РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS
УДК 37.378.4
К.А. Булыгин, К.О. Шарипов, С.С. Жакыпбекова, К.С. Бекенаева
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Кафедра биологической химии
РОЛЬ МЕТОДА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОЦЕНКЕ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Целью настоящего исследования было сравнение эффективности интерактивного метода обучения (ЖИГСО) с традиционной системой преподавания по биохимии в медицинском ВУЗе. Эффективность оценивалась по результатам рубежного контроля, проводимого традиционным способом.
Новизна темы заключается в практическом применении на всех занятиях одного раздела по биохимии методов и приемов интерактивного обучения в сравнении с традиционными методами. При этом сравнение проводится в одинаковых группах по двум разделам с чередованием интерактивной и традиционной методик с различием студенческой среды по языку преподавания и половому составу группы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она позволяет сделать заключение о наиболее приемлемом подходе в обучении биохимии студентов-медиков соответствующих категорий и показать зависимость результата обучения (оценка за рубежный контроль) от метода преподавания.
Ключевые слова: TBL - team-based learning, командно-ориентированное обучение, CBL - case-based learning - обучение, ориентированное на случаях; PBL - problem-based learning, проблемно-ориентированное обучение; ЖИГСО -интерактивный метод обучения от англ. Jigsaw - мозаика, работа в малых группах; рубежный контроль - форма промежуточной оценки знаний и практических навыков студентов по определенному разделу дисциплины
Введение.
Целью настоящего исследования было сравнение эффективности интерактивного метода обучения (ЖИГСО) с традиционной системой преподавания по биохимии в медицинском ВУЗе. Эффективность оценивалась по результатам рубежного контроля, проводимого традиционным способом. Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью студентов на занятиях;
- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на занятиях по биохимии в медицинском университете.
Условия педагогического эксперимента:
1) Экспериментальные группы должны пройти все запланированные занятия по изучаемому разделу
2) Правильно выбрать экспериментальные группы -по соотношению уровня успеваемости, половому и языковому признакам (равнозначность в эксперименте)
Материалы и методы.
Нами были определены группы (таблица 1): №1 («32»), в которой были преимущественно мальчики (7:3), преподавание велось на русском языке. Вторая группа («17») - с казахского отделения, в которой девочек было больше (7:3).
В качестве интерактивного метода был выбран метод ЖИГСО [1,3,4], традиционная методика включала устный разбор материала методом фронтального опроса [1]. Изучение раздела завершалось проведением рубежного контроля по традиционной методике - написание письменной работы по билету, в котором было 4 теоретических вопроса и одна ситуационная задача.
Работа в малых группах по методу ЖИГСО проводилась следующим образом: вся группа (10 студентов) делилась на три подгруппы по 2-3 студента, так чтобы получилось три малые группы (подгруппы). Каждой малой группе давалось задание - ситуационная задача и конкретизировались задания каждому студенту внутри малой группы. Отводилось время (2-3 минуты) на решение каждому студенту и 5 минут для обсуждения внутри группы, затем один представитель малой группы озвучивал общее решение. Возможна модификация этого метода -давались ситуационные задачи каждому студенту малой подгруппы. Отводилось время (2-3 минуты) для решения каждому студенту своей задачи. Потом отводилось время для того, чтобы каждый студент объяснил членам своей малой группы свою задачу. Для обсуждения результатов работы малой группы преподаватель вызывал одного из студентов из каждой малой группы.
Результаты исследования и их обсуждение.
Чтобы применить дисперсионный анализ для установления влияния методов обучения на оценку коллоквиума, необходимо убедиться в нормальности распределения данной выборки, для выявления соответствия выборки нормальному закону распределения используются ряд методов как критерий Шапиро-Уилки, Эппса-Палли или критерий согласия Пирсона [2,5,6]. В нашем случае, используя программу MS Excel, мы провели проверку на нормальность по критерию Шапиро-Уилки [6] и убедились в том, что наши выборки распределены по нормальному закону распределения. При выполнении эксперимента в разных условиях дисперсионный анализ поможет определить, насколько влияют внешние факторы на измерения, или отклонения носят случайный характер. Необходимо выяснить, существенно ли влияние различных методов обучения на оценку рубежного контроля. Данная задача сводится к проверке выдвигаемой нулевой гипотезы Н0:. а1= а2=...= ато
равенстве математических ожиданий, методами обучения не оказывает существенное
осуществляемой в дисперсионном анализе, т.е. нужно влияние на оценку рубежного контроля (таблица 1-
проверить гипотезу о том, что на уровне значимости 5).
а = 0,05 (с надежностью 0,95) различие между
Таблица 1 - Абсолютное и относительное количество оценок за рубежный контроль при использовании интерактивных и традиционных методов обучения на соответствующих занятиях_
Методы Интерактивные методы обучения Традиционные методы обучения
Эксп.гр 17 каз 32 русс Сред % 17 каз 32 русс Сред %
Неуд -/0 1/10 5 -/0 2/20 10
Удовл 7/70 8/80 75 5/50 8/80 65
Хор 3/30 1/10 20 4/40 -/0 20
Отл -/0 -/0 -/0 1/10 -/0 5
Количество студентов в каждой экспериментальной общее количество студентов, проходивших
группы п=10, таким образом, эксперимент - 20
Таблица 2 - Абсолютное и относительное количество оценок за рубежный контроль при использовании интерактивных и традиционных методов обучения на соответствующих занятиях среди девочек и мальчиков (в зависимости от полового состава группы)_
Оценка за рубежный контроль Интерактивные методы обучения Традиционные методы обучения
девочки мальчики девочки мальчики
Неуд 0/0 1/10 0/0 1/10
Удовл 8/80 9/90 4/40 9/90
Хор 2/20 0/0 5/50 0/0
Отл 0/0 0/0 1/10 0/0
Количество мальчиков и девочек было одинаковым - по 10.
Таблица 3 - Влияние фактора (метода обучения) на результаты рубежного контроля
Оценка за рубежный контроль ИМО ТМО
Отлично 0 1
Хорошо 4 4
Удовлетворительно 15 13
Неудовлетворительно 1 2
Таблица 4 - Однофакторный дисперсионный анализ
Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия
ИМО 4 20 5 47,33333333
ТМО 4 20 5 30
Таблица 5 - Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ
Источник вариации SS df MS F статистика P- Значение F критическое
Между группами 0 1 0 0 1 5,987377607
Внутри групп 232 6 38,66667
Итого 232 7
В столбце расположены величины варьирования, т.е. суммы квадратов по всем отклонениям. Варьирование, как и дисперсия, характеризует разброс данных. Межгрупповой разброс оценок коллоквиума равен нулю, что в полной мере позволяет нам принять нулевую гипотезу о равенстве средних.
В столбце df (к) находятся значения чисел степеней свободы. Данные числа указывают на количество независимых отклонений, по которым будет вычисляться дисперсия. Например, межгрупповое число степеней свободы равняется разности количеству групп данных и единицы. Чем больше число степеней свободы, тем выше надежность дисперсионных параметров. Данные степеней свобод в таблице показывают, что для внутригрупповых
результатов надежность выше, чем для межгрупповых параметров.
В столбце расположены величины дисперсии, которые определяются отношением варьирования и числа степеней свобод. Дисперсия характеризует степень разброса данных, но в отличие от величины варьирования, не имеет прямой тенденции увеличиваться с ростом числа степеней свобод. Из таблицы видно, что межгрупповая дисперсия равна нулю, так как межгрупповой разброс был равен этому значению.
В столбце Б находится, значение Р-статистики,
вычисляемое отношением межгрупповой и внутригрупповой дисперсий.
В столбце Р критическое расположено F-
критическое значение, рассчитываемое по числу
степеней свободы и величине Альфа (А1рЬа). Р-статистика и Р-критическое значение используют критерий Фишера-Снедекора [2,5,6]. Если Р-статистика больше Р-критического значения, то можно утверждать, что различия между группами данных носят неслучайный характер, т.е. на уровне значимости а = 0,05 (с надежностью 0,95) нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная. А в нашем случае Р-статистика существенно меньше Р-критического значения, так как равна нулю, и мы принимаем нулевую гипотезу. Это говорит о том, что различие между методами обучения не оказывает существенного влияния на оценку рубежного контроля.
В столбце Р-значение (Р-уа1ие) находится значение вероятности того, что расхождение между группами случайно. Так как в таблице данная вероятность
равна единице, то отклонение между группами носит случайный характер.
Двухфакторный дисперсионный анализ используется для выявления факта влияния контролируемых факторов А и В на результативный признак на основе выборочных данных, причем каждому уровню одного из факторов А (или В) соответствует более одной выборки данных [2].
Необходимо оценить существенность
(достоверность) влияния каждого фактора и их
взаимодействия на оценку, получаемую на рубежном
контроле (таблица 6).
Фактор А-метод обучения
А1-ИМО
А2-ТМО
Фактор В-пол студента
В1-девочки
В2-мальчики
Таблица 6 - Влияние пола и метода обучения на оценку за рубежный контроль
Пол Оценка за рубежный контроль А1 А2
Неудовлетворительно 0 0
В1 Удовлетворительно 8 4
Хорошо 2 5
Отлично 0 1
Неудовлетворительно 1 1
В2 Удовлетворительно 9 9
Хорошо 0 0
Отлично 0 0
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа с помощью функции (таблица 7-10). Таблица 7 - Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями (для девочек)
Двухфакторный дисперсионный анализ с
повторениями
ИТОГИ А1-ИМО А2-ТМО Итого
В1-девочки
Счет 4 4 8
Сумма 10 10 20
Среднее 2,5 2,5 2,5
Дисперсия 14,33333 5,666667 8,571429
Таблица 8 - Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями (для мальчиков)
В2-мальчики А1-ИМО А2-ТМО Итого
Счет 4 4 8
Сумма 10 10 20
Среднее 2,5 2,5 2,5
Дисперсия 19 19 16,28571
Таблица 9 - Итоги по двухфакторному анализу
Итого
Счет 8 8
Сумма 20 20
Среднее 2,5 2,5
Дисперсия 14,28571 10,57143
Таблица 10 - Двухфакторный дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ
Источник вариации М8 F наблюдение Р-Значение Р критическое
Выборка 0 1 0 0 1 4,747225347
Столбцы 0 1 0 0 1 4,747225347
Взаимодействие 0 1 0 0 1 4,747225347
Внутри 174 12 14,5
Итого 174 15
Так как Fнабл<Fкрит влияния факторов (метода обучения и пола) нет, взаимодействие указанных факторов незначимо. Выводы:
1) Различие в результатах рубежного контроля, принимаемого традиционным способом (по билету с теоретическими вопросами и ситуационной задачей) в зависимости от метода преподавания на практических занятиях по данному разделу (традиционный и ЖИГСО-интерактив) не достоверны, поэтому неправомерно говорить о преимуществе того или иного метода преподавания, как доминирующего
2) Выбранные нами методы преподавания не оказали влияния на результаты рубежного контроля,
принимаемого традиционным способом (по билету с теоретическими вопросами и ситуационной задачей) в зависимости от других факторов (пола, языка обучения), поэтому перечисленные факторы в медицинском ВУЗе при выбранных условиях не могут повлиять на результаты рубежного контроля 3) Возможно, выявление определенной
закономерности в результатах исследования влияния метода преподавания на успеваемость студентов требует включение в исследование не одного раздела дисциплины, а всего курса, а итоговая аттестация в Центре тестирования и устный экзамен будут являться мишенью статистического анализа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алимов А. Интербелсендi эдiстердi жогаргы оку орындарында колдану. Оку куралы. - Алматы: 2009. - 328 с
2 Двухфакторный дисперсионный анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://baguzin.ru, Baguzin, 21.08.2013
3 «Интерактивные методы обучения» Семинар-тренинг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kazguu.kz>новости>
4 Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru, Акпулатова С.А., 04.02.2012
5 Нормальность распределения по методу Шапиро-Уилко [Электронный ресурс] Режим доступа: ый^://^-prog.ru/1_4845_kriteriya-shapiro---uilki.html
6 Параметрический Т-критерий Стьюдента [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы^Д/аШ-web.yspu.org/link1/metod/met125/node32.html, ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий, 26.07.2010
К.А. Булыгин, К.О. Шарипов, С.С. Жакыпбекова, К.С. Бекенаева
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университету Биологиялыц химия кафедрасы
АРАЛЬЩ БАКЫЛАУДЫ БАFАЛАУДАFЫ ТYРЛI ОЦЫТУ ЭД1СТЕРШЩ Р0Л1
Тушн: Бул зерттеудщ мак;саты медициналык; ЖОО-да биохимия пэнш ок;ытуда ок;ытудын, интерактивтi (ЖИГСО) эдiсiн дэстYрлi эдiспен салыстыру. Эд^ тиiмiдiлiгi дэстYрлi тэсiлмен ЖYргiзiлген аральщ бак;ылау нэтижесi бойынша багаланды.
Так;ырыптын, жацашылдыгы биохимиянын, 6ip бeлiмiнiн, сабак;тарында ок;ытудын, интерактивтi жэне дэстYрлi эдютерш салыстыра колдану болып табылады. Бул салыстыру 6ip топтын, студенттерiне ею бeлiмдi ету барысында интерактивтi жэне дэстYрлi эдiстi кезектесе колдану аркылы, о;ыту тiлi мен топтын, жынысты; курамына карай ЖYргiзiлдi.
Берiлген жумыстын, практикалык; мацызы студент-медиктерге биохимияны ок;ытудын, анагурлым тиiмдi эдiсiн тацдау жэне ок;ыту нэтижесшщ (аралык; бак;ылаудын, багасы) ок;ыту эдiсiне тэуелдiлiгiн керсету бойынша к;орытынды жасауга MYмкiндiк беруiмен сипатталады.
ТYЙiндi сездер: TBL - team-based learning, топтык;-багыттык; о;ыту; CBL - case-based learning - жагдаяттарга багытталган о;ыту; PBL - problem-based learning, мэселеге багытталган о;ыту; ЖИГСО - ок;ытудын, интерактивтi эдiсi, агылшын тшнен аударганда Jigsaw - мозаика, шагын топпен жумыс; аралык; ба;ылау - пэннщ белгiлi бiр тарауы бойынша студенттердщ бiлiмi мен тэжiрибелiк дагдыларын аралык; ба;ылау TYрi.
K.A. Bulygin, K.A. Sharipov, S.S. Zhakypbekova, K.S. Bekenaeva
Asfendiyarov Kazakh National medical university, Department of Biological Chemistry
THE ROLE OF THE METHOD OF TEACHING IN THE EVALUATION OF MIDTERM
Resume: The purpose of this study was to compare the effectiveness of interactive learning method (JIGSAW) with the traditional system of teaching biochemistry in medical school. The effectiveness was evaluated based on the midterm is carried out in the traditional way. The novelty of the theme lies in the practical application all the section on biochemistry methods and techniques of interactive learning compared to traditional methods. The comparison is carried out in the same groups on the two sections of alternating interactive and traditional methods with distinction students by language of instruction and sex composition of the group. The practical significance of this work lies in the fact that it allows to make a conclusion about the most appropriate approach to teaching biochemistry to medical students in the corresponding categories and to show the dependence of the result of learning (assessment for boundary control) method of teaching. Keywords: TBL - team-based learning, team-based learning, CBL - case-based learning focused on cases; PBL - problem-based learning, problem-based learning; JIGSAW - interactive teaching method from the English. Jigsaw, work in small groups; mid-term - form of intermediate assessments of the knowledge and practical skills of students on a particular topic of the discipline
УДК 4С(КАЗ):8.08
З.А. Абдуллина, Т.Ц. Зайсанбаев, Б.Н. Канленова
С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттыцмедицинауниверситетi, Цазац тш жэне кэаби цазац тш кафедрасы
Т1Л YЙРЕТУДЕ АУДАРМА ТЭС1Л1Н ЦОЛДАНУ
З.А.Абдуллина, Т.%.Зайсанбаев жэне Б.Н.Канленованыц «ТЫ уйретуде аударма тэсшн цолдану» атты мацаласында орыс тiлдi дэр^аналарда цазац тшн мецгертудщ бiр тэсл - аударма тэсл туралы свз болады. Авторлар цазац тМн мецгертуде аударма тэстт цалай цолдану керекттне жан-жацты тоцталады. Болашац маман взтщ мамандыгына цатысты терминдердi бiлуi тис Оны тест тапсырмалары арцылы тексеруге де болады. Авторлар оныц бiрнеше тэсшн кврсетедь Аударма тэсшн тест тапсырмаларында цолдану барысында студенттщ болашац мамандыгына цатысты терминдерд1 кэаби свздерд1 синтаксиста оралымдарды цаншалыцты децгейде быеттт аныцтауга болатынын авторлар нацты дэлелдейдь Сондай-ац тутасмэтiндердi аударту арцылы студенттердщ вз ойларын жазбаша турде жетюзе алуына ыцпал етуге болатыны мацалада толыц ашылып кврсетлген. Авторлар аударма жасау барысында эр тыдщ взте тэн синтаксиста цурылысына, улттыц свз саптау ерекшелiктерiне баса мэн беру керекттне нацты дэлелдер келтiредi.
Tyurndi свздер: свз тiркестерi, мэтн, тест тапсырмалары, аударма, аударма тэсш, тмдж ерекшелк
Зерттеу мацсаты: Студенттщ болаша; мамандыгына цатысты сездерд^ сейлемдерд^ мэтiндi аудара бiлуi керек.
Зерттеу эд^ерн эртYрлi мэтшдерден алынган мысалдар, TYсiндiру, тест тапсырмаларын орындату жэне т.б. уйымдастыру, шыгармашылы;, iзденiс, ;орытынды жасау
Юркпе: Казак; тшнщ мемлекеттж мэртебеге ие болган кезшен бастап казак; тшн о;ыту эдютемеа де жыл еткен сайын жа;сарып, дамып келе жат;аны белгш.Сонымен бiрге бас;а улт екшдершщ мемлекеттж тш - казак; тшне деген кез;арастары езгерш, тшге деген к;урметтерi арта TYстi. Дегенмен, мемлекеттж тшге деген ;ажеттшк ез децгешнде болмауы жэне ;алалы; жерлерде ;аза; тшшщ ^нделжт турмыста кен, ;олданыста болмауы мемлекеттж тшдщ тшсп дэрежеде дамуына ы;пал етпей отыр.
Орыс мектебш бтрген ;андастарымыздын, да, езге улт екшдершщ де ауызею сейлеу ден,гейлерi элi де нашарлау. Онын, басты себебi орыс мектептершде ;аза; тшн о;ытуда ;аза; тшшщ грамматикасына кеп кендл белiнедi де, ауызею сейлеу тш кебшесе назардан тыс ;алып жатады. Ал тшдщ емiр CYPУ
формасы ауызею сейлеу тш екенш ескерсек, бул мэселе ен, бiрiншi орында туруы тшс. бзге улт екшдершщ мемлекеттiк тшде ез ойларын еркiн жеткiзе алмауынын, себебi неде деген сура;;а жауап беру Yшiн галым Э.ЖYнiсбектщ пшрше назар аударайы;. Ол мунын, себебш былай деп TYсiндiредi:«Казiргi кездегi о;улы;тар да, эдiстеме де, муFалiм де ;аза; тiлiн ана тiлi ретшде Yйретуге икемделiп дайындалган. Себебi, муFалiмдер дайындайтын о;у орындары ;аза; тшн тек ана тш ретiнде о;ытатын муFалiмдер дайындап келедi. Сонды;тан олар о;у сыныбына (аудиториясына) келедi де грамматиканы жаттатудан бастайды. Айналып келгенде бала ережеш бшп-а; тур, бiрак; сейлеуге дэрмен жо;. О;ытушынын, да, о;ушыныц да ;ыруар ен,беп тш Yйрету мен тiл Yйренуге емес, грамматиканы жаттату мен жаттауга бос;а сарп болуда. Ал бiзге болса, ;аза; тiлiн «екшшЬ (ана тш емес) тiл ретiнде Yйрететiн о;у-;уралдары, эдiстеме мен муFалiмдер керек. Ендеше, эрекеттщ басы ;аза; тiлiн грамматикасыз о;ытатын о;улы;тар, эдiстемелер мен муFалiмдер дайындау болу керек»[1].