ЭКО. - 2011. - №3 М.М. АРАНЖЕРЕЕВ, А.В. НОВИКОВ
В статье рассматриваются основные элементы негосударственного пенсионного обеспечения в России, тенденции развития негосударственных пенсионных фондов, предложения по повышению эффективности инвестиционных стратегий НПФ.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд
Негосударственное пенсионное обеспечение: особенности современного этапа
М.М. АРАНЖЕРЕЕВ, кандидат экономических наук, советник негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень». E-mail: [email protected], А.В. НОВИКОВ, доктор экономических наук, директор Современной бизнес-академии «НОВА», заведующий научно-исследовательской лабораторией «Финансовая экономика» Сибирской академии финансов и банковского дела. E-mail: [email protected]
Пенсионная реформа в России стартовала в 1995 г., имея целью обеспечение будущих пенсионеров достойной пенсией. Предполагалось, что эта пенсия будет формироваться за счет аккумулирования страховой части по принципу: чем больше «белая» зарплата, тем больше пенсия и ее накопительная часть, которую граждане будут размещать на финансовом рынке через управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.
Однако уже при построении новой пенсионной системы были созданы барьеры: отчисления в страховую часть пенсии имели регрессионную школу и с определенного уровня вообще не производились. Активное управление накопительной частью пенсии стало доступно только для молодых работников, которые для себя не просматривали пенсионные горизонты. Работники зрелого возраста с более высокой зарплатой получили возможность управлять этой частью пенсии только за 2002-2004 гг. Работники предпенсионного возраста вообще были исключены из системы накопительного страхования. Кроме того, накопительная часть пенсии передавалась в управление на добровольных началах. А поскольку большинство граждан России не имеют опыта управления финансовыми
ресурсами, львиная доля пенсионных накоплений осталась в Пенсионном фонде России.
Место и роль НПО в национальных пенсионных системах
Существуют два базисных подхода, на основе которых формировались национальные пенсионные системы. В них отражались разные модели участия негосударственного пенсионного обеспечения.
Первый подход рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным уровнем. Второй предусматривал необходимость обеспечения минимальных государственных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в пенсионную систему. Первая модель минимизировала роль государства в пенсионной системе, а вторая, напротив, делала ее максимальной.
При формировании пенсионной системы в России были использованы элементы этих подходов: работникам гарантирована пенсия, независимо от их занятости в трудоспособном возрасте, при этом появилась возможность попытаться максимизировать утраченный заработок - но с известными ограничениями.
Интересна и эволюция финансовой основы негосударственного пенсионного обеспечения в мировой практике. В первой половине XIX века система НПО финансировалась, главным образом, за счет наемных работников и самозанятого населения, которые имели высокий уровень дохода и/или не подлежали в рамках пенсионного законодательства обязательному пенсионному страхованию. Поэтому НПО было для них единственно возможной формой пенсионного обеспечения. В дальнейшем в эту систему были вовлечены и работники со средним достатком, которые увидели в НПО форму дополнительной защиты при наступлении старости.
После второй мировой войны для развития системы НПО открылись новые перспективы. Рост заработной платы, сопровождающийся осознанием факта, что достойную пенсию невозможно заработать с помощью государственной пенсионной системы, способствовал мощному развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Однако особенности этого развития во многом зависели от сложившейся модели пенсионной системы в каждой из стран, и прежде всего от того,
насколько государство обеспечивало благоприятные условия для развития НПО. Во всех странах государство стремится переложить основное бремя ответственности за пенсионное обеспечение на плечи работодателей и самих работников. Рассматривается вопрос об увеличении пенсионного возраста, индексации пенсий в зависимости от инфляции.
Страны с более развитой экономикой переходят от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной более осторожно, так сказать, мелкими шажками, а страны с менее развитой экономикой - более стремительно. Проведенный на примере ряда стран анализ негосударственного пенсионного обеспечения показал, что:
- государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые части национальной системы пенсионного обеспечения, основной целью которых является социальная защита населения от материальной необеспеченности в связи со старостью, инвалидностью или утратой кормильца;
- в большинстве стран функционируют несколько пенсионных институтов (в том числе негосударственных), что связано с разнообразием форм занятости и уровней дохода населения;
- наблюдаются тенденции к снижению общего уровня выплат от систем обязательного государственного страхования и увеличению - от пенсионных систем, создаваемых работодателями;
- распространенность негосударственного пенсионного обеспечения зависит, в первую очередь, от того, насколько государственные программы способны защитить население от страховых рисков в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца: чем ниже такой уровень защиты, тем более распространено НПО.
Преобладающим видом негосударственного пенсионного обеспечения в различных странах являются такие системы (программы), как национальные (социально-страховые) (Швеция, Великобритания); корпоративные (США, Германия, Швейцария); отраслевые (Франция, Нидерланды); индивидуальные пенсионные программы (Великобритания, Дания).
Негосударственное пенсионное обеспечение может действовать как обязательное (по закону) или добровольное (по отраслевым тарифным соглашениям или коллективным договорам) через частные пенсионные фонды или специальные пенсионные страховые компании. Доля НПО в совокупных пенсионных выплатах может приближаться к доле выплат по государственным пенсионным системам, а в ряде стран -и превышать их. В некоторых странах законодательно предоставлено право полного или частичного выхода из государственной пенсионной системы. В организационном отношении
аккумулирование средств на негосударственное пенсионное обеспечение могут осуществлять частные пенсионные фонды, специальные пенсионные страховые компании. Однако возможно и прямое финансирование (самоуправляемые фонды, специальные резервы в балансах предприятий) или на базе трастовой собственности.
Таким образом, общих подходов к пенсионному обеспечению нет. Каждое государство определяет степень своего участия в пенсионном обеспечении граждан и тем самым - место и роль негосударственного пенсионного обеспечения.
Основные элементы НПО в России
Система негосударственного пенсионного обеспечения в России представлена главным образом двумя типами учреждений - страховыми организациями по договорам личного страхования на случай смерти, дожития до определенного срока или наступления иного события, и негосударственными пенсионными фондами (НПФ).
Договоры личного страхования составляют только 10,5% в общей сумме добровольного личного страхования граждан (11,95 млрд руб.). Эти активы страховых организаций составляют 1,4% от пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение в большей степени обеспечивается негосударственными пенсионными фондами.
Современная система негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды включает в себя:
- негосударственные пенсионные фонды (их в России 157). Главная задача НПФ-формирование и управление пенсионными резервами для обеспечения дополнительной негосударственной пенсии граждан, обязательное пенсионное страхование (как возможность передачи накопительной части негосударственной пенсии в НПФ), создание пенсионных программ, связанных с особыми условиями труда работников. Объем активов НПФ (пенсионных резервов и пенсионных накоплений) превышает 750 млрд руб.;
- вкладчиков (юридические и физические лица, вносящие взносы в НПФ), участников (лица, получающие пенсию при наступлении пенсионных оснований) и застрахованных лиц. Вкладчиками НПФ по состоянию на 01.10.2010 г. являлись 20100 предприятий и более 10 млн граждан. В среднем один договор юридического лица охватывал около 500 участников. Предприятия осуществляют 83% взносов, тогда как самостоятельно граждане - только 17%, что соответствовало примерно 6,1% средней начисленной
заработной платы лиц, работающих в экономике. Таким образом, формируется корпоративная система добровольного негосударственного обеспечения, однако только 7,7% трудоспособного населения добровольно формирует свою негосударственную пенсию. В России - 6,8 млн чел. участников НПФ. Средний размер пенсии на 01.10.2010 г. составляет 1200 руб. в месяц, количество застрахованных лиц - 7,5 млн чел.;
- управляющие компании. На 01.10.2010 г. на рынке негосударственного пенсионного обеспечения работало около 100 таких компаний, которые в интересах вкладчиков, участников и застрахованных лиц осуществляли управление пенсионными резервами и пенсионными накоплениями. Через УК, а также НПФ самостоятельно инвестировано пенсионных резервов на сумму более 700 млрд руб.;
- специализированные депозитарии. Их главная задача - обеспечить сохранность пенсионных резервов и пенсионных накоплений и контролировать операции управляющих компаний и НПФ. На 01.04.2010 г. осуществляли свою деятельность 33 спецдепозитария;
- органы государственного контроля, надзора и регулирования - Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство здравоохранения и социального развития, Пенсионный фонд России, Банк России и другие органы;
- общественные организации негосударственных пенсионных фондов. К ним относятся Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) и несколько региональных ассоциаций НПФ;
- независимые аудиторы. Независимую аудиторскую проверку деятельности НПФ осуществляют около 40 аудиторских организаций;
- независимые актуарии: актуарное обслуживание НПФ производят 7 актуарных фирм и 35 независимых актуариев.
По данным ФСФР, в 2009 г. НПФ получили доход от размещения накоплений в размере 10,7 млрд руб. и от размещения резервов - в размере 86,1 млрд руб. Часть этих доходов была выплачена управляющим компаниям и специализированным депозитариям в виде комиссий по договорам доверительного управления. Размер вознаграждений, полученных ими в 2009 г., значителен - почти 5 млрд руб. Таким образом, инвестирование пенсионных денег приносит доходы управляющим компаниям*.
Тенденции развития НПФ
Как некоммерческие организации, негосударственные пенсионные фонды всю прибыль от своей деятельности направляют на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не распределяют между учредителями.
Основные показатели деятельности НПФ приведены в табл. 1.
* Пенсии дали доходность. - Коммерсант. - 2010. - 9 июня. - С. 6.
Таблица 1. Динамика основных показателей деятельности НПФ в 2008-2010 гг., млрд руб.
Показатель 2008 2009 (01.01) 2010
01.01 01.04 01.07 01.10 01.01 01.04 01.07 01.10
Собственное имущество 603,2 627,9 656,0 647,9 580,9 742,5 798,0 836,4 861,99
Пенсионные резервы 472,9 484,5 502,5 506,7 461,5 564,3 583,9 591,2 612,04
Пенсионные накопления 26,8 42,6 43,1 39,9 39,3 77,2 115,4 142,0 146,92
Имущество для осуществления уставной деятельности 96,5 96,1 99,5 93,8 78,3 94,9 94,6 99,7 93,45
Как видно, собственное имущество НПФ в 2010 г. уверенно росло. Еще быстрее увеличивались пенсионные резервы, следовательно, и предприятия, и граждане после кризиса вернулись к корпоративным и индивидуальным пенсионным программам. А пенсионные накопления, связанные с аккумулированием накопительной части пенсии, прирастали значительно медленнее, что говорит о пассивности граждан в управлении накопительной частью трудовой пенсии. Кроме того, финансовые возможности НПФ практически не меняются, имущество для осуществления уставной деятельности имело тенденцию к снижению в третьем квартале 2010 г.
Однако ситуация в совокупности пенсионных фондов является неоднородной. Разделим совокупность НПФ на следующие группы по размеру собственного имущества:
группа А - свыше 1 млрд руб.; группа Б - от 500 млн руб. до 1 млрд руб.; группа С - от 300 млн руб. до 500 млн руб.; группа Г - от 200 млн руб. до 300 млн руб.; группа Д - от 100 млн руб. до 200 млн руб.; группа Е - менее 100 млн руб.
Такое деление позволит выявить концентрацию фондов в тех или иных группах, а значит, оценить их возможность для аккумулирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений (табл. 2-4).
Таблица 2. Распределение НПФ по количеству и имуществу для осуществления уставной деятельности (ИОУД) на 01.10.2010 г.
Группа НПФ ИОУД
количество % млн руб. %
А 52 33,2 85808,9 91,8
Б 17 10,8 1564,1 1,7
В 23 14,6 1826,9 1,9
Г 10 6,4 748,6 0,8
Д 36 22,9 2486,1 2,7
Е 19 12,1 1017,7 1,1
Итого 157 100,0 93452,3 100,0
Источник табл. 2-4: данные ФСФР РФ. URL: http:,/www.fcsm.ru/ru/ contributors/polled_investment/managementcompany/
Как следует из таблиц 2-4, число крупнейших фондов по объему собственного имущества составляет только 33% от общей совокупности, однако на их долю приходится более 90% имущества для обеспечения уставной деятельности. Аналогичная ситуация - с собственным имуществом фондов: доля крупнейших фондов составляет более 96%, по пенсионным резервам - почти 98%, немного ниже - по пенсионным накоплениям - 94%. И именно в этих фондах находятся 80% участников негосударственного пенсионного рынка, более 92% получают негосударственные пенсии и 92,5% - передали накопительную часть пенсии в эти фонды. Таким образом, на рынке негосударственного пенсионного обеспечения можно продолжить процессы концентрации, фактически сократив количество пенсионных фондов на две трети. Напомним, что за 2005-2010 гг. количество НПФ уменьшилось почти в два раза, и такая тенденция может продолжиться.
Что делать с оставшимися фондами? Понятно, что 17 фондов из группы с размерами собственного имущества от 500 млн руб. до 1 млрд руб. останутся на рынке. Другие фонды можно подвергнуть процедуре реорганизации путем присоединения к более крупным (подобный опыт в России имеется) либо ликвидировать в интересах вкладчиков, участников и застрахованных лиц. Такая процедура затронет немногим более 980 тыс. участников, или 14,4%, и около 204 тыс. (2,4%) застрахованных лиц, передавших накопительную часть пенсии в относительно мелкие НПФ.
Таблица 3. Распределение НПФ по собственному имуществу, пенсионным резервам и пенсионным накоплениям на 01.10. 2010 г.
Группа Собственное имущество Пенсионные резервы Пенсионные накопления
млн руб. % млн руб. % млн руб. %
А 831708,3 96,5 598759,5 97,9 137975,1 93,9
Б 12240,7 1,4 4540,1 0,7 5999,7 4,1
В 8873,3 1,0 5149,0 0,8 1792,4 1,2
Г 2475,9 0,3 1225,7 0,2 430,1 0,3
Д 5361,0 0,6 2135,0 0,3 665,7 0,4
Е 1331,0 0,2 230,5 0,1 59,5 0,1
Итого 861990,2 100,0 612039,8 100,0 146922,5 100,0
Таблица 4. Распределение НПФ по количеству участников, числу получающих негосударственную пенсию и застрахованных лиц на 01.10. 2010 г.
Группа Участники Участники, получающие негосударственную пенсию Застрахованные лица
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %
А 5550,0 81,6 1237,3 92,1 6965,8 92,5
Б 270,5 4,0 43,7 3,3 363,7 4,8
В 324,2 4,8 33,3 2,5 125,8 1,7
Г 75,4 1,1 5,0 0,4 42,2 0,5
Д 470,6 6,9 21,1 1,5 32,8 0,4
Е 113,1 1,6 2,7 0,2 3,6 0,1
Итого 6803,8 100,0 1343,1 100,0 7533,9 100,0
Однако такое предложение имеет не только плюсы, связанные с надежностью НПФ, возможностью устойчивого развития, проведения инвестиционной политики, направленной на различные инвестиционные предпочтения вкладчиков, но и минусы - возрастание монополизма, подавление самостоятельных финансовых институтов в регионах, и, как правило, аккумулирование финансовых ресурсов в Москве.
Принятие сценария развития НПФ, основанного на дальнейшем укрупнении фондов, по нашему мнению, является более реалистичным, нежели стратегия поддержки мелких региональных фондов.
3 ЭКО №3, 2011
Как повысить эффективность инвестиционных стратегий НПФ
Сумма средств, подлежащих инвестированию, в системе негосударственных пенсионных фондов составляет около 760 млрд руб. Однако этот значительный долгосрочный ресурс (выплаты пенсий отсрочены от момента внесения вклада или передачи пенсионных накоплений, как правило, на несколько лет (иногда - на десятки), используется неэффективно - до 70% этих активов размещены на срок менее одного года. Очевидно, необходимо разработать условия привлечения средств в долгосрочные проекты, например, инфраструктурные, прежде всего, осуществляемые при поддержке государства. Наряду с содействием решению проблем российской экономики это повышало бы и финансовую устойчивость пенсионных фондов.
Рассмотрим предложения по повышению эффективности инвестиционных стратегий НПФ на примере пенсионных накоплений. Хотя в активах пенсионных фондов (в сумме пенсионных резервов и пенсионных накоплений) они не превышают 20%, их значимость весьма велика. Пенсионные резервы, как мы показали выше, сосредоточены в крупнейших фондах, имеющих, как правило, отраслевую направленность. Влияние конкретного вкладчика, физического лица, на инвестиционную политику отраслевого НПФ практически равно нулю, если это лицо - не собственник бизнеса или его топ-менеджер. Другие возможности - у физических лиц, которые передают свою накопительную часть пенсии в НПФ. Эти люди обязаны иметь возможность выбора инвестиционной стратегии.
Повышение эффективности инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений возможно путем перехода от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления, с шагом градации допустимого риска в 5 лет (7 уровней риска).
А - безрисковый портфель, включающий государственные ценные бумаги, облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ААА (лица в возрасте старше 55 лет, а также выбравшие консервативный портфель государственной управляющей компании);
Б - малорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги
инвестиционной категории не ниже АА (лица в возрасте не старше 55 лет); В - низкорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги
инвестиционной категории не ниже А (не старше 50 лет); Г - умеренно рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВВ (не старше 45 лет); Д- приемлемо рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже ВВ, и производные ценные бумаги (не старше 40 лет);
Е - среднерисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже В, и производные ценные бумаги (не старше 35 лет); Ж - рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже ССС, и производные ценные бумаги (лица в возрасте не старше 30 лет).
При отсутствии выбора уровня риска застрахованным лицом выбирается максимальный допустимый уровень риска для соответствующего возраста.
При этом частным управляющим компаниям должна быть предоставлена возможность заявить о прекращении участия в инвестировании средств пенсионных накоплений. Оставшимся управляющим компаниям следует предложить перезаключить договор доверительного управления этими средствами с государственной управляющей компанией. Необходимо реструктурировать свои инвестиционные портфели по уровням риска в течение не более двух лет, переведя в них накопления, сформированные в пользу застрахованных лиц, ранее выбравших данные управляющие компании или их портфели, с учетом нового выбора, обусловленного возрастом и допустимым уровнем риска. Средства, переданные государственной управляющей компании, могут быть сохранены в ее управлении (прежний консервативный портфель приравнивается к А-портфелю, расширенный - к Б-портфелю), при необходимом последующем приведении в соответствие с выбором застрахованных лиц портфелей по уровню риска и вывода накоплений с учетом предпочтения других накопительных пенсионных фондов.
Кроме того, необходимо предоставить негосударственным пенсионным фондам, аккумулирующим пенсионные накопления, права самостоятельной купли-продажи ценных бумаг на организованных рынках. Для этого вводятся полноценные договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемые НПФ с управляющей компанией, 3*
включая возмещение упущенной выгоды от инвестирования средств пенсионных накоплений, случаи и состав которой должны быть напрямую урегулированы законом.
Отметим, что следует законодательно установить принцип разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей.
Для повышения устойчивости НПФ необходимо перейти к введению обязательного страхования ответственности НПФ по передаче сумм пенсионных накоплений в ПФР либо в другой НПФ по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии.
Полезным также является ограничение права граждан на срок до 2 лет на назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений при падении их рыночной стоимости более чем на 20% вследствие финансовых кризисов. Обязанность НПФ - восстановить докризисную стоимость пенсионных накоплений, в том числе за счет непропорционального перераспределения части инвестиционного дохода в этот период в пользу указанных граждан с принудительно отложенной накопительной пенсией.
Предлагаемые меры - отнюдь не панацея от кризисов на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Однако они позволят ускорить формирование этого рынка, а также появление на рынке авторитетных финансовых институтов, обладающих значительными активами, финансовой устойчивостью и возможностью выполнять социальные обязательства перед гражданами России.