pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Устойчивое развитие регионов
РЫНОК ТРУДА РЕСПУБЛИКИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)*
Снежана Петровна МОНГУШ
инженер, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (ТувИКОПР СО РАН),
Кызыл, Российская Федерация
fqkey@mail.ru
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 6082-7382
История статьи:
Получена 20.01.2018 Получена в доработанном виде 08.02.2018 Одобрена 12.02.2018 Доступна онлайн 13.04.2018
УДК 331.5
Н53, 100, 121
Ключевые слова:
занятость, население, регион, труд, ресурсы
Аннотация
Предмет. Рассмотрены вопросы занятости населения региона. Проанализированы и сгруппированы регионы Сибирского федерального округа по степени экономической активности. В условиях повышения уровня безработицы самостоятельная занятость дает человеку значительную свободу действий с учетом возможности проявить свои сильные стороны, связанные с определенными коммерческими рисками. Цели. Комплексное исследование проблемы трудоустройства и занятости населения Тывы направлено на предупреждение безработицы с учетом технологических преобразований в экономике в целом.
Методология. В процессе исследования проблем рынка труда республики использовались методы динамики, сравнения и группировки.
Результаты. Эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей социально-экономического развития Республики Тыва. Необходимо преодолеть имеющиеся негативные тенденции в развитии социально-трудовых отношений и сфере занятости населения, такие как нехватка квалифицированных кадров, низкая мобильность трудовых ресурсов. Активация новой формы занятости населения (самозанятости) приведет к существенным сдвигам в сфере потенциала трудовых способностей населения.
Выводы. Уровень развития экономики региона определяется профессионализмом кадрового состава и условиями труда на рабочих местах, а рынок труда является важнейшей составляющей социально-экономического развития Республики Тыва. Выявлен один из главных недостатков рынка труда региона - отсутствие мобильности рабочей силы.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Монгуш Сн.П. Рынок труда республики на этапе перехода к технологическому развитию (на примере материалов Республики Тыва) // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 4. -С. 665 - 680.
https://doi.Org/10.24891/re.16.4.665
Введение
На современном этапе развития экономики Республики Тыва рынок труда представляет
* Автор выражает благодарность и глубокую признательность д.э.н., профессору, заведующей кафедрой системного менеджмента и экономики предпринимательства экономического факультета Томского государственного университета НЕХОДА Евгении Владимировне за советы и ценные замечания.
Автор выражает благодарность и глубокую признательность к.с.н., ученому секретарю Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН ОЙДУП Тане Михайловне за советы при подготовке данной статьи.
собой сложную систему взаимосвязанных, исторически сложившихся форм организации труда в условиях конкуренции. Рынок труда -это важнейший элемент рыночной экономики. Использование трудовых ресурсов является конкурентоспособствующим мотивом на рынке труда для достижения единой цели [1] с учетом востребованности той или иной профессии или специальности [2]. В отличие от других рынков, его специфика состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает способность человека к труду. Исходя из
этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства [3].
По мнению М.А. Хаматхановой [4], для повышения активности рынка труда в Российской Федерации необходимо решить сложные экономические проблемы, наблюдаемые сегодня. Для снижения числа безработных следует оказать помощь населению в переподготовке кадров, принять меры к тому, чтобы импортозамещающие товары реализовывались быстрее, чтобы была активнее поддержка отечественного товаропроизводителя, и в этом случае мы можем ожидать улучшений на рынке труда.
Для стабилизации рынка труда важнейшим аспектом должна быть активная государственная политика, направленная на решение проблем трудоустройства
определенных групп населения и принятие действенных мер по взаимодействию государственных органов в сфере рынка труда и безработных слоев населения региона. Недостатком рынка труда региона в первую очередь выступает отсутствие мобильности рабочей силы. Для устранения данного фактора надо создать различные гибкие формы профессионального обучения, отвечающие современным требованиям народного хозяйства именно Республики Тыва [5], а не других регионов. Объектом пристального внимания различных экономистов являются условия
функционирования рынка труда, так как проблемы социальной и трудовой политики выступают главнейшими задачами по стабилизации социально-экономической
ситуации в регионе.
Как отмечают Г.Ф. Балакина и А.Д. Бегзи [6], единого синтетического показателя, отражающего уровень социально-
экономического развития регионов, не существует; исследователи пользуются системой показателей, в той или иной мере
взаимозависимых. В качестве базовых берутся статистические показатели, представленные органами государственной статистики России по каждому субъекту Федерации. Уровень социально-экономического положения
регионов Сибирского федерального округа России можно определить, проанализировав ВРП (табл. 1).
Валовой региональный продукт характеризует экономическую деятельность того или иного региона. По нашим расчетам видно, что лидирующие позиции принадлежат Красноярскому краю (2014 г. - 23,31%), Иркутской области (2014 г. - 14,86%), Новосибирской области (2014 г. - 14,66%), так как данные регионы входят в крупные энергетические и экспортные базы России и поэтому служат своеобразным каркасом экономической системы СФО, стержневой упор которого - в нефтедобыче и нефтехимии. Соответственно, отстающими выступают дотационные регионы: Республика Алтай (0,64%) и Республика Тыва (2014 г. - 0,76%). В Тыве основная доля населения приходится на граждан, среднедушевой доход которых составляет от 10 000 до 14 000 руб./мес. (19,3%). На втором месте - граждане, имеющие доход от 7 000 до 10 000 руб. в месяц (17,8%), а на третьем месте - те, чей доход составляет от 14 000 до 19 000 руб./мес. (16%). Доля получающих свыше 45 000 руб./мес. составляет 2,8% (рис. 1).
Величина прожиточного минимума в Тыве (2015 г.) равна 9 564 руб./мес. на одного человека, и, соответственно, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 38,2% (2015 г.). Можно сказать, что 40% населения республики находится в положении относительной бедности [7], так как ежемесячные регулярные доходы есть, хоть и в малой сумме.
Рабочая сила - это лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период (в обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. Республика Тыва по численности рабочей силы занимает предпоследнее место по Сибирскому федеральному округу (2005 г. - 134 тыс. чел., 2015 г. - 125 тыс. чел.; снижение на 6,71%).
Лидирующее место по рассматриваемому округу по численности рабочей силы занял Красноярский край (2005 г. - 1 604 тыс. чел., 2015 г. - 1 501 тыс. чел.; снижение на 6,42%) (рис. 2).
Уровень участия в рабочей силе - отношение численности рабочей силы определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, выраженное в процентах. В Республике Тыва данный показатель составляет всего 1,27% по отношению к другим регионам в СФО, самая высокая доля в уровне участия рабочей силы (15,29%) принадлежит Красноярскому краю, рис. 3.
Распределение численности занятых по формам собственности определяет экономическое положение региона и уровень его социального развития. В Сибирском федеральном округе преобладает частная собственность (2005 г. - 52,7% и 2015 г. -60,9%, то есть зафиксирован рост на 8,2 процентных пункта за анализируемый период). Частная собственность выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики [8]. Такой темп развития частной собственности в первую очередь определяется тем, что ее функционирование не ограничивается центром (государством) [9]. Вмешательство государства происходит лишь в том случае, когда затронуты его интересы (нарушение законодательства), и тем самым жизнеспособность частной собственности обеспечивается «спросом и предложением». Пока выполняется это условие, частная собственность развивается [10]. Процент занятых на предприятиях частной формы собственности, превышающий среднюю величину по округу (60,9% в 2015 г.), зафиксирован в следующих регионах: Республика Бурятия - 63,5 %; Алтайский край - 65%; Кемеровская область - 63,1%; Новосибирская область - 62,5%; Омская область - 64,7% и Томская область - 62,8%.
Сегментация занятого и безработного населения дает наглядное представление о ситуации на рынке труда. Если рассматривать уровень образования и квалификации, то в Сибирском федеральном округе занятых с
высшим образованием - 29,1% (Тыва -31,9%), основная масса - это занятые со средним профессиональным образованием (43,9%, Тыва - 41,1%), но есть и вообще не имеющие основного общего образования -0,4% (Тыва - 0,5%). Такая категория граждан, как безработные, по уровню образования показывает следующую картину: основная масса безработных граждан имеет среднее профессиональное образование (в 2015 г. СФО - 40%, Тыва - 41,3%), на втором месте -имеющие среднее общее образование (в 2015 г. СФО - 30,1 %, Тыва - 35%).
По сегментации занятых и безработных по полу видно, что в Сибирском федеральном округе занятых мужчин больше, чем женщин, на 10,6%; в составе безработных тоже преобладают мужчины. Средний по округу показатель безработных по полу (муж.) превышен в таких регионах, как Республика Хакасия (58,9%, больше среднего на 3,6 пункта); Новосибирская область (57,9%, больше среднего на 2,6 пункта); Республика Тыва (57,7%, больше среднего на 2,4 пункта); Республика Бурятия (57,5%, больше среднего на 2,2 пункта) и Алтайский край (56,8%, больше среднего на 1,5 пункта).
В сравнительной характеристике занятых и безработных по возрастному сегменту видно, что в целом по Сибирскому федеральному округу основная доля занятых (27,9%) - это лица 30-39 лет, на втором месте (22,5%) -лица 40-49 лет и на последнем месте (0,7%) -лица от 15 до 19 лет. В Тыве наблюдается аналогичное соотношение долей в сегментации по возрастам занятого населения.
Сегментация по возрастам безработных граждан отражает следующую тенденцию: основная доля безработных (34,8%) приходится на возраст 20-29 лет, 24,2% безработных - на возраст 30-39 лет. Показатели по Тыве превышают средние по Сибирскому федеральному округу на 2,7 пункта для возраста 20-29 лет (37,5%), на 3 пункта для возраста 30-39 лет (27,2%), на 3,5 пункта для возраста 40-49 лет (20,2%).
Распределение занятых и безработных по полу приведено в табл. 2.
На современном этапе экономического развития сложилась весьма нерациональная отраслевая структура. Проанализируем отраслевую структуру занятого населения Сибирского федерального округа и Республики Тыва. Данные для анализа были взяты из статистического сборника «Регионы России». Для наглядного отображения данных после расчета все регионы СФО были собраны в 8 блоков по усредненному значению распределения количества занятых по отраслям.
Алгоритм построения блоков: были взяты данные за 7 лет по 14 отраслям деятельности, по результатам расчетов регионы были собраны в блоки (табл. 3) в зависимости от показателя среднего значения занятых в различных отраслях экономики (рис. 4).
По расчетным показателям 12 регионов СФО за 7 анализируемых периодов были распределены между 8 блоками в порядке возрастания показателей. В блок 1 вошли регионы, у которых среднее значение распределения занятых по отраслям составило 7,02 пункта, в блок 2 - регионы с показателем 16,95 пункта, в блок 3 - регионы с показателем 29,85 пункта, в блок 4 - регионы с показателем 35,07 пункта), в блок 5 -регионы с показателем 68,46 пункта, в блок 6 - регионы с показателем 80,21 пункта, в блок 7 - регионы с показателем 94,22 пункта, в блок 8 - регионы с показателем 103,23 пункта (табл. 4).
Между блоками 4 и 5 отмечено существенное различие в показателях. Это говорит о том, что данные регионы значительно отличаются друг от друга по социально-экономическому положению и по численности населения.
Большая роль в распределении количества занятых по отраслям деятельности в первую очередь принадлежит социально-
экономическому положению того или иного региона. Разница в показателях распределения населения между блоками 1 и 8 составляет свыше 96 пунктов.
По распределению количества занятых по различным отраслям видно, что в блок 8
вошел Красноярский край, где развиты обрабатывающие отрасли и торговля, что говорит о значительных внутренних резервах экономики), а в блок 1 - Республика Тыва и Республика Алтай, где преобладают сельское хозяйство, образование, здравоохранение и торговля. Отсюда вывод, что все занятые работают в государственных учреждениях, то есть развития в сторону улучшения социально-экономического положения нет, все отрасли финансируются за счет федеральных средств (дотаций, субсидий).
Уровень безработицы (применительно к стандартам МОТ) определяется как отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности рабочей силы соответствующей возрастной группы, выраженное в процентах. Республика Тыва занимает лидирующее место по уровню безработицы среди регионов СФО (21,9% в 2005 г. и 18,6% в 2015 г., снижение на 3,3 пункта). Данный показатель превышает среднюю по СФО в 2,4 раза (2015 г.), табл. 5.
Правительством Республики Тыва ежегодно разрабатываются различные социальные программы для улучшения положения отдельных категорий граждан. Основу этих программ образуют два губернаторских проекта, цель которых - оказание адресной натуральной помощи нуждающимся многодетным, малоимущим и молодым семьям республики. Губернаторские проекты «Корова-кормилица»1 и «Кыштаг для молодой семьи»2 активно реализуются и среди молодого неработающего населения административных районов республики, что дает реальную возможность для трудоустройства.
Организация личного подсобного хозяйства жителями сел республики позволит снизить проблему трудоустройства граждан путем
1 Доклад министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Ю.Д. Тыт-оол «О реализации губернаторского проекта «Корова-кормилица».
URL: http://mcxtyva.ru/about/info/news/1525/
2 Послание Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2016 год «Сплоченность, мобилизация усилий, опора на внутренние ресурсы».
URL: http://kyzyl-kojuun.ru/index.php/ekonomlka/kyshtag-dlya-molodoj-semi
" 3
содействия развитию самозанятости3. Население, не имеющее постоянного места работы, будет обеспечивать себя самостоятельно, реализуя населению излишки и тем самым зарабатывая4. Как считают некоторые авторы [11-14], это -перспективное решение проблем безработицы. Главной особенностью этого решения выступает инициатива самого гражданина, позволяющая выйти из статуса «незанятый». Возрастает социальная ценность
самозанятости, так как она способствует улучшению социостратификационной
структуры общества, преодолению
выжидательных, иждивенческих настроений, укрепляет веру людей в свои силы [15, 16].
Поддержка незанятого населения через самозанятость в сельском хозяйстве выступит действенной мерой, так как на территории региона распределение населения в муниципальных образованиях некомпактно. Таким образом, в соответствии с настоящими и перспективными (потенциальными) условиями социально-экономического развития правительству необходимо реализовывать различные меры по поддержке и снижению напряженности на рынке труда с целью обеспечить стабилизацию
экономической ситуации в регионе.
Проблемная ситуация на рынке труда отражена в работе Ю.Г. Бюраевой [17]: «На уровне регионов, в том числе Республики Бурятия, это проявляется в ярко выраженном дефиците предложения квалифицированных рабочих и избытке специалистов высшего уровня подготовки. Такое несоответствие м о ж е т в ы з ы в а т ь с н и ж е н и е производительности труда, объемов общественного производства и ухудшение качества продукции, поэтому задача преодоления данного дисбаланса весьма актуальна». В этой связи государству необходимо усилить комплексное
3 Балакина Г.Ф., Монгуш С.П. Социокультурные особенности отношения к труду населения Тувы. В кн.: Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире. Материалы IV международной научно-практической конференции (27 апреля 2017 г.). Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», 2017. С. 13-17.
4 Вишневская Н.Т. Самозанятые и рынок труда // Труд за рубежом. 2005. № 1. С. 3-13.
регулирование рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения первого необходимыми и нужными кадрами и для уменьшения в составе последнего безработных граждан. Развитие социально-трудовой сферы и обеспечение государственных гарантий в области охраны труда обеспечивается путем реализации государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы». Уровень экономики определяется качеством профессиональных кадров и условиями труда на рабочих местах, а эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей социально-экономического развития Республики Тыва. Для решения основных стратегических задач исполнительных органов государственной власти Республики Тыва существует необходимость преодоления имеющихся негативных тенденций в развитии социально-трудовых отношений и сфере занятости населения, характеризующихся несоответствием спроса и предложения на рынке труда и высоким уровнем производственного травматизма.
Преодоление названных негативных тенденций обеспечит ускорение темпов экономического роста, что представляет собой основу повышения уровня и качества жизни населения. В результате выполнения Программы к концу 2019 г. ожидается снижение уровня производственного травматизма до 0,8 случаев; рост удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест; снижение уровня общей безработицы (по МОТ) до 18%; увеличение числа занятых в экономике республики к численности населения республики в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) до 60%; снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 1 единицы; увеличение доли выпускников в промышленном производстве, сельском хозяйстве,
строительстве, транспорте и связи от общей численности занятых в этих секторах до 7,1%; увеличение доступности трудовых ресурсов до 3,7 балла; снижение уровня регистрируемой безработицы до 3,8%;
снижение численности безработных до 20 тыс. человек; снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, до 5 тыс. человек. Налоговые отчисления за 2017 г. составили 5 054,5 тыс. руб., в том числе: НДФЛ -
4 760 тыс. руб., налог на имущество - 249,6 тыс. руб., земельный налог - 25 тыс. руб., транспортный налог - 19,9 тыс. руб.; за 2018 г. -
5 054,5 тыс. руб., в том числе НДФЛ - 4 760 тыс. руб., налог на имущество - 249,6 тыс. руб., земельный налог - 25 тыс. руб., транспортный налог - 19,9 тыс. руб.; планируемые показатели на 2019 г. - 5 054,5 тыс. руб., в том числе НДФЛ - 4 760 тыс. руб., налог на имущество - 249,6 тыс. руб., земельный налог - 25 тыс. руб., транспортный налог - 19,9 тыс. руб.5.
В итоге можно согласиться с позицией А.Р. Исмаилова [18]: «В политике занятости требуется переход к активным мероприятиям по сохранению рабочих мест в перспективных сферах и отраслях экономики». Для дотационной республики важно преодоление проблем рынка труда и снижение уровня безработицы. Малый бизнес на сегодняшний день играет очень важную роль в трудоустройстве населения республики. Работодатели малых предприятий не будут скрывать количество своих наемных работников и служащих, а наоборот, будут их регистрировать, чтобы получить налоговую льготу на определенный стартовый период. По мнению автора, это позволит решить одну из главных на данный момент проблем -проблему незарегистрированных работников
и самозанятых граждан республики. В первую очередь можно рассмотреть производственные и сельскохозяйственные направления деятельности малого бизнеса в качестве пилотных проектов.
Выводы
Рынок труда должен регулироваться законодательно в сфере общественного взаимодействия, так как на рынке труда продается и покупается рабочая сила граждан, их интеллектуальные способности.
На основании государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 20172019 годы» (с изменениями на 30.03.2017) надо разработать Дорожную карту по снижению уровня безработицы среди молодого населения региона путем «активации» различных форм занятости. Это позволит уменьшить напряженность на рынке труда и оказать социальную поддержку гражданам, живущим в сельской местности.
Роль государства в лице местных органов управления состоит в координировании общих целей и задач, решаемых на уровне того или иного муниципального образования республики с учетом специфики его социально-экономического развития.
Территориальное разделение труда в Республике Тыва отличается по районам, что обусловлено менталитетом жителей, например, северных окраин. На данном этапе роль органов местного самоуправления очень важна, так как именно они решают основные проблемы занятости населения.
5 Постановление от 17.11.2016 № 479 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы» (с изменениями на 06.07.2017)». URL: http://docs.cntd.ru/document/444798082
Таблица 1
Доля валового регионального продукта регионов Сибирского федерального округа (2005-2014 гг.), %
Table 1
The Gross Regional Product proportion of the Siberian Federal District regions by year, 2005-2014, percentage
Регионы 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Сибирский федеральный округ в целом 100 100 100 100 100 100
Республика Алтай 0,49 0,53 0,55 0,58 0,6 0,64
Республика Бурятия 3,8 3,33 3,23 3,25 3,21 3,03
Республика Тыва 0,59 0,75 0,7 0,73 0,75 0,76
Республика Хакасия 2,11 2,29 2,41 2,54 2,59 2,63
Алтайский край 6,74 7,32 7,01 7,2 7,42 7,33
Забайкальский край 3,62 3,96 4,34 4,38 4,15 3,73
Красноярский край 22,42 25,65 24,79 23,17 22,7 23,31
Иркутская область 13,61 13,17 13,09 14,45 14,39 14,86
Кемеровская область 15,03 15,21 15,45 13,94 12,07 12,24
Новосибирская область 12,22 11,78 12,03 12,81 14,84 14,66
Омская область 11,34 9,07 9,36 9,68 9,99 9,81
Томская область 8,03 6,94 7,04 7,27 7,27 7,01
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. М.: Росстат, 2016
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016]. Moscow, Rosstat Publ., 2016
Таблица 2 Состав занятых и безработных по полу за 2015 г., %
Table 2 The composition of the employed and unemployed by sex for 2015, percentage
Регионы Состав занятых по полу Состав безработных по полу
Муж. Жен. Муж. Жен.
Сибирский федеральный округ в целом 68,1 57,5 55,3 44,7
Республика Алтай 64,9 57,8 56,8 43,2
Республика Бурятия 63,2 54,3 57,5 42,5
Республика Тыва 48,6 49,7 57,7 42,3
Республика Хакасия 68,2 56,7 58,9 41,1
Алтайский край 66,6 55,1 57,2 42,8
Забайкальский край 63,5 55,6 55,2 44,8
Красноярский край 70,4 59,5 53,6 46,4
Иркутская область 69,6 59,5 52 48
Кемеровская область 66,7 57,7 55,4 44,6
Новосибирская область 70,7 58,6 57,9 42,1
Омская область 72,3 59,3 52,7 47,3
Томская область 66 52,8 55,5 44,5
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. М.: Росстат, 2016
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016]. Moscow, Rosstat Publ., 2016
Таблица 3
Расчетные показатели распределения среднего значения занятых по отраслям в регионах Сибирского федерального округа, %
Table 3
Calculated indices of the distribution of the average value of the employed by industry branch in the Siberian Federal District regions, percent
Социально-экономическое положение
Преобладание федеральной поддержки
Республика Алтай 7,02
Республика Тыва
Республика Хакасия 16,95
Республика Бурятия 29,85
Забайкальский край 35,07
Томская область
Преобладание собственных внутренних резервов развития
Омская область 68,46
Алтайский край 80,21
Иркутская область
Кемеровская область 94,22
Новосибирская область
Красноярский край 103,23
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 4
Группировка регионов Сибирского федерального округа по блокам в зависимости от уровня занятости
Table 4
Grouping of the Siberian Federal District regions by block depending on the employment rate
Группа Регион
Блок 1 Республика Алтай и Республика Тыва
Блок 2 Республика Хакасия
Блок 3 Республика Бурятия
Блок 4 Забайкальский край и Томская область
Блок 5 Омская область
Блок 6 Алтайский край и Иркутская область
Блок 7 Кемеровская область и Новосибирская область
Блок 8 Красноярский край
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 5
Уровень безработицы в Сибирском федеральном округе по годам (2005-2015), % Table 5
Unemployment rate in the Siberian Federal District by year, 2005-2015, percent
Регионы Уровень безработицы
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Сибирский федеральный 9,3 8,7 8,1 7,1 7,2 7 7,7
округ в целом
Республика Алтай 9,4 12,2 12,8 11,6 11,5 10,4 9,7
Республика Бурятия 12,2 10,4 9 7,9 8 8,4 9,2
Республика Тыва 21,9 21,7 17,3 18,4 19,3 19,1 18,6
Республика Хакасия 8,9 9,1 7,2 7,9 6 6,2 5,8
Алтайский край 8,8 8,8 8,5 6,2 8,3 7,2 8
Забайкальский край 8,6 11,1 10,6 10,6 10,5 10 10,4
Красноярский край 9,5 6,2 6 5,5 5,7 5 6,2
Иркутская область 9,8 10,1 9,1 7,8 8,3 8,8 8,2
Кемеровская область 8,6 8,9 8,1 7,1 6 6,2 7,7
Новосибирская область 7,9 7,7 6,8 5,6 5,9 5,1 6,9
Омская область 8,7 8,1 7,9 6,9 6,8 6,7 6,8
Томская область 10,5 7,7 9,1 8,4 7,6 7,6 7,7
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. М.: Росстат, 2016
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016]. Moscow, Rosstat Publ., 2016
Рисунок 1
Доля лиц со среднедушевыми денежными доходами (руб./мес.) в 2015 г. в Республике Тыва, % Figure 1
The proportion of people with per capita cash income (RUB per month) in 2015 in the Tyva Republic, percentage
■ до 5000,0
■ от 5000,1 до 7000,0
■ от 7000,1 до 10000,0
■ от 10000,1 до 14000,0
■ от 14000,1 до 19000,0 □ от 19000,1 до 27000,0
■ от 27000,1 до 45000,0
■ свыше 45000
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Численность рабочей силы в СФО в период 2005-2015 гг., тыс. чел. Figure 2
Labor force in the Siberian Federal District in the period of 2005-2015, thousand people
■ 2005 12010 12011 ■ 2012 ■ 2013 B2014 ■ 2015
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. М.: Росстат, 2016
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016]. Moscow, Rosstat Publ., 2016
Рисунок 3
Уровень участия в рабочей силе в разрезе регионов СФО за 2015 г., %
Figure 3
Participation in the labor force in the context of the Siberian Federal District regions for 2015, percentage
5,36
1-02 4,67
14,68
14,02
IS,29
12,83
■ Респ\ блика Алтай
■ Республика Бурятия _ 5,46 ■ Республика Тыва
■ Республика Хакасия
■ Алтайский край
■ Забайкальский край
■ Красноярский кран
■ Иркутская область Кемеровская область
■ Новосибирская область
■ Омская область в Томская область
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Блочная модель распределения среднегодовой численности занятого населения по видам экономической деятельности
Figure 4
A block model of distribution of the average annual number of employed population by type of economic activity
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Вукович Г.Г., Хилько Д.А. Рынок труда и проблемы занятости в РФ // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 3. С. 16-21.
URL: http://cyberleninka.ra/artide/n/rynok-1ruda-i-problemy-zanyatosü-v-rf
2. Муравьев А.Ю. Готовность к эффективному поведению на рынке труда как результат профессионального образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 42. C. 45-47.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-effektivnomu-povedeniyu-na-rynke-truda-kak-rezultat-professionalnogo-obrazovaniya
3. Супрунов А.К. Рынок труда в современной России // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2013. № 2. С. 152-155. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-v-sovremennoy-rossü
4. Хаматханова М.А. Безработица в Российской Федерации в условиях экономических санкций: причины, последствия, способы эффективной занятости населения // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. Ч. 4. С. 828-831.
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39517
5. Кылгыдай А.Ч., Ойдуп Т.М. Особенности трудового поведения населения республики Тыва // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 43. С. 43-53.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trudovogo-povedeniya-naseleniya-respubliki-tyva
6. Балакина Г.Ф., Бегзи А.Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. 380 с.
URL: http://ipc-publisher.ru/admin/files/Monogr/2016-BGF-BAD-mngr-380s.pdf
7. Протасова Е.Л. Проблемы бедности в современной России и возможные пути ее решения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4. С. 74-78.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-bednosti-v-sovremennoy-rossii-i-vozmozhnye-puti-ee-resheniya
8. Скрыль С.М. Частная собственность как основа гражданского общества // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. Право. 2009. № 28. С. 102-106.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chastnaya-sobstvennost-kak-osnova-grazhdanskogo-obschestva
9. Зубанов С.А. Эволюция собственности в переходной экономике Российской Федерации // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2009. № 1. С. 91-94.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sobstvennosti-v-perehodnoy-ekonomike-rossiyskoy-federatsii
10. Джабборов Д.Б. Частная собственность в экономике, основанной на знаниях // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 79-81.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chastnaya-sobstvennost-v-ekonomike-osnovannoy-na-znaniyah
11. Сербиновский Б.Ю., Мукучан Р.Р., Калмыкова Н.Г. Инновационная самозанятость и ее функции на рынке труда и в модернизируемой экономике. Часть 1 // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 82. С. 1-20. URL: http://ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/60.pdf
12. Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 16-25.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/580/831/1219/002_UDALTSOVA.pdf
13. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Незанятое население и самозанятость в Сибирском регионе // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 52-60. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_5/Volovskaya.pdf
14. Ермакова Н.А., Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке // Вопросы статистики. 2002. № 9. С. 16-29.
URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18215696/
15. Королева Е.В. Самозанятость населения как фактор снижения уровня безработицы в стране // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Социология. 2008. Вып. 3. С. 277-282.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-naseleniya-kak-faktor-snizheniya-urovnya-bezrabotitsy-v-strane
16. Монгуш Сн.П., Ликтан В.Т., Монгуш С.П. Влияние этноса «тыва/тувинец» на социально-экономические преобразования (на примере Республики Тува) // Перспективы науки. 2015. № 11. С. 70-74. URL: https://readera.ru/perspektivy-nauki/2015-11-74
17. Бюраева Ю.Г. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия) // ЭКО. 2015. № 5. С. 122-129.
18. Исмаилов А.Р. Регулирование занятости в Республике Узбекистан при переходе к инновационной экономике // ЭКО. 2016. № 8. С. 175-180.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Sustainable Development of Regions
elSSN 2311-8733
LABOR MARKET OF THE REPUBLIC AT THE STAGE OF TRANSITION TO TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT: EVIDENCE FROM THE STATISTICAL MATERIALS OF THE TYVA REPUBLIC
Snezhana P. MONGUSH
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, SB of RAS, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation
fqkey@mail.ru
ORCID: not available
Article history:
Received 20 January 2018 Received in revised form 8 February 2018 Accepted 12 February 2018 Available online 13 April 2018
JEL classification: H53, J00, J21
Keywords: employment, population, region, labor, resources
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Abstract
Importance The article deals with the issues of employment of the population of the region introducing new forms of self-employment, analyzing and grouping the regions of the Siberian Federal District by economic activity rate.
Objectives The article aims to investigate the problem of employment of the population of the Tyva Republic in order to prevent unemployment taking into account technological changes in the economy.
Methods For the study, I used the methods of dynamics, comparison, and grouping. Results The labor market is an essential component of the socio-economic development of the Tyva Republic. One of the main disadvantages of the region's labor market is the lack of qualified personnel and mobility of the labor force.
Conclusions The article concludes that it is necessary to overcome the existing negative tendencies in the development of social and labor relations and the sphere of employment of the population. The activation of new forms of employment and self-employment shall lead to significant changes in the capacity of the population's labor abilities.
Please cite this article as: Mongush Sn.P. Labor Market of the Republic at the Stage of Transition to Technological Development: Evidence from the Statistical Materials of the Tyva Republic. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 4, pp. 665-680. https://doi.org/10.24891/re.16A665
Acknowledgments
I express my profound gratitude to Evgeniya V. NEKHODA, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of System Management and Business Economics of the Faculty of Economics of the Tomsk State University, for the valuable advice and comments. As well, I am profoundly grateful to Tana M. OIDUP, Candidate of Sociological Sciences, Academic Secretary of the Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, SB of RAS, for the valuable advice while writing this article.
References
1. Vukovich G.G., Khil'ko D.A. [Labour market and employment problems in the Russian Federation]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2012, no. 3, pp. 16-21. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-i-problemy-zanyatosti-v-rf (In Russ.)
2. Murav'ev A.Yu. [Readiness for effective labor market behavior as a result of professional education]. Vestnik NovGU = Vestnik NovSU, 2007, no. 42, pp. 45-47.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-effektivnomu-povedeniyu-na-rynke-truda-kak-rezultat-professionalnogo-obrazovaniya (In Russ.)
3. Suprunov A.K. [Labor market in modern Russia]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina, 2013, no. 2, pp. 152-155.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-v-sovremennoy-rossii (In Russ.)
4. Khamatkhanova M.A. [Unemployment in the Russian Federation in the conditions of economic sanctions: causes, consequences, ways of effective employment]. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 11-4, pp. 828-831.
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39517 (In Russ.)
5. Kylgydai A.Ch., Oidup T.M. [Features of the employment behavior of the Tyva Republic population]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 43, pp. 43-53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trudovogo-povedeniya-naseleniya-respubliki-tyva (In Russ.)
6. Balakina G.F., Begzi A.D. Ekonomika Tuvy: vozmozhnye strategii razvitiya [Economy of Tuva: Feasible Development Strategies]. Kyzyl, TuvlENR SB RAS Publ., 2016, 380 p.
URL: http://ipc-publisher.ru/admin/files/Monogr/2016-BGF-BAD-mngr-380s.pdf (In Russ.)
7. Protasova E.L. [Poverty problems in present-day Russia and possible ways of solving them]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2010, no. 4, pp. 74-78. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-bednosti-v-sovremennoy-rossii-i-vozmozhnye-puti-ee-resheniya (In Russ.)
8. Skryl' S.M. [Private property as a basis of civil society]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pravo = Bulletin of South Ural State University. Ser. Law, 2009, no. 28, pp. 102-106. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chastnaya-sobstvennost-kak-osnova-grazhdanskogo-obschestva (In Russ.)
9. Zubanov S.A. [The evolution of property in the transitional economy of the Russian Federation]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2009, no. 1, pp. 91-94.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sobstvennosti-v-perehodnoy-ekonomike-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)
10. Dzhabborov D.B. [Private property in economy based on knowledge (Russia, Moscow)]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2015, no. 2, pp. 79-81. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chastnaya-sobstvennost-v-ekonomike-osnovannoy-na-znaniyah (In Russ.)
11. Serbinovskii B.Yu., Mukuchan R.R., Kalmykova N.G. [Innovative self-employment and its functions in the labor market and in modernizing economy of Russia. Part 1]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2012, no. 82, pp. 1-20. (In Russ.) URL: http://ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/60.pdf
12. Udal'tsova M.V., Volovskaya N.M., Plyusnina L.K. [Social and labor expectations of unemployed people and their attitude towards self-employment]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2003, no. 7, pp. 16-25.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/580/831/1219/002_UDALTS0VA.pdf (In Russ.)
13. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V., Inozemtseva A.V. [Unemployed population and self-employment in the Siberian region]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015, no. 5, pp. 52-60. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_5/Volovskaya.pdf (In Russ.)
14. Ermakova N.A., Zherebin V.M. [Self-employment: different approaches to defining and evaluating]. Voprosy Statistiki, 2002, no. 9, pp. 16-29. (In Russ.)
15. Koroleva E.V. [Self-employment of population as a factor of decreasing the unemployment level in Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12: Sotsiologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2008, no. 3, pp. 277-282.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-naseleniya-kak-faktor-snizheniya-urovnya-bezrabotitsy-v-strane (In Russ.)
16. Mongush Sn.P., Liktan V.T., Mongush S.P. [The impact of the ethnicity 'Tuva/Tuvan' on the socioeconomic transformation (Case study of Republic of Tyva)]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2015, no. 11, pp. 70-74. URL: https://readera.ru/perspektivy-nauki/2015-11-74
(In Russ.)
17. Byuraeva Yu.G. [The imbalance of demand and supply of labor in the regional labor market: a case study of the Republic of Buryatia]. EKO = ECO, 2015, no. 5, pp. 122-129. (In Russ.)
18. Ismailov A.R. [Regulation of employment in the Republic of Uzbekistan in the transition to an innovative economy]. EKO = ECO, 2016, no. 8, pp. 175-180. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.