Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 36-40. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 36-40.
Научная статья УДК 327(571.6:5-012) https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.6
Роль международных политико-экономических экспертных площадок в установлении многостороннего сотрудничества с целью развития государств-участников (на примере Дальнего Востока России и Восточной Азии)
Ян Линьлинь
Дальневосточный федеральный университет, Приморский край, Владивосток, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3472-7043
Аннотация. Многостороннее взаимодействие играет важную роль в развитии сотрудничества между государствами, которое позитивно сказывается на устранении региональных проблем и предоставляет возможности для экономического развития стран. Дальний Восток России и Восточная Азия - территории, активно использующиеся для работы международных политико-экономических экспертных площадок. Наибольшее распространение здесь получили политико-экономические форумы, представляющие собой своеобразную платформу, благодаря которой стал возможен обмен мнениями между представителями нескольких стран и которая сегодня выступает инструментом многостороннего сотрудничества и дипломатии. Автором рассмотрены основные политико-экономические форумы, проводимые на территории Японии, Китая, КНДР, России (Дальний Восток) и Монголии, определена их роль в решении важных для страны проблем, требующих международных совместных усилий. Отмечено, что подобные мероприятия являются перспективным форматом развития международного сотрудничества и дипломатии. Однако каждый из них обладает своими особенностями, зачастую определенными национальным своеобразием страны-организатора и направленностью ее внешней политики.
Ключевые слова: форум, многосторонняя дипломатия, сотрудничество, Дальний Восток, Китай, Япония, КНДР, Монголия
Для цитирования: Ян Линьлинь. Роль международных политико-экономических экспертных площадок в установлении многостороннего сотрудничества с целью развития государств-участников (на примере Дальнего Востока России и Восточной Азии) // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 36-40. https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.6
Original article
Governmental political and economic forums with international participation as an instrument of multilateral cooperation and diplomacy (on the example of the Russian Far East and East Asia)
Yang Linlin
Far Eastern Federal University, Primorsky Krai, Vladivostok, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3472-7043
Abstract. Multilateral cooperation plays an important role in the development of cooperation between States, which positively affects the elimination of regional problems and provides opportunities for the economic development of countries. The Russian Far East and East Asia are territories that are actively used for the work of international political and economic expert platforms. Political and economic forums, which are a kind of platform through which the exchange of views between representatives of several countries has become possible, and which today serves as an instrument of multilateral cooperation and diplomacy, have become the most widespread here. The author considers the main political and economic forums held in Japan, China, North Korea, Russia (Far East) and Mongolia, and defines their role in solving important problems for the country that require international joint efforts. It was noted that such events are a promising format for the development of international cooperation and diplomacy. However, each of them has its own characteristics, often determined by the national identity of the host country and the direction of its foreign policy.
Keywords: forum, multilateral diplomacy, cooperation, Far East, China, Japan, DPRK, Mongolia For citation: Yang Linlin. Governmental political and economic forums with international participation as an instrument of multilateral cooperation and diplomacy (on the example of the Russian Far East and East Asia) // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 36-40. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.6
В современном мире чрезвычайно важно установление и поддержание международных связей между государствами. Достичь искомого сотрудничества с другими нациями возможно при ре-
ализации разных способов. Одним из них является организация мероприятий социально-экономической направленности с международным участием, в том числе с привлечением первых лиц государства. Наибольшее распространение среди таких мероприятий получили политико-экономические форумы и экспертные площадки, представляющие собой своеобразную платформу, благодаря которой стал возможен обмен мнениями между представителями нескольких стран и которая сегодня выступает инструментом много-стороннего сотрудничества и дипломатии.
Целью нашего исследования стало изучение специфики организации и проведения подобных мероприятий на территории Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии (СВА), а также определение роли международных политико-экономических экспертных площадок в установлении многостороннего сотрудничества с целью развития государств-участников.
Географические рамки исследования, ограниченные территориями Японии, Китая, КНДР, России (Дальний Восток) и Монголии, обусловлены сопряженностью границ данных стран и возможностью провести сравнительный анализ экономико-политических международных мероприятий на основе единого признака - отнесенности к Северо-Восточной Азии (СВА).
Для определения значимости международных политико-экономических форумов для стран-участниц и их роли в установлении межгосударственного диалога мы обратились к рассмотрению специфики мероприятий такого плана, организуемых на территории того или иного государства.
На Дальнем Востоке России действует целый ряд международных политико-экономических экспертных площадок, направленных на установление многостороннего сотрудничества с государствами-партнерами, особого внимания среди которых заслуживают Восточный экономический форум и Северный форум по устойчивому развитию. Указанные площадки политико-экономической направленности обеспечивают многосторонний межгосударственный диалог на российском Дальнем Востоке (РДВ) для решения актуальных вопросов в рамках тематики мероприятий.
Одной из задач организации Восточного экономического форума (ВЭФ) является развитие Дальневосточного региона и его инфраструктуры. Так, в 2019 г. на площадках форума главой Якутии были представлены перспективные проекты в области транспорта, включая строительство моста через реку Лена, а также высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе существующего завода. В Чукотском автономном округе было предложено инвестировать в проект обустройства морских портов Северного морского пути.
Уникальность форума заключается в том, что ВЭФ - это площадка не только для реализации экономического сотрудничества, но и для обсуждения острых международных проблем в СВА и выработки направлений дальнейшего политического сотрудничества стран-участниц [1]. Участие в работе форума высокопоставленных лиц, включая глав иностранных государств и правительств, обеспечивает возможность межгосударственного диалога на высоком уровне. В 2019 г. ВЭФ посетили президент Монголии, премьер-министры Индии, Японии, Малайзии, вице-премьер Госсовета КНР, заместители премьер-министров из таких стран, как Республика Корея, Вьетнам, Люксембург, министры иностранных дел Индонезии, Сингапура, ОАЭ.
Правительственный уровень мероприятия позволяет говорить о его дипломатических возможностях, реализуемых в ходе работы тематических площадок. Ежегодно на ключевых пленарных сессиях ВЭФ лидеры Китая, Японии, Монголии, КНДР и России обсуждают состояние и перспективы развития двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества в СевероВосточной Азии (СВА), а также актуальные проблемы региональной безопасности и совместные пути их решения. Оценка ВЭФ в иностранных СМИ, в частности, в корейских и китайских, свидетельствует о том, что он воспринимается как значимое событие для всего региона СВА, дающего надежду на решение на его базе северокорейского вопроса [2]. «Восточный экономический форум - это новая платформа, направленная на продвижение экономического и политического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе на Дальнем Востоке России», -отмечается в Xinhua [3].
Имея в своей основе экономическую повестку, ВЭФ одновременно является важным механизмом для демонстрации и укрепления Россией своих стратегических позиций в СВА [4, с. 100]. Для лидеров же ведущих азиатских государств Восточный экономический форум постепенно становится всё более авторитетной площадкой для обсуждения региональных проблем и поиска моделей сотрудничества с представителями других территорий [5, с. 132].
Среди форумов, проводимых на российском Дальнем Востоке (РДВ), интерес представляет Северный форум по устойчивому развитию (СФУР), который проводится ежегодно в Якутии. Северный форум - это некоммерческая международная экспертная площадка для обсуждения проблем и перспектив устойчивого развития Севера и Арктики. В рамках форума взаимодействуют четырнадцать субнациональных или региональных правительств пяти северных стран.
Ключевая идея форума - это объединение Азии и Арктики. Также одной из задач СФУР выступает привлечение внимания инвесторов к северным регионам и последующее развитие инфраструктуры этих территорий. К идеям форума также относится реализация «Целей устойчивого развития ООН», которые были утверждены в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [6].
Летом 2020 г. форум стал площадкой для проведения Арктической летней школы в режиме онлайн, в рамках которой была развернута дискуссия о развитии арктической зоны между студентами из России, Франции, Норвегии, Германии, Канады, США, Великобритании, Швеции [7].
В целом можно сказать, что проводимые на территории российского Дальнего Востока мероприятия экономико-политической направленности характеризуются высоким уровнем межгосударственного взаимодействия и играют роль дипломатического инструмента для решения актуальных проблем внешней политики на данных территориях.
Япония использует формат экономического форума преимущественно для продвижения двусторонних межгосударственных отношений с целым рядом стран. Так, в стране проводится целый ряд мероприятий высокого уровня: Экономический форум Япония - Индонезия (Japan Indonesia Economic Forum (JIEF)), Форум дружбы Индии и Японии (India Japan Friendship Forum 2019), Российско-японский экономический форум и другие.
Дипломатическую направленность имеет Японский форум международных отношений (The Japan Forum on International Relations (JFIR)), который впервые был проведен в марте 1987 г. в Токио. JFIR - это некоммерческая независимая структура, деятельность которой направлена на популяризацию японской внешней политики и международных отношений. В рамках форума проводятся мероприятия, способствующие установлению экономических и политических отношений Японии с другими странами. Например, в 2010 г. состоялись «Японо-китайский диалог по вопросам окружающей среды», международный семинар «Содействие японо-американскому сотрудничеству в сфере нетрадиционной безопасности», международный симпозиум «Диалог между Японией и США»; в 2011 г. был проведен ряд семинаров и симпозиумов, касающихся Японии и США, в рамках которых были обсуждены вопросы энергетики. За последние десять лет работы форума на его площадках состоялись экономические диалоги Японии и Сингапура, Непала, Китая, США.
Обобщив сказанное, можно резюмировать, что Япония использует формат политико-экономических экспертных площадок для продвижения значимых для нее вопросов внешней политики в среде мирового сообщества. Международные мероприятия (форумы, симпозиумы, семинары), организуемые на территории Страны восходящего солнца, имеют высокий уровень дипломатичности за счет участия в них лиц, уполномоченных на ведение переговоров с высокопоставленными лицами других государств в рамках узкотематической направленности.
В КНДР также проводится ряд экономико-политических мероприятий, обеспечивающих диалог корейского сообщества с представителями других стран. Например, международный форум АРАС-СВА (от англ. The Association of North East Asia Regional Governments) объединяет на своих площадках участников из КНР, Японии, Кореи, России, которые обсуждают программы международного сотрудничества, обусловленные заявленной тематикой мероприятия. В 2014 г. рассматривалась тема единства восточных территорий - «Единый регион СВА, единое сообщество: вызовы и возможности», реализованная в дискуссиях «Объединение Евразии и региона СВА», «Поиск новых точек роста в регионе Японского/Восточного моря», «Реагирование регионов СВА на изменение климата». В 2015 г. главной темой мероприятия стало обсуждение бедствий СВА и методов борьбы с ними. В 2019 г. форум был посвящен развитию круизного туризма в СВА и морского транспорта. Следует сказать, что в работе этой информационной площадки не принимают участие высокопоставленные государственные лица, поэтому она ориентирована на решение текущих проблем региона, обмен мнениями, без выхода на правительственный уровень международного общения в регионе.
Среди многосторонних мероприятий, проводимых в КНДР, также необходимо отметить форум экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии и России «Northern Economic Forum 2020», который был учрежден Федерацией корейской промышленности (The Federation of Korean Industries, FKI). На его площадках обсуждались вопросы развития торговли, влияние пандемии коронавирусной инфекции на торговлю между странами Восточной Азии и другие экономические вопросы. Основные темы докладов включали в себя отраслевые направления российско-корейского экономического сотрудничества и касались реализации совместного плана по промышленно-технологической кооперации, создания новых логистических цепочек при использовании Северного морского пути, модернизации российских портов и создания общих площадок для электронной коммерции [8]. Данный форум не имеет правительственного статуса, хоть и характеризуется экономико-политической направленностью ввиду отсутствия участни-
ков - представителей правящих элит государств, что позволяет говорить о региональной значимости рассматриваемых на нем вопросов, а не общегосударственной.
Ключевую роль в регионе Восточной Азии играет Китай. Занимая особое положение на международной политической арене, имея высокие возможности для экономического развития и значительный инвестиционный потенциал, Китай является страной, в которой ежегодно проводится множество международных встреч высокого уровня.
С 2001 г. в Поднебесной проходит Азиатский экономический форум (АЭФ) в Боао (Хайнань), который носит название «Восточного Давоса» и представляет собой крупную площадку для подписания важных соглашений, согласования позиций между представителями бизнеса и правительств разных стран. АЭФ ориентирован на расширение экономических и политических связей Китая с другими странами. Он играет важную роль в усилении геополитических позиций КНР, продвигая выдвинутую китайским правительством концепцию «человечества с единой судьбой». Основные темы форума посвящены устойчивому развитию азиатского экономического сотрудничества.
В 2018 г. в работе АЭФ принял участие председатель КНР Си Цзиньпин, что значительно повысило уровень форума, придав ему статус правительственно-дипломатического.
АЭФ является площадкой для активного международного взаимодействия, диалоговой платформой, которая способствует региональной интеграции в Азии. За время своего существования форум превратился из чисто экономической во всеобъемлющую платформу для ведения переговоров на высоком уровне, предоставляющей возможности для достижения договоренностей между правительствами и деловыми кругами стран Азии и других государств.
Особое значение для Китая имеет международный форум «Один пояс - один путь» (ОПОП), который проходит с 2017 г. в Пекине. В 2019 г. в нем приняли участие 37 мировых лидеров, 360 иностранных министров, представители 150 стран и 90 международных организаций. По итогам работы площадок было заключено 283 соглашения на общую сумму 64 млрд долл. США. Политическая тематика форума связана с обсуждением интеграционных процессов в Евразии, реализации проектов «Экономический пояс Шелкового пути», ШОС и ЕврАзЭс. Следовательно, на повестке дня форума ОПОП стоит развитие многостороннего сотрудничества между странами [9].
В Монголии проводится «Экономический форум Монголии», целью которого выступает содействие устойчивому развитию страны. В деловой программе форума принимали участие президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, помощник президента РФ Игорь Левитин и другие представители федеральных органов власти Монголии и России [10]. Поскольку форум ориентирован прежде всего на решение национальных проблем Монголии и на взаимодействие преимущественно с Россией, что подтверждается участием в нем иностранных высокопоставленных лиц, он может считаться инструментом двустороннего сотрудничества и дипломатии.
Рассмотрев специфику работы политико-экономических экспертных площадок в странах СВА и на Дальнем Востоке России, можно с уверенностью сказать о том, что функционал данной формы международного взаимодействия не ограничивается лишь работой в рамках заявленной тематики мероприятия.
Правительственный статус большинства подобных форумов позволяет говорить о них как об инструменте дипломатического воздействия. Проведение политико-экономических многосторонних мероприятий создает условия для обсуждения на уровне высокопоставленных лиц ключевых вопросов международных отношений и региональной безопасности, в которых страна-организатор имеет более значимую позицию на правах «хозяйки» (как, например, это происходит в Японии). Правительственные политико-экономические форумы - это формат встреч на международном уровне, который дает возможность участникам как представителям стран обсудить направления решения актуальных проблем - частных и глобальных.
Кроме того, необходимо отметить, что использование политико-экономических экспертных площадок положительно сказывается на общем социально-экономическом развитии региона, на территории которого организована их работа, ввиду приоритетности решения вопросов, заявленных в тематике мероприятия и касающихся местной проблематики. Специфической особенностью ряда форумов, включая ВЭФ, СФУР, Хунцяо и др., выступает их ориентация на развитие региональной инфраструктуры. Можно сказать, что мероприятия такого формата способствуют установлению международных связей для преодоления важных экономических проблем, касающихся конкретной области взаимодействия (развитие северных территорий, экологическая безопасность, установление торговых путей и т. д.).
Обобщая сказанное, следует сделать вывод о том, что международные политико-экономические форумы, организуемые на территории Дальнего Востока России и Восточной Азии, явля-
ются перспективным форматом развития международного сотрудничества и дипломатии. Однако каждый из них обладает своими особенностями, зачастую определенными национальным своеобразием страны-организатора и направленностью ее внешней политики. Так, международные форумы, проводимые в Японии и Монголии, преимущественно носят двусторонний характер, а в КНДР, ввиду геополитической позиции страны на международной арене, политико-экономические многосторонние форумы не имеют правительственного статуса, однако призваны обеспечить международный диалог в интересах развития региона.
Список источников:
1. Я® ÖS = Восточный экономический форум, Путин и Дальний Восток, развитие символа экономической повседневности [Электронный ресурс] // Экономическая ежедневная газета. 2018. 31 августа. URL: https://www.mk.co.kr/news/special-edition/view/2016/08/6l8957/ (да-та обращения 01.04.2021). На кит. яз.
2. —В то1"' ощц уу-^ = Премьер-министр Ли встретился с Абэ на Восточном экономическом форуме 9 октября [Электронный ресурс] // Экономическая ежедневная газета. 2019. 16 июля. URL: https://www.mk.co.kr/news/politics/view/2019/07/528965/ (дата обращения 01.04.2021). На кит. яз.
3. Ш: ЯФЯШШРШШШ-Шт = Интервью: участие председателя КНР Си Цзиньпина в Восточном экономическом форуме стало важным событием в истории развития российско-китайских отношений-визит посла Китая в России Ли Хуэя [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2018-09/07/c_1123396947.htm (дата обращения 01.04.2021). На кит. яз.
4. Ян Линьлинь. Приоритетные направления экономического развития и сотрудничества, продвигаемые Россией в формате Восточного экономического форума // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 2 (49). С. 90-100. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2019-2/90-100.
5. Ян Линьлинь. Пятый восточный экономический форум: вклад в развитие международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 2 (53). С. 123-133. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-2/123-133.
6. Ян Линьлинь. Приоритетные направления ...
7. Экономический форум «Northern Economic Forum» [Электронный ресурс] // Минпромторг России. https://min-promtorg.gov.ru/press-centre/news/#!ekonomicheskiy_forum_northern_economic_forum_2020 (дата обращения: 01.04.2021).
8. Там же.
9. Более 280 документов на $64 млрд подписаны на форуме «Один пояс - один путь» в Пекине [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/6384995 (дата обращения: 01.04.2021).
10. В Улан-Баторе завершился экономический форум «Российско-Монгольская инициатива - 2018» [Электронный ресурс] // Экспоцентр. Москва. Режим доступа: https://www.expocentr.ru/ru/news/v-ulan-batore-zavershilsya-ekonomich-eskiy-forum-rossiysko-mongolskaya-initsiativa-2018/ (дата обращения: 01.04.2021).
Информация об авторе Ян Линьлинь - аспирант, Дальневосточный федеральный университет, Приморский край, Владивосток, Россия.
Information about the author Yang Linlin - PhD Student, Far Eastern Federal University, Primorsky Krai, Vladivostok, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 20.05.2021.