Роль микрофинансирования в развитии инвестиционной деятельности
регионов
Русавская А. В. к.э.н., доцент, докторант Российской академии Предпринимательства [email protected]
Аннотация. Статья посвящена особенностям развития микрофинансирования в регионах России, проблемам и решениям рынка микрозаймов для инвестирования малого бизнеса.
Ключевые слова: микрофинансирование, инвестиции, стимулирование, малый бизнес.
Исследуя процесс стимулирования инвестиционно-инновационных форм развития кредитных институтов и предпринимательства в регионах, необходимо рассмотреть также тему о значении и роли микрофинансовой деятельности, Закон о которой только что вступил в силу.
На основе данного нормативного акта, должен быть сформирован реестр МФО. Эксперты считают, что к началу следующего года в реестр войдут не более 450-500 микрофинансовых организаций.1
Микрофинансирование решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес в регионах, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы на региональном уровне.
1 «Российская Бизнес-газета» №759 (26) от 20 июля 2010 г.:_http://www.rg.ru/2010/07/20/makro.html
Микрофинансирование представляет собой розничные финансовые услуги на небольшие суммы, предназначенные для клиентов, имеющих низкий уровень дохода, или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам. В современном понимании они включают кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи, хотя изначально под микрофинансированием понималось только микрокредитование. Содержание микрофинансовых технологий нацелено на то, чтобы сделать финансово оправданным предоставление полного спектра финансовых услуг малообеспеченному населению, малому и микро бизнесу.
По данным ежегодных обследований Российского микрофинансового центра (РМЦ), на начало 2010 года в нашей стране действовало около 1500 небанковских финансовых организаций, реализующих программы микрокредитования для предпринимателей . В России постепенно формируется многоукладная модель микрофинансового рынка, в которую входят институты кредитной кооперации, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации. Совокупный портфель займов всех небанковских микрофинансовых институтов (МФИ) составлял на 1 января 2010 года более 22 млрд. руб., количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства - около 350 тысяч. Если сравнить данные показатели с прошлогодними, то отмечается сокращение размера совокупного портфеля микрокредитов и числа клиентов на 10-20% за 2009 год. Это объясняется спадом потребительской активности населения в ходе кризиса, вызвавшим понятное
- 3
снижение и спроса на кредитные ресурсы со стороны предпринимателей.
Тем не менее, в России появляются все больше банков и небанковских организаций, предоставляющих микрозаймы. Вместе с тем считаем, что пока посредством указанных кредитных услуг, пока не удается полностью
2 Материалы интернет-портала Российского микрофинансового центра, http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ГО=3405.
3 Материалы интернет-портала «ОПОРА - кредит», http://www.opora-credit.ru/microfmance/tema/detail.php?ГО=17923.
удовлетворить потребности малого бизнеса в микрофинансировании: спрос предпринимателей на микрофинансовые услуги можно оценить на уровне около 10 млрд. долларов США, а охват рынка всеми существующими банками и небанковскими микрофинансовыми организациями не превышает 20% или 2 млрд. долл. США4.
Микрофинансирование - это тенденция мирового развития. В нашей стране происходит только становление микрофинансовых отношений. Например, в Бразилии портфель микрофинансовых организаций составляет 40 млрд. долларов, а в России - 22-25 млрд. рублей, то есть всего 700 млн. дол. Поэтому даже если государство ослабит свое внимание и поддержку, этот сегмент будет развиваться дальше так же, как развивался до этого5.
На наш взгляд, при разработке стратегии развития банковского сектора России следует учесть ориентиры будущего развития микрофинансового сектора на региональном уровне:
1. Необходимо донести кредитно-сберегательные услуги в каждый крупный населенный пункт России, нужно не менее 5000 кредитных кооперативов.
2. В каждом регионе должна быть хотя бы одна специализированная небанковская микрокредитная организация и одна некоммерческая микрофинансовая организация - то есть всего не менее 160 НМФО и 600 филиалов на РФ.
3. Программы микрокредитования, малого бизнеса и взаимодействия с небанковскими микрофинансовыми институтами должны стать неотъемлемой частью кредитной политики банков;
4 Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг. Меры по развитию микрофинансирования в Российской Федерации. 2008 - 2012 гг. Одобрена решением межрегионального банковского совета при Совете Федерации ФС РФ. 18 ноября 2008 г. // ШЬ: www.rmcenter.ru/files/Concept_2008/pdf.
5 Башкатова А. Малый бизнес обеспечат микрофинансами //Независимая газета 15.07.2010
4. Общий объем кредитов микробизнесу должен вырасти хотя бы на 400% и достичь 10 млрд. долл. США - только в этом случае можно рассчитывать на системный сдвиг в развитии малого предпринимательства и самозанятости, а также на улучшение уровня жизни малообеспеченных людей, особенно в сельских и удаленных районах.
Однако существует несколько проблем дальнейшего развития микрофинансового рынка. Одна из проблем заключается в недостатке «качественных» заемщиков, не «закредитованных» еще до кризиса и не испортивших свою кредитную историю в его активный период. Как правило, это начинающие предприниматели, получившие субсидию на старт своего дела, которых можно отнести к категории потенциально интересных клиентов.
Кроме того, проблемой на рынке микрофинансирования является тот факт, что банки не кредитуют микрофинансовые организации. Банки кредитуют субъекты малого и среднего бизнеса, но микрофинансирование -это совсем другой рынок. Микрофинансирование работает с микрозаймами. В среднем, в России микрозайм составляет 40-50 тыс. рублей - так сложилось статистически. Поэтому когда банк утверждает, что он занимается микрофинансированием и что у него средний кредит составляет свыше 1 млн. рублей, это не имеет отношения к микрофинансированию6.
Принятым законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливается, что микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте РФ на основании договора микрозайма, в сумме, не превышающей 1 млн. руб.
6 М1р://%'%'%г.'ИЬ24.ги/пе'№з/ге1еазез/3709/[0фициальный сайт ОАО ВТБ-24]
7 Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ от 02.07.2010//СЗ РФ 07.07.2010
К тому же, согласно Инструкции ЦБ РФ № 254-П микрофинансовые организации - это третья группа риска, кредитовать их опасно. В таких условиях многие банки не будут заниматься подобной деятельностью.
Поэтому, на наш взгляд, потребуется значительное количество институциональных и законодательных изменений на рынке, чтобы микрофинансовая деятельность начала нормально развиваться. Во-первых, нужно решить налоговые вопросы, т.к. пока микрофинансовые организации не могут формировать резервы под проблемные активы. Во-вторых, рынок должен стать прозрачнее, чтобы туда потекли деньги инвесторов. Для этого для начала нужно разработать соответствующие МФО нормативы. Кроме этого, можно разработать рейтинговую оценку наиболее перспективным МФО.
В настоящее время сроки микрозаймов в России варьируются от 3 месяцев до 1 года, но для предпринимателя важно иметь простой и быстрый доступ к ресурсам на постоянной основе, чтобы он всегда мог профинансировать ту или иную сделку. По данным антикризисного мониторинга сектора микрофинансирования качество портфеля микрозаймов в среднем снизилось на 2-4 %8. Такой рост просрочки связан со снижением потребительского спроса на продукцию малых предприятий - заемщиков. Начиная с мая, рост просроченной задолженности по микрозаймам практически остановился, хотя заметных тенденций к ее снижению пока нет. Дальнейший ход событий будет во многом определен макроэкономикой. Микро- и малые предприятия являются наиболее мобильной группой экономических субъектов. Они острее чувствуют ситуацию на рынке, этот сектор быстрее всех отреагирует на оживление потребительского спроса. Но в настоящее время средняя ставка по потребительским кредитам с учетом комиссии порой доходит до 50%, поэтому расширение инфраструктуры
Тенденции развития российского сектора микрофинансирования 2008-2009
[http://www.themix.org/sites/defau1t/fi1es/2008-2009%20Russia%20Microfinance%20Trend%20Report%20-%20Russian.pdf]
микрофинансового рынка и уменьшение административных затрат позволит снизить ставку для потребителя.
По мнению профильных ведомств (Минфин, Центробанк, ФСФР, Минэкономразвития)9, главной проблемой рынка микрофинансирования является неоднородность его регулирования и, как следствие, необходимость структурной перестройки отраслевого законодательства. «Лоскутное» регулирование приводит к ситуации, которую юристы квалифицируют как регуляторный арбитраж. Имеется в виду, что юридическое лицо в разных юрисдикциях может хозяйствовать по-разному, занимаясь при этом одной и той же деятельностью. Таким образом, предприятия «перепрыгивают» из одной системы в другую, находя наиболее выгодные для себя варианты. Чтобы установить единые стандарты деятельности кредитных кооперативов, Минэкономразвития разработан и принят новый закон № 190-ФЗ от
18.07.2009 «О кредитной кооперации»10.
После принятия закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» рынок микрофинансовых организаций в регионах может разделиться на части: на тех, кто примет этот закон, и тех, кто будет прятаться. До сих пор законность функционирования небольших контор, которые предлагают всем желающим моментальные кредиты практически без документов и залога, держалась на единственном письме Центробанка РФ, которое признавало их деятельность небанковской, тем самым освобождая от необходимости получать банковскую лицензию и отвечать требованиям законодательства о банках. К началу 2010 года, по данным НАУМИР, в стране действовало примерно 2,5 тыс. небанковских институтов микрофинансирования. Примерно на три четверти этот рынок
9 Мамута М. «Российская Бизнес-газета» №719 (35) от 15 сентября 2009 г.
10 Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»//СЗ РФ 20.07.2009, № 29, ст. 3627
сформирован за счет кредитных кооперативов. Остальные называют себя микрофинансовыми организациями (МФО).11
К началу 2011г. должны пройти официальную регистрацию и начать действовать в рамках нового закона примерно 450 небанковских структур, которые соответствуют установленным законом признакам МФО. МФО, которые пожелают работать в рамках нового закона, получат административную защиту от претензий в незаконной банковской деятельности со стороны многочисленных контролирующих органов, повысят свои шансы на привлечение новых средств, смогут воспользоваться всеми преимуществами, созданными для малого бизнеса.
Но Закон вводит определенные рамки, за пределы которых официальные МФО не смогут безнаказанно выходить: например,
стандартные условия предоставления кредитов должны быть открытыми и доступными для всех потенциальных клиентов, запрещено требовать с клиентов комиссии и прочие скрытые сборы, не предусмотренные договором, а условия кредитного соглашения не могут быть изменены в одностороннем порядке.
Развитие микрофинансирования, с нашей точки зрения, связано с мобилизацией финансовых региональных ресурсов изо всех потенциальных источников. В качестве основных источников микрофинансирования на уровне регионов можно выделить:
• собственный капитал коммерческих микрофинансовых организаций;
• заемные банковские ресурсы;
• сбережения населения, аккумулированные кредитными кооперативами;
11 Материалы Информационного портала «Микрофинансирование в России», электронный бюллетень, июль 2010г.: http://www.rusmicrofinance.ru/artides/buUetin/445.php
• корпоративные финансовые ресурсы, привлеченные депозитно-
кредитными организациями;
• целевые безвозмездные денежные поступления фондов поддержки
малого предпринимательства;
• бюджетные средства;
• благотворительные ресурсы.
Основными источниками микрофинансовой деятельности продолжают оставаться долевой капитал и сбережения участников кредитных кооперативов. В то же время возрастает роль внешнего финансирования. Кредитные институты предоставляют кредиты микрофинансовым организациям для их последующего распределения среди целевых групп.
Решающую роль в банковском кредитовании микрофинансовых организаций в настоящее время играет Банк развития (государственная
корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности
12
Внешэкономбанк »), который в соответствии с Федеральным законом участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Его программы реализуются через двухуровневую процедуру - Российский банк развития предоставляет финансовые ресурсы региональным участника рынка, которые, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом банк осуществляет контроль целевого использования ресурсов.
Зарубежный опыт позволяет утверждать, что наличие головного финансового института, каким является Банк развития, способствует
13
расширению и развитию микрофинансования . Во многих странах правительственные программы развития микрокредитования предполагают
12 http://www.veb.ru/ru/ [Официальный сайт ОАО «Внешэкономбанк»]
13 Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования//Управленческий учет и финансы № 2 2010. - С.54
участие в этих схемах Банков развития. В Китае в 2005 г. была принята программа широкой поддержки сельских потребительских кооперативов. Финансирование программы осуществляется как через китайский Банк развития, так и через крупные коммерческие банки. Обычно банки создают специальные структурные подразделения для более детальной работы с клиентами МФО. Однако крупные кредитные институты не любят заниматься микрокредитованием. Трудоемкая работа по обслуживанию МФО ведет к высоким операционным затратам, кроме того, финансовые потребности клиентов данной категории заемщиков постоянно усложняются, что в итоге не приносит банкам существенных доходов. Как правило, кредитование МФО - многоуровневый процесс разделения кредитных рисков между несколькими участниками по принципу «эффективной стоимости», предполагающей целевые рынки и отдельные стратегии развития для разных категорий заемщиков МФО.
Непосредственно обслуживанием МФО в зарубежной практике занимаются мелкие региональные банки, которые лучше знают особенности местной экономики и потребности заемщиков, поэтому более точно могут определить уровень рисков кредитования МФО. Однако региональные банки должны иметь тесные связи с крупными банковскими структурами как для получения необходимых ресурсов кредитования, так и для получения необходимых им гарантий кредитования. В зарубежной банковской практике кредиты, выданные региональными банками, затем реструктурируются через механизмы секьюритизации.
В России около 15 банков являются участникам микрофинансового рынка. Лидирующие позиции по количеству участников приходится на кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные
потребительские кредитные кооперативы (более 50% заемщиков всех МФО), но по размеру кредитного портфеля лидируют банки- 70% рынка14.
Перспективным направлением развития микрокредитования можно считать и учреждение кооперативных банков. Такая практика широко применяется в Европе. За рубежом кредитные кооперативы могут создавать банки и банковские группы, страховые компании и другие специализированные организации. По данным Европейской ассоциации кооперативных банков15 в Европе насчитывается около 4500 кооперативных банков, обслуживающих 140 млн. клиентов, на которые приходится 20% банковского рынка Европейского Союза. По оценкам МВФ развитие кооперативных банков благоприятно сказывается на финансовом секторе в целом. Однако создание специализированных банков в России потребует внести серьезные коррективы в действующие стандарты российской банковской деятельности, предполагающей функционирование только универсальных коммерческих банков.
В России банки, принадлежащие кооперативам, могут быть наделены правом осуществления, как отдельных банковских операций, так и всего комплекса банковских услуг. На наш взгляд, стройная система кредитной кооперации от первичных кооперативов до федеральных объединений необходима для удовлетворения всевозрастающих потребностей малого предпринимательства в регионах в финансовых услугах. На первых этапах функционирования кооперативные банки в регионах могли бы иметь статус небанковских кредитных организаций, но с более широкими полномочиями.
Развитие взаимоотношений банков с МФО предполагает и более сложные схемы взаимодействия. Например, реализацию совместных
14 Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования//Управленческий учет и финансы № 2 2010. - С.54
15 Association Internationale de la Mutualite, statistical information on mutual insurances, http://www.aim-mutual. org/uploads/ fmanager/ about_mutuality/ en_pop_couverte_par_
проектов по продвижению пластиковых карт среди клиентов МФО. С помощью МФО как агента банк может «дотянуться» до тех клиентов и населенных пунктов, где самому ему работать невыгодно. Пока такие проекты остаются пилотными в силу молодости рынка, но по мере его развития интеграция банковского и небанковского микрофинансового сектора будет возрастать. Таким образом, с течением времени можно достичь определенного «равновесия» между банковским и небанковским сектором обслуживания потребностей МФО в регионах.
Список литературы
1. Башкатова. А. Малый бизнес обеспечат микрофинансами //Независимая газета 15.07.2010
2. Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования//Управленческий учет и финансы № 2 2010. -С.54
3. Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг. Меры по развитию микрофинансирования в Российской Федерации.
2008 - 2012 гг. Одобрена решением межрегионального банковского совета при Совете Федерации ФС РФ. 18 ноября 2008 г. // URL: www.rmcenter.ru/files/Concept_2008/pdf.
4. Мамута М. «Российская Бизнес-газета» №719 (35) от 15 сентября
2009 г.
5. Материалы интернет-портала «ОПОРА - кредит», http://www.opom-credit.ru/microfinance/tema/detail.php?ID=17923.
6. Материалы интернет-портала Российского микрофинансового центра, http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=3405.
7. Материалы Информационного портала «Микрофинансирование в России», электронный бюллетень, июль 2010г.: http://www.rusmicrofinance.ru/articles/bulletin/445.php
8. Российская Бизнес-газета №759 (26) от 20 июля 2010 г.: http://www.rg.ru/2010/07/20/makro.htm
9. Тенденции развития российского сектора микрофинансирования 20082009 [http://www.themix.org/sites/default/files/2008-
2009%20Russia%20Microfinance%20Trend%20Report%20-
%20Russian.pdf]
10.Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» М 151-ФЗ от 02.07.2010//СЗ РФ
07.07.2010
11.Федеральный закон от 18.07.2009 N° 190-ФЗ «О кредитной кооперации»//СЗ РФ 20.07.2009, М 29, ст. 3627
12.Association Internationale de la Mutualite, statistical information on mutual insurances, http://www.aim-
mutual. org/uploads/fmanager/about_mutuality/en_pop_couverte_par_
13.http://www.veb.ru/ru/ [Официальный сайт ОАО «Внешэкономбанк»]
14.http://www.vtb24.ru/news/releases/3709/ [Официальный сайт ОАО ВТБ-24]