: International Monetary Fund, 2012.
4. Islam, R. The Nexus of Economic Growth : Employment and Poverty Reduction // An Empirical Analysis, Issues in Employment and Poverty Discussion Paper No. 14. — Geneva: International Labour Office, January 2004.