Научная статья на тему 'Организационная структура системы государственного мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности Российской Федерации'

Организационная структура системы государственного мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1031
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мику Адъюнкт Санкт-петербургского Университета Мвд России Старший Лейтенант Милиции Анастасия Александровна

В статье предложена авторская структура системы мониторинга экономической безопасности государства, определена роль федеральной службы государственной статистики в этой системе, а также задачи, стоящие перед предлагаемой системой.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article you will find a structure of the governments economic security monitoring system designed by the author. In it you will be able to see the role of the federal statistics service and the issues solved by the governments economic security monitoring system

Текст научной работы на тему «Организационная структура системы государственного мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности Российской Федерации»

17 См.: Боден Ж. Метод легкого познания истории / Пер. М.С. Бобковой. М., 2000.

18 См.: Herzog R., in: Maunz / Dbrig / Herzog. Kommentar zum Grundgesetz. B. III. Art. 20., Rdn. 7.

19 Mbnch. Staatsrecht. B. 1. Rdn. 507. S. 205.

20 Обзор позиций по этому вопросу см.: Фрунза Л.В. Социодинамика государственного устройства и проблемы государственного суверенитета (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

21 Тот факт, что возникновение государственности неразрывно связано с общественным разделением труда, не дает достаточных оснований считать верной позицию Энгельса, что государство возникло лишь для того, чтобы «...держать в узде противоположность классов», для «...подавления и эксплуатации угнетенного класса». См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи; частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171.

22 Их периодизация выглядит примерно так: аграрное общество (до 1800 г), индустриальное общество (1800-1960 гг.), постиндустриальное общество (после 1960 г.).

23 См., напр.: Маркарян К.В. Общая теория постиндустриального государства. Едиториал УРСС, 2002; Бьюкенен Дж. Нобелевские лауреаты по экономике. М., 1997.

24 Это компании, имеющая имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух или более стран. Из сотни крупнейших экономических единиц мира сегодня половину составляют государства, другую половину - транснациональные корпорации. См.: Антипов Н.П. Экономическая интеграция в мировой экономике и транснациональные корпорации // Международное публичное и частное право. 2001. № 2. С. 32-34; Либман А. Экономическая власть и стратегии российских ТНК на постсоветском пространстве // Общество и экономика. 2006. № 11-12. С. 152-165; Хасбулатов Р.И. Транснациональные корпорации (ТНК) в мировой экономике // Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Т. 1. М., 2001. С. 459-522; Актуальные проблемы Европы. Европейские транснациональные корпорации в современном мире: Антология. Серия «Европа. XXI век». М., 2007.

25 См.: Скляров Д.С. Транснациональные корпорации 21 века. Новые направления государственного антимонопольного регулирования // Объединенный научный журнал. 2001. № 18. С. 2-3; Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ (Москва, 6 марта 1998 г.). В настоящее время действие этой конвенции на территории Россия прекращено. См. Постановление Правительства РФ от 24 июня 2003 г. № 364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» // СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2661.

26 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1999. С. 402.

27 Подробнее см.: Ойкен В. Структурные изменения государства и кризис капитализма / Теория хозяйственного порядка. «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм. М., 2002; Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М., 2002; Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика. Челябинск, 2002; Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2005.

28 См.: Шамхалов Ф. И. Указ. соч. С. 95.

29 Достаточно вспомнить ставшие аксиоматическими слова Прудона: «Вопрос о налоге - это вопрос о государстве», и Маркса: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

30 См.: Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений: Теория и опыт Российской Федерации. М., 1995. С. 121-123.

31 См.: Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.

С. 146.

А.А. Мику*

Организационная структура

системы государственного мониторинга факторов,

угрожающих экономической безопасности

Российской Федерации

В статье предложена авторская структура системы мониторинга экономической безопасности государства, определена роль федеральной службы государственной статистики в этой системе, а также задачи, стоящие перед предлагаемой системой.

In the article you will find a structure of the governments economic security monitoring system designed by the author. In it you will be able to see the role of the federal statistics service and the issues solved by the governments economic security monitoring system.

Одной из главных задач, стоящих перед государством, является обеспечение экономической безопасности. Ведущие специалисты в этой области предлагают разные варианты определения категории «экономическая безопасность». На наш взгляд наиболее всесторонне и объективно данное понятие раскрывается в работах Л.П. Гончаренко, где эта категория трактуется как «состояние экономики и институтов власти, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического

* Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

*!

и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям»1.

Для описания роли и вытекающих из нее функций государства в системе экономической безопасности воспользуемся предложенной Г.Б. Клейнером2 схемой взаимоотношений в системе «государство - общество - экономика» (см. рис. 1). Двунаправленные стрелки показывают, что общество реализует свои цели и потребности, доводя свои позиции и требования до государства путем создания и деятельности общественных организаций: партий, объединений, союзов, а также с помощью средств массовой информации. Государство, которое является субъектом делегирования прав граждан, реализует свои функции и возможности через федеральные, региональные и муниципальные органы власти, деятельность соответствующих учреждений и должностных лиц, представителей законодательной, исполнительной и судебной властей3.

¡3

&

£

N

I

а.

£

3

а*

І

Рис. 1. Государство, общество, экономика как основные взаимодействующие силы.

Несмотря на отсутствие единства в определении сущности экономической безопасности государства, исследователи данной проблематики наметили общие механизмы ее обеспечения. Одним из таких механизмов является мониторинг фактов, угрожающих экономической безопасности государства, под которым мы будем понимать осуществляемую систематически (непрерывно или с заданной периодичностью) регистрацию (наблюдение, измерение, фиксацию), диагностику и анализ системы показателей состояния защищенности национальных интересов РФ в области экономики. В нашей статье мы будем рассматривать мониторинг угроз экономической безопасности государства с точки зрения его организационной структуры.

Важная организационная задача государства - определение четких функций федеральных и региональных органов исполнительной власти и их взаимодействия при выработке и реализации мер по защите экономической безопасности России. Без этого нельзя обеспечить действенной защиты национальных интересов России в области экономики, предотвращения и парирования угроз экономической безопасности4.

В процессе мониторинга задействованы различные органы. «Так, несоответствия положений законодательства федеральным правовым нормам выявляются учреждениями судебной системы. Достоверность используемой в расчетах первичной информации обеспечивается включением официальных данных, представленных комитетами федеральной и региональной статистики. Обоснование адекватности аналитического инструментария и уточнение методических аспектов механизма входят в функции научно-исследовательских организаций»5. Академиками РАН разработаны определенные показатели экономики, анализируя которые можно делать выводы о состоянии защищенности экономической безопасности государства. Таким образом, постепенно формируется определенный механизм защиты экономической безопасности государства. Однако этот механизм окончательно не разработан и законодательно не закреплен. В настоящее время

многочисленные органы выполняют часть работы по защите экономической безопасности в пределах своей компетенции, при этом в большинстве случаев не осуществляя взаимодействия между собой в этом направлении.

В настоящее время основными органами, осуществляющими защиту экономической безопасности, являются следующие структуры.

1. Совет безопасности Российской Федерации6, в задачи которого входит определение и реализация основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также определение и выявление внутренних и внешних угроз в экономической сфере.

2. Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в т.ч. при подготовке законодательных и иных нормативных документов7.

3. Минэкономразвития России8, в задачи которого входит координация и методическое обеспечение действий всех органов исполнительной власти по защите экономической безопасности, разработка государственной социально-экономической политики.

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу9, в задачи которой входит противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Федеральная налоговая служба10, в задачи которой входят контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора11, в задачи которой входят контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также валютный контроль.

7. Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России), в задачи которого входит организационно-методическое руководство деятельностью подразделений МВД по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а также участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности и совершенствовании нормативного регулирования.

Перечень приведенных органов не является исчерпывающим. Многочисленные министерства, ведомства, службы и учреждения в пределах своей компетенции и в рамках полномочий напрямую или опосредованно занимаются обеспечением экономической безопасности государства.

Необходимо отметить разбросанность функций по различным министерствам и ведомствам, что зачастую тормозит процесс защиты экономической безопасности от различных угроз. К тому же отсутствует отработанный механизм передачи информации от одного субъекта другому. Подчас выявленная, но своевременно не переданная информация приводит к негативным последствиям. Поэтому следует говорить о необходимости создания единого координирующего органа, осуществляющего мониторинг показателей развития государства в целях своевременного выявления факторов, угрожающих экономической безопасности государства. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также тесный контакт с исполнительной и законодательной ветвями власти.

На наш взгляд, таким координирующим органом защиты экономической безопасности может стать Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Росстат создан для сбора и обработки социально-экономической, технико-экономической и прочей информации о состоянии развития экономики и государства в целом. По большому счету, Федеральная служба государственной статистики занимается мониторингом состояния экономики государства. Для окончательной организации системы государственного мониторинга экономической безопасности необходимо разработать систему индикаторов экономической безопасности государства и их пороговых значений (этим, в свою очередь, занимается межведомственный центр социально-экономических измерений РАН и Госкомстата России), а также разработать механизм сбора, обработки, анализа и передачи аналитической информации уполномоченным органам.

На наш взгляд, основа системы государственного мониторинга угроз экономической безопасности была заложена в 2002 г. Такой основой стала федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (далее ФЦП)12. Указанная ФЦП предполагает разработку

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

I

а

стандартов, регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социальноэкономического развития Российской Федерации в целях повышения качества и эффективности

0 государственного управления.

^ В развитие информационной составляющей системы мониторинга экономической безопасности

государства разработана ФЦП «Развитие государственной статистики в России в 2007-2011 годах»13, основные цели которой:

- повышение скорости обработки статистической информации;

- увеличение объема информации (в электронном виде) при межведомственном информационном обмене;

и - создание необходимых условий для интеграции информационных ресурсов федеральных

и

с органов государственной власти;

^ - повышение оперативности и достоверности представления статистической информации.

^ В настоящее время основные государственные информационные системы, содержащие

^ учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, находятся на начальной стадии развития. «Лишь в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. 3 Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов... Используемые государственные информационные

системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия

3 единой нормативной правовой базы и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую ун недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на ^ практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на ог межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В к результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и гс достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения

данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений. »14 ^ Стоящие перед государством задачи по созданию единой системы мониторинга экономической

безопасности государства, на наш взгляд, могут быть решены только на межведомственном уровне. В связи с этим, принимая во внимание размеры и административно-государственное устройство ^ России, в основу организации системы мониторинга экономической безопасности государства должны

^ быть заложены два принципа: «Система должна быть межведомственной по составу и территориально

О распределенной по форме»15.

По сложившейся практике наблюдение, оценка и прогнозирование состояния многих компонентов экономической безопасности осуществляются одновременно несколькими ведомствами. Такой подход вполне объясним потребностями этих ведомств в информации о состоянии ^ экономической безопасности. В связи с этим в систему государственного мониторинга на информационном уровне должны войти ведомственные технологии наблюдения и контроля, выполняющие специфические функциональные задачи и получающие информацию, необходимую для осуществления мониторинга экономической безопасности государства. «В качестве примера можно привести контроль финансовых показателей банковской сферы, осуществляемой службой финансового мониторинга Минфина России. Результаты этого контроля органично вписываются в информационное поле базовой сети. С другой стороны, информация, добываемая и циркулирующая в базовой сети, 14

может поступать в ведомственные системы мониторинга и контроля и использоваться при решении специфических ведомственных управленческих задач»16.

Система государственного мониторинга должна вырабатывать единое информационное поле и исключать дублирование в средствах измерения и определения параметров, характеризующих состояние и происходящие изменения в экономике страны.

Приведенные выше суждения существенным образом оказывают влияние на структуру и построение системы государственного мониторинга состояния экономической безопасности. Такая структура мониторинга требует глубоко продуманного и всесторонне обеспеченного информационного сопряжения блоков систем, принадлежащих различным ведомствам.

Организация указанного информационного обеспечения накладывает отпечаток не только на структуру, но и на функциональные задачи всех элементов системы мониторинга. Поэтому при построении муниципального уровня системы государственного мониторинга необходимо сконцентрировать внимание не только на получении информации для общей системы мониторинга, но и на максимальном удовлетворении интересов местных органов власти. «Элементы обшей системы мониторинга состояния экономической безопасности локального уровня наряду с информацией, обеспечивающей деятельность местных структур, должны вырабатывать обобщенную информацию с целевым назначением для банка данных верхнего уровня иерархии»17.

«Из рассмотренных требований вытекает однозначный вывод о целесообразности создания на локальном уровне автоматизированных систем, в которых бы освещались функции автоматизированного измерения основных параметров, характеризующих экономическую обстановку, а также автоматизированного сбора, передачи, переработки, хранения и доведения до пользователей информации»18.

Принцип соподчиненности по вертикали органов, осуществляющих мониторинг экономической безопасности государства, понятен. Рассмотрим организационную структуру государственной системы мониторинга в разрезе горизонтальных связей. На наш взгляд, необходимо вывести все органы исполнительной власти, министерства, ведомства, службы, учреждения, организации, предприятия на органы статистики. Аналитическая информация по электронным каналам связи от вышеперечисленных источников будет поступать в Федеральную службу государственной статистики. В федеральной службе государственной статистики созданы различные управления19, в задачи которых входит сбор, обработка и анализ статистической информации в разных сферах функционирования государства (финансы, наука, культура, образование, здравоохранение и прочее). На наш взгляд, необходимо создать Управление мониторинга экономической безопасности государства Федеральной службы государственной статистики, в задачи которого будет входить аккумулирование статистической информации, предоставляемой различными управлениями Росстата, ее анализ и подготовка заключения о состоянии защищенности экономической безопасности государства. Таким образом, информация на каждом уровне управления (муниципальном, региональном, федеральном) подлежит обработке, обобщению и дальнейшему анализу. Достоинством такой системы является создание единой государственной базы данных по всем отраслям хозяйствования, исключение дублирования информации различными ведомствами, сокращение времени обработки информации.

Целью создания единой системы мониторинга является повышение качества и эффективности государственного управления прежде всего с позиций защищенности экономической безопасности. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- сформировать систему стандартов и методических рекомендаций по внедрению информационных и коммуникационных технологий в государственное управление, разработке и внедрению государственных информационных систем;

- разработать стандарты, регламентирующие порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений о состоянии различных показателей функционирования государства, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, а также контроля за использованием государственных информационных систем;

- внедрить систему межведомственного электронного документооборота для обеспечения эффективного межведомственного информационного взаимодействия;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

- создать единую информационную систему планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности государства;

- обеспечить защиту и безопасность аналитических данных;

- устранить дублирование данных органами государственной власти;

- повысить оперативность предотвращения негативного воздействия факторов, угрожающих

0 экономической безопасности государства.

2 Созданная система мониторинга экономической безопасности должна быть приспособлена к

6 тому, чтобы:

(3 - содействовать выработке и реализации общей политики государства в области

4 обеспечения экономической безопасности;

- обеспечивать процесс принятия управленческих решений;

^ - «помогать укрупнению целостности политики обеспечения экономической безопасности;

^ - поддерживать на достаточном информационном уровне деятельность оперативно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

с розыскных подразделений;

^ - способствовать продвижению на пути к достижению внутригосударственных и

^ международных целей обеспечения экономической безопасности»20.

Предлагаемая система мониторинга позволит всем органам власти перейти на качественно (¡^ новый уровень работы по обеспечению экономической безопасности. «В настоящее время в России меняются многие приоритеты государственно-правовой политики. Ранее МВД рассматривалось как репрессивно-карательный орган. Сейчас происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества, при этом учитываются общепризнанные международные стандарты, отечественный и зарубежный опыт работы полиции как социального института»21. «Ведущей задачей ОВД является активная поддержка и защита осуществляемых в 3 обществе преобразований: в экономической сфере - развитие и укрепление рыночных отношений, в социальной - соблюдение принципов социальной справедливости, в духовной - восстановление

30

общечеловеческих моральных и этических норм, в политической - проведение в жизнь и демократических реформ. В экономической области перед ОВД поставлены задачи нейтрализации ун угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере ^ и организованной преступностью»22. Как было отмечено ранее, специальные подразделения ОВД в ^ рамках своих полномочий выполняют работу по защите экономической безопасности. На наш взгляд, при органичном включении ОВД в систему мониторинга экономической безопасности государства гс повысится эффективность системы в целом.

I ---------------------------

р

1 Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: Учебное пособие. М., 2005. С. 46.

2 См.: Клейнер Г.Б. Три игрока. Взаимодействие государства, общества и экономики - главное условие развития промышленности // Поиск. 2004. № 32-33. 13 августа.

3 См.: Качалов Р.М. Функции государства в системе экономической безопасности хозяйствующих субъектов (по материалам доклада на VI Российско-китайском симпозиуме экономистов. Екатеринбург, 6 июня 2005 г.) // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». 2006. № 1. С. 5-14 .

4 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005. С. 828.

5 Авдеев Ю.С. Организационно-методические аспекты обеспечения региональной социально-экономической н устойчивости как элемента национальной безопасности (на примере Архангельской области): Дис. ... канд. экон. наук: СПб., а 2006. С. 61.

6 См.: Указ Президента РФ № 726 от 7 июня 2004 г. «Об утверждении положений о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совета безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании, утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

7 См.: Гончаренко Л.П. Указ. соч. М., 2005. С.49.

§ 8 См.: Официальный сайт органов государственной власти: Министерство экономического развития и торговли /

Федеральные органы государственной власти / Сервер органов государственной власти // Интернет: http://www.economy.gov.ru/ ^ wps/portal.

е 9 См.: Официальный сайт органов государственной власти: Федеральная Служба по Финансовому Мониторингу /

В Организационная структура Министерства финансов Российской Федерации / Министерство финансов Российской Федерации / Федеральные органы исполнительной власти / Сервер органов государственной власти // Интернет : http://www.kfm.ru/ aboutkfm.html.

10 См.: Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной

Налоговой Службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 6 октября. С. 10.

11 См.: Постановление Правительства РФ № 278 от 15 июня 2004 г. « Об утверждении Положения о Федеральной Службе

финансово-бюджетного контроля Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 17 июня. С. 11.

12 См.: Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г. «Об утверждении Концепции федеральной целевой

программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

13 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 августа 2006 г. № 1086-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» // СЗ РФ. 2006. № 33. Ст. 3657.

14 Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г. «Об утверждении Концепции федеральной целевой

программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

15 Сельянов К.С. Формирование системы мониторинга состояния экономической безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 99.

16 Там же. С. 103-104.

17 Там же. С. 105.

18 Там же. С. 106.

19 См.: Официальный сайт федеральной службы государственной статистики // Интернет: http://www.gks.ru/

20 Сельянов К.С. Указ. соч. С. 100.

21 Молдаванцев A.A. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. С. 136-137.

22 Есипов В.М. Криминализация экономических отношений в России: Монография. М., 2001. С. 96-97.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.