Ярослав ТАРАСОВ
РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Целью статьи является попытка определения роли негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе Российской Федерации, их влияния на проведение пенсионной реформы, начатой 1 января 2002 г. Выявляются факторы, сдерживающие развитие института негосударственных пенсионных фондов, а также определяется возможное направление развития пенсионной системы РФ.
The purpose of the given article is an attempt to determine the role of non-governmental pension funds in the modern pension system of Russian Federation, its influence on pension reform holding, which has been began on Januaryl, 2002. Factors, restraining the development of non-governmental pension funds, are revealed, and also the possible direction of development of pension system of RF is determined.
Ключевые слова:
Пенсионный фонд России, негосударственный пенсионный фонд, профессиональные пенсионные системы, пенсионная реформа; Pension Fund of Russia, non-governmental pension fund, professional pension systems, pension reform.
В настоящее время пенсионная система России являет собой многоуровневую систему, сочетающую в себе элементы как распределительной, так и накопительной модели формирования пенсии. Необходимость перехода от исключительно государственной (распределительной) модели была вызвана неспособностью государства сформировать достойный размер послетрудового обеспечения в пенсионном возрасте.
В рамках данного перехода правительство Российской Федерации пошло по пути ряда зарубежных стран — путем создания института негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ), с помощью которых планировалось снизить нагрузку на государственный бюджет в социальной сфере, снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, а также изменить сознание жителей страны в сторону осознания необходимости личной заботы о будущей пенсии.
Целью российской пенсионной реформы, начатой 1 января 2002 г. в рамках одобреннной Правительством РФ Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в России1, является реализация принципов социального страхования, которые позволяют сбалансировать пенсионные права и обязательства в долгосрочной перспективе.
В процессе реформы была проведена денежная оценка пенсионных прав в зависимости от стажа и заработка пенсионера, изменена структура пенсий. В формуле расчета пенсий стали учитывать суммы страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный фонд России (далее — ПФР) и ожидаемую продолжительность периода выплаты пенсии. Также были внедрены механизмы накопительного финансирования пенсий, призванные обеспечить сохранение и повышение достигнутого уровня пенсионного обеспечения путем накопления средств на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
В настоящее время в стадии активного реформирования остается накопительная часть трудовой пенсии, что делает ее функциони-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
ТАРАСОВ Ярослав Олегович — аспирант Института мировой экономики и международных отношений РАН уаго$1ауЛага$о£[@ gmail.com
рование малоэффективным и приводит к девальвации пенсионных прав застрахованных лиц, включенных в эту систему.
Применение показателя ожидаемой продолжительности выплаты трудовой пенсии по старости в распределительной системе неизбежно приводит к дефициту бюджета ПФР по накопительному компоненту.
Из-за опережающего роста индексации расчетного пенсионного капитала (страховая часть) относительно роста доходности от инвестирования пенсионных накоплений (накопительная часть) прямые потери пенсионных прав застрахованных лиц составляют к 2010 г. уже 19% пенсии, а к 2035 г. возрастут до 30% пенсии (по данным Минэкономразвития).
Неэффективные показатели инвестирования накопительного элемента обусловлены тем, что население не проявляет активности в управлении пенсионными деньгами. Одна из причин — в правовом статусе накопительной части пенсии. «Своей» накопительная часть может считаться весьма условно, т.к. фактически эти деньги имеют статус федеральной собственности. Населению предоставлено право управлять этими средствами в целях защиты денег от инфляции посредством инвестиционного дохода.
В дополнение к указанным проблемам необходимо учитывать неоднородную структуру расходов бюджета ПФР вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления пенсионного возраста.
На финансирование досрочных пенсионеров приходится до 25% бюджета ПФР, что снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в установленном пенсионном возрасте.
Решение данной проблемы возможно путем переноса финансирования льготных категорий граждан на работодателя посредством развития профессиональных пенсионных систем (далее — ППС). Это утяжелит нагрузку на работодателей соответствующих отраслей, но в то же время будет решать массу проблем пенсионной системы страны.
Согласно законопроектам «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенси-
онных систем» выплата досрочных пенсий по спискам, дающим право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет, должна быть выведена из системы трудовых пенсий.
Ни правовой поддержки, ни, соответственно, реального воплощения данные законопроекты по понятным причинам пока не получили.
Вместе с тем внедрение ППС существенно изменит соотношение государственного и негосударственного пенсионного обеспечения в пользу последнего.
Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение на данный момент преимущественно аккумулировано в рамках деятельности негосударственных пенсионных фондов по реализации корпоративных пенсионных программ, индивидуальных пенсионных планов и управления накопительной частью трудовой пенсии.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения происходит в условиях активного изменения нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности НПФ, активной агитации населения по вступлению в НПФ, внедрения государственных программ и пр. С учетом мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. до настоящего момента остается нерешенной проблема обеспечения минимальной гарантированной доходности и отнесения отрицательного дохода на пенсионные резервы и пенсионные накопления граждан.
Так, в августе 2011 г. глава Сбербанка России Герман Греф обратился с письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой решить проблему размещения пенсионных денег, а также предложил расширить перечень инструментов для инвестиций и создать гарантийный фонд для компенсации возможных потерь НПФ1.
В рамках исполнения поручения президента Министерство финансов подготовило предложения, которые могут существенно поменять систему инвестирования, в частности, изменить принцип сохранности пенсионных денег: НПФ должны обеспечить сохранность размера взносов застрахованного лица к моменту выплаты ему пенсии, а не каждый год.
1 РБК ёяНу // http://www.rbc.ru/rbcfreenews/2011 1011111529.sh.tml (дата обращения 11.10.2011).
2011'11
ВЛАСТЬ
95
При вступлении данных предложений в силу НПФ смогут отражать отрицательный финансовый результат на счетах клиентов, что не было предусмотрено до настоящего времени.
В интересах государства продолжить дальнейшее развитие института НПФ, чтобы максимально приблизить пенсионную систему России к стандартам западных стран, где роль государства сводится к обеспечению минимальных гарантий, а НПФ формируют дополнительные пенсии, которые обеспечивают как достаточный уровень послетрудового материального обеспечения для граждан, так и стабильность пенсионной системы в целом.
В целом пенсионная система Российской Федерации ввиду особенностей демографического и макроэкономического характера, а также накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать специфический комплекс мероприятий, который существенно отличается от зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента.
А значит, пенсионной реформе, проводимой в России, предстоит претерпеть еще многочисленные изменения законодательного и экономического характера для приведения ее в соответствие с ожиданиями населения страны. Следует подчеркнуть тот факт, что активность обсуждения отмены накопительного элемента (с возвратом в государственный накопительный фонд) резко снизилась, что, вероятно, связано с предстоящими президентскими выборами 2012 г., т.к. столь непопулярная мера не найдет поддержки у электората. Вполне вероятно, что после выборов пенсионное сообщество будет вынуждено вернуться к обсуждению данной инициативы государства. В любом случае это решение вряд ли будет принято за короткий срок. Ведь на текущий момент правовое поле в части пенсионных накоплений выстроено в
довольно обширном формате, накопления находятся в управлении НПФ и УК в течение ряда лет, к тому же устойчивость всей системы негосударственного пенсионного обеспечения окажется под угрозой при выводе столь значительного объема средств.
Это касается накопительного элемента, по сути, являющегося больше инвестиционным инструментом. Но привлекательным инструментом, что наглядно демонстрируют показатели темпов прироста пенсионных накоплений под управлением УК и НПФ, и последние, безусловно, готовы вкладывать значительные финансовые ресурсы в данный сегмент финансового рынка России.
Надежность системы по-прежнему обеспечивают пенсионные резервы, формируемые в рамках корпоративного и индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения.
Также важно отметить роль президентской программы государственного софи-нансирования пенсионных накоплений. Возможно, именно это программа отражает реальное видение ситуации. В рамках реализации президентской инициативы государством выделен 5-летний срок на вступление в программу и последующий 10-летний срок формирования накоплений вместе с государством.
Это косвенно указывает на то, что правительство не готово точно прогнозировать перспективы развития пенсионной системы дальше, чем на 10 лет, хотя в случае более долгосрочной реализации данной программы число вступивших было бы в несколько раз больше.
В любом случае сегодня мы наблюдаем самые важные моменты изменения пенсионной системы, находясь в центре реформ, принимая (по возможности) активное участие в дискуссиях по вопросам изменения самой важной социальной проблемы каждого человека — будущей пенсии.