Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЗЫ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА'

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЗЫ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / речь / музыка / развитие движений / нервная система
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лупандина-болотова Г. С., Робилко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЗЫ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА»

https://elibrary.ru/ixctdh

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

25

«AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTHCARE»

ЦИТОКИНОВЫЙ СТАТУС НОВОРОЖДЁННЫХ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Левкович М.А., Кравченко Л.В., Крукиер И.И., Левкович А.Ю.

Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Ключевые слова: цитокины; гипоксия; перинатальное поражение центральной центральной системы

Актуальность. Наличие у матери хронической плацентарной недостаточности (ХПН) во время беременности сопровождается развитием внутриутробной гипоксии плода, которая является основным этиологическим фактором перинатальной патологии нервной системы новорождённого, при этом инициируется запуск каскада патологических реакций, развитие которых может приводить с одной стороны, к гибели нервных клеток, а с другой — вызывать различные иммунные нарушения. Цель: определение цитокинового статуса у новорождённых с перинатальным гипоксически-ишемическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) от матерей с ХПН.

Материалы и методы. Обследованы 33 новорождённых от матерей с ХПН во время беременности с перинатальным поражением ЦНС (1-я группа) и 18 новорождённых от матерей с физиологическим течением беременности и родов (2-я группа). Уровень интерлейкинов (ИЛ) -1ß, -6, фактора некроза опухоли-а (ФНО-а) в пуповинной крови новорождённых проводили методом иммуноферментного анализа (ELISA).

Результаты. У новорождённых детей 1-й группы содержание ИЛ-lß в пуповинной крови превысило показатели детей 2-й группы в 2,1 раза (p < 0,05). Повышение уровня ИЛ-lß может являться пусковым фактором воспалительных деструктивных реакций, приводящих к нарушению проницаемости ге-матоэнцефалического барьера и появлению неврологической симптоматики. Аналогичные данные обнаружены и по содержанию ИЛ-6, уровень которого превышал контрольные показатели в 4,4 раза (p < 0,05). Известно, что ФНО-а усиливает постишемическое повреждение мозга, оказывая провоспали-тельное и прокоагулянтное действие на эндотелий, что ведёт к нарушению микроциркуляции, прогрессированию гипоксии, стимулированию синтеза других цитокинов. В нашей работе уровень ФНО-а в пуповинной крови детей 1-й группы значимо превышал показатели детей 2-й группы в 3,4 раза (p < 0,05).

Заключение. Развитие перинатального поражения ЦНС у новорождённых от матерей с ХПН сопряжено с нарушениями цитокинового баланса с тенденцией направленности по ТЫ-типу, что способствует формированию воспалительного режима иммунорегуляции.

* * *

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЗЫ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА

Лупандина-Болотова Г.С., Робилко Ю.А.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети; речь; музыка; развитие движений; нервная система

Актуальность. Задержка развития речи имеет тесную связь с задержкой двигательного и психического развития. Организация движений предполагает стадийность процесса, в котором обязательным звеном является познание границ собственного тела. Музыка активирует основные анализаторы восприятия информации. Звук имеет ассоциативный ряд, закрепляющий за собой определённые события и действия. Музыкальный звук способен вызвать вербальную реакцию, которая станет началом речевого высказывания. Движение активизирует мозг через тело, превращая тело в институт познания, начиная с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. Объединение музыки с позициями моторного онтогенеза формирует фундамент речевого развития и вербального взаимодействия. Цель: определить влияние музыки через позы моторного онтогенеза на речевое развитие ребёнка.

Материалы и методы. В работе участвовали 12 детей в возрасте 1 года. В речи испытуемых было не более 3 слов. Все дети наблюдались у педиатра и невролога, у 8 детей в диагнозе обозначена «задержка психомоторного развития», у 4 — «мышечная дистония». Все дети прошли курс, состоящий из 10 музыкальных занятий, по программе, включавшей:

1. Использование композиций на развитие коммуникации, пространства и самоконтроля, формирования соматогнозиса.

2. Использование музыкального материала в сочетании с позами моторного онтогенеза.

3. Работа с органами артикуляционного аппарата через развитие чувствительности с помощью музыки.

4. Включение речевых упражнений через активацию функции рук.

5. Завершение с помощью ритуальных композиций, направленных на развитие дыхания.

Занятия проводились в течение 2-4 нед с обучением родителей и с выполнением обязательного домашнего задания, включавшего 2-3 упражнения из основной программы.

Результаты. Десять из 12 детей расширили свой лексикон на 8 слов, 2 ребёнка — на 5 слов. Все дети стали использовать речевую коммуникацию.

Заключение. Применение музыки в сочетании с позами моторного онтогенеза создаёт оптимальные условия для активации речевых зон мозга и позволяет сформировать первичные речевые навыки за минимальные сроки.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.