ФИНАНСЫ РЕГИОНА
УДК 336.73
МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Д. А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Б-таП: уауиИп1972@таИ. ги ФГОУ ВПО «Государственный университет - УНПК»,
г. Орел
В статье рассматривается относительно новый институт регионального финансового рынка -микрофинансовые организации (МФО). Раскрываются понятие, функции МФО, история их возникновения, динамика развития. Характеризуются роль МФО в экономике страны, проблемы функционирования и пути их решения. Большое внимание уделено географии распространения микрофинансовых организаций по регионам России.
Ключевые слова: инфраструктура, финансовый рынок, микрокредитование, микрофинансовые организации, регион, микро- и малый бизнес, население.
В условиях, когда благодаря действию центростремительных сил финансовый рынок России сконцентрирован в г. Москве, а банки (в том числе и государственные), ссылаясь на недостаток ликвидности, поднимают процентные ставки по кредитам, все более реальной альтернативой банковскому кредиту для предпринимателей, микро- и малого бизнеса, а также населения становится микрофинансирование, осуществляемое различного рода некредитными финансовыми институтами [1, 2, 5]. Особенно важен этот сегмент финансового рынка России на региональном уровне, и прежде всего в малых и средних
городах, а также удаленных населенных пунктах страны, где финансовый рынок и его инфраструктура традиционно не так хорошо развиты.
Существуют несколько подходов к определению понятия «микрофинансирование». Изначально под микрофинансированием понимались услуги по выдаче небольших по объемам займов (микрозаймов) лицам, которым по тем или иным причинам ограничен доступ к традиционному банковскому кредиту (в силу удаленности населенного пункта, малых объемов запрашиваемого кредита, отсутствия кредитной истории, небольшого размера предприятия и т. п.). Теперь под микрофинансированием понимается не только собственно выдача микрозаймов, но и программы сбережения денег, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи и др. (по классификации ООН - до 300 % от показателя ВВП/на душу населения) [4]. Институты финансового рынка, осуществляющие микрофинансирование, принято называть микрофинансовыми организациями (МФО) [8].
микрофинансирование выполняет несколько важных социально-экономических функций. Во-первых, оно предоставляет возможность широким слоям населения реализовать предпринимательскую инициативу, помогая гражданам сначала открыть
собственное дело, став предпринимателями, а затем развить его в микро- и малый бизнес.
Во-вторых, за счет предоставления потребительских займов микрофинансирование повышает покупательную способность и уровень жизни населения, причем наиболее социально незащищенной ее части (пенсионеры, студенты, курсанты и др.). В отличие от микрокредитования традиционные технологии банковского кредитования, как правило, не позволяют масштабно работать с данными категориями клиентов.
В-третьих, распространение микрофинансирования позволяет также снизить теневую составляющую в экономике. Это связано с тем, что все институты, работающие в этой нише, ведут достаточно прозрачную деятельность сами и требуют того же от своих клиентов. Также с развитием микрофинансирования постепенно сужается база для «теневого ростовщичества». Предпринимателям выгоднее обращаться в МФО, где плата за пользование денежными средствами ниже, оформление займов происходит оперативно и, что самое главное, сделка совершается законно. И, наконец, мФо, стимулируя через выдачу микрозаймов развитие микро- и малого предпринимательства, растят будущую банковскую клиентуру [3].
В мировой практике микрофинансирование существует и развивается уже более 30 лет, постепенно становится все более и более серьезным фактором в экономике и общественной жизни как развивающихся, так и развитых стран. Первым проектом в сфере микрофинансирования принято считать проект по финансированию малообеспеченных слоев населения, разработанный в 1970-х гг. профессором Мухаммедом Юнусом из Бангладеш. он выдавал жителям этой страны в качестве займов небольшие суммы собственных денег при условии, что они будут потрачены не на потребительские нужды, а вложены в небольшое собственное дело. Со временем эта инициатива переросла в создание общественной организации - «Грамин Банка» (Grameen Bank of Bangladesh) - первого микрофинансового банка в мире, который и по сей день остается эталоном «классического» эффективного микрофинансирования (сегодня его клиентами являются миллионы людей). В это же время аналогичные проекты были реализованы в Латинской Америке и Африке. Широкую известность за пределами своих стран получили многие национальные лидеры в области микрофинансирования, включая
Banco Solidario (Боливия), Compartamos (Мексика), Enterprise Development Group (США) [4].
В последние годы многие страны благодаря развитию микрофинансирования добились значительных успехов в обеспечении широких слоев населения финансовыми услугами, в связи с чем дефицит последних во всемирном масштабе постепенно уменьшается. Только за 2004-2006 гг. объем активов общемирового сектора микрофинансирования удвоился, превысив 100 млрд долл., а число обслуживаемых клиентов выросло на 50 %, превысив 80 млн чел. более чем в 100 странах. Если на 1 января 2004 г. 135 ведущих МФО имели совокупный портфель займов около 3 млрд долл. и обслуживали более 9,5 млн клиентов, то на 1 января 2006 г. 150 ведущих МФО имели совокупный портфель займов уже около 5 млрд долл. и обслуживали более 20 млн клиентов.
В бедных странах (таких как Бангладеш) МФО играют очень важную роль, выдавая сотни тысяч кредитов (иногда размером всего в несколько долларов) и создавая для их получателей возможность в буквальном смысле заработать себе на жизнь. В более развитых странах микрофинансовая деятельность устроена несколько иначе, речь идет о более крупных кредитах, предоставляемых с целью поддержки тех или иных уязвимых социальных групп или определенных видов деятельности. Поэтому не случайно, что ООН объявила 2005 г. годом микрофинансирования, а в 2007 г. Нобелевская премия мира была присуждена основоположнику микрофинансового движения Мухаммеду Юнусу [4].
В России микрофинансирование начало активно развиваться значительно позже, чем в других странах, примерно с середины 1990-х гг. При этом бум развития МФО, в той или иной форме осуществляющих микрофинансирование, пришелся уже на первое десятилетие XXI в. Так, если в 2003 г. МФО насчитывалось всего 150, то на начало 2009 г. их было уже 2 750, а на начало 2012 г. - около 9 000. К этому времени их кредитный портфель вырос более чем в 18 раз, составив около 39-41 млрд руб. (на 1 января 2010 г. - 22,7 млрд руб.), а средний размер кредита составил уже 4,5 тыс. долл. [15].
География распространения микрофинансового сектора по территории России в свое время характеризовалась неравномерностью. Регионами-лидерами выступали Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, а аутсайдером - Уральский федеральный округ. Такой характер территориального распределения институтов микрофинансирования по
стране был обусловлен несколькими факторами. Во-первых., географией реализации первых пилотных российских и международных программ микрофинансирования на территории России, давших старт развитию этого механизма финансовой поддержки бизнеса. Основными регионами развертывания микрофинансовых программ, финансируемых международными донорами, стали Центральная Россия, Поволжье и Дальний Восток.
Во-вторых, территориальное распределение микрофинансирования обусловлено уровнем развития регионального законодательства. Например, в Волгоградской области была создана законодательная база, устанавливающая и регулирующая границы деятельности потребительской кооперации.
В-третьих, позицией региональных и местных властей. Там, где руководство региона стремилось развивать малое предпринимательство, рынок микрофинансирования был более развит. Кроме того, из-за несовершенства, нечеткости законодательного поля, регулирующего деятельность институтов микрофинансирования на федеральном уровне, позиция региональной и местной власти по отношению к таким организациям имела особое значение. Безусловно, распространение микрофинансирования по территории страны связано также и с общим уровнем экономического развития региона, а также финансового рынка на его территории, и с наличием клиентской базы [3].
Изначально в России осуществлять микрофинансирование могли юридические лица в различных организационно-правовых формах. Это кредитные организации (банковские и небанковские), реализующие микрофинансовые программы, и кредитные кооперативы: кредитные потребительские кооперативы граждан (КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), а также жилищные накопительные кооперативы (ЖНК), некоммерческие организации в виде фондов и ассоциаций, ломбарды. Такое разнообразие обеспечивало эффективность развития микрофинансовых услуг в России.
Наиболее быстрорастущей и многочисленной группой организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги и активно развивающих программы кредитования предпринимателей, выступали кредитные кооперативы всех типов. На середину 2005 г. в России их насчитывалось около 1 500. При этом как направление кредитной кооперации достаточно динамично развивалась система сельскохозяйственной
и потребительской кооперации граждан. Например, в период с 1998 по 2005 г. численность кредитных кооперативов увеличилась более чем в 25 раз. К началу 2005 г. в России функционировало 500 СКПК, действовавших в 55 регионах страны и объединявших около 32 тыс. членов, а также около 600 КПК. Особенно интенсивно кредитная кооперация развивалась в южных регионах страны. Так, на долю Южного федерального округа в то время приходилось 35,4 % общего числа СКПК России, Приволжского ФО - 15,5 %, Сибирского ФО - 20,2, Центрального ФО - 6,3, Северо-Западного ФО - 5,4, Уральского ФО - 7,4, Дальневосточного ФО - 9,8 %. Затем произошло постепенное выравнивание уровней развития кредитной кооперации по регионам страны.
Кроме того, в России достаточно динамично развивались микрофинансовые программы, реализуемые региональными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства. Наиболее активно такие МФО работали в Свердловской, Воронежской, Белгородской, Иркутской, Новгородской, Ивановской, Мурманской областях, а также в ряде некоторых других регионов страны. Всего было зарегистрировано более 25 региональных фондов поддержки малого предпринимательства, каждый из которых обладал портфелем микрозаймов в сумме от 7 до 20 млн руб. и выдавал от 100 до 300 микрозаймов ежемесячно. Также было зарегистрировано 100 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Интерес к микрофинансированию проявляли и банки. Так, рядом банков с российским капиталом успешно реализованы программы микрокредитования. По результатам экспертных оценок участников банковского рынка, совокупный размер портфеля банков, выданный в микрокредиты в сумме до 10 тыс. долл., составлял 0,7-1 млрд долл. Микрокредитование осуществляли и неправительственные МФО, созданные в рамках международных проектов. Эту группу составляли крупные, с четко выраженной микрофинансовой специализацией институты, созданные с участием международных организаций, а также их представительства и филиалы, работающие на территории России. На долю таких МФО приходилось около 3 % от общего объема предоставляемых микрофинансовых услуг. Тем не менее они формировали существенную долю предложения на микрофинансовом рынке [3].
Вместе с тем развитие микрофинансирования в России начиналось в условиях сложной правовой среды, характеризующейся отсутствием базового
федерального законодательства, регулирующего деятельность МФО. В этот период микрофинансовая деятельность осуществлялась на основе норм, установленных в Гражданском кодексе РФ. Такая ситуация сдерживала развитие рынка микрофинансирования, а в ряде случаев ставила и под сомнение легитимность деятельности ряда его институтов, прежде всего организаций, не являющихся кредитными. Нередко такие организации и их руководители обвинялись в ведении незаконной банковской деятельности, поскольку они осуществляли кредитование, являющееся одним из направлений деятельности кредитных организаций (банковских и небанковских).
Формирование правового поля деятельности микрофинансовых институтов, не являющихся кредитными организациями, на федеральном уровне началось только с середины 1990-х гг., когда в 1995 г. был принят Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации», регулирующий деятельность СКПК. Затем уже в 2000-х гг. были приняты и вступили в силу другие законы, регулирующие сферу микрофинансирования, в том числе: в 2004 г. - Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (ЖНК); в 2007 г. - Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»; в 2009 г. - Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (КПК). И, наконец, в начале 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о мФО).
Закон о мФО вывел микрофинансирование на качественно новый уровень, превратив мФО в цивилизованных участников финансового рынка. Он четко определил такие понятия, как «микрофинансовая организация», «микрофинансовая деятельность», «мик-розайм» и др., а также установил правовые основы и порядок государственного регулирования деятельности МФО, привнес прозрачность и упорядоченность в этот сегмент финансового рынка страны.
Теперь в России микрофинансовой деятельностью (микрофинансированием) признается деятельность по выдаче микрозаймов. Основной характеристикой этого финансового инструмента является сумма, которая может быть выдана одному заемщику. Она не может превышать 1 млн руб. Осуществлять микрофинансовую деятельность на легитимной основе вправе кредитные организации (банковские и небанковские), СКПК, КПК, ЖнК,
ломбарды и другие юридические лица. Однако в качестве МФО осуществлять ее вправе только юридические лица, которые приобрели такой статус в порядке, установленном Законом о МФО. Юридические лица, не имеющие статуса МФО, осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, например кредитные организации - на основе Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», КПК - на основе Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ЖнК - на основе Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» [7].
Юридическое лицо приобретает статус МФО после внесения записи о нем в государственный реестр МФО. Его ведение первоначально осуществлял Минфин России, а теперь ФСФР России. Одним из обязательных условий для получения юридическим лицом статуса МФО является его организационно-правовая форма. Претендент должен быть зарегистрирован в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО подается в ФСФР России, которая рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов вносит запись о юридическом лице в реестр МФО. Только после этого юридическое лицо приобретает статус МФО, и соответственно, права и обязанности, предусмотренные Законом о МФО. Следует отметить, что ФСФР России не только ведет реестр МФО, но и осуществляет в дальнейшем контроль и надзор за их деятельностью [7].
В ноябре 2010 г., когда Закон о МФО еще не вступил в силу, некоторые эксперты, оценивая перспективы развития МФО, пришли к выводу, что в течение 2-3 лет их может появиться всего лишь несколько сотен [6]. Однако, как показало время, такая оценка оказалась сильно заниженной. Динамика изменения количества МФО и кредитных организаций (КО) за период с июля 2011 г. по апрель 2012 г. представлена в табл. 1.
Как видно, за девять месяцев количество МФО возросло более чем в 4,6 раза: по состоянию на 30 марта 2012 г. в России зарегистрировано 1 268
Таблица 1
Динамика изменения количества микрофинансовых и кредитных организаций за период с июля 2011 г. по апрель 2012 г.
Вид финансового института Период времени
Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 г Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012
Микрофинансовые организации 271 464 464 670 809 1 001 1 083 1 189 1 268
Кредитные организации 1 000 994 993 991 988 982 978 976 977
Источник: составлено автором по данным ФСФР России и Б,
таких организаций. Темп прироста числа МФО в среднем составил 20,5 % в месяц. В результате бурного роста по состоянию на конец марта 2012 г. количество МФО почти в 1,3 раза превзошло число действующих КО, при том, что последнее время прослеживается устойчивая тенденция к сокращению количества последних. За указанный выше период число КО уменьшилось почти на 3 %. Распределение МФО и КО по регионам России по состоянию на 30 марта 2012 г. представлена в табл. 2.
Таблица 2
Распределение микрофинансовых и кредитных организаций по регионам России по состоянию на 30 марта 2012 г.
Регион РФ Количество Количество
МФО КО
Центральный федеральный 292 571
округ, всего
В том числе:
Белгородская область 8 5
Брянская область 9 1
Владимирская область 9 3
Воронежская область 25 4
Ивановская область 5 6
Калужская область 2 4
Костромская область 4 5
Курская область 3 2
Липецкая область 7 2
Москва 144 500
Московская область 28 10
Орловская область 5 2
Рязанская область 4 4
Смоленская область 5 4
Тамбовская область 7 1
Тверская область 5 6
Тульская область 12 5
Ярославская область 10 7
Северо-Западный 119 69
федеральный округ, всего
В том числе:
Архангельская область 22 2
Вологодская область 18 9
Калининградская область 10 3
России.
Продолжение табл. 2
Регион РФ Количество Количество
МФО КО
Республика Карелия 3 1
Республика Коми 2 2
Ленинградская область 7 4
Мурманская область 4 4
Ненецкий автономный округ 2 0
Новгородская область 2 2
Псковская область 2 3
Санкт-Петербург 47 39
Приволжский федеральный 356 110
округ, всего
В том числе:
Республика Башкортостан 20 11
Кировская область 14 3
Республика Марий Эл 11 1
Республика Мордовия 12 4
Нижегородская область 35 11
Оренбургская область 14 8
Пензенская область 18 1
Пермский край 55 5
Самарская область 23 20
Саратовская область 14 9
Республика Татарстан 66 25
Удмуртская Республика 43 4
Ульяновская область 12 4
Чувашская Республика 19 4
Южный федеральный округ, 144 46
всего
В том числе:
Республика Адыгея 5 4
Астраханская область 13 5
Волгоградская область 24 4
Республика Калмыкия 4 2
Краснодарский край 43 15
Ростовская область 55 16
Северо-Кавказский 54 54
федеральный округ, всего
В том числе:
Республика Дагестан 7 30
Карачаево-Черкесская Республика 4 5
Республика Северная Осетия - Алания 8 5
Окончание табл. 2
Регион РФ Количество Количество
МФО КО
Ставропольский край 22 7
Чеченская Республика 0 0
Кабардино-Балкарская Республика 13 5
Республика Ингушетия 0 2
Сибирский федеральный 153 56
округ, всего
В том числе:
Республика Алтай 5 3
Алтайский край 8 7
Республика Бурятия 6 1
Забайкальский край 10 0
Иркутская область 21 8
Кемеровская область 18 9
Красноярский край 25 5
Новосибирская область 31 9
Омская область 16 9
Томская область 6 2
Республика Тыва 4 1
Республика Хакасия 3 2
Уральский федеральный 83 45
округ, всего
В том числе:
Курганская область 6 4
Свердловская область 20 16
Тюменская область 12 7
Ханты-Мансийский автоном- 8 9
ный округ - Югра
Челябинская область 36 9
Ямало-Ненецкий автономный 1 0
округ
Дальневосточный 67 26
федеральный округ, всего
В том числе:
Амурская область 6 2
Еврейская автономная область 1 0
Камчатский край 7 4
Магаданская область 3 0
Приморский край 21 7
Республика Саха (Якутия) 8 4
Сахалинская область 9 5
Хабаровский край 12 4
Чукотский автономный округ 0 0
Итого по России... 1 268 977
Источник: составлено автором по данным ФСФР России и Банка России.
Из табл. 2 следует, что МФО распределены по территории России более равномерно, чем КО (почти 60 % которых сосредоточено в ЦФО, а более 51 % из них - в Москве). При этом наибольшее их число сосредоточено в Приволжском федеральном округе -
356, или 28,3 %. Далее по мере уменьшения числа МФО следуют Центральный федеральный округ -292, или 22,8 %, Сибирский федеральный округ - 153, или 12,2 %, Южный федеральный округ - 144, или 11,3 %, Северо-Западный федеральный округ - 119, или 9,5 %, Уральский федеральный округ - 83, или 6,4 %, Дальневосточный федеральный округ - 67, или 5,3 %, Северо-Кавказский федеральный округ -
54, или 4,2 %.
Если же рассматривать распространение МФО по территории России в разрезе субъектов РФ, то здесь бесспорным лидером, как, впрочем, и в других сегментах финансового рынка (кредитные и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг и др.), является г. Москва, где находится 144 МФО, или 11,4 %. Среди других регионов выделяются, в частности: Республика Татарстан - 66, или 5,2 %; Ростовская область - 55, или 4,3 %; Пермский край -
55, или 4,3 %; г. Санкт-Петербург - 47, или 3,7 %; Удмуртская Республика - 43, или 3,3 %; Краснодарский край - 43, или 3,3 %. Вместе с тем есть ряд регионов, где зарегистрировано не более 1-2 МФО (Ямало-Ненецкий автономный округ, Псковская область, Новгородская область), а в ряде субъектов РФ их вообще нет (Чеченская Республика, Республика Ингушетия). Тем не менее регионов, где отсутствуют МФО, меньше, чем регионов, где нет КО (три против семи). Важной тенденцией развития рынка МФО в регионах России в 2011 г. стало развитие и расширение сети региональных филиалов и представительств МФО - лидеров среди российских МФО. Отдельные МФО увеличили свое присутствие в регионах более чем в два раза. И это неудивительно, ведь, как было отмечено выше, развитие системы МФО особенно актуально в небольших городах и сельской местности, где банковская инфраструктура представлена слабо или вообще отсутствует.
Сектор МФО развивается не только количественно, но и качественно. Так, помимо увеличения числа МФО, возрастают и темпы прироста их кредитного портфеля. Если в 2010 г. они составляли 15,3 %, то в 2011 г. годовой прирост составил 34,1 %. И, несмотря на относительную ресурсную слабость МФО по сравнению с КО, по темпам роста кредитования физических лиц МФО в 2011 г. опередили КО (32,2 против 30,6 %). Причем расширение рынка микрокредитования идет в основном за счет привлечения новых клиентов, а не «перетягивания» их у банков. В целом же на начало 2012 г. общий объем
кредитования в сегменте микрофинансовых институтов, включая кредитные кооперативы, составил 35-37 млрд руб., из которых на МФО приходится 20 млрд руб. По некоторым оценкам, средневзвешенная годовая ставка по выданным займам снизилась с 31,4 до 27 % (без учета ставок по займам «до зарплаты» - Pay Day Loans) [6]. Весьма показательно, что в 2011 г. МФО - лидеры российского рынка микрокредитования добровольно получили независимые рейтинговые оценки. Так, агентство «Эксперт РА» присвоило высокие рейтинги надежности четырем МФО. Основное влияние на получение высоких рейтингов оказали широкая география деятельности, хорошие показатели рентабельности и ликвидности, высокое качество менеджмента и регламентации бизнес-процессов, а также низкий уровень концентрации кредитного риска [11].
Взрывной рост сектора МФО, наблюдаемый в последнее время, обусловлен рядом факторов. Одним из них, как это ни покажется странным, является мировой финансовый кризис, который осенью 2008 г. естественным образом затронул и Россию. За два посткризисных года, пока банки отходили от пережитых потрясений, освободившуюся нишу на финансовом рынке заняли МФО, лидеры которых ускоренными темпами нарастили свои кредитные портфели. Также положительную динамику развитию МФО придал вступивший в силу с января 2011 г. Закон о МФО. И, наконец, еще одним немаловажным фактором является возрастающий год от года спрос на услуги МФО. Среди факторов, определяющих распределение МФО по территории России, можно выделить общий уровень развития региона в целом и его финансового рынка в частности. Также более активно МФО развиваются в тех регионах, где сектор микрофинансирования и ранее динамично развивался, а его формирование в целях поддержки малого бизнеса активно поддерживалось органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в том числе посредством принятия законодательных актов на региональном уровне.
Вообще идея институализации МФО в качестве полноправного участника российского финансового рынка была направлена прежде всего на создание больших возможностей для развития финансовой инфраструктуры в малых городах и населенных пунктах страны, что в конечном итоге должно было повысить качество предпринимательской среды и уровень жизни населения. Что касается повышения
качества предпринимательской среды, то в определенной степени эта цель достигнута уже сейчас, однако в сфере повышения уровня жизни населения ситуация не так однозначна.
Во многих регионах страны действуют МФО, которые в партнерстве с государством и уполномоченными финансовыми институтами развития (банки с государственным участием) реально ориентированы на поддержку стартующих и действующих предпринимателей, а также кредитование микро- и малого бизнеса. Как правило, займы предоставляются на цели, соответствующие по содержанию следующим основным направлениям: приобретение, ремонт, модернизация основных средств, внедрение новых технологий, развитие научно-технической и инновационной деятельности, приобретение товарно-материальных ценностей, расширение деятельности или развитие существующего бизнеса. Займы выдаются на сроки от 3 месяцев до 1-3 лет. Размер процентной ставки по займам устанавливается в зависимости от целевого использования заемных средств и сфер деятельности: на капиталовложения и приобретение основных средств (вне зависимости от сфер бизнеса) - 12 %; на пополнение оборотных средств - из расчета 13-16 % годовых (производство, в том числе сельское хозяйство - 13 %; услуги производственного характера - 14; строительство -15; торговля и услуги - 16 %). Обеспечением по таким займам обычно выступают залог имущества и поручительства, что и позволяет держать процентные ставки на приемлемом уровне. В целом же, как было отмечено выше, на начало 2012 г. средняя ставка по займам в российских МФО составила 27 % (без учета займов «до зарплаты»). Однако следует отметить, что это все-таки нижний предел. В большинстве же МФО эффективная процентная ставка колеблется от 30 до 70 %. И это займы для наиболее выгодной категории заемщиков - представителей малого бизнеса, численность которых составляет 60 % всего рынка микрофинансирования.
Вместе с тем наряду с МФО, речь о которых шла выше, в сегменте рынка микрокредитования достаточно широко представлены МФО, целевой группой которых является исключительно население, прежде всего его малообеспеченные слои. Такие МФО оперативно выдают небольшие займы в размере от 1 тыс. руб. до 40 тыс. руб., на срок от нескольких дней до 1 года или более, без залога, без поручителей, по предъявлению документа, удостоверяющего личность (паспорт и др.), предлагая
при этом различные альтернативы возврата средств. Это, бесспорно, удобно для заемщиков, особенно для тех, которые не могут получить кредита в банке в связи с негативной кредитной историей и недостаточным доходом (по некоторым оценкам, доступа к банковскому кредиту нет у 80 % российских граждан). К тому же некоторые МФО доставляют деньги клиенту на дом, таким же способом происходит погашение займа. Одной из отличительных особенностей деятельности таких МФО является достаточно агрессивная и завуалированная реклама своих услуг, где они обычно указывают свой интернет-сайт и телефон, но не сообщают самого главного - эффективной процентной ставки по займу. Вместо этого в рекламе может быть указан график погашения займа, а на сайтах МФО может быть размещен калькулятор, с помощью которого клиенту самому предлагают рассчитать, сколько он будет платить за пользование деньгами. И лишь в некоторых случаях в рекламе можно встретить указание на дневную процентную ставку, а еще реже на процентную ставку в годовом исчислении, причем обычно такие данные напечатаны мелким шрифтом. Не лучше обстоит ситуация и с договорами микрозайма. Информация о полной стоимости займа зачастую представляется в нем мелким шрифтом, в середине договора и, как правило, может быть незаметна для потребителя без детального изучения документа.
Вместе с тем реальная стоимость займов, предназначенных для населения, поражает воображение. Например, при займе в 20 тыс. руб. на 26 недель (полгода) еженедельный платеж составит 1 189 руб. Получается, что ставка за полгода - 54 %, или 108 % годовых. Однако и это не предел. Стоимость займов для физических лиц во многих МФО составляет от 0,5 % в день (180 % годовых) до 7,4 % в день (2 700 % годовых). Столь высокие ставки по займам для населения МФО объясняют тем, что это своего рода плата за риск - один добросовестный заемщик платит за десяток недобросовестных. эксперты добавляют к этому еще и отсутствие доступа МФО к дешевым источникам фондирования, таким как межбанковские кредиты, ресурсы Банка России и Минфина России, к облигационным займам (бумаги таких организаций неинтересны инвесторам), а также невозможность реализации программы сбережений на адекватных условиях, как это делают банки.
В условиях, когда многие россияне действительно остро нуждаются в деньгах, но при этом
достаточно слабо разбираются в нюансах функционирования финансового рынка и специфике его инструментов, а, по сути, просто безграмотны в финансовом плане, такая ситуация, по мнению автора, представляет собой достаточно серьезную опасность. Причем это утверждение одинаково справедливо как по отношению к заемщикам, так и по отношению к самим МФО, занимающимся такого рода кредитованием.
Заемщики, не рассчитав правильно долговую нагрузку, вполне могут оказаться в кредитной кабале со всеми вытекающими из этого последствиями: неустойка при просрочке погашения (2 % от суммы задолженности за каждый день просрочки), штраф за просрочку более 7 дней (500 руб.) и др. Затем могут возникнуть проблемы с коллекторскими агентствами и правоохранительными органами. В целом объем просроченной задолженности по рынку микрофинансирования оценивается в 1,8-2 млрд руб., из которых на аутсорсинг передано 1 млрд руб. В 2011 г. объем переданных коллекторам долгов МФО по сравнению с 2010 г. вырос в 7,8 раз. Если же сравнивать первое и второе полугодия 2011 г., то рост во второй половине 2011 г. составил 170 %. Средняя сумма задолженности в сегменте МФО в первом полугодии 2011 г. составила 15 094 руб., во втором полугодии 2011 г. она возросла в 1,5 раза и достигла 23 613 руб. При этом в структуре задолженности преобладают проценты, пени и штрафы. В ряде регионов страны уже имеются десятки случаев возбуждения органами внутренних дел уголовных дел по статье «Мошенничество» в отношении граждан, которые годами не выплачивают микрозаймов. Для МФО невозвраты микрозаймов большим числом заемщиков чреваты подрывом основ финансовой устойчивости (вплоть до полного банкротства)[13].
Тем не менее на сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что МФО уже стали важным финансовым институтом, способствующим развитию предпринимательства, малого и микробизнеса в регионах страны. При этом рынок МФО представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов финансового рынка России, в том числе и на региональном уровне, где действуют как местные МФО, так и филиалы и представительства лидеров сектора микрофинансированиия, зарегистрированных в Москве. По некоторым оценкам, в ближайшие несколько лет количество МФО может увеличиться до 4-5 тыс., что приведет к увеличению
числа МФО в мире как минимум на 30-40 %. Также прогнозируется, что к 2016 г. микрофинансовый рынок вырастет в 4-5 раз, до 110-130 млрд руб., в том числе в 2012 г. не менее чем на 50-90 %. И это не предел, ведь в целом объем рынка микрофинансирования сегодня оценивается в 300 млрд руб., в то время как имеющееся предложение от МФО удовлетворяет всего около 10 % спроса. Такой быстрый рост может быть обеспечен, прежде всего, за счет «низкой базы»: рынок МФО молодой и у него есть большой потенциал развития. При этом ожидается, что портфель займов будет прирастать по всем трем основным категориями - микрозаймы для бизнеса, потребительские займы и «займы до зарплаты» (вес последних в общем объеме не превысит 10 %). Перспективы развития МФО также определяются потенциалом роста доли малого бизнеса и ВВП России, что составляет на сегодня всего около 10 % по сравнению с 50 % в странах Западной Европы и около 60-70 % в США [5].
Нынешнее положение дел в секторе МФО, а также прогнозы на будущее развитие сектора вызывают необходимость согласования интересов всех заинтересованных сторон, связанных с микрофинансированием. Требуется совместная выработка позиций по ключевым аспектам рынка, таким как вопросы совершенствования законодательства и разработки целевых программ, развитие взаимодействия между разными типами МФО, защита интересов клиентов, сохранение социальной компоненты микрофинансирования и повышения уровня жизни российских граждан.
Для того чтобы МФО действительно стали полноценным участником финансового рынка страны, в том числе на региональном уровне, работающим не только в собственных интересах, но и в интересах социально-экономического развития всей страны, необходимо уже в ближайшее время принять ряд соответствующих мер, в том числе:
1) повысить прозрачность деятельности МФО. Это будет способствовать росту их привлекательности для инвесторов, а в конечном итоге создаст предпосылки для решения важной задачи по обеспечению доступа МФО к более дешевому фондированию, в том числе на рынках капитала через выпуск инструментов рынка ценных бумаг (облигации и др.);
2) обязать МФО раскрывать полную информацию о выдаваемых кредитах и займах, прежде всего об эффективной процентной ставке, при-
чем до заключения договора о микрозайме, а не ограничиваться только предоставлением графика платежей. Это, с одной стороны, необходимо для того, чтобы будущему заемщику было предельно ясно, какова реальная стоимость получаемых им денег в расчете на год, а с другой, - снизит риски МФО, связанные с невозвратом необдуманно взятых взаймы денег. В целом же раскрытие и доведение до сведения клиента полной информации о стоимости займа создаст необходимые условия для добросовестной конкуренции МФО и повышения прозрачности в отношениях между указанными организациями и населением, снижая риски заемщиков и кредиторов;
3) ввести практику расчета средних ставок по каждому виду потребительских кредитов и займов (начиная от ипотеки и заканчивая займами «до зарплаты»), сделав эту информацию публичной. Это необходимо для того, чтобы уменьшить риски кредитования под повышенный процент. После расчета средней ставки у заемщика появится возможность отслеживать отклонение от нее. Отклонение от среднего значения более чем на 20-30 % станет поводом для заемщика задуматься о целесообразности сотрудничества с такой МФО. Данное правило будет способствовать уменьшению нерыночных предложений намного эффективнее любых административных мер воздействия на МФО;
4) ввести правило, по которому МФО будут обязаны проверять кредитоспособность клиента и ограничить размер кредита в зависимости от годового дохода заемщика. Это защитит самого клиента от чрезмерной закредитованности, а организацию обезопасит от невозвратов выданных ссуд. Такие правила действуют в некоторых европейских странах. Например, в Польше размер кредита не должен превышать 65 % годового дохода для состоятельных граждан и 50 % - для граждан с доходами ниже среднего. Учитывая российские реалии для малообеспеченных слоев населения, такое соотношение могло бы находиться в районе 30 % [14];
5) обязать МФО участвовать в системе бюро кредитных историй - передавать информацию о своих заемщиках хотя бы в одно из бюро кредитных историй;
6) ужесточить наказание в отношении тех юридических лиц, которые фактически занимаются микрофинансовой деятельностью без получения статуса МФО, а также не являющихся КПК,
ЖНК и др. Такой запрет должен быть установлен и в отношении физических лиц. А в законодательстве Российской Федерации об административной и уголовной ответственности необходимо предусмотреть жесткие санкции для лиц, осуществляющих микрофинансирование вне правового поля;
7) совершенствовать регулирование и надзор в сфере микрофинансововой деятельности. В этой части, прежде всего, необходимо пресекать любые попытки обойти нормы, запрещающие МФО привлекать средства физических лиц в сумме до 1,5 млн руб. эта мера направлена на предотвращение попыток привлечения МФО во вклады средств малообеспеченных слоев населения, служит защите интересов граждан, а также пресечению строительства финансовых пирамид. Также целесообразно наряду с развитием государственного регулирования и надзора на рынке микрофинансирования развивать саморегулирование этого сегмента финансового рынка, обязав МФО вступить в одну из саморегулируемых организаций.
Некоторые из перечисленных мер уже нашли отражение в законодательной инициативе Минфина России, одобренной Минэкономразвития России. В частности, планируется обязать МФО размещать информацию о размере полной стоимости микрозайма в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора микрозайма. Также оговорено, что площадь, ограниченная рамкой, должна занимать не менее 5 % площади первой страницы договора микрозайма, а информация о размере полной стоимости микрозайма наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом крупного размера. При этом установлено, что междустрочный интервал не должен превышать высоты шрифта, а информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.
Очевидно, что реализация этой и других мер в сфере усиления контроля и надзора за деятельностью МФО, скорее всего, приведет к сокращению их числа. это произойдет за счет перехода некоторой части МФО в «серую» зону или их полного ухода с рынка из-за появления дополнительных расходов на предоставление информации по клиентам в бюро кредитных историй и на членство в саморегулируемых организациях. Однако этот в некоторой степени негативный для рынка микрофинансирования момент будет компенсирован повышением эффективности защиты прав потребителей финан-
совых услуг, предоставляемых МФО, что является, бесспорно, более важным, учитывая их клиентскую аудиторию.
И, наконец, нельзя оставить без внимания тот факт, что развитие кредитования в России в целом, а особенно бурное развитие микрокредитования мФо, которое мы наблюдаем в последнее время, в очередной раз высветило старую как мир проблему ростовщического процента. Это понятие произошло от латинского слова «usura», что означает процент за использование - деньги, выплаченные за использование денег. Хотя первоначально этот термин означал «процент», в современной трактовке его значение трансформировалось в «чрезмерный процент» (процент, превышающий максимальную ставку, установленную законом). Во многих странах мира во все времена, в том числе и в дореволюционной России, взимание денег (процента) за использование денег признавалось ростовщической деятельностью или ростовщичеством (ранний русский термин - «лихоимство»). В современном понимании это означает выдачу ссуд под чрезвычайно высокий процент - процент, существенно отличающийся от среднерыночного уровня процентной ставки (ростовщический процент). Соответственно лиц, осуществляющих эту деятельность, всегда именовали ростовщиками [16].
В ряде развитых стран мира действуют меры, направленные на ограничение ростовщической деятельности и ростовщического процента. Так, в Германии запрещено кредитовать население по ставкам выше определенного значения. В Италии ограничение мягче: там для расчета ростовщического процента используется средняя ставка по 20 стандартным банковским кредитам плюс определенный процент. Банки могут выдавать ростовщические кредиты, но обязаны предупреждать о такой ставке заемщиков.
В США максимальные разрешенные процентные ставки устанавливаются различными федеральными законами, которые также предписывают максимальные договорные ставки. В свою очередь в каждом штате США имеется законодательно установленная официальная или договорная процентная ставка. В дополнение к этим общим законам о ростовщическом проценте отдельные законодательные акты устанавливают специальные лимиты для определенных типов кредиторов. Например, законы о мелких ссудах различных штатов устанавливают максимальную ставку, которую могут взимать кре-
диторы, имеющие лицензию на выдачу мелких ссуд по неоплаченному долгу. За нарушение законов о ростовщичестве предусмотрены штрафы [14, 16].
В заключение изложенного необходимо отметить следующее. В связи с тем, что сегодня в России фактически набирает оборот процесс легализации под видом МФО самых настоящих ростовщиков (прежде всего речь идет о МФО, занимающихся выдачей займов населению под баснословные проценты), по мнению автора, назрела необходимость законодательно закрепить понятие «ростовщический процент» и в нашей стране. По сути, это должно быть ограничение процентов по кредитам и займам, установление максимально допустимого размера ставки, превышение которого должно быть чревато налоговыми выплатами либо запретом на кредитование по ставкам, которые превышают максимально установленный размер. Как вариант, максимально допустимый размер ставок может быть привязан к ставке рефинансирования Банка России, например ставка рефинансирования +10 процентных пунктов (на сегодняшний день -18 %). Такого рода ограничение ссудного процента позволит сделать кредит и займы более доступными и необременительными для различных социальных групп российского населения, стимулируя тем самым его покупательский спрос. В конечном итоге это может положительным образом сказаться на благосостоянии граждан страны и перспективах развития ее экономики.
Список литературы
1. В России привлечь финансирование могут в основном госкомпании через госбанки. URL: http://www. finmarket. ru/z/nws/hotnews. asp?id=287 6017&nt=&p=1&sec=0.
2. Кредитование из-под палки. URL: http:// uksa59.ru/news/40-kredit-iz-pod-palki. html.
3. Мамута М. В., Ермилова Г. А. Состояние и перспективы развития микрофинансирования в России. Роль кредитной кооперации в финансировании
малого бизнеса // Вопросы кредитной кооперации. 2006. № 1 (15). URL: http://www. credit-union. ru/ magazine_nc/10.html.
4. Микрофинансирование в России. URL: http:// www. rusmicrofinance. ru/microfinance.
5. Микрофинансирование - прогноз развития 2012. URL: http://pr.adcontext.net/12/03/ 16/103380.
6. Микрофинансы с макроразмахом. URL: http:// www. finmarket. ru/z/nws/hotnews. asp?id=2832096.
7. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ.
8. Организация деятельности микрофинансовых организаций: методическое пособие. URL: http:// www. emcomfort. ru/Content/Materials/organization_ activities. pdf?AspxAutoDetectCookieSupport=1.
9. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr. ru.
10. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России). URL: http://www. ffms. ru.
11. Рейтинг надежности микрофинансовых организаций. URL: http://raexpert. ru/ratings/mfi.
12. Сбербанк повысил стоимость потребительских кредитов до 22 %. URL: http://www. kreditovik. ru/news. php?id=4058.
13. «Секвойя Кредит Консолидейшн» представляет обзор российского рынка микрофинансирования. URL: http://www. sequoia. ru/info/ publication/498.
14. ФАС предлагает ввести понятие «ростовщический процент» по кредитам населению. URL: http://www. vedomosti. ru/finance/news/1496006/ najti_rostovschika.
15. Широнин В. М. Микрофинансирование в России. М., 2007. URL: http://www. rusmicrofinance. ru/news/articles/library/195.
16. Энциклопедия банковского дела и финансов. URL: http://www. cofe. ru/finance/russian/15/502. HTM.