те реализации проектов с участием корпорации за 2008-2015 гг. составит около 460 млрд рублей.
Одной из общих структурных слабостей сложившейся системы ФЦП является невысокая доля софи-нансирования со стороны бизнеса, которая еще более понизилась в условиях финансового кризиса. Кроме того, софинансирование в рамках ФЦП проведения НИОКР в интересах частного бизнеса забюрократизировано и неудобно для бизнеса. Заказ размещается согласно процедурам, установленным Федеральным законом РФ № 94-ФЗ, а не за счет субсидий, что создает объективные препятствия как в части отбора исполнителя НИОКР (предприятие должно само принимать решение, с кем оно хочет работать), так и в части разграничения прав на объекты интеллектуальной собственности.
Одной из наиболее острых проблем в инновационном процессе является недостаточная конкурентоспособность предприятий на финальных стадиях коммерциализации технологий - стадии проектирования готовых продуктов и разработки их прототипов, инжиниринга [5]. Указанные компетенции в значительной степени утрачены российскими предприятиями. В целях формирования инфраструктуры для поддержки проектной и инжиниринговой деятельности представляется целесообразным выделение средств из федерального бюджета в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 20072012 годы» или Фонда развития технологий для финансирования создания инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна на базе национальных исследовательских университетов и иных ведущих технологических вузов. При оценке ежегодного финансирования деятельности одного центра в размере 70 млн рублей объем финансирования создания 10 центров составит 700 млн рублей в год. Такие центры могли бы реализовывать функции центров коллективного доступа к специализированному оборудованию, по предоставлению услуг технологического консалтинга, инжиниринга и непрерывного образования, обеспечивая реализацию процесса коммерциализации технологий до стадии конечного продукта.
Таким образом, в настоящий момент прилагаются усилия по «горизонтальной» взаимоувязке созданных инструментов и институтов поддержки инновационной деятельности (например, создание «инновационного лифта» для малых инновационных компаний). Поддержка из средств государственного бюджета развития науки и инноваций с разной степенью эффективности осуществляется в рамках следующих направлений: поддержка спроса на инновации; предложения инноваций; инфраструктуры инноваций; развития технологий и наукоемких, высокотехнологичных отраслей и компаний.
Библиографический список
1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) (проект от 11.11.2008 г.) URL: www.tomskforum.ru
2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России. Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. 168 с.
3. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года (разработана в соответствии с поручением Президента РФ от 13.07.2006 г. и поручением Правительства РФ от 28.07.2006 г.). URL: www.mon.gov.ru
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).
5. Мазуренко С.Н. Приоритеты развития научно-технологического комплекса России. URL: www.fasi.ru
6. Национальная инновационная система и государственная
инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. URL: www.mon.gov.ru
7. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 30.12.2009, протокол № 42).
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 12 ноября 2009 г.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2010. 1 декабря. № 5350 (271).
10. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. Вып. 30. М.: ИЭПП, 2009.
11. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике протокол от 15.02.2006 N 1).
УДК 334.732.2
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ
Т.В. Клепикова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Микрофинансирование - это предоставление микрозаймов малодостаточным слоям населения и предпринимателям, не имеющим кредитной истории для развития бизнеса. Микрофинансирование все больше распространяется на российском рынке, становясь частью финансово-кредитной системы страны. Благодаря микрофинанси-
1 Клепикова Татьяна Владимировна, доцент, тренер Российского микрофинансового центра, тел. 89500611337, e-mail: [email protected]
Klepikova Tatyana, Associate Professor, Coach of the Russian Microfinance Center, tel.: 89500611337, e-mail: [email protected]
рованию заемные средства становятся доступны слоям населения, не имеющим возможности воспользоваться традиционными банковскими услугами. Для дальнейшего развития микрофинансирования необходимо разработать программу устойчивого развития микрофинансовой индустрии на основе долгосрочной стратегии. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: микрофинансовые организации (МФО); микрофинансирование; повышение благосостояния малодостаточных слоев населения; микрозаймы; устойчивое развитие микрофинансовой индустрии; региональные программы развития микрофинансирования; защита прав потребителей МФО; финансовая грамотность.
STRATEGIC OBJECTIVES OF MICROFINANCING DEVELOPMENT IN RUSSIA T.V. Klepikova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Microfinancing is the provision of microloans for the population with low incomes and businessmen with no credit history for business development. Microfinancing is gaining ground in the Russian market and becoming a part of the financial and credit system of the country. Owing to microfinancing the loans are becoming available to those layers of population, who are unable to use traditional banking services. It is necessary to develop a program of sustainable development of the microfinance industry on the basis of a long-term strategy for further development of microfinancing. 13 sources.
Key words: micro-finance organizations (MFO); microfinancing; social welfare of population with low incomes; micro-loans; sustainable development of microfinance industry; regional programs for microfinancing development; rights protection of MFO consumers; financial literacy.
Индустрия микрофинансирования начала свое развитие в России с 1994 года [1, с. 43]. В основе микрофинансирования лежит принцип самоокупаемости, а не прибыльности, как в банковской системе. Микрофинансовые организации (МФО) - это негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, предоставляющие займы низкодоходным слоям населения для развития предпринимательской деятельности и потребительских нужд.
Миссия микрофинасовой организации - расширение возможностей повышения благосостояния как субъектов малого бизнеса, так и малодостаточных слоев населения, которые не могут получить денежные средства из традиционных источников финансирования. Таким образом, микрофинасовая индустрия ориентируется как на финансовые, так и на социальные достижения организаций, обусловленные миссией.
В России МФО регистрируются в форме таких некоммерческих организаций, как кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные кооперативы, фонды поддержки предпринимателей. Коммерческие МФО регистрируются в форме хозяйственных обществ или товариществ. Основная деятельность таких организаций заключается в выдаче займов предпринимателям и частным лицам, аккумулировании денежных средств на основе добровольных взносов физических и юридических лиц, доходов от собственной деятельности. С другой стороны, МФО оказывают техническую помощь предпринимателям, увеличивают уровень занятости населения, создавая новые рабочие места.
Опыт некоммерческих микрофинансовых организаций развитых (США, Франция, Польша) и развивающихся (Бангладеш, Индия, Нигерия, Аргентина) стран позволил российским МФО адаптировать международную жизнеспособную методологию по охвату микрофинансовыми программами бедных и бедней-
ших слоев населения. Суть микрофинансовой программы заключается в том, что микрозаймы выдаются без залоговых требований или под минимальный залог предпринимателям или физическим лицам, не имеющим первоначального капитала и/или кредитной истории.
Российские микрофинансовые институты (МФИ) выдавали займы более зажиточным клиентам, при этом недооценивалась потребность малообеспеченных слоев населения в полном спектре финансовых услуг. Это привело к «коммерциализации микрофинансирования». Однако задача микрофинансирования состоит в сохранении баланса между социальными и коммерческими целями, то есть необходимо обслуживать как малодоходных, так и наиболее обеспеченных заемщиков в рамках единых стандартов социальной ответственности, регулируемости, защиты прав потребителей, прозрачности ценообразования и этики работы с проблемной задолженностью. Все должны иметь равный доступ к финансам и равную степень защиты. Эта идея была озвучена в Принципах «Инновационной финансовой доступности» на саммите лидеров стран С20 в Торонто в июне 2010 г. [2].
По данным президента Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаила Мамуты объем выдаваемых МФО займов постоянно растет, на 1 января 2011 г. объем рынка составлял 27 млрд руб. (или около 1 млрд дол.), из которых 54% - займы на развитие бизнеса, 35% - на потребительские нужды [3]. С ростом численности МФО возникла необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности небанковских кредитных организаций. Это объясняется увеличением объема и расширением их деятельности на финансовом рынке. Деятельность МФО осуществляется как дополнение к банковским операциям, что способствует развитию и банков, и небанковских микрофинансовых организаций при кредитовании предпринимателей и населения, имеющего сложности в
доступе к финансовым услугам. Для выполнения поставленных целей устойчивое развитие микрофинансовой индустрии должно осуществляться на основе долгосрочной стратегии.
МФИ совместно с представителями законодательной власти проделали огромную работу по продвижению новых законов, регулирующих деятельность МФО Российской Федерации с учетом современного состояния экономики и международного опыта. Идея микрофинансирования активно поддерживается президентом Дмитрием Медведевым и Правительством РФ. До 2009 г. в России не было единого закона о кредитных кооперативах, что привело к перекосу в развитии данного рынка в виде финансовых пирамид и других финансовых нарушений.
Федеральный закон Российской Федерации № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» [4], вступивший в силу 4 августа 2009 г. (подписан 18 июля 2009 г.), призван отрегулировать работу кредитных кооперативов и направлен на минимизацию рисков пайщиков и прозрачность кредитных кооперативов с финансовой точки зрения. Назначение государственного регулятора и обязательное членство кредитных кооперативов в саморегулируемых структурах позволит предотвратить появление и деятельность недобросовестных участников. В частности, закон создал для членов кооперативов дополнительную «подушку безопасности»: утвердил размер резервного фонда, а также систему компенсации, за которую будут отвечать так называемые саморегулируемые организации (СРО) в случае возникновения трудностей у кооперативов. За основу была взята модель, реализованная в банковской системе. По данным Российского микрофинансового центра (РМЦ), в первой половине 2011 г., «создание СРО позволит резко сократить количество кооперативов, занимающихся несоответствующей деятельностью. Учитывая, что каждая СРО на данный момент объединяет от 80 до 120 кредитных кооперативов, общее количество вошедших в СРО кооперативов около 500» [5].
Другой микрофинансовой структурой стали микрофинансовые организации. Если кредитные кооперативы - это некоммерческие организации, то другие микрофинансовые структуры регистрируются как в форме некоммерческих, так и коммерческих. Финансовой основой МФО являются государственное финансирование и/или инвестиции.
Некоммерческие МФО, которые регистрируются в форме государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства, получают гранты, субсидии от государства. Для них главное - социальная цель, а уже потом бизнес. Эти организации, ориентированные на социальную миссию, ставят своей целью обслуживание социально-незащищенных и/или не имеющих доступа к банковским услугам слоев населения для удовлетворения их потребностей. Такие организации должны сохранять финансовые результаты на достаточном уровне, чтобы осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе в соответствии с миссией организации.
Коммерческие организации - это инвестиционные структуры, работающие на частных деньгах, регистрирующиеся в форме хозяйственных обществ и товариществ [6]. Они ведут на этом рынке предпринимательскую политику: устанавливают достаточно высокие проценты, поскольку им самим надо получать доходность на инвестиции своих акционеров. Они вполне успешно находят свою нишу и своего потребителя, которому важнее доступность, простота получения кредитов, их оформление и постоянство доступа. Коммерческие микрофинансовые институты, ориентированные только на финансовые результаты, должны осознавать, что вследствие последних тенденций в микрофинансировании - быстрый рост, уклон в сторону коммерциализации и достижения высоких результатов, а также жесткая конкуренция, все труднее соответствуют миссии микрофинансировния. В достаточно большом количестве микрофинансовых организаций забыли, для кого (целевые клиенты), для чего (соответствующие финансовые услуги) и для какой цели (улучшение жизни клиентов) эти организации были созданы.
Микрофинансирование все больше распространяется на российском рынке, становясь частью финансово-кредитной системы страны. Благодаря микрофинансированию заемные средства становятся доступны тем, кому трудно получить кредит в банке из-за малых объемов запрашиваемых средств, отсутствия кредитной истории и других причин. 2 июля 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон РФ № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (вступил в силу 04.01.2011 г.) [6]. Этот закон направлен на специальное регулирование МФО, не привлекающих депозиты населения, и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг.
Согласно законодательству РФ основное различие между кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями заключается в том, что их пассивы разные, а активы одинаковые - микрокредиты для заемщиков, то есть кредитные кооперативы основаны на сбережениях пайщиков, микрофинансовые организации - на инвестициях, банковских кредитах, грантах и государственной поддержке. Следует отметить, что займы потребителям микрофинансовых организаций выдаются под больший процент по сравнению с банковским сектором из-за более высокого риска невозврата и меньшего объема заемного портфеля. Кроме того, обслуживание маленьких займов дороже, чем крупных. С другой стороны, если сравнивать деятельность российских и зарубежных МФО, то срок займов у нас составляет 1-2 года, а за рубежом займы выдаются на срок до 4 лет. Европейские МФО получают финансирование в среднем по ставке 710%, российские МФО - по средней ставке 14-15%. Как показывает практика, для достижения уровня самоокупаемости маржа МФО должна быть не ниже 1012%, следовательно, самые высокие проценты по кредитам, выдаваемым потребителям российских МФО, достигают 30% и выше. Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время до 78% займов вы-
дается городскому населению, а цель микрофинансирования состоит в охвате низкодоходного населения сельской местности и малых городов [7].
Построение общедоступной финансовой системы невозможно без создания целенаправленной политики государства по ускоренному развитию микрофинансирования для населения малых городов и сельской местности. Участие государства должно заключаться в эффективном контроле и надзоре за деятельностью МФО и стимулировании их развития. Для достижения поставленных целей в первую очередь необходимо осуществить:
• расширение круга финансовых услуг МФО;
• разработку и внедрение региональных программ развития микрофинансирования;
• повышение прозрачности деятельности институтов микрофинансирования и защиту прав потребителей МФО.
Для обеспечения равного доступа к финансовым услугам потребителей и больших городов, и сельской местности необходимо внедрять инновации в финансовой отрасли. Электронные деньги, платежные агенты, универсальные электронные карты, страхование, лизинг стимулируют доступность и прозрачность финансовых услуг и новых финансовых инструментов. В настоящее время обсуждаются возможности сотрудничества между операторами по переводу денежных средств, платежей кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями. Правительство также готовит пакет нормативно-правовых актов по развитию рынка микрофинансирования и среднесрочную стратегию развития банковского сектора, где вопросам микрофинансирования уделяется особое внимание. Государственной Думой РФ уже принят закон «О национальной платежной системе», регулирующий, в том числе рынок электронных денег и способствующий повышению финансовой доступности и качества услуг, а также решению задач борьбы с бедностью» [8].
Микрофинансовые институты - участники Программы содействия начинающим предпринимателям, реализуемой НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинан-сового рынка) в партнерстве с Рострудом (Федеральная служба по труду и занятости) и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», за период с 1 августа 2010 г. по 1 июля 2011 г. Выделили 2501 млн рублей на развитие малого предпринимательства, в том числе для 6074 начинающих предпринимателей объем финансирования составил 248 млн руб. [9]. Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» за 8 лет работы выдал 1727 займов на сумму 140,700 млн руб. Средний размер займа составил 74500 руб. Благодаря Фонду было создано 1181 рабочее место и сохранено 2788 рабочих мест В 2011 г. для поддержки предпринимателей Фонд получил из федерального бюджета 9 млн руб., а из областного -2,2 млн руб. [10].
Как уже отмечалось, наряду с разработкой программ по развитию микфинансирования на уровне
государственных органов необходимо также обучать потребителей услуг микрокредитных организаций. РМЦ взял на себя инициативу формирования и внедрения общих базовых стандартов, которые позволят судить об эффективности реализации микрофинансовых программ независимо от организационно-правовой формы организации. Такая оценка становится возможной благодаря тому, что помимо отраслевых различий существуют общие финансовые и программные показатели, присутствующие в деятельности всех МФО, и именно они положены в основу российских стандартов микрофинансовой деятельности, разработанных с использованием отечественных и международных ресурсов. Применяя эти стандарты, МФО могут сравнить эффективность собственной деятельности с деятельностью других организаций, понять, что можно изменить в своей работе, чтобы добиться еще более высоких результатов [11].
Другим важным направлением деятельности РМЦ центра является обеспечение защиты прав и интересов конечных потребителей микрофинансовых услуг. Совместно с компанией «Смарт» (The Smart Campaign), объединяющей ведущие МФИ по всему миру, РМЦ идет по пути реализации эффективного механизма защиты прав потребителей, являясь активным участником тренингов. Так, на встрече в Сочи в апреле 2011 г. участники тренинга рассматривали основные принципы и индикаторы оценки защиты прав потребителей, получили инструментарий самооценки и методику внешней оценки МФИ в этой области [12].
Все большее внимание стало уделяться повышению финансовой грамотности населения. Существенно усложнившаяся финансовая система страны, появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Финансовое образование необходимо для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности. С 2006 г. РМЦ при поддержке Фонда Си-тигруп и Фонда Клиффорд Чанс осуществил подготовку 109 тренеров, которые проводят курсы финансового образования в 29 регионах страны. Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области также участвует в проекте по повышению финансовой грамотности. В июне 2010 г. Российским микрофинансовым центром при участии Фонда поддержки малого предпринимательства Иркутской области проведен курс по Программе повышения финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее» в Иркутске. В тренинге приняли участие 9
представителей организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства городов Иркутска, Ангарска, Шелехова, в дальнейшем они будут консультировать и обучать население [13]. Финансовое образование - беспроигрышная инвестиция как для клиентов, так и для микрофинансовых организаций. Обучение навыкам правильного обращения с деньгами, в отношении заработков, затрат, сбережений и кредитования, то есть финансовое образование позволяет малоимущим лучше распоряжаться ресурсами, разобраться в различных вариантах финансовых услуг и повысить свое благосостояние.
Таким образом, микрофинансирование становится составной частью финансово-кредитной системы России. Использование финансовых инноваций и качественное управление сопутствующими рисками позволит обеспечить равный доступ к финансовым услугам тем, кто до сих пор не имел доступа к традиционной банковской системе как в больших городах, так и в сельской местности. В результате развития микрофинансового рынка происходит рост числа предпринимателей, увеличиваются налоговые поступления, а заемщики МФО в дальнейшем становятся полноправ-
ными потребителями банковских услуг. Благодаря успехам, достигнутым программами микрокредитования за последние годы, дефицит предложения финансовых услуг широким слоям населения России постепенно уменьшается. Положительный эффект, который несет микрофинансирование для экономики страны, а также его социальная значимость возможны только при соблюдении высоких мировых стандартов истинного микрофинансирования. Следовательно, для создания в России цивилизованного рынка микрофинансовых услуг необходимо выполнить следующие стратегические задачи:
• совершенствование регулирования микрофинансового рынка с целью дальнейшего повышения доступности финансовых услуг;
• использование финансовых инноваций (электронные деньги, мобильный банкинг) и качественное управление сопутствующими рисками;
• повышение прозрачности деятельности институтов микрофинансирования и защита прав потребителей.
Библиографический список
1. Клепикова Т.В., Клепикова Н.В. Справочник по микрофи-насированию. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. 100 с.
2. http://www.g20.utoronto.ca/2010/to-principles.html
3. http://express-finans.com/mikrofinansirovanie/rynok-mikrofinansirovaniya/
4. О кредитной кооперации: федер. закон от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/07/24/zakon-dok. html
5.http://www.rmcenter.ru/publications/bulletin/detail.php?ID=368 4
6. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: федер. закон РФ от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/07/07/mikrofinans-dok.html
7. http://www.mk.ru/economics/article/2010/04/11/465997-malyiy-biznes-zhdet-mikrozaymov.html
8. О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rmcenter.ru/publications/bulletin/detail.php?ID=3454
9. Российский микрофинансовый центр. Бюллетень, июль 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rmcenter.ru/publications/bulletin/detail.php?ID=3653
10. http://www.admin.irbp.ru/news/28/10/2011/7532/
11. http://conf.rmcenter.ru/2010/report/.
12.http://www.rmcenter.ru/publications/bulletin/detail.php?ID=35 68
13. http://www.fpmp.ru/news/
УДК 330.332
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД КРИЗИСА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Н.С. Кутенкова1
Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами, с которыми столкнулись лизинговые компании, работающие в строительных отраслях, в период кризиса, с классификацией данных проблем, определением причин их возникновения и возможными способами их решения, а также альтернативные способы финансирования лизинговых сделок. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: лизинговые компании; строительная отрасль; финансовый кризис; альтернативные источники финансирования; несовершенство законодательства; секьюритизация.
PROBLEMS OF BUILDING SECTOR LEASING COMPANIES IN CRISIS AND METHODS OF THEIR SOLUTION N.S. Kutenkova
Moscow State Building University,
Кутенкова Наталья Сергеевна, аспирант. Kutenkova Natalya, Postgraduate.