А. А. Мику
РОЛЬ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Работа представлена кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - доктор экономических наук, доцент И. В. Бородушко
В статье предложено авторское определение понятия мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности государства, определена роль мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства.
The article features the author’s definition of monitoring of factors, threatening the economic security of state. The author also defines a role of monitoring in providing economic security of the state.
Одной из базовых потребностей как в жизни отдельного человека, так и различных объединений людей, включая общество и государство, является потребность в безопасности от внешних и внутренних угроз. Жизнедеятельность государства включает в себя различные составляющие, такие как экономическая, социальная, политическая, экологическая, научно-техническая, информационная. Одной из основных сфер жизнедеятельности государства является экономика. Здоровая экономика позволяет обеспечить независимость, внутреннюю целостность и суверенитет государства. В связи с этим задача обеспечения экономической безопасности является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством.
Проблеме обеспечения экономической безопасности государства уделяется пристальное внимание как органами исполни-
тельной власти, так и научными кругами. В СМИ и научных публикациях широко освещаются вопросы, связанные с экономической безопасностью государства и механизмами противодействия различным угрозам, однако законодательно не закреплено понятие экономической безопасности государства. В связи с этим в научной литературе предлагаются разные варианты определения этой категории. Анализ работ таких специалистов в области обеспечения экономической безопасности государства, как Сенчагова В. К, Олейникова Е. А., Гончаренко Л. П., позволяет предложить следующий вариант интерпретации понятия экономической безопасности государства: совокупность условий и факторов, обеспечивающих достаточный уровень экономического, социального, политического, суверенного стабильного функционирования и прогрессивного развития государства.
Особенно актуальны вопросы независимости национальной экономики, ее стабильности и устойчивости по отношению к возможным внутренним и внешним угрозам и воздействиям, а также способности к обновлению, самосовершенствованию и развитию.
В научной литературе предлагается ряд мероприятий, направленных на обеспечение экономической безопасности государства. Проанализировав работы этих специалистов, предложим следующие, на наш взгляд, основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности государства:
1) нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности, создание надежного правового механизма регулирования различных социально-экономических, политических, финансовых и прочих сфер жизнедеятельности государства, исключающих возможность маневрирования несовершенством правовой базы;
2) создание централизованного органа, осуществляющего сбор, обработку и анализ информации об уровне обеспеченности экономической безопасности по различным показателям функционирования экономики;
3)разработка и нормативное закрепление системы показателей функционирования и развития экономики, а также их пороговых значений для своевременного выявления факторов, угрожающих экономической безопасности государства;
4) создание системы своевременной адресной передачи полученной в ходе мониторинга информации различным органам, обеспечивающим нормальное функционирование отдельных областей (сфер) жизнедеятельности государства;
5) изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности государства.
В рамках предложенных мероприятий можно выделить особый механизм обеспечения экономической безопасности государства - мониторинг факторов, угрожающих экономической безопасности госу-
дарства. Остановимся подробно на этом механизме. Слово «мониторинг» английского происхождения, monitoring, что в переводе означает «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результа-ту или первоначальным предположениям»1 . В свою очередь, английский термин позаимствован с латыни от слова «monitor» - «предостерегающий». Это определение вошло в употребление через экологическую сферу жизнедеятельности человека, а потом и другие отрасли хозяйствования.
В настоящее время понятие «мониторинг» активно употребляется во многих отраслях науки, в том числе и экономике. Речь идет о конкретных видах мониторинга, имеющих свои специфические особенности. «Вместе с тем в научной литературе, насколько нам известно, еще не получили достаточного освещения вопросы теоретико-методологических основ мониторинга в целом. Прежде всего отсутствует общепринятая формулировка понятия «экономический мониторинг», которая по аналогии с имеющимся понятием «экологический мониторинг» объединяла бы семейство родственных, хотя и не совпадающих терминов»2. При исследовании вопросов экономической безопасности государства важным аспектом анализа является наблюдение за комплексом факторов экономической безопасности, такое наблюдение целесообразно осуществлять в форме мониторинга. Первым шагом на пути к созданию системы мониторинга является формирование необходимого понятийного аппарата. Ключевым в этом комплексе должно быть понятие «мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности».
В указе президента РФ № 608 от 29.04.1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» мониторинг трактуется как «оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики»3. Со времени подписания этого указа прошло более десяти лет. На наш взгляд, в настоя-
щее время наиболее полное представление
о мониторинге факторов, угрожающих экономической безопасности государства, дает трактовка мониторинга как осуществляемой систематически (непрерывно или с заданной периодичностью) регистрации (наблюдения, измерения, фиксация), диагностики и анализа системы показателей состояния защищенности национальных интересов РФ в области экономики.
Являясь механизмом обеспечения экономической безопасности государства, мониторинг выполняет несколько ролей. К ним относятся:
1) информационная роль;
2) диагностическая роль;
3)аналитическая роль.
Информационная роль мониторинга в
системе обеспечения экономической безопасности государства заключается в получении данных о состоянии защищенности ключевых показателей социально-экономического положения государства. Российской академией наук разработано большое количество показателей по таким сферам жизнедеятельности, как экономическая, финансовая, энергетическая, обороннопромышленная и прочие, а также определены пороговые значения этих показателей. Наблюдение за динамикой этих индикаторов позволит делать выводы о тенденциях развития государства и прогнозировать последствия такого развития в целях своевременного предупреждения угроз.
В ходе мониторинга осуществляется получение информации о наличии факторов, оказывающих или могущих оказать негативное влияние на экономическую безопасность государства. Все сферы жизнедеятельности общества в конечном итоге взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на состояние защищенности государства, в том числе и в экономической сфере. Любое событие или явление, произошедшее как внутри страны, так и за ее пределами, тенденции в мировой политике и прочие события способны оказать воздействие на общую экономическую ситуацию в стране, стабильность функционирования госу-
дарства, независимость границ, свободу самоопределения и развития нации. Важно своевременно и грамотно оценивать последствия различных событий как на ближайшее время, так и в перспективе, предвидеть возникновение угроз и масштабы их негативного воздействия.
Информационная роль проявляется также в получении информации о видах уже сформировавшихся угроз, о масштабах их воздействия на развитие государства. Одновременно с распадом СССР новому государству в наследство достался комплекс угроз, оказывающих негативное воздействие на экономику страны и развитие государства целом. К таким угрозам можно отнести огромный государственный долг, инфляцию, почти полное уничтожение промышленного комплекса, демографический кризис, бедность и т. д. Большая часть этих угроз была исследована, оценены и учтены результаты воздействия этих угроз. В процессе теоретической и практической работы в области обеспечения экономической безопасности государства собран разнообразный материал по видам угроз, их пороговым значениям, разработаны и апробированы меры по их ликвидации. Вся эта информация в ходе мониторинга систематизируется и накапливается в целях информирования об основных тенденциях развития государства, ликвидации негативных явлений и процессов, а также предотвращения возможных новых угроз.
В процессе мониторинга осуществляется устранение той или иной неопределенности в имеющейся информации. В процессе мониторинга сбор информации осуществляется поточным способом. Полученные данные предварительно качественно оцениваются с точки зрения важности и степени значимости последствий произошедших событий, явлений и процессов, а также возможных результатов реализации государственных программ. Анализируя имеющиеся данные, полученные в ходе мониторинга, можно констатировать недостаток той или иной информации, обладание которой позволит наиболее полно, всесторонне и
качественно изучить определенные процессы и явления, происходящие в государстве. В ходе мониторинга осуществляется вое -полнение информации и устранение неопределенности в имеющейся информации.
Постоянно меняющиеся условия жизнедеятельности общества и государства приводят к возникновению новых факторов, которые в будущем могут оказать угрожающее воздействие на функционирование и развитие государства. В ходе мониторинга важно не только своевременно фиксировать изменения по разработанным показателям, но и выявлять недостаток информации, восполнение которой приведет к формированию новых индикаторов для более объективного, актуального, всестороннего и качественного обеспечения экономической безопасности государства. Сложность выявления недостатка информации заключается в необходимости синтезировать имеющуюся информацию и прогнозировать наиболее вероятные варианты развития событий, процессов и явлений, а также выявлять такие ранее не исследованные стороны жизнедеятельности, чье влияние имеет слабо выраженное внешнее проявление, но ощутимое воздействие на экономическую безопасность.
Состояние информатизации управления сегодня далеко не в полной мере удовлетворяет потребности защиты экономической составляющей национальной безопасности России. Система информационной поддержки управления государством, ядром которой служат данные государственной статистики, «настроенной» на централизованно управляемую экономику, зачастую оказывается бессильна в вопросах оценки новых процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности государства. В результате обострились противоречия между информационными потребностями органов управления государства и возможностями действующих систем их информационной поддержки.
Эти противоречия, следствием которых является снижение эффективности государственного управления, а значит и спад, в конечном счете, качества жизни населения, должны послужить важнейшим побуди-
тельным мотивом активизации работ по созданию в стране комплексных автоматизированных систем информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на базе современных информационно-компьютерных технологий.
Диагностическая роль проявляется в процессе восполнения информационной недостаточности. В ходе мониторинга важно не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем4. Диагностика экономической безопасности государства представляет собой оценку социально-экономической ситуации в стране в целях выявления опасных и кризисных зон в экономике, оценки масштабов их проявления. Диагностика позволяет выявить, где и по каким индикаторам наиболее сильно проявляются угрозы национальным интересам в сфере экономики, предупредить возможные отрицательные последствия воздействия угроз, оценить возможное влияние факторов и их значение для экономической безопасности государства. Диагностическая роль мониторинга тесно переплетается с информационной, являясь одновременно и самостоятельной ролью, и логическим продолжением информационной роли. Выявленная в ходе мониторинга информация обрабатывается и исследуется в перспективе. В процессе исследования полученной информации проявляется также и аналитическая роль мониторинга.
Аналитическая роль также имеет немаловажное значение. В ходе мониторинга осуществляется анализ собранной информации. В процессе анализа оценивают качественные и количественные изменения индикаторов экономической безопасности государства. В ходе мониторинга происходит поэтапный анализ полученной информации. Предварительно качественно оценивается поток информации с точки зрения наличия в ней информации о событиях, явлениях, могущих оказать воздействие на нормальное функционирование государства, а также определяются степень и характер этих отклонений. Происходит оценка степени воздействия
выявленных факторов на экономическую безопасность в «чистом» виде, а также изучаются возможные варианты взаимодействия с другими реальными и гипотетическими угрозами. Результатом анализа комплекса реальных угроз является оценка состояния защищенности экономической безопасности государства. Полученные аналитические данные служат источником информации для принятия управленческих решений. Аналитической обработке подлежат не только данные по текущему состоянию дел, но и анализ последствий реализации различных государственных программ.
Реализация вышеперечисленных ролей осуществляется мониторингом на различных этапах управления: от планирования и прогнозирования развития экономики до анализа результатов реализации стратегии
развития государства. Мониторинг должен осуществляться при подведении итогов социально-экономического развития и подготовке ежеквартальных докладов Минэкономразвития России по этому вопросу в Правительство РФ, а также при разработке всех экономических документов5, законопроектов и программ.
Таким образом, мониторинг имеет важное значение в системе обеспечения экономической безопасности государства, поскольку является источником информации о состоянии защищенности экономической безопасности государства, позволяющим предупреждать воздействие негативных факторов на развитие экономики, прогнозировать развитие экономики, а также корректировать те или иные происходящие в государстве процессы в целях прогрессивного развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Современный словарь иностранных слов. М.: Издательство «Русский язык».1993. С. 392.
2 Бородушко И. В. Методология формирования системы контроллинга как инструмента государственного регулирования экономики: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2005. С. 130-131.
3 Указ президента РФ № 608 от 29.04.1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федераци» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.04.96, № 18. С. 2117.
4 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 790.
5 Указ. соч. С. 805.