УДК 334.722(477)
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФИНАНСОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНОВ
© 2014
Н.В. Прямухина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковского и страхового дела» Черкасский государственный технологический университет, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрены особенности функционирования предприятий малого бизнеса в регионах Украины. Сравнительный анализ статистических данных отдельных стран мира и Украины обнаружил основные проблемы развития этого сектора экономики, в основе которых лежит выбранная государством неэффективная стратегия развития малого бизнеса и искаженное видение его роли в финансово-экономических процессах регионов. Предложены первоочередные и второстепенные меры, на уровне государства и территорий, трансформаций существующего механизма функционирования малого предпринимательства, которые будут способствовать формированию крепкого и фискально стабильного финансового пространства регионов.
Ключевые слова: малый бизнес, финансовое пространство, регион, стратегия, регистрация, налоговая политика, индикатор развития, регулирование, учреждения инфраструктуры.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Эффективная деятельность предприятий малого бизнеса является одной из основных предпосылок развития экономики Украины, благосостояния населения и движения к европейскому будущему. Известным фактом является то, что предприятия, особенно, малый бизнес, является основой рыночных отношений в регионе, индикатором развития его экономического и финансового пространства. Результатом деятельности предприятий, в том числе малого бизнеса, является наполнение бюджета региона и уровень жизни населения. Важна роль предпринимательства и в обеспечении движения финансовых потоков регионального финансового пространства. Финансовое пространство региона, потоки инвестиций и перспективы развития всех отраслей экономики напрямую связаны и зависят от интенсивности производства. Как институциональный сектор экономики малый бизнес является доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Именно малые предприятия, воздействуя на структуру экономики, расширяют свободу рыночного выбора, в механизме их хозяйствования преобладают рациональные формы управления, ускоряют реализацию новых бизнес-идей.
В Украине в 2010-2013 годах количество предприятий малого бизнеса уменьшалась: 2010 г. - 357,2 тыс., 2011 г. - 354,3 тыс., 2012 г. - 344 тыс., 2013 г. - 336,5 тыс. Доля реализованной продукции к общему объему в указанный период составляет: 16,9%, 15,2%, 16%, 15,3% соответственно. Доля ВВП, производимой предприятиями малого бизнеса в Украине составляет до 19%, тогда как в Чехии - 34%, Польше - 49%, России - 12%, США и ФРГ - 52%, ЕС - 65%. Количество малых предприятий на тысячу человек населения в Украине составляет 4, в Чехии - 12,4, Польше - 51,3, России - 7, США - 74, ФРГ - 37, ЕС - 45 [1]. Больше всего малых предприятий из стран ЕС имеют Италия, Англия, Германия, Франция, Испания. При среднем количестве предприятий малого бизнеса на 1000 жителей - 45 единиц, Греция, Испания, Италия, Португалия имеют 65 единиц, Нидерланды, Дания, Франция - 30. Показатель ежегодного прироста количества малых предприятий за последнее десятилетие составлял: в Великобритании 1,1%, во Франции -1,5%, В США - 8% [2, с. 67].
Обзор последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые опирается автор. Современная теория развития малых и средних предприятий является результатом исследований зарубежных ученых: Г. Кантильйона, А. Маршала, С. Симсонди, И. Шумпетера, Ф. Хайек и отечественных ученых: С. Варналий, Г. Васина, Л. Воротина Л. Верховодова, Г. Долишнего, А. Даниленко, А. Кузьмина, М. Козориз, В. Микловды, А. Мельника, С. Мочерного, В. Павлова, С. Реверчука. Также следует отметить ученых, которые исследовали вопросы взаи-
модействия малого и крупного бизнеса, в частности таких, как В. Кредисов, Д. Ляпин, В. Шпак, Т. Говорушко, О. Тимченко, Дж. Данншг, Г. Коуз, Д. Стенворт. При этом, не все вопросы, связанные с функционированием предприятий малого бизнеса исследованы, многие из них, в частности, связанные с финансовым пространством регионов, требуют дальнейших исследований.
Формирование целей статьи. Целью статьи является определение роли малого предпринимательства для финансового пространства регионов и конкретизация основных проблем его развития в Украине.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Для достижения цели исследования рассмотрим основные характеристики малых предприятий и их место на рынке. Основными характеристиками являются средне-учетная численность работающих за отчетный период, которая ограничена 50-тью лицами и объемом валового дохода не больше 70 млн. грн. [3].
Мировая практика использует критерии отнесения фирм к объектам малого предпринимательства, разработанных и внедренных международными экономическими институтами. Так, Международная Организация экономического сотрудничества и развития, в качестве главного критерия использует численность занятых: фирмы с численностью занятых до 19 человек - мелкие, до 99 - малые, 100-499 человек - средние, от 500 человек - большие. В Чехии малым считается предприятие с количеством работающих до 50 человек, объемом валового дохода - до 250 млн. крон и если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В Германии и Швеции отнесения предприятий к сектору малого бизнеса основывается преимущественно на показателе количества работающих до 500 человек. Но, кроме этого, важную роль играет внутренняя структура малого предпринимательства, которая определяется следующими показателями: стадия развития (начальная, выживание, рост); отраслевая принадлежность; географические масштабы деятельности (локальные, региональные, национальные); специфические характеристики владельцев и руководителей (иностранцы, женщины-предприниматели и т.д.); проблемы, характерные для предприятия (например, финансирование, управление качеством). В США подход к критериям сектора малого предпринимательства включает несколько составляющих: количество работающих, объем валового дохода, количество владельцев [4].
Пониженное внимание к развитию сектора малого предпринимательства в Украине является, в некоторой степени, историческим следствием советской системы хозяйствования, которая строилась на основе государственной монополии предприятий-гигантов промышленности и сельского хозяйства. Предприятия малого
бизнеса не вписывались в существующий механизм исключительно государственной собственности составляющих экономики, были неуместными и ненужными. Стоит отметить, что до 70-х годов предприятиям малого бизнеса недостаточно внимания уделялось и в развитых странах. Так, в США считалось, что большинство новых рабочих мест создается на крупных предприятиях. Все изменила статистическая отчетность, которая в конце 70-х годов выявила показатель новых рабочих мест в стране, созданных малыми предприятиями с двадцатью и менее работающих - 66%. Сегодня известно, что предприятия малого бизнеса значительно активнее, чем средние и крупные в поиске новых возможностей. Это подтверждается статистическими данными и других развитых стран: в Италии в малом бизнесе работает 80% общего количества занятых (большинство малых предприятий, зарегистрированные как промышленные, а основные доходы получают от торгово-посреднической деятельности), в Дании 92% производственных предприятий являются малыми (осуществляют, в основном, поставки деталей и компонентов для промышленности Германии и Швеции, активные участники экспорта в третьи страны) [5].
Приоритетная роль малого предпринимательства для развития финансового пространства регионов Украины подкрепляется такими данными. Наибольшее количество указанных предприятий функционирует в наиболее развитых и перспективных регионах. Можно проследить схожую динамику показателя Валового регионального продукта (ВРП) и количества имеющихся в регионе предприятий малого бизнеса: наибольшие значения показателя ВРП в 2011 г. на душу населения выявлено в г. Киеве (70,4 тыс. грн.), Днепропетровской (34,7 тыс. грн.), Полтавской (29,6 тыс. грн.) и Донецкой (28,9 тыс. грн.) областях. Количество малых предприятий на 10 тыс. населения в этих регионах составляет: 243, 89, 76, 77 единиц. Наименьшие значения ВРП - в Волынской (13,9 тыс. грн.), Ровненской (13,8 тыс. грн.), Хмельницкой (13,6 тыс. грн.) и Закарпатской (12,2 тыс. грн.). Соответствующее им количество малых предприятий составляет: 49, 41, 38, 33 [1]. Безусловно, такие значения показателей определяются и воздействием ряда других факторов, не связанных напрямую с количеством малых предприятий, например плотностью населения в крупных городах и закономерностью движения финансовых потоков в направлении городов и областных центров (закономерность Рейли). С другой стороны, развитие малого предпринимательства связано с благоприятными рыночными возможностями в регионе и имеющимися ресурсами, необходимыми для ведения дела. В конце концов, предприятию необязательно быть расположенным в областном центре, чтобы осуществлять посредническую деятельность или вести торговлю.
Малый бизнес имеет еще одно основание отстаивать собственные позиции в региональном финансовом пространстве - исключительная функция индикатора колебаний экономики и интуитивное ощущение направлений развития финансового пространства. За счет малых размеров, этот сектор экономики более чувствителен к рыночным колебаниям, а значит вынужден использовать перспективные методологии планирования и прогнозирования деятельности, инновационные разработки, как по методам управления, так и в производственном процессе. Малые предприятия в большей степени, чем крупные и средние, чувствуют любые политические и мировые изменения, поэтому должны выбрать такую стратегию развития, чтобы выжить или умереть. С другой стороны, гибкость малых предприятий дает им шанс в короткие сроки перепрофилировать свою деятельность и развиваться в соответствии с трансформациями рыночных тенденций. Это объясняется тем, что крупные и средние предприятия с большой численностью работников, значительным объемом активов и основных фондов имеют большую инертность, малые предприятия обе-58
спечивают свою деятельность малыми затратами и являются более лабильными, что обеспечивает им легкость быстрых изменений.
Крупные и большинство средних предприятий не имеют такого преимущества. Банкротство малого бизнеса приводит к менее драматическим последствиям, чем крупного.
Малый бизнес дает возможность постепенного наращивания средств для укрепления организации, позволяет экспериментировать, качественно осваивать новую продукцию и инновационные технологии [6-10]. И все же, несмотря на видное место и роль малого предпринимательства в финансовом пространстве регионов, развитие сектора предприятий малого бизнеса сталкивается со сложностями и препятствиями.
Главным препятствием для развития малого бизнеса в Украине является низкий уровень капитализации, связанный с трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они должны платить банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия из-за банковской политики хеджирования и снижения кредитных рисков. Украина занимает одно из последних мест по объему банковских заимствований предприятиями малого и среднего бизнеса (табл. 1) [11].
Таблица 1 - Доля банковских заимствований малого и среднего бизнеса в общих объемах корпоративных банковских заимствований в 2008-2011 гг., %
Страна 2003 г. 2009 г. 2010 г 2011 г.
Канада 15,6 17,9 17,5 17,5
Дания 9,1 9,0 11,2 11,7
Финляндия 21,9 19,6 15,3 21,1
Франция 20,4 20,2 20,6 20,9
Венгрия 60,6 60,0 54,5 54,5
Италия 17,9 18,3 19,0 18,3
Португалия 77,1 77,4 77,3 76,8
Словения 48,2 47,0 51,8 54,3
Великобритания 18,0 20,8 21,0 20,6
США 27,7 27,6 29,0 26,5
Россия 19,9 21,3 23,7 22,5
Украина 20,6 20,4 18,2 17,1
Сейчас корпоративное кредитование малого и среднего бизнеса во многих банках Украины заморожено. Ссуды малому и среднему бизнесу не предоставляют Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, Правекс - Банк, Прокредит банк и др. Процентные ставки по кредитам для крупных предприятий в 2011-2013 гг. составляют 20-25% годовых в гривне, для малых и средних предприятий - 30%-50% [12].
На такое состояние малого бизнеса в Украине влияют особенности, которые существенно отличают его от предпринимательства в большинстве зарубежных стран, а именно: низкий уровень технической вооруженности и уровня управления, недостаточность опыта эффективной деятельности и стремление к максимальной самостоятельности (например, зарубежные малые предприятия, в отличие от украинских, активно используют франчайзинг); сочетание в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, недостаточная инфраструктура и практически полное отсутствие государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, неуверенность западных партнеров.
Одновременно украинские предприятия страдают от сложной системы регулятивных норм и чрезмерных налогов. Несмотря на уменьшение остроты проблемы получения вовремя полной информации относительно открытия предприятия малого бизнеса в последние годы (в этой области функционирует много консалтинговых
фирм и агентств, консультации предоставляются государственными органами регистрации бизнеса, информация с официальных сайтов Интернета и т.д.) процедура остается сложной. Основным недостатком процесса регистрации субъекта предпринимательской деятельности в Украине есть значительные затраты времени, средств и усилий, поэтому эта операция пока остается трудоемкой, содержит много препятствий, особенно в сравнении с тем, как это происходит в экономически развитых странах. Например, в Чехии каждый вид предпринимательской деятельности регулируется лицензионным законом. Для того чтобы получить лицензию, необходимо принести учредительные документы и оплатить административный сбор. В зависимости от вида предпринимательской деятельности процесс регистрации новой фирмы длится от 4 до 15 рабочих дней. Для регистрации частного предпринимателя уставной капитал не нужен, с него взимается только прогрессивный налог на прибыль 15-35% [13]. Одним из важнейших условий открытия малого бизнеса в Болгарии, является наличие начального, уставного капитала в размере пять тысяч левов (3500 дол. США), который должен быть переведен на накопительный счет. Этот накопительный счет открывается на имя созданного предприятия. Снять деньги с этого счета можно будет только после того, как регистрация фирмы будет завершена. Налоговый режим в Болгарии является одинаковым для всех фирм - крупных, мелких и средних. Налог для всех компаний составляет 15% от прибыли. В среднем регистрация фирмы в Болгарии длится от 2 до 4 недель [14]. В Эстонии фирма регистрируется за 10 минут через Интернет. За сутки после уплаты налога фирма готова к работе. К бизнесу нет жестких требований, даже документы можно готовить на любом языке: русском, эстонском или английском. Ставка налога на прибыль равна нулю при условии, что предприятие не осуществляет продажи товаров и услуг лицам и фирмам, которые платят налоги в Эстонии, Ставка НДС составляет 20% [15]. В Украине время на регистрацию бизнеса составляет от 3 недель до 1,5 месяца. Практический опыт свидетельствует, что сложности ведения отечественного малого бизнеса, прежде всего, система налогов и платежей сводит к нулю его эффективность, если количество работников превышает 3 человека, то есть работникам выгоднее открыть несколько малых предприятий только на одного человека - основателя, чем работать в утвержденной законодательством численности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подведем итог. Национальная специфика развития малого предпринимательства в любой стране определяется двумя обстоятельствами. Первое: историческим этапом достижения страной соответствующего технико-технологического и организационного состояния эволюционного процесса. Второе: эффективность малого предпринимательства определяется развитием крупного бизнеса, доля которого значительная и постоянно провоцирует переход малого бизнеса на более высокие технологические уровни. Анализ развития малого предпринимательства в мире, и в европейских странах в частности, позволяет выделить три стратегические подходы к его развитию на общегосударственном уровне:
1) развитые страны мира приоритетным направлением развития малого предпринимательства считают интеграцию малого и крупного бизнеса (за счет использования франчайзинга, лизинга, совместное выполнение научных разработок);
2) индустриальные и постиндустриальные страны (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Норвегия, Ирландия, Южная Корея) стимулируют максимальное использование преимуществ малого предпринимательства и содержание нормативных параметров развития малого бизнеса в структуре региональной экономики и финансового пространства;
3) страны, экономика которых является переходной,
или находится на начальном этапе формирования рыночных отношений, используют стратегии форсированного развития предприятий малого бизнеса.
Поскольку Украина, без сомнения, принадлежит к странам с третьим видом стратегического подхода к развитию малого бизнеса, для нее, на наш взгляд, приоритетными задачами являются:
1) принятие либерального закона о малом бизнесе, основная цель которого «отпустить» малый бизнес и позволить ему экспериментировать. Основные составляющие: содействие развитию малого бизнеса в депрессивных регионах, приоритетность малого бизнеса в региональной политике и финансово-экономическом пространстве, стимулирование развития семейного бизнеса, облегчение доступа малого предпринимательства к источникам финансирования. Важно выделить отдельную категорию малых предприятий - микропредприятия (со среднесписочной численностью работающих за отчетный год до 10 человек);
2) переориентация государственной политики и задействования соответствующих экономических рычагов регионального финансово-экономического пространства для перехода на второй стратегический подход к развитию малого бизнеса;
3) упрощение механизма регистрации новых предприятий, по крайней мере, для граждан Украины, облегчение условий регулирования их деятельности и дальнейшего развития;
4) налоговая поддержка предприятий малого бизнеса (как вновь созданных, так и функционирующих);
5) создание на региональном уровне учреждений инфраструктуры содействия развитию и формированию привлекательных схем привлечения в малый бизнес финансовых ресурсов;
6) привлечение предприятий малого бизнеса к выполнению государственных заказов;
7) поддержка экспортной деятельности и научных исследований малых предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материалы сайта Государственной службы статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ukrstat.gov.ua/
2. Билык М.Д., Билык Т.А. Финансовые результаты деятельности малых предприятий: оценка и прогнозирование. Монография. - Киев: ООО «ПанТот», 2012. - 280 с.
3. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности" от 18.09.2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon.nau.ua/doc/?code=523-17
4. Рудник Г.В. Критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vuzlib.com/content/ view/2536/13
5. Малый бизнес Италии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jivkurilka.com/subpage50.html
6. Маркова О.В. Региональная инновационная система экономики и управление малым бизнесом // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012.№ 5 (25). С. 38-42.
7. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.
8. Авдонина С.Г., Грудина С.И., Подгорная А.И. Роль государства в формировании интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 83-90.
9. Проваленова Н.В., Шамин А.Е. Эффективность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере услуг // Казанская наука. 2011. № 10. С. 118-121.
10. Овчинников А.В. Инновационный механизм развития малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 96-101.
11. МСП БАНК Аналитический центр. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования Апрель 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oldsmb.economy.gov.ru/ content/ statistic/analytics/m,f, 723847/
12. Материалы сайта: http://privatbank.ua/business/ universalnyje-reshenija/kreditovanie-biznesa/
13. Материалы сайта: http://joom.org.ua/post/biznes-za-kordonom-yak-vidkryty-svoua-spravu-v-chehiyy
14. Материалы сайта: http://www.ideibiznesa.org/ otkrytie-biznesa-v-bolgarii. html
15. Материалы сайта: http://www.dklex.ee/publikatsii/ registraciya-firm-Estonia.html
THE ROLE OF SMALL ENTERPRISE IN THE FINANCIAL SPACE OF THE REGIONS
© 2014
N.V. Priamukhina, candidate of economical science, associate professor of the chair
«Banking and insurance»
Cherkasy State Technological University, Cherkasy (Ukraine)
Annotation: The article deals with the peculiarities of small enterprises functioning in Ukraine. The comparative analysis of statistical data of individual countries and Ukraine revealed major problems of development in this sector of Economics. These problems are based on government's inefficient strategy of small enterprises development, and have the deformed vision of its role in the financial and economic processes of the regions. The primary and secondary steps of transformation of the existing mechanism of small enterprises functioning that promote to build the strong fiscally stable financial space of the regions at the state and regional level where proposed.
Keywords: small business, financial sector, region, strategy, registration, tax policy, development indicator, regulation, institutions' infrastructure.
УДК 658
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
© 2014
В.В. Светлова, следователь по особо важным делам Следственный департамент МВД России, Москва (Россия)
Аннотация: Современная и эффективная комплексная информационная система направлена на обеспечение экономической безопасности коммерческого банка, поддерживаемая информационными ресурсами финансового, управленческого, стратегического и налогового учета.
Ключевые слова: экономическая безопасность, коммерческий банк, экономические подходы, эффективность деятельности, финансовый результат.
На современном этапе развития экономических отношений вопросы безопасности деятельности выступают приоритетными направлениями в функционировании и развитии любой экономической системы. Аспекты экономической безопасности экономических субъектов рассмотрены в работах российских ученых: М.А. Бендикова, Л.П. Гончаренко, А.В. Калины, А.С. Корезина, Т.Е. Кочергина, В.В. Криворотова, А.В. Крысина, О.И. Лаврушина, А.А. Одинцова, Е.А. Олейникова, А.Г. Светлакова, В.К. Сенчагова, А.Е. Суглобова, С.А. Хмелева, В.В. Шлыкова, В.И. Ярочкина и др [1].
Западными исследователями также рассматриваются экономические подходы обеспечения экономической безопасности коммерческих структур. Наибольший вклад в исследование данных вопросов внесли: Д. Аакер, И. Ансофф, С. Брайович Братанович, Р. Брейли, Х. Грюнинг, Р.С. Каплан, С. Майерс, Р. Манн, Э. Нили, Д.П. Нортон, Н.Г. Оливе, М. Стоун, А.Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон, А. Файоль, Д. Хан.
Наибольшему негативному воздействию подвержены бухгалтерские информационные системы. Бухгалтерские информационные системы коммерческого банка способствуют реализации функций управления им, таких как планирование, учет, контроль, анализ и прогнозирование. Данные системы формируются по различным уровням в зависимости от их размера. При этом каждый уровень организации бухгалтерской информации отвечает за различные функции (рисунок 1).
На каждом уровне функционирования такой системы, для оперативности работы, создаются и используются специальное программное обеспечение и автоматизированные рабочие места специалистов-экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков, взаимодействующие между собой. Применение специального программного обеспечения позволяет автоматизировать
комплекс учетных и аналитических задач, задач внутреннего контроля, повысить эффективность деятельности бухгалтерских систем и значительно упрощает управление бухгалтерским учетом, повышает доступ к бухгалтерской информации, ускоряет процесс принятия управленческих решений менеджментом коммерческого банка. Но в то же время повышается риск утечки информации, что снижает экономическую безопасность коммерческих банков.
Рисунок 1 - Уровни и функции организации бухгалтерской информации